Ложные чудеса:
“Я лечусь у чародея”

В последнее время появилось немало людей, обладающих необычайными способностями: экстрасенсов и гипнотизеров, которым предоставляются полосы в газетах и даже телеэкран. То, что демонстрируют такие люди с экрана, нередко именуется “чудом.” Неудивительно, когда неверующие люди (втайне все-таки жаждущие чудес!) оценивают так эти явления, но иногда и у православных верующих возникает впечатление, что действия экстрасенсов — дар Божий. В подтверждение вспоминаются святые целители-бессеребренники, способные одним лишь словом, молитвой, возложением рук исцелять больных и страждущих. Между тем каждый честный врач-гипнотизер скажет, что никакого чуда в его гипнотическом влиянии нет. Здесь имеет место воздействие нанервнуюсистему человекаволевой силы, природа которой пока не вполне понятна …

Многие полагают, что именно так же лечили людей и святые. То есть, чудеса исцелений, описанные в Евангелии и житиях святых, — это явления того же порядка и характера, что и действия современных гипнотизеров, экстрасенсов.

Как же отличить подлинное чудо, Божию силу — от силы, природа которой науке пока не ясна?

Христианские святые: такие как великомученик целитель Пантелеимон, Косьма и Дамиан, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие — это не просто волевые и даже не просто искренно верующие и высоконравственные люди. Это люди, стяжавшие благодать Святого Духа трудным подвигом восхождения к Богу по правилам православной аскезы. Благодать проявляется в различных дарованиях, в том числе в способности исцеления людей. Православная святость, высота духовно-молитвенного подвига человека во Христе по правилам Церкви — вот гарантия и критерий того, что исцеления, происходящие от такого человека, совершаются несотворенной силой (энергией) Божества и являются истинным чудом, то есть таким действием, при котором в ход естественных, Богом установленных законов материальной жизни, привходят сверхъестественные Божественные силы. В таком случае исцеления совершенны, безусловны и могут осуществляться по отношению к любому болящему, независимо от особенностей его организма, нервной системы, глубины поражения болезнью, могут быть даже воскрешены умершие — и не клинической, а самой что ни на есть настоящей смертью.

Но если не в связи с молитвенно-духовной жизнью во Христе, а невесть откуда в человеке, или от рождения, или в результате болезненного шока, или в итоге некоего ауто-треннинга (скажем по системе йоги) появляется какая-то необычная способность (например, способность гипнотического воздействия на других людей), то очевидно, что это не благодать Святого Духа. Тогда, что же это за сила? Какова ее природа?

Возможны два ответа. Или это сила, непосредственно исходящая от падших ангелов, или одна из материальных сил (энергий) человеческого естества, получившая возможность фокусироваться в направленный луч (вроде феномена увеличительного стекла, когда обычный рассеянный солнечный свет собирается в пучок, способный прожигать бумагу, дерево, кожу).

Рассмотрим последний вариант, когда речь идет о материальной, естественной силе. Отвлеченно рассуждая, чрезвычайные природные силы можно было бы признать нейтральными по отношению к духовно-нравственному состоянию их владельца (то есть они зависят лишь от того, какой человек и с какой целью их использует). Но на деле это не так. “Земные” силы природы до Второго пришествия Христова находятся в относительной власти дьявола. Он — “князь мира сего.”

После своего грехопадения человек материальным, телесным своим составом, плотью с ее “страстями и похотями,” подпал под власть дьявола. Отсюда уже неизбежно, любая необычайная, чрезвычайная энергия души или плоти человека растворена грехом и через это подчинена дьяволу. Только “тесные врата” подвижнической молитвенной жизни православного человека во Христе способны освободить его от роковой власти адских сил, да и то лишь при особой, исключительной помощи Божией. Если же такого преображения нет, то у самых добрых по натуре людей, ставших обладателями чрезвычайных способностей и энергий, происходит следующее: незаметно для себя они подвергаются демоническим внушениям, возрождающим в человеке чувство собственной исключительности, необычайности, то есть гордости явной или тайной, не всегда замечаемой самим человеком. Чаще всего такие люди соблазняются властью, какую они могут иметь над другими людьми, или славой человеческой, то есть той же гордыней.

Нам сразу возразят: но ведь происходят же исцеления при помощи экстрасенсов! Люди избавляются от болей, от недугов, от болезней, которые считались неизлечимыми. Разве это плохо? Разве это противоречит христианскому милосердию? И какая разница как лечить? Лишь бы вылечить…

В ходе пастырского служения мне не раз приходилось близко знакомиться с отечественными йогами, гипнотизерами, экстрасенсами, врачами-психиатрами. По мнению самых опытных из них, гипнотабельными (способными воспринимать гипнотические внушения) являются в среднем 20 процентов испытуемых. Гипнотизер с помощью несложных проверочных опытов выявляет группу таких восприимчивых людей. Из них посредством более сложных опытов выделяет еще одну группу, особо чувствительных к гипнозу. С ними и “работает,” приучая их нервную систему к исполнению любых своих команд и приказов. Такой гипнотизер может демонстрировать своих избранников широкой публике, производя эффектное впечатление мнимого всемогущества, почти чуда. Правда, он может откровенно признать, что не все люди получают от него исцеление. Но подобные признания публика обычно игнорирует, увлекаясь эффектом содеянного.

