Исаия, авва

Правила для новоначальных иноков (68 правил)

 

Возлюбленный брат! Если ты оставил мир сей и предал себя на служение Богу, то приноси покаяние во грехах своих и держись благого намерения, которое ты восприял. Не внимай помыслам своим, когда они будут утеснять душу твою и говорить: «Прежние грехи твои никак не простятся тебе». И сохраняй сии правила.

 

1.

Остерегайся употреблять пищу вместе с женщиной; не входи в короткое содружество с отроком и не спи с юношей под одним покрывалом. Когда снимаешь с себя одежду, не смотри на тело свое.

 

2.

Если будет необходимость употребить вина, то не пей более трех умеренных чаш. Берегись нарушить сие правило ради дружества.

 

3.

Не совершай с небрежением молитв твоих, установленных в известные часы, дабы не впасть в руки врагов твоих. Сколько можно более упражняй душу твою в поучении псалмов, ибо это сохранит тебя от нечистой жизни.

 

4.

Люби труд и скорби, чтобы освободиться от страстей твоих. Не считай себя чем-либо ни в каком деле.

 

5.

Храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень. Не открывай всем благих дел твоих, чтобы не похитил оных враг твой.

 

6.

Открывай страсти свои отцам твоим, чтобы получить помощь от их совета.

 

7.

Понуждай себя к рукоделию — и будет обитать в тебе страх Божий.

 

8.

Не осуждай брата своего, когда он грешит, и не презирай его, ибо (за сие) впадешь в руки врагов твоих.

 

9.

Не будь настойчив в своем слове, чтобы не вселилось в тебя зло.

 

10.

Люби смирение и не полагайся на свой разум. Приучи язык твой произносить сии слова: «прости меня» — и вселится в тебя смирение.

 

11.

Когда сидишь в келлии своей, будь попечителен о трех вещах, а именно: о частой молитве, о псалмопении и о рукоделии.

 

12.

Всегда питай такие мысли в себе: неизвестно, пребуду ли я в этой жизни настоящий день, — и исторгнешься из (челюстей) греха.

 

13.

Не раболепствуй насыщению чрева, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не скучай трудом, пребывай в псалмопении — и придет к тебе покой от Бога.

 

14.

Понуждай себя приносить молитвы с плачем — и Бог умилосердится над тобою, и совлечешься ветхого человека.

 

15.

Знай, что труд, нищета, уклонение от мира, скорбь и молчание рождают смирение; смирение предохраняет от всех грехов. Смирение состоит в том, чтобы человек почитал себя грешником, а не праведником, чтобы не усиливался настаивать в своем слове, отсекал свою волю, имел взор поникший, переносил обиды и труды, ненавидел честь и покой и говорил каждому: «Прости меня»; от силы смирения враги обращаются в бегство.

 

16.

Будь постоянно печален; если же придут к тебе братия, то показывай себя пред ними веселым, чтобы обитал в тебе страх Божий.

 

17.

Если путешествуешь вместе с братиею, то отставай несколько от них, дабы мог ты хранить молчание; не смотри туда и сюда, но углубляйся мыслью в псалмы и молись Богу умом твоим. В какое место ни придешь, не обращайся с жителями оного свободно. Сохраняй скромность и имей почтение ко всем. Не простирай руки без приглашения к тому, что будет положено пред тобою.

 

18.

Не покрывайся с другим одним покрывалом. Соверши прилежные молитвы, прежде нежели уснешь, хотя бы ты и утрудился от путешествия.

 

19.

Не допусти кого-либо помазать тело твое маслом, разве только в крайней нужде и изнеможении от пути.

 

20.

Когда сядешь за стол с братиями, не выбирай лучшую часть из снедей и простирай руку твою только к тому, что находится пред тобою. Колена твои да будут сложены. Не смотри на другого. Не пей воды с жадностью и так, чтобы при этом происходил звук в гортани.

 

21.

