Реабилитация пострадавших от группового психологического насилия от авторитарных лидеров:
Введение

Лишь натяни решимость, как струну, - И выйдет все.
Макбет.

В 1980 году я ушла из Международного Пути, одного из преуспевающих культов периода 70-х годов. Более десяти лет я боролась, чтобы перестроить свою жизнь. Из тех сражений получена масса знания, роста и исцеления. Я думаю, что мне следует поделиться с вами своими мыслями об этом процессе, о том, что срабатывало и что не срабатывало для меня, в надежде, что исцеление ваше и того, кто вам дорог, будет менее болезненным и менее поглощающим время.

Вы можете найти на этих страницах идеи, которые помогут вам, даже если вы были не в культе, а оказались под властью других подразумевающих психологическое насилие или всепоглощающих взаимоотношений. Многие из тех, кто читал первое издание и освободились от таких психологически насильственных отношений, как наличие супруга - алкоголика или алкогольной семьи, отмечали, что они находили эту книгу очень полезной и обнадеживающей.

 

Составные части исцеления

Я выяснила, что существуют три основных ингредиента, необходимых для выздоровления. Без них вы можете лишь немного подлечиться. Вот они:

  • Время.
  • Дисциплина.
  • Мужество.

На то, чтобы вылечиться, требуется масса времени, гораздо больше, чем я когда-либо могла себе вообразить. Необходим громадный объем умственной дисциплины, чтобы демонтировать запутанную паутину групповой "логики". Когда я пришла в себя после этой западни, я пришла в уныние от невозможности найти внедренную в нашу культуру дополнительную "логику" также сомнительного характера, и поэтому моя работа по демонтажу не покончила и не могла покончить с группой. И это потребовало мужества. Мужества стоять лицом к лицу с такой пропастью безнадежности, с какой, молюсь, я никогда не столкнусь снова. Мужества избавиться от мифов, желаний и фантазий и избавиться от наивности.

 

Как с этим работать

Эта книга вобрала в себя все, что я узнала, помогая экс-культистам и их семьям с 1980 года, но я не являюсь подготовленным консультантом или психиатром. Эта книга не предназначена и не может заменить хорошую терапевтическую и медицинскую помощь. Многие, очень многие люди говорили мне о том, насколько полезна была эта книга. Я думаю, вы найдете здесь хорошие идеи и предложения. По мере того, как вы её читаете и обсуждаете идеи и упражнения с семьей и друзьями, выберите то, что будет работать для вас. Это предложения, а не "библия".

 

Что такое деструктивная группа?

Ниже перечислены особенности и методики деструктивной группы в том виде, как они обозначены в брошюре Сети Оповещения о Культах. Для глубокого чтения по психологическим шагам и методике принуждения смотрите классическую работу Лифтона, озаглавленную "Реформирование мышления и психология тоталитаризма" ( Thought Reform and the Psychology of Totalism , 1961), особенно Главы 5, 12 и 22. (Смотрите Приложения B и C ).

 

Признаки деструктивного культа

Признаки деструктивной группы следующие:
  • Контроль сознания (незаконное влияние): Манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия.
  • Харизматическое лидерство: Провозглашение божественности или особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией. Руководство может состоять из одного человека или из небольшого ядра лидеров.
  • Обман: Вербовка и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания [групповая психология]; использование "фасадных групп".
  • Исключительность: Скрытность (секретность) и неопределённость для последователей относительно деятельности (деятельностей) и убеждений.
  • Отчуждение: Отделение от семьи, друзей и общества, изменение в ценностях и замещение культом как новой "семьёй"; очевидность (наличие факта) постепенных или резких личностных изменений.
  • Эксплуатация: Может быть финансовой, физической или психологической; нажим (давление) с целью получить деньги, (заставить) очень много потратить на курсы или сделать чрезмерный взнос на специальные проекты; и вовлечение в неуместные (неприемлемые) (формы) половой активности, даже злоупотребление в отношении детей.
  • Тоталитарное мировоззрение (взгляд на мир) (мы/они синдром): Приводит к зависимости, преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на доброту.

 

Техники деструктивной группы

Техники [воздействия] деструктивной группы следующие:
  • Групповое давление и "бомбёжка любовью" (“ love - bombing ”) отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть.
  • Изоляция/отделение создаёт невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
  • Останавливающие мышление техники вводят новобранца (рекрута) в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние сильной (высокой)внушаемости.
  • Страх и вина вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград.
  • Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
  • Неадекватное питание иногда маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
  • Сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращённого посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Не все из этих особенностей должны присутствовать одновременно для того, чтобы режим контроля над сознанием срабатывал.