Итак, чудеса экстрасенсорного воздействия может проявить далеко не всякий человек. А что происходит с теми, кто все же их проявляет? Врачи-психиатры не без основания полагают, что один из секретов гипноза состоит в мобилизации предельных возможностей тех или иных функций человеческого организма. Обычно его силы, способности, функции используются гораздо ниже своих предельных возможностей. Если довести эти функции до предельного уровня напряжения, можно получить эффект исцеления от некоторых болезней. Но что потом? Использовав предельную нагрузку, наш организм не в силах будет справиться с очередными болезнями. Наступит реакция спада его внутренних возможностей, и последствия могут оказаться еще более худшими. Отсюда еще более страшные болезни или психические расстройства (беснования), или духовное порабощение силам тьмы. Этой хитрости и коварства не учитывают ни “целители,” ни те, которые стремятся избавиться от своих страданий любыми средствами. “И бывает человеку тому последнее хуже первого!” (Мт. 12:45). Гипнотическое воздействие, кроме того, срывает ту защитную печать, которая предохраняла сознание человека от сторонних внушений, сохраняла его должную внутреннюю свободу. Теперь человек становится податливым и на другие чуждые внушения. Это, пожалуй, самое тяжелое последствие гипнотического лечения.

Обратите внимание на то, как работают гипнотизеры (или иные экстрасенсы). Они могут говорить с людьми доброжелательным спокойным тоном, но в решительные моменты у них в ходу окрик, придающий силу волевому приказу. Для чего? Чтобы подавить естественное сопротивление свободного сознания и воли пациента, заставляя их подчиняться воле врача. Кто смотрел по телевидению передачу о том психотерапевте, который через телеэкран осуществил обезболивание при хирургической операции у двух женщин, тот, наверное, обратил внимание на резкий, моментами даже грубоватый тон для врача в решающий период перед тем, как начали работать скальпели хирургов. О том, что больные женщины были давними подопытными гипнотизера, с которыми он предварительно поработал, в передаче не говорилось. Эксперимент не был чистым, даже с точки зрения присутствовавших врачей. Можно сравнить также тон, дух, характер обращения с больными людьми, таких подвижников, как преп. Серафим Саровский, отец Иоанн Кронштадтский. Парализованного Н. А. Мотовилова старец Серафим излечил от паралича одними ласковыми словами: никакого окрика, приказа, никакого разрушительного волевого вторжения.

Другой, не менее известный экстрасенс, во время телесеанса предлагает зрителям ставить на стол сосуды с водой и потом пить эту воду, как целебную. Опросы людей показывают, что вода одним помогает, а у других (большинства) или вызывает ухудшение болезни, или в лучшем случае, не производит никакого эффекта. Магические наговаривания на воду известны с глубочайшей языческой древности и определяются не только Церковью, но и современной наукой, как чародейство. По точному наблюдению академика Рыбакова, чародейство — действие над чарой (чаркой, миской, тазом) с водой. И по сей день почти все знахари и “бабки,” пользуются с целью наведения болезней на человека или, напротив, избавления от них, различными наговорами, нашептываниями на воду, которую предлагают выпить, выливанием в воду воска, олова. Такие знахари могут использовать и церковные молитвы, призывая имена ангелов и святых, но между ними непременно вставляют абракадабру колдовских заклинаний. Эти заклинания связывают как знахаря, так и его пациента с определенными демонами преисподней. Что же касается современного телецелителя, по его собственному публичному признанию, он слышит по ночам “голос,” внушающий ему, что и как нужно делать. Для верующих православных здесь все ясно. Для психиатров — тоже.

Не следует думать, что связь с демоническими силами осуществляется только при действиях с водой. Все прочие магические действия (даже с целью исцеления) приводят к тому же пагубному результату. Можно процитировать слова современного ученого, академика, директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии России П. Симонова, сказанные в самом положительном смысле о телесеансах гипноза. “Эффект внушения, — говорит академик, — невозможен без ритуальных действий, без “бубна шамана.” В наше время лучший бубен — телеэкран. Очень хорошо, что он взят на вооружение” (”Известия” от 29 августа 1980 г.). Слова столь откровенные, что даже не нуждаются в комментарии.

Итак, без воды или с водой, с применением древних магических символов или без них — действия гипнотизеров и экстрасенсов в основе своей ритуальны. И ритуальность эта не церковная, не христианская. Она — шаманская, в основе своей та же, какой пользовались древние волхвы и чародеи.

В святых канонах Церкви сказано, в частности, следующее: “Ибо волхвы суть те, кто… бесов призывает хотя бы и для творения благой какой-либо вещи… ”

Остается подытожить сказанное. “Чудеса” экстрасенсов с полным основанием следует квалифицировать не только как вредоносные, но и как ложные. Ложность их в том, что в них действует не Божия нетварная сила, “побеждающая естества чин,” а вполне естественные, материальные силы или тварные силы ангелов преисподней. Такие “чудеса” несовершенны в результатах, не безусловны, не могут действовать на всех и каждого без исключения, а значит, и не являются в подлинном смысле чудесами.

Протоиерей Лев Лебедев

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.