Если необходимость понудит тебя покашлять и извергнуть мокроту в то время, когда сидишь с братиями, то отойди подалее от них и тогда извергни оную. Не зевай при людях; и если будет понуждение к тому, то не отверзай уст твоих, и зевание скоро пройдет.

 

22.

Не открывай зубов твоих для смеха, ибо это показывает, что нет в человеке страха Божия.

 

23.

Не желай чужой вещи. Если приобретешь книгу, не украшай оной, ибо этим обнаруживается пристрастие.

 

24.

Если ты согрешил пред кем, не стыдись признаться в этом, не оправдывай себя ложью; признайся в своем проступке и, поклонившись, проси прощения — и простится тебе.

 

25.

Если кто будет укорять тебя, не гневайся на него, но скажи: «Прости меня, впредь не буду».

 

26.

Не стыдись вопрошать твоего наставника.

 

27.

Если кто постучится в дверь келлии твоей в то время, когда ты занимаешься работой, оставь твое дело и постарайся успокоить пришедшего.

 

28.

Не говори ни с кем без нужды и не слушай ни от кого слов неполезных.

 

29.

Если наставник пошлет тебя куда-либо, спроси у него, как ты должен вести себя в пути, и поступай по заповеди его. Не переноси слов слышанных. Если будешь хранить зрение и слух, то не согрешишь языком твоим.

 

30.

Если будешь жить вместе с некоторым братом, веди себя по отношению к нему, как странник; не приказывай ему чего-либо, не показывай себя пред ним старшим, не обращайся с ним с властью. Если прикажет тебе нечто такое, чего ты не хочешь, отсеки в этом волю твою, чтобы не оскорбился он и не нарушился между вами мир. Знай, что повинующийся есть больший.

 

31.

Если будешь жить с некоторым братом и он скажет тебе, чтобы ты приготовил пищу, спроси его, чего он желает. Если же он предоставит это твоей воле, то приготовь пищу из находящихся у вас припасов со страхом Божиим.

 

32.

Когда встанешь от сна, прежде нежели коснешься до какого-либо дела, молись и поучайся в слове Божием, потом без лености приступай к делу.

 

33.

С веселым видом встречай странника и приветствуй его, дабы взаимное свидание наше не послужило к чему-либо неполезному. По приходе его остерегайся спрашивать его тотчас о неполезном, но попроси прежде помолиться; и когда сядет, скажи ему: «Любезный брат! Как ты пребываешь?» — и предложи ему какую-либо книгу для чтения. Если он изнемог от пути, предложи ему отдохнуть и омой ему ноги. Если же он будет рассказывать что-либо неполезное, то скажи ему с любовью: «Любезный брат! Прости меня, я немощен и не могу переносить сего». Если одежда его будет худа, почини оную. Если он немощен, а платье его будет грязное, то вымой оное. Если он из числа праздношатающихся, а у тебя в это время будут люди благочестивые, то не допусти его взойти к ним, но окажи ему милость и отпусти его. Если же он беден, то не отпусти его без чего-либо, но дай ему то, что пошлет тебе Бог.

 

34.

Если брат положит у тебя какие-либо вещи, то ты не пересматривай оных, разве только в его присутствии.

 

35.

Если кто оставит тебя в келлии своей, а сам выйдет, то не попусти взору твоему рассматривать то, что в ней находится; но когда брат будет уходить, скажи ему: «Дай мне какое-либо дело для занятия, пока ты возвратишься», и что тебе поручит, исполняй тщательно.

 

36.

Не совершай молитв с леностью и небрежением, ибо таким образом ты подвигнешь Бога на гнев тем, чем думаешь угодить Ему; но стой в молитве со страхом и трепетом, не восклоняясь на стену, не передвигая ног, так чтобы стоять на одной, а другую протягивать. Сопротивляйся помыслам твоим и не попускай им в молитвенное время увлекаться заботами о плотских делах, дабы молитва твоя была угодна Богу.

 

37.

Если ты находишься при совершении литургии с намерением приобщиться Святых Таин, то наблюдай за помыслами твоими и чувствами твоими и стой пред всевышним Богом со страхом, чтобы достойно причаститься Тела Христова и Крови Его и исцелить свои страсти.