 

Пагубные последствиядеструктивной группы

Пагубные последствия деструктивной группы могут включать:

  • Потерю свободной воли и контроля над своей жизнью.
  • Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).
  • Потерю спонтанности (непосредственности, непринуждённости) или чувства юмора.
  • Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими (непринуждёнными, нежёсткими) связями.
  • Ухудшение физического состояния и болезнь (злоупотребление).
  • Ухудшение психологического состояния (включая галлюцинации, тревожность, паранойю, дезориентацию и расщепление личности).
  • Невольно (недобровольно), де-факто - рабство или эксплуатацию.

Не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт деструктивного культа.

 

Структура этого руководства

Это руководство состоит из введения, четырех глав и приложений. Внутри каждой главы имеется ряд тем, которые обращены к различным ощущениям и сложным вопросам данной фазы исцеления. Эти темы организованы в какой-то мере хронологически. Упражнения представлены для того, чтобы помочь стимулировать мышление относительно того, как обсуждаемая тема воздействует на читателя. Они полностью факультативны и представлены здесь просто в качестве учебных вспомогательных средств. Приложения обеспечивают дополнительную информацию, включая вопросы научных исследований и рекомендуемый список для чтения.

 

Навязчивые слова и горячие кнопки

Я старалась не использовать фразеологию, которая могла бы напомнить читателям об их специальном малопонятном культовом жаргоне ("заряженный язык"). Но поскольку существует, по крайней мере, несколько тысяч культов, которые постоянно изменяются и мутируют, для меня было невозможно избежать прикосновения к некоторым кнопкам у некоторых людей. Я сожалею об этом. Я старалась не использовать "заряженные" слова. Если что-то из используемой мною фразеологии затрагивает для вас горячие точки, вы можете пожелать попытаться использовать эту проблему в качестве шанса для демонтажа сигналов. Если вы начнете "уплывать" или почувствуете, что вас трясет при чтении какой-либо части этой книги, попросите кого-нибудь поговорить с вами о том, что вы испытываете. (Смотрите "Плавание", стр.).

 

Факторы исцеления

Начиная с 1980 года, я говорила со многими экс-культистами, их семьями, друзьями, супругами и знакомыми в неформальной консультирующей и поддерживающей роли не только как бывшая культистка, но с 1987 г. по 1990 г. как региональный директор FOCUS , национальной группы поддержки для Экс-культистов, в Новой Англии. На основании этого множества бесед и собственного опыта мне кажется, что на способность человека к исцелению и на его скорость влияет ряд факторов:

  • Насколько эмоционально развитым и психологически здоровым был человек до вербовки
  • Насколько резкой была грань между бывшим "я" и культовым "я"
  • Виды переживаний внутри культа, такие, как сексуальное, относящееся к питанию, физическое, эмоциональное, психическое и ритуальное насилие
  • Тип и качество выхода, было ли это:
  • Исключение из группы
  • Насильственное воздействие путем депрограммирования
  • Ненасильственное воздействие консультирования о выходе
  • Добровольный уход
  • Поддержка других экс-культистов, особенно из этой же группы
  • Поддержка и одобрение семьи и друзей
  • Профессиональная помощь, полученная после ухода, такая как:
  • Индивидуальное и групповое консультирование
  • Стационарное учреждение, предназначенное для излечения, т.е. реабилитационный центр
  • Медицинское внимание
  • Государственные социальные службы
  • Юридические службы, особенно опека над детьми
  • Службы по обеспечению карьеры и размещению рабочих мест
  • Время для исцеления и проработки сложных вопросов до принятия на себя важных обязательств, таких как учеба и/или карьера
  • Умственная дисциплина для восстановления (или развития) способностей к критическому мышлению, даже тогда, когда это дается с трудом
  • Мужество перед лицом боли утраты и невозможности отделаться от самого процесса страдания даже тогда, когда это становится болезненным

 

Фазы исцеления

Процесс выздоровления может охватывать любой отрезок времени по длительности и в основном разбивается на три главных фазы. Вот эти три фазы:

  • Осознание и уход
  • Понимание и способность чувствовать
  • Перестройка и мечты

 

Первая фаза - Осознание и уход

Первая фаза различается по длительности и часто зависит от метода выхода. Эта фаза характеризуется переживаниями, которые предупреждают членов об опасности группы, и постоянно имеет свои l результатом выХод члена из группы.

Ключом к эффективному выходу является "прыжковый старт" професса критического мышления в мозгу. Этот процесс слишком долго сдерживался, потому что группа говорила последователям, что задавать вопросы и сомневаться в группе - значит предавать Бога (или что-то в этом роде). Ценой сомнений, говорили они, является вечная смерть. Это очень мощный страх, который трудно преодолеть.

Осознание коварной природы культа и решение покинуть его к одним приходит медленно, к другим - быстро. Например, тот, кого насильственно депрограммировали, осознает происходящее и покидает культ очень быстро по сравнению с тем, кто выходит добровольно после нескольких месяцев или лет "внушенных дьяволом" сомнений.

