Помоги делом!
Православый календарь
Ты можешь спасти жизнь!



Правила Святого Вселенского II Собора, Константинопольского (381г.)

Правило 1.

Святые Отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трех сот осминадесяти Отцов, бывших на Соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен: и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь Евномиан, Аномеев, Ариан или Евдоксиан, Полуариан или Духоборцев, Савеллиан, Маркеллиан, Фотиниан, и Аполинариан.

 

 

Правило 2.

Областные Епископы да не простирают своей власти на Церкви, за пределами своей области, и да не смешивают Церквей: но, по правилам, Александрийский Епископ да управляет Церквами токмо Египетскими: Епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных: также Епископы области Асийские да начальствуют токмо в Асии: Епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийские области, Фракийские токмо Фракии. Не быв приглашены, Епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого Церковного распоряжения. При сохранении же вышеписанного правила о Церковных областях, явно есть, яко дела каждой области благоучреждати будет Собор той же области, как определено в Никеи. Церкви же Божии, у иноплеменных народов, долженствуют быти правимы, по соблюдавшемуся доныне обыкновению Отцов.

 

 

Правило 3.

Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим.

 

 

Правило 4.

О Максиме Цинике, и о произведенном им бесчинии в Константинополе: ниже Максим был, или есть Епископ, ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира: и соедалнное для него, и соделанное им, все ничтожно.

 

 

Правило 5.

Относительно свитка [Здесь разумеется свиток Западных Епископов, содержащий постановление Сардикийского Собора, которым признан и подтвержден Символ Никейский] Западных: приемлем и сущих в Антиохии, исповедающих едино Божество Отца, и Сына, и Святого Духа.

 

 

Правило 6.

Поелику многие, желая привести в замешательство, и низпровергнути Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих церквами православных Епископов некие вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачити добрую славу священников, и произвести смятения в мирном народе: того ради святой Собор стекшихся в Константинополе Епископов заблагорассудил: не без исследования допускати обвинителей, ниже позволяти всякому приносити обвинения на правителей Церкви, но и не всем возбраняти. Но аще кто принесет на Епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой-либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не приимати в рассуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает бо всячески, и совести Епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был. Аще же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает рассмотряти лице обвинителя. И во-первых, не позволяти еретикам приносити обвинения на православных Епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы: кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных Епископов. Еще же, аще которые из принадлежащих к Церкви, за некие вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвиняти Епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглися доносу, доносы на Епископа, или на других из клира могут приемлемы быти не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Аще же некоторые, не будучи ни еретики, ни отлученные от общения Церковного, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких-либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на Епископа по делам церковным: таковым святой Собор повелевает, во-первых, представити свои обвинения всем Епископам области, и пред ними подтверждати доводами свои доносы на Епископа подвергшегося ответу. Аще же Епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановити порядок, по возводимым на Епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору Епископов великих областей, по сей причине созываемых: но не прежде могут они настояти на свое обвинение, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, аще бы, по производству дела, оказалися клевещущими на обвиняемого Епископа. Но аще кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет, или слух Царский утруждати, или суды мирских начальников, или Вселенский Собор беспокоити, к оскорблению чести всех Епископов области: таковой отнюдь да не будет приемлем со своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам, и нарушивший Церковное благочиние.

 

 

Правило 7.

Присоединяющихся к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святого.

Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатской страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их.

 

© Православная духовная страница
2006-2016 гг.

Рейтинг@Mail.ru