 

38.

До самой старости не одевайся в красивое платье и особенно в молодых летах.

 

39.

Если путешествуешь со старшим тебя, не иди впереди Его. Если старший остановится для беседы с кем-либо, то в таком случае будь почтителен и не садись, но стой, пока не прикажут тебе сесть.

 

40.

Когда придешь в город или селение, то имей взор поникший, дабы не увидеть тебе чего-либо такого, что послужит поводом к брани в келлии твоей.

 

41.

Не спи в том месте, где сердцу твоему предстоит греховное прельщение. Не употребляй пищи вместе с женщиной и, если можно, не смотри даже на платье ее.

 

42.

Путешествуя со старцем, не попусти ему нести какую-либо ношу. Если вы будете все молодые, то пусть каждый несет какую-либо часть ноши. Если же ноша невелика, пусть каждый несет оную попеременно, и кто несет ее, пусть идет впереди, равно как и немощный, дабы в случае усталости они могли сесть для отдохновения, тогда сядьте и вы с ними.

 

43.

Если вопрошаешь старца о помыслах своих, открывай оные свободно, каковы они в тебе есть, но открывай тому, в ком ты уверен, что сохранит твои тайны. Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих.

 

44.

Большую часть ночи старайся употреблять на молитву, дабы просветился ум твой. Внимательно рассматривая согрешения твои, прилежно молись о них пред Богом, и Он простит тебя.

 

45.

Если кто в присутствии твоем начнет осуждать брата твоего, то хотя бы осуждаемый был и из числа тех, кои тебя порицают, однако скажи осуждающему со смирением: «Любезный брат! Прости меня, ибо я грешен, и немощен, и повинен тому, о чем ты говоришь, почему не могу сего переносить».

 

46.

Во время путешествия братий твоих предпочитай во всем, и если кто из знакомых окажет тебе честь, то скажи: «Ради вас оказал он мне почтение» — и ничего не вкушай ни у кого без собратьев твоих.

 

47.

Кто требует у тебя чего-либо заимообразно, не отказывай тому.

 

48.

Сколько можно реже воспоминай о тех предметах, кои ты оставил из любви к Богу, а более помни смерть и суд и что никто и ничто из оных в то (грозное) время не поможет подать тебе помощи.

 

49.

Сидя в келлии твоей, если вспомнишь, что кто-нибудь сделал тебе зло, то встань немедленно и помолись за него в сердце твоем, чтобы простил его Бог, ибо таким образом страсть злопомнения сама собой ослабеет, когда причина оной уничтожится (такой молитвой).

 

50.

Если хочешь причаститься Тела Христова, то блюдись, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти против кого; и если узнаешь, что кто-либо на тебя гневается, то прежде попроси у него прощения, как заповедал Господь наш.

 

51.

Если во время ночного сна ты был борим страстными и соблазнительными мечтаниями любодеяния, то остерегайся в продолжение дня возобновлять в мысли твоей сии мечтательные образы, дабы сердце твое не осквернилось услаждением оных; но повергнись пред Богом, и Он умилосердится над тобою, ибо знает немощь человеческую.

 

52.

Если прилежишь строжайшему посту и частой молитве, то не думай, чтобы это одно спасло тебя (от искушений); напротив, веруй тому, что Бог помилует тебя, видя удручение твоего тела, и поможет твоей немощи.

 

53.

Если ты впал в болезнь, не унывай и не падай духом, но приноси благодарность Богу, что Он печется о пользе души твоей.

 

54.

Живя (особо) в келлии своей, определи для употребления пищи известную меру и известное время и не нарушай его. Давай телу твоему потребное, дабы оно могло пребывать в молитвах и подвигах. Если же вне келлии твоей будет тебе предложена пища лучшая, то не употребляй оной до сытости, чтобы ты мог скорее возвратиться в келлию свою.

 

55.

