Святитель Иоанн (Шанхайский и Сан Францисский)

Первые мироносицы

Во всех четырех евангелиях говорится о помазании Христа миром во время вечери, прежде Его страданий. Однако, хотя каждый из евангелистов упоминает лишь одну такую мироносицу, предварившую мироносиц, пришедших ко гробу Христову уже в день Его воскресения, повествования о помазании Христа во время вечери различно излагаются евангелистами. Все они говорят, что помазание произошло во время вечери, все повествуют лишь про одну помазавшую, все указывают на многоценность мира, даже все передают, что помазание соблазнило неких, но на том пожалуй сходство в изложении события в евангелиях и оканчивается. Отдельные подробности, сверх того сообщаемые евангелистами, настолько различны, что в то время как некоторые толкователи евангелий стараются их согласовать и доказать, что во всех евангелиях говорится об одном и том же событии, другие определенно считают, что евангелисты передают о различных событиях, лишь сходясь в общих чертах, и что было два или даже три помазания Христа миром до Его страданий. В евангелии от Луки передается о помазании Христа во время Его обхождения Иудеи и Галилеи с проповедью Евангелия. Изложив то событие непосредственно после описания прихода ко Христу учеников Иоанна Крестителя с вопросом «Ты ли еси грядый или иного чаем» и последовавшим затем указаний Христом великого достоинства Предтечи (Лк. 7, 17-35), святой евангелист Лука продолжает: «И бысть по сем и той прохождаше сквозе грады и веси, пропове дуя и благовествуя Царствие Божие» (Лк. 8). Таким образом, по сему евангелию, после помазания Христос еще продолжает Свою проповедь. Хотя в евангелиях и не все изложено в строго последовательном порядке, нет оснований предполагать, чтобы св. Лука, излагая события, совершившиеся во время путешествий Христовых с проповедью, вставлял сюда событие, совершившееся уже непосредственно перед самими страданиями Христовыми.

Между тем, по другим евангелиям помазание Христа миром во время вечери происходило не только за несколько лишь дней до крестной смерти Спасителя, но даже было поставлено Самим Христом в непосредственную связь с ней.

Однако, и остальные три евангелиста не все одинаково указывают время помазания. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что вечеря происходила за шесть дней до Пасхи и накануне торжественного входа Господня в Иерусалим на осляти (Ин. 12, 12). Евангелист же Матфей, тоже один из двенадцати апостолов, и Марк, писавший свое евангелие со слов апостола Петра, указывают время вечери уже после входа Господня в Иерусалим и целого ряда бесед Христовых в Иерусалиме, за два дня до Пасхи (Мф. 16, 21; Мк. 14, 1). Неодинаково говорят евангелисты и о месте, где происходило помазание Христа миром. По евангелию от Луки, можно заключить, что оно происходило в Галилеи, где-либо вблизи города Наина, или даже в самом Наине, так как о нем повествуется вскоре после повествования о воскрешении сына Наинской вдовы, вслед же за тем излагается притча о сеятеле, происшедшей в Галилеи.

Евангелисты же Иоанн, Матфей и Марк одинаково и определенно говорят, что событие имело место в Вифании, близ Иерусалима. Несколько различно евангелисты называют хозяина дома, в коем происходила вечеря, хотя в данном случае их повествования могут довольно легко согласованы. Евангелист Иоанн Богослов, не называя прямо хозяев, приготовивших вечерю для Иисуса, говорит, что Лазарь был одним из возлежащих и что там же находились обе его сестры — Марфа, служившая за столом, и Мария, которая помазала во время вечери миром ноги Иисусовы. Упоминание имен членов благочестивого семейства с указанием, что Марфа служила, дает большие основания полагать, что именно в том семействе была приготовлена вечеря для Христа, так как, по-видимому, Марфа исполняла те же обязанности хозяйки, которым с усердием отдавалась и при посещении Христом их дома в Галилеи (Лк. 10, 38-42). Евангелист Лука говорит, что Христа пригласил к себе «некий от фарисей» (Лк. 7, 34). Из дальнейшего повествования видно, что фарисея того звали Симон (Лк. 7, 40, 43, 44). Евангелисты Матфей и Марк, передающие о данном событии почти дословно одинаково, говорят, что Христос был «в дому Симона прокаженного» (Мф. 26, 6; Мк. 14, 3). Можно предположить, что Симон фарисей исцелился, а быть может Христом был исцелен, от проказы и посему назывался прокаженным. Есть предание, что и отца Лазаря звали Симон (см. Синаксарь Лазаревой субботы). Весьма возможно, что он также был фарисеем, и потому легко предположить, что он одно лицо с Симоном фарисеем или прокаженным. Но также возможно, что то были разные лица, т.к. имя Симон было весьма распространено у евреев.

