Помоги делом
Система Orphus
Ты можешь спасти жизнь

Родительский комитет Луганщины

Программа РК ::: Наш Устав ::: Мероприятия РК
Семья и школа ::: Интересные статьи ::: Ювенальная юстиция

Юлия КОМИНКО

Семья

Домашнее насилие: куда девался мир из «малой церкви»?

защита, и помощь, и поддержка на долгие годы неизвестности. Но если семья — радость, то откуда в нашем обществе появился термин «домашнее насилие»? На тему насилия в семье проводятся семинары и круглые столы, даже приняты законы, призванные его предотвратить и защитить женщин от издевательств со стороны «сильной половины». Государство, насадившее обществу воинствующий атеизм и отделившее от себя Церковь, теперь заламывает руки и вопиет о безнравственности, падении уровня культуры и аморальности людей. Создаются всевозможные комитеты и комиссии по защите прав человека, но права одних людей нарушают и попирают другие, а принудительно заставить уважать личность государство не в силах никого. Безбожное общество пожинает плоды своего безбожия.

Благо, есть Церковь, которая заботится не столько о защите прав, сколько о спасении души каждого из своих чад. Именно поэтому она стремится не просто излечить ту или иную болезнь общества, а исцелить всего человека, вернуть ему спасительные ценности и приоритеты, восстановить гармонию с Богом.

«…И обрящете покой душам вашим» (Мф 11; 29)
Но Церковь живет по-своему. И спасает по-своему, а потому ситуация среди православных верующих немного иная. По словам клирика Свято-Вознесенского храма Киева протоиерея Константина Курбанова, большого и постоянного насилия в православных семьях попросту нет. Да, женщинам приходится терпеть очень многое, но до рукоприкладства дело доходит довольно редко. В основном его претерпевают в неблагополучных семьях, причем там, где пьет не только муж, но и жена — в этом случае возникают совершенно другие принципы взаимоотношений, присутствуют и драки. Но чтобы в обычной нормальной семье насилие было распространено, бывает не так часто Современные женщины насилия не терпят, пользуются защитой государства, и если возникают семейные конфликты, духовникам приходится просто таки уговаривать супругов простить обоюдные обиды, сохранить семью, и с этим бывают огромные проблемы. Женщины сейчас не то, что рукоприкладство, грубые слова с трудом выдерживают.

Как считает отец Константин, взаимоотношения в православных семьях еще не полностью устоялись. В нашей стране соединены многие народы, и часто люди с определенным менталитетом и темпераментом живут по каким-то своим принципам, с которыми нужно считаться. Вот, к примеру, человек кавказских кровей в силу культурных убеждений требует, чтобы жена относилась к нему с особым почтением. А женщина, случается, этого не понимает, привыкла к другой ситуации в своей семье и не способна промолчать в тот момент, когда гневается супруг. Это может закончиться и дракой. Причем не избиением, а именно дракой, где насилие исходит от обеих сторон. Но это не норма семейных отношений, а их кризисное явление. В нормальной христианской семье принуждения и насилия в отношениях между мужем и женой просто нет. Иначе обстоит дело с детьми — мы должны постоянно их понуждать к благому: чтобы вовремя вставали, ограничивали себя в потребностях, излишествах и безнравственности.

Часто случаются недоразумения, когда супруг не имеет устремления к насилию, но жена не учитывает его темперамент, и своим поведением просто выводит его из себя, провоцируя его на грубое поведение. Такое случается особенно в молодых семьях. В этом случае священник требует разумного отношения и считает виноватыми обоих: муж должен обуздывать темперамент, а супруга ему в этом помогать.

По словам отца Константина, часто именно жена выступает в семье инициатором скандалов. Женщины настолько не приучены в своих семьях к терпению, к тому, что супружество это взаимное ограничение, настолько к этому не привыкли, что даже иногда и христианкам, не то что нецерковным женам, кажется, будто муж слишком ущемляет их права. Любой призыв ограничить себя, исходя из потребностей семьи, находит в душе женщины довольно агрессивный отпор, и она идет на конфликт. А все потому, что нет правильного примера. «С детства будущие жены не видят жертвенного самообуздания со стороны женщин, — считает священник. — Напротив, сейчас повсюду звучат только постоянные требования, призывы самоутверждаться, культивировать чувственность. Всяческие необдуманные эмоциональные порывы выдаются за истинные и единственно важные. Это очень большой недостаток нашего воспитания, у женщин в частности, не обдумывать душевные устремления, более того, считать их критерием, которого необходимо придерживаться в жизни».

Безусловно, на атмосферу в семьях повлиял и атеизм. Но нужно сказать еще вот о чем. Отношения в древних семьях основывались на очень четкой иерархии, строгом повиновении, когда муж имел большое главенство, а жена находилась в довольно униженном положении. Христианство принесло особый идеал — не насильственной добродетели, а осознанной и жертвенной. Когда я ограничиваю себя, терплю нечто не из-за страха, а ради ближнего, семьи, народа — от малого до великого. Такой идеал предполагает особые отношения в семье — не нужно насилия, принуждения. С детства мальчики и девочки воспитываются на примерах особенной жизни, жертвенности, когда для человека радостью становится служение ближнему, то есть самопожертвование.

Но безбожие все перевернуло вверх дном. Христианская свобода основывается на религиозности, и без нее превращается в свою противоположность. Семья, воспринявшая христианский идеал взаимной свободы и отказавшаяся от Бога, не может существовать. Когда нет сознательного самопожертвования, а есть полная вседозволенность, все рушится. И это безбожие началось гораздо раньше официально провозглашенного воинствующего атеизма. Революция 1917 года — итог отрицания Бога и Христианства, неправильного восприятия свободы.

Приходящим в церковь со своими бедами верующим супругам священники предлагают не просто выговориться и излить душу. Общение с духовником в стенах храма не ограничивается терпеливым выслушиванием наболевших проблем и банальными книжными советами. Служитель Божий отличается от госслужащего именно уникальностью помощи — исповедь и причастие способны утешить и успокоить мятущуюся душу, стереть из сердца все обиды и успокоить даже самый неистовый гнев. Помощь Божия обязательно придет, нужно только за ней обратиться. А мужу и жене, особенно молодым, во избежание недоразумений и ссор в супружеской жизни Церковь неустанно напоминает, что семья — это такое мерило, которое требует от человека пресечения, отсечения негативных качеств и приращения к добродетели. Без этого нельзя. Осознание каждым из супругов того, что он должен идти по этому пути, поможет и поддержит в деле создания крепкой, здоровой, по-настоящему православной семьи

Родительский комитет Луганщины при поддержке Православной духовной страницы
2009 г.

© Православная духовная страница,
2006-2008 гг.