Если демоны будут внушать тебе мысль о подвиге, которого ты не можешь понести, то не слушай их, ибо они коварно склоняют сердце человека к подвигам, превышающим силы его, дабы ввергнуть его в уныние и поругаться над ним. Все дела, внушаемые врагами, без сомнения не имеют ни меры, ни порядка.

 

56.

Один раз в день употребляй пищу, и притом не до сытости; впрочем, давай телу твоему потребное для поддержания оного.

 

57.

Одну половину ночи определи на молитвенное бдение, другую же для успокоения тела. Прежде нежели ляжешь спать, часа два проводи в молитве и славословии, потом дай телу твоему успокоение. Когда почувствуешь леность в теле в то время, как нужно встать на молитву, скажи ему: «Неужели ты хочешь наслаждаться покоем в кратковременной сей жизни, а потом подвергнуться вечному мучению? Не лучше ли здесь немного потрудиться, а там со святыми вечно успокоиться?» Тогда немедленно отступит от тебя леность, и ощутишь помощь Божию.

 

58.

Когда ты воспринял монашеские обеты, то дай свободу рабу твоему; когда же и он пожелает принять монашество, не позволяй ему жить с тобою.

 

59.

Если пойдешь продать рукоделие, то не торгуйся о цене подобно мирским людям; также поступай и при покупке чего-либо. Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу.

 

60.

Если брат положит у тебя какой-либо сосуд (для сбережения) и в нем ты имеешь нужду, то не касайся до него, не испросив прежде позволения у брата.

 

61.

Если отправишься куда-либо для своей потребности и брат будет просить тебя купить ему нечто, то исполни прошение его; если с тобой будут другие братия, то купи в присутствии их.

 

62.

Если у кого возьмешь какую-либо вещь на время, то возврати оную, когда исполнишь свою потребность; не удерживай оной дотоле, пока от тебя потребуют; если оную сломаешь, то исправь. Если же что-либо дашь кому на подержание или заимообразно и узнаешь, что брат оного не может возвратить, не требуй обратно, особенно когда в оной вещи не имеешь нужды.

 

63.

Если ты оставишь свою келлию и после опять возвратясь найдешь в ней живущего уже брата, то поищи себе другую келлию; остерегайся выслать из оной брата, чтобы Бог на тебя не прогневался. Если же он сам добровольно пожелает оставить оную, то ты уже не будешь виновен. Если он захочет взять что-либо из келейной принадлежности, не возбрани ему.

 

64.

Если захочешь выйти из келлии, то не бери с собою из ее принадлежностей, но оставь оные какому-нибудь бедному брату, и Бог пошлет тебе потребное везде, куда ты ни пойдешь.

 

65.

Ни о чем столько не радуются демоны, сколько о том, когда кто скрывает помыслы пред духовным своим наставником. Не считай себя подобным отцам твоим, если не подражаешь подвигам их.

 

66.

Храни себя от любостяжания и от пристрастия к чему-либо, ибо это губит плод монашеский.

 

67.

Если ты борешься с каким-либо искушением, которое тебя утомляет, то не унывай, но повергайся пред Богом и говори: «Помоги мне, Господи, ибо я немощен, не могу противиться сей брани», и Он поможет тебе, если только от искреннего сердца будет исходить твоя молитва. Если ты борешься и побеждаешь, то не тщеславься и не надейся на себя, но будь осторожен, ибо враг готовит для тебя брань гораздо опаснейшую первой.

 

68.

Если молишься Богу, не говори: «Господи! Отклони от меня сие, даруй мне это», но так говори: «Господи Боже мой! Ты знаешь, что мне более полезно, и в сем помоги мне, не попусти, чтобы я согрешал пред Тобою и погиб в грехах моих, ибо я немощен и грешен; не предай меня врагам моим, ибо я прибегаю к Тебе, Господи! Защити меня, ибо Ты крепость моя и надежда моя, и Тебе принадлежит держава, слава, благодать и благодарение вовеки. Аминь.

© Православная духовная страница
2006-2016 гг.