Различно говорят евангелисты о участниках вечери и о впечатлении, произведенном на них помазанием Христа женщиной. Иоанн Богослов сообщает только о возмущении Иуды Симонова Искариотского, указавшего, что миро могло быть продано за триста пенязей и роздано нищим; при сем евангелист указывает, что Иуда, «не о нищих печашеся, но тать бы» и откладывал себе от получаемого им на общие нужды. Кроме Иуды Искариотского на вечери, по-видимому, были и другие ученики Христовы, хотя Иоанн и не упоминает о них прямо (Ин. 12, 4). Евангелист Марк повествует, что возмутились «неции», говорившие, что миро растрачено напрасно, т.к. оно могло быть продано более, чем за триста пенязей для раздачи их нищим. В числе тех «неких», по-видимому, был и Иуда Искариотский, т.к. после ответа Христа, одобрившего поступок женщины, он решил идти к архиереям, чтобы предать Его (Мк. 14, 5-10). Евангелист Матфей более определенно указывает, что на поступок женщины негодовали ученики Христовы, считая это бесполезной растратой мира, которое могло быть продано «на мнозе», т.е. очень дорого, и роздано нищим; он также еще определеннее связывает ответ Христа негодовавшим ученикам и одобрения Им поступка женщины с предательством Иуды Искариотского, который «тогда шед ко архиереом» условится о цене предательства «и оттоле искаше удобна времене, да Его предаст» (Мф. 26, 16).

Евангелист Лука, не упоминая ничего о том, чтобы на присутствовавших произвела неблагоприятное действие ценность потраченного мира, говорит, что «Фарисей воззвавый Его» усомнился в том, что Иисус пророк, т.к. Он допустил прикоснуться к Нему женщине, бывшей грешницей. По его мнению, если бы Христос знал нравственное ее состояние, Он бы не дал ей то сделать. Когда же Христос сказанной Им притчей обнаружил сокровенные мысли фарисея Симона, а затем властно отпустил женщине грехи, то «возлежащи й с Ним» начали говорить в себе «кто Сей есть, иже и грехи отпущает» (Лк. 8, 49). Кто были сии «возлежащи й » евангелист не указывает. Можно предполагать, что то были не ученики Христовы, т.к. те были уже свидетелями события, когда Христос не только отпустил грехи, но и подтвердил Свою власть отпускать грехи совершением чуда исцеления расслабленного (Лк. 5, 17-26). О качестве мира согласно повествуют евангелисты Матфей, Марк и Иоанн, все три называя его «миром многоценным», а Марк и Иоанн кроме того добавляют, что оно было «нардное пистикиа» (Мф. 27, 7; Мк. 14, 3; Ин. 12, 3). Слово «нардный» указывает, что оно было маслом, полученным из благовонного растения нарда. «Пистикиа» же непереведенное греческое слово, означающее «верное» и определяет миро, как неподдельное, чистое, без ухудшающим его примесей. Евангелист Лука говорит просто миро, не указывая его качества.

