Источник: www.pravoslavie.ru

 

Зачем нужно Крещение?

Сегодня люди, приходящие в храм, часто спрашивают священника: “Зачем нужно Крещение?” Нередко можно слышать такие фразы: “У меня Бог в душе”, “Я могу общаться с Богом и без Крещения”, “Неужели Богу не все равно, крещен я или нет?” Что сказать на это? Действительно, Бог никого силком в Царство небесное не тащит, однако всякий слушающий Бога и исполняющий Его заповеди “приятен Ему” (Деян 10, 35).

Зачем же нужно Крещение? Человеку, ставящему такой вопрос, прежде всего нужно решить для себя: а хочет ли он быть вместе с Богом? Стремится ли он сделать все от него зависящее, чтобы приблизится к Богу настолько, насколько это только возможно? И если его ответ для самого себя будет положительным, то он неминуемо должен задаться и еще одним вопросом. А чего требует от меня Сам Господь? Ответ же на этот вопрос однозначно дан в Священном Писании: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мк 16, 16). Значит мало быть верующим “в душе”, нужно быть верующим и “телом”. Вспомним и другие слова Христа: “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” ( Ин 3, 5). И если для человека первейшей задачей является достижение вечной жизни с Богом в Его Царстве, то приведенные слова достаточно ясно показывают, что без Крещения эта цель, увы, недостижима. Любопытно отметить, что при всем многообразии христианских конфессий, при всех многочисленных отличиях в их жизни и учении, все они единогласно признают необходимость Крещения. И если какая-то секта отказывается от обязательности крещения для всех своих адептов, то она просто не считается христианской. Ведь как можно быть христианином, не выполняя одного из главнейших заветов Христа? После Своего Воскресения, отправляя апостолов на проповедь, Господь наш Иисус Христос заповедал им не просто учить народы, но и крестить их: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф 28, 19). Таково повеление Спасителя, и если мы хотим называться христианами, то мы должны его исполнять. Ведь христианами начали называть себя именно крещенные антиохийцы, объединенные апостолами в общину (Деян 11, 26). Так что никаких некрещенных христиан, верующих “в душе”, история не знала и не знает.

Однако указанные вопросы могут исходить не только из праздного любопытства, не сопряженного с подлинной верой. Они могут быть продиктованы и искренним желанием осознанно подойти к принятию Крещения. Что же такое Крещение?

Не вдаваясь в богословские тонкости, скажем кратко. Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. Он воспринял нашу человеческую природу, жил на земле, учил людей, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся к Богу Отцу вместе со Своей человеческой природой. Он показал единственный путь, которым человек может прийти к Богу. И всякий, желающий спастись, должен умереть и воскреснуть со Христом, чтобы с Ним и Царствовать на небе. Это соумирание и совоскресение как раз и совершается во время крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом в Послании к Колоссянам: “быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах ..., оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол 2, 12-13). И нет другого средства примириться с Богом и избавиться от тяжести совершенных грехов.

Но повторим еще раз: Бог никого ни к чему не принуждает. Поэтому и Крещение - это свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее - доверился Христу и согласился идти за Ним до конца. Поэтому тщательно испытайте свою совесть и решите: есть ли в вас эта решимость, эта готовность последовать за Христом? И если она есть, то выразите ее в принятии Таинства Крещения.

 

 

 

Епископ Александр (Милеант)

Таинства Крещения и Миропомазания

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря:

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5–6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос, Который освятил Его Своим собственным примером, приняв Крещение у Иоанна на реке Иордан. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Сына Божия, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы, например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного повествуется о том, как «Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сектанты осуждают православных за совершение таинств над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило собой ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами. Апостол Павел называет христианское крещение «обрезанием нерукотворным» (Колос.2:11–12).

Так как при крещении человек получает, вместо прежнего ветхого бытия, новую жизнь, становится чадом Божиим и наследником вечной жизни, то вполне очевидно, что крещение необходимо для всех, в том числе – и для младенцев, чтобы, развиваясь физически, они одновременно и своим духом возрастали во Христе. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. В апостольских писаниях неоднократно упоминается о крещении целых семейств (дом Лидии, дом темничного стража, дом Стефанов – 1Кор.1:16), и нигде не упоминается об исключении младенцев при общем крещении. Отцы Церкви в своих поучениях настаивают на крещении детей. Св. Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? – Не давай усилиться повреждению со временем; пусть он будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи человеческого естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала его для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:4).

Крещение не является лишь символом очищения, оно – самое начало и источник всех последующих божественных даров, очищающий и уничтожающий все греховные скверны и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром.

Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни. О благодатных дарах Святого Духа Иисус Христос сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38–39).

В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Кроме общих даров, необходимых каждому христианину, существуют еще т. н. чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются людям, несущим в Церкви особые служения, как-то: священникам, проповедникам, пророкам, апостолам, всем благонамеренным правителям.

Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Деян.8:14–17, 19:2–6). Однако уже в середине первого века таинство это стало совершаться через помазание святым елеем – миром. Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Примеров преподания благодатных даров именно через помазание елеем очень много в ветхозаветной Священной Истории (Исх.29:7 ; Лев.8:12 ; 1Цар.10:1 ; 2Цар.9:3 ; Пс.132:2). Отсюда и само наименование «Мессия» или «Христос», что по-гречески значит «помазанный».