Даже после ухода некоторые экс-культисты не уверены в том, что они приняли верное решение, и "плавают" между старой культовой сущностью и новой освобожденной индивидуальностью или докультовым "я". (Смотрите "Плавание", стр. ). Чем больше информации и поддержки получают культисты в течение этой фазы, тем лучше они оснащены для того, чтобы справиться с болью и потерей второй фазы.

 

Вторая фаза - Понимание и способность чувствовать

Вторая фаза полна спадами и подъемами, ощущением того, что вы только что вернулись с Марса, пробуждением новой свободы и открытиями, и она также полна яростью и болью. Она включает в себя необходимость согласиться с тем, что тебя изнасиловали эмоционально и духовно. А для многих она означает согласие с тем, что они также были изнасилованы физически.

Я не знаю, как передать крайности боли, возможные в этой фазе. Возможно, это подобно тому, как если бы вы ощущали себя беспомощно стоящим рядом, когда какой-то безумец медленно убивает того, кого вы любите. Для многих кажется невероятным, что из-за того, что они хотели служить Богу и своей стране, хотели пммогать людям и желали сделать мир лучшим местом, - из-за всего этого идеализма (или самоотверженности) их использовали так жестоко. Это тот аспект опыта, с которым очень трудно примириться. "Что же я такое сделал, чтобы со мной так обращались?" - это вопрос, который звучит глубоко в сердце любого экс-культиста. Ответ на этот вопрос коренится в понимании того, как работает методика контроля сознания.

Следовательно, неудивительно, что ярость и гнев. Которые ощущает экс-культист, являются непреодолимыми и пугающими. И это тем более так, поскольку многие склонны подавлять или отвергать полное выражение своих эмоций. Однако понимание и способность почувствовать эмоции недеструктивным образом, я полагаю, является решающим для выздоровления.

Эта вторая фаза может быть необычайным путешествием через боль и утрату к знанию и совершенному владению ситуацией. Она различается по длительности и зависит от того, насколько экс-культист способен пережить утрату и насколько он дисциплинирован в обучении, мышлении и работе в направлении досконального понимания пережитого.

 

Как научиться вновь доверять

Одна из действительно наиболее трудно дающихся составных частей в работе с данным опытом заключается в самом том факте, что это очень большой труд. Экс-культист должен научиться вновь доверять жизни, а обучение доверию требует научиться подвергать проверке реальность. Поскольку культовые фобии и доктрины часто касаются многих аспектов жизни, таких, как семья, правительство, образование, религия, взаимоотношения и экономика, экс-культист часто считает необходимым изучать и реально подвергать проверке большинство, если не все доктрины, полученные в культе из-за едва уловимых остаточных идей, которые продолжают манипулировать им.

Кроме того, именно в этой фазе индивиды должны научиться снова доверять самим себе и своей способности принимать решения. Учиться вновь доверять после того, как вас использовали и причиняли вам боль, может быть очень жутко, но вера в себя и других может быть выстроена заново при дисциплинированном мышлении и мужестве.

Для тех, у кого было дисфункциональное прошлое, выздоровление от культового опыта часто означает признание более ранних моделей и исцеление от их последствий ( Black , 1982). К этим моделям относятся:

  • Применяющие насилие родители, родственники, братья или сестры, супруг
  • Собственное насильственное поведение по отношению к другим
  • Алкоголизм, насилие, инцест, беспорядочное питание, злоупотребление наркотиками
  • Трудности в интимной сфере, карьере, неприятности с органами юридического принуждения
  • Если экс-культисты готовы "засучить рукава" и "рыть землю копытами", а также тщательно разобраться со своим прошлым, они могут двигаться к третьей фазе, фазе перестройки своей жизни и строительства мечты.

 

Третья фаза - Перестройка и мечты

  • Для того, кто находится посреди боли второй фазы, сама идея о том, чтобы иметь мечту и строить её, является просто печальной, бесполезной и болезненной насмешкой. Проведя много лет во второй фазе, я очень хорошо поняла это унылое чувство.
  • Перестроить свою жизнь вполне возможно. Вы не сможете компенсировать все те годы, которые культ у вас украл, но вы можете наверстать некоторые из этих утраченных лет. Я работала очень тяжко, чтобы исцелиться после сверхпротекционистской и деспотической семьи, семи лет в культе, изнасилования в период, когда я была в культе, двух насильственных депрограммирований, каждое из которых происходило в условиях наличия охраны, судебного процесса по оказанию помощи одному человеку, вышедшему из культа, чересчур многих перемен рабочих мест и слишком многих не удовлетворяющих меня взаимоотношений после культа.
  • Если вы готовы связаться со всем этим, работать с этим, разделаться с мифами, которые выглядят как истины, не только в культе, но и в обществе, и если вы готовы приобрести новые умения и улучшить старые, вы можете построить здоровую и хорошо функционирующую жизнь с мечтой, в направлении которой вы можете работать.

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.