Кто была помазавшая? Различно ее именуют евангелисты. Евангелисты Матфей и Марк говорят о ней просто «жена», т.е. женщина, «имущи алавастр (сткляницу) мира многоценна». Они не обозначают ни ее имени, ни ее качеств, ни других ее отличительных признаков. Евангелист Лука называет ее «женой во граде, яже бе грешница», т.е. женщиной того города, бывшей грешницей, или иначе сказать — блудницей. Иоанн же Богослов прямо указывает имя и личность помазавшей: Мария, сестра Марфы и воскрешенного Лазаря, о которой перед тем говорилось в том же евангелии при изложении чуда воскрешения; но о ней также говорится и в евангелии от Луки (Ин. 12, 3; II , 1-32; Лк. 10, 32). Миро было принесено в алавастре, как о том согласно говорят евангелисты Матфей, Марк и Лука, хотя в нашем славянском переводе в евангелии Матфея слово алавастр переведено словом сткляницы, в остальных же двух оставлено без перевода слово алавастр, но в греческом тексте одинаково во всех трех евангелиях стоит слово алавастр, обозначающее особый стеклянный сосуд, употреблявшийся в тех странах для хранения и продажи в нем мира. Горлышко было очень узким, почему для возлияния по евангелисту Марку женщина возливала миро «сокрушши», т.е. разбив сосуд, ибо иначе миро выливалось очень медленно. Евангелист Иоанн, не упоминает о сосуде, зато точно определяет количество мира — один литр, чего было достаточно, чтобы наполнить храмину благоуханием (Ин. 12, 3).

Различным образом описывают евангелисты самое помазание Христа женщиной.

Евангелисты Матфей и Марк говорят, что она миро «возливаше на главу» Его, когда Он возлежал, не упоминая о том, какие чувства она при том проявляла и с каким состоянием духа она это сделала. Евангелисты Лука и Иоанн повествуют, что она миром помазала ноги Иисусовы и отерла их своими власами. Лука к тому добавляет, что она то делала «плачуще», причем слезы так обильно лились на ноги Христовы, что она как бы омыла их ими, почему потребовалось их отирать, что она и сделала своими власами, и облобызая ноги, мазала их миром. Иоанн Богослов, лично присутствовавший при помазании, ничего не говорит о слезах, о плаче, да они очевидно были бы неуместны, так как вечерь была устроена Христу после воскрешения Им Лазаря и носила скорее характер празднества и выражением благодарности Иисусу за Его приход на зов их семейства и оказанную ему чудом милость. По евангелисту Иоанну ноги Христу отирались не от слез, а после помазания их миром, отчего оно еще больше распространило благоухание, и «храмина же исполнися от вони масти благовонныя» (Ин. 12, 3).

Не одинаково отмечена в евангелиях и похвала женщине за ее поступок, изреченная Господом Иисусом Христом. По евангелию от Луки Господь сначала укорил позвавшего Его на вечерю Симона Фарисея за недостаточно проявленное к Нему внимание, как гостю, и сравнил отношение к Нему хозяина и пришедшей женщины. «Внидох в дом твой, воды на нозе мои не дал еси: сия же слезами облия Ми нозе, и власы главы своя отре. Лобзания Ми не дал еси: сия же, отнелиже внидох, не преста облобызающи Ми нозе. Маслом главы Моея не помазал еси: сия же миром помаза Ми нозе» (Лк. 7, 44-46). Затем Господь указал, что получит женщина за любовь проявленную ею к Нему ее поступками. «Егоже ради, глаголю ти, отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, меньше любит» (Лк. 7, 47) сказал Христос, последними словами опять укорив Симона за то, что он себя считал праведным и не жаждал отпущения своих грехов, осуждая в то же время женщину, как великую грешницу. После Господь обратился к самой женщине со словами: «отпущаются тебе греси». Возлежавшие с Ним начали говорить про себя: «Кто сей есть, иже и грехи отпущает?», а Господь сказал женщине: «Вера твоя спасе тя: иди в мире» (Лк. 7, 50). Так Христос даровал женщине, описанной в евангелии от Луки то, что она искала — прощение грехов.