Святым миром (раньше оно писалось через «ижицу» – «миро») называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники – епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

То, что помазание освященным миром восходит к апостолам, видно из слов апостола Павла, писавшего: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22). Сами совершительные слова таинства Печать дара Духа Святаго тесно связаны с этим изречением апостола, который пишет: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30). «Днем избавления» в Священном Писании называется крещение; под «знаменованием Святого Духа», несомненно, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая сразу после крещения.

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь».

Примечания:

Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Приступая к Крещению, священник молит Господа изгнать из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в его сердце, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же, со своей стороны отрекается от диавола и обещает впредь служить только одному Христу. Чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Иисуса Христа, как единородного Сына Божия и своего Спасителя. При крещении младенца отречение от диавола и чтение Символа веры произносят от его лица крестные родители, которые являются поручителями за его веру. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь".

На крещенного возлагают белую одежду и нательный крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит знаком того, что он стал христианином.

Сразу же после Крещения совершается таинство Миропомазания. Священник помазывает крещенного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов: «Печать (знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещаемому дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Чело, или лоб, помазываются миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и поведения. Троекратное затем хождение вокруг купели символизирует «хождение» в заповедях Христовых, чем новокрещенный уподобляется Ему. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещаемого делается в знак его посвящения Господу.

 

 

 

Епископ Александр (Милеант)

Крещение младенцев

Как было уже упомянуто, все люди, произойдя от одного человека, унаследовали от него природу, поврежденную первородным грехом. Это духовно-нравственное повреждение, наподобие дефективных ген, наследственно передается от родителей к их детям. Именно эта греховная поврежденность держит всех некрещеных, с одной стороны, в состоянии духовной инертности, а, с другой стороны, делает их удобопреклонными ко всякому греху. Апостол Павел в послании к Римлянам очень подробно писал на эту тему. Вот почему, в принципе, не только взрослые, но и дети нуждаются в духовном лечении, которое подается людям в таинстве Крещения. В этом таинстве совершается двойное чудо: человек очищается от всех грехов, включая и первородный, и рождается для духовно-нравственной жизни. Поэтому, чем раньше принять крещение, тем лучше для человека. То, что дети не способны еще сознательно оценить присутствие в себе благодати – это другой вопрос. Тем не менее, нельзя отрицать, что их детские и невинные сердца очень восприимчивы ко всему Божественному. Недаром Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное» и «Если не обратитесь и не станете, как дети, не войдете в Царство Небесное» .

В свете этих ясных слов Христа, все возражения против крещения детей должны отпасть сами собой, и все рассуждения на эту тему должны переключиться на поиски путей, что делать, чтобы благодать Крещения наиболее эффективно закрепилась в них.

Говоря об обогащении духовными сокровищами, следует учитывать, что человеческая душа способна воспринимать не только то, что она сознает и понимает, но и то, что ускользает от её сознания. Уже давно психологи установили факт, что большую часть своих впечатлений и понятий человек накопляет именно в раннем детстве. Этот процесс несознательных и полусознательных восприятий продолжается в течение всей жизни.

Когда мы стоим в церкви, то далеко не все молитвы и песнопения доходят до нашего сознания. Однако это не значит, что они проходят бесследно. Напротив, минуя сознание, они тем глубже проникают в сердце, оставляя в ней свой благотворный след. Сама духовная атмосфера храма глубоко проникает в сердце помимо нашего активного участи. Вот почему, например, иностранцы, попав на наше богослужение, ощущают в храме духовный подъем и просветление. Подобным образом и по отношению к детям следует сказать, что придет время, когда их неосознанно воспринятые ощущения во время домашней или храмовой молитвы, накопляясь где-то глубоко в душе, принесут свой добрый плод.

Когда Иисус Христос возлагал Свои руки на детей и благословлял их – этим Он не только выражал Свою ласку к ним, но Его освящающая Божественная сила действительно нисходила в их чистые души. И не только от Спасителя, но и от многих других исходит подобное доброе влияние – от служащего священника, от красиво поющего хора, от родителей, оказывающих детям свою любовь и ласку – от всех, кто несет в себе искры Его Света.

К сказанному следует добавить, что помимо сознательно или бессознательно воспринимаемых впечатлений, в таинстве Крещения, как и во всех богослужениях Церкви, невидимо действует всепроникающая благодать Божия. Именно она более нашего сознательного усилия закрепляет в крещаемом те или другие благотворные перемены.

Не происходит ли нечто подобное в повседневной жизни? Разве мы сознательно воспринимаем благотворное действие солнечной теплоты и света, когда греемся на лоне природы? Солнечные и грязевые ванны, устраиваемые для больных и престарелых, разве не оказывают на них целебного действия, независимо от их сознания? Если мы всмотримся внимательно в свою жизнь, то увидим, что значительную часть своего духовного содержания мы получаем помимо нашего активного старания. Тем более благодать Божия оказывает на нас своё благотворное влияние всякий раз, когда мы соприкасаемся с нею – сознаем мы это или нет. Вот почему крещение новорожденных и вообще детей полезно и спасительно для них.

Только неправильное воспитание может ослабить и как бы аннулировать то благо, которое дети получили в своем Крещении. Вот почему так важно довести до сознания как родителей, так и восприемников необходимость христианского воспитания детей.

Итак, вся обстановка Крещения, молитвы, священнодействия всегда действенны. В той или иной мере их благотворное действие проникают в душу крещаемого и оставляют там свой след. Благодать Божия, воспринятая младенцем, как зерно, брошенное в землю, не остается в нем мертвой, но прорастет в свое время и принесёт плод.

 

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.