По евангелию от Иоанна Господь лишь остановил ропот против помазавшей Его Марии, сказав «не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е. Нищыя бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате» (Ин. 12, 7-8). О словах, обращенных непосредственно к ней, евангелист не упоминает. Сходно с Иоанном повествуют святые евангелисты Матфей и Марк с одним только существенным добавлением: Христос обещал, что за доброе дело, сделанное Ему женщиной, о ней будет проповедано во всем мире. «Что ей труды даете; добро дело содела о Мне. Всегда бо нищыя имате с собою, и егда хощете, можете им добро творити: Мене же не всегда имате. Еже возможе име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение»; «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори» (Мк. 14, 6-8; Мф. 26. 10-12). «Аминь глаголю вам, идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем Mipe , речется и еже сотвори сия, в память ея» (Мф. 26, 13 почти дословно также у евангелиста Марка гл. 14, стих 9).

Почему сих последних слов нет в евангелии от Иоанна, хотя первая часть Его обращения к ученикам приводится почти также у трех евангелистов? Просто ли он их не привел, или к тому есть другие причины? На то может быть дан ответ лишь общим разрешением вопроса о том, кто была помазавшая Христа.

Начиная свое повествование о Лазаре, святой евангелист Иоанн говорит: «Бе же некто боля Лазарь от Вифании от веси Мариины, и Марфы сестры ея. Бе же Мария помазавшая Господа миром, и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше» (Ин. II , 1-2). Таким образом, говоря о событии, предшествовавшем описываемому далее помазании ног, евангелист указывает, что Лазарь был братом помазавшей Господа Марии. Из того можно сделать вывод, что или Мария уже раз совершила помазание и излагаемое после было уже его повторением или, что вероятнее, евангелист упоминает здесь о помазании, хотя оно и совершено было позднее, чтобы точнее указать какой именно Марии приходился братом Лазарь и. что поступок Марии тесно связан с ее личностью в памяти современников. Продолжая дальше евангелист говорит: «Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря» (Ин. II , 5). Описание прихода Господа в Вифанию и встречи Его Марфой и Марией, сестрами Лазаря, ярко выявляет любовь Христа к их семейству. Из евангелия от Луки видно, что оно действительно заслуживало ту любовь. При приходе Господа в их дом, сестры от сердца проявляли все усердие к высокому Гостю, каждая сообразно своему характеру. Марфа «молвяше о службе мнозе» т.е. заботилась об угощении, а Мария ведши про ногах Иисусовых слушала каждое слово Его. Тогда то на укор, сделанный Марии сестрой ее, Господь изрек великую похвалу Марии: «Мария же благую часть избра, яже не отимется от нея» (Лк. 10, 38-42). Из сего явствует, что событие, описываемое евангелистом Иоанном Богословом никак нельзя отождествить с описываемым у евангелиста Луки и они совершенно различные по духу, как и по внешним подробностям. В одном случае помазавшей Христа была грешная женщина, быть может в первый раз видимая Христом (Лк. 7, 39), принесшая слезы покаяния и жаждавшая прощении грехов, в другом хорошо известная и возлюбленная Христом Мария, избравшая своею частью слушание и исполнение Слова Божиего, сердце свое отдавшая Богу, а ныне еще полная благодарности своему возлюбленному Учителю за воскрешение брата.

В первом случае женщина своим приходом и прикосновением ко Христу вызвала чувство отвращения к себе у хозяина дома и даже сомнение в том — пророк ли Иисус, раз Он не возгнушался ее.

Во втором, приход Марии, брат которой Лазарь был в числе возлежавших, а сестра Марфа была вполне естественным явлением, ни к коем случае не мог вызвать чувства брезгливости, т.к. из описания предшествовавших событий видно, что обе сестры пользовались уважением своих сограждан (Ин. II , 19, 31), и осуждение вызвал лишь ее поступок, потребовавший большую затрату денег. Посему нужно признать, что в евангелиях Луки и Иоанна события описанные совершенно различны и имеют лишь частичное внешнее сходство, различаясь не только другими своими подробностями, но и по внутреннему характеру.

У евангелистов Матфея и Марка не указывается ни имя женщины, ни отношение к ней присутствующих. Посему можно было бы допустить, что то была Мария, сестра Лазаря, и что описываемое ими событие тождественно с описанием у Иоанна Богослова, если бы не определенное указание на время его: у Иоанна Богослова за шесть дней до Пасхи, накануне входа в Иерусалим, а у Матфея и Марка за два дня до Пасхи. Можно было бы сделать предположение, что Мария, сестра Лазаря, повторила свой поступок, помазавши за шесть дней до Пасхи ноги Иисусовы, а затем через четыре дняголову; слова Господни, сказанные в первый раз могли ободрить ее и разжечь желание еще раз угодить Ему; такое повторение помазания могло усилить недовольство ею учеников Христовых, и, если в первый раз открыто высказал то лишь Иуда, то при повторении к нему присоединились и другие, негодовавшие на нее. Однако, против такого предположения говорит предание, отождествляющее женщину, помазавшую главу власами за два дня до Пасхи с грешницей-блудницей, помазавшей ноги Христовы. Предание то настолько считалось бесспорным, что нашло себе выражение во многочисленных песнопениях и молитвах. Великий знаток и толкователь Священного Писания Златоустый Иоанн, получавший при толковании посланий святого апостола Павла внушение от самого апостола Павла и внимательно относившийся к каждому слову и даже букве в Священном Писании, определенно считает помазавшую ноги Христовы грешницу и возлившую миром главу Христову за два дня до Пасхи за одно и то же лицо, выражая то не только в объяснении евангелия, но и в составленной им молитве: «Якоже не не удостоил еси внити, и свечеряти в дому Симона прокаженного: тако изво д и внити в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул еси подобную мне блудницу, и грешную, пришедшую и прикоснувшуюся Тебе: сице умилосердися и о мне грешнем, приходящем и прикасающем Ти ся. И якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя, ниже моих возгнушай-ся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка» говорится в молитве св. Иоанна Златоуста пред причащением (Последование ко святому Причащению, молитва 2-я). Здесь определенно связывается вечеря у Симона прокаженного с поступком блудницы, хотя в Евангелии грешницей названа женщина пришедшая в дом Симона фарисея.

Еще более ярко выражено, что пришедшая в дом Симона «прокаженного» за два дня до Пасхи была женою-грешницей в службе Великой среды. Женщина, помазавшая тогда Христа миром в песнопениях неизменно называется грешницей. «Симонов дом, невмести-маго везде, вмести Тя Иисусе Царю, и жена грешная миром Тя помаза» — начинается богослужебное воспоминание события, бывшего в Вифании (Трипеснец повечерия в Великий вторник, песнь 3). «Благовония таинственного исполнена жена, перваго избавися зловония Спасе, многих грехов. Миро бо источаеши жизни» (там же). «О блаженных рук! О власов и устен целомудренныя блудницы! Имиже возлия, Спасе, миро на нозе Твои, отирающи я, и часто об-лобызающи». «Возлежащу Тебе Слове, жена представши, и у ног рыдающи, сткляницу Спасе истощи мира, на главу Тебе безсмертна-го мира» (тот трипеснец, песнь 8). Последние два тропаря, стоящие непосредственно рядом говорят о помазании ног и главы Христовых миром, как об одном деянии, совершенном той же грешницей, хотя в евангелиях не говорится, что грешницей была женщина, помазавшая главу Христову. Дальнейшие молитвы и песнопения Великой среды говорят почти исключительно о помазании ног Христовых блудницей. «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглаша-шеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценного.» «Простре блудница власы Тебе Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо при-яти оставление, об же взята сребренники.» «Днесь Христос приходит в дом фарисе е в, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи: виждь погруженную грехом... и даждь ми Господи оставление злых». В сих стихирах самогласных, поемых на утрени Великой среды и затем вторично на вечерне в тот день, проводится сравнение между поступками женщины, помазавшей Христовы ноги и Иуды, предавшего Господа, причем о помазании Христа говорится согласно изложению евангелиста Луки.

Таким образом, песнопения Великой среды, составленные в IX веке и принятые всей Православной Церковью определенно связывают помазание Христа за два дня до Пасхи, о котором говорят евангелисты Матфей и Марк, с помазанием Христа грешницей в дому Симона фарисея, изложенном в евангелии Луки. В Синаксаре, т.е. кратком описании воспоминаемых событий того дня, подробно разбирается вопрос о помазании Христа на вечери, указывается на существующие в евангелиях различные изложения и приводятся различные мнения о помазавшей женщине. Одни (например Климент Александрийский, блаженный Августин, св. Григорий Великий и другие) полагают, что была одна женщина, другие, во главе с Златоустом, говорят, что было две, некоторые, что их было три. Первые считают, что во всех евангелиях говорится об одной вечери, и что Симон фарисей, он же и прокаженный, был отцом Лазаря, Марфы и Марии. Однако благочестивая Мария ясно отличается от грешни-цы-блудницы, кроме того в Евангелии определенно сказано, что сестра Лазаря помазала Христа за шесть дней до Пасхи. Посему ее помазание нельзя смешивать с помазанием Христа грешницей. Мария, сестра Лазаря, воспользовалась пребыванием Учителя в их доме, чтобы выразить благодарность за воскрешение брата. Понятно, что ввиду сего ей Христос не обещал никакой другой награды, а только одобрил ее поступок, когда Иуда возразил.

Распространено мнение, особенно на Западе, что совершившая помазание за два дня до Пасхи была Мария Магдалина, прежде приходившая уже в дом Симона фарисея и получившая там за подобный же поступок прощение своих грехов (Лк. 7, 36-50). Указание евангелистов, что Христом из Марии Магдалины были изгнаны седмь бесов (Лк. 8, 2; Мк. 16, 9) понимается такими толкователями в переносном смысле, как избавление от многих пороков. Однако, в Евангелии о изгнании Христом бесов всегда говорится в прямом смысле. Предположению, что в данном случае под бесами, изгнанными из Марии Магдалины, подразумеваются ее пороки, противоречит и то, что она была в числе жен, шедших за Христом и «слу жаху Ему от имений своих» (Лк. 8, 2-3). Такое пребывание женщины с худой молвой, хотя бы и оставившей уже греховную жизнь, неминуемо было бы использовано врагами Христовыми. Как пишет о том святитель Димитрий Ростовский: «аще бы Магдалина оного была блудницей, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице долгое время ходящей, что бы рекли ненавистници Христовы жидове, ищуще на Него каковые либо вины, да Его охулят и осудят». А Христос Своих врагов прямо вопрошал: «Кто от вас обличает Мя о гресе» (Ин. 8, 46), и никто из них не высказал подозрения в безусловно непорочной жизни Иисусовой. Ввиду сего нужно считать, что Мария Магдалина страдала от бесов не за грехи свои, а по особому Божию попущению, как многие праведники подвергались нападению диавола и временно находились в его власти, чтоб затем разительнее ощутилась в них Сила Божия, и да явятся дела Божия на них (Ин. 9, 3). Таким образом отпадает предположение, что Мария Магдалина была грешницей, приходившей в дом Симона фарисея (Лк. 7, 36-50), хотя не исключается возможность, что она была возлившей миро за два дня до Пасхи и удостоившейся великой похвалы Христовой. Против того говорит лишь уже указанное распространенное и вошедшее в церковные молитвословия отождествление грешницы в дому Симона фарисея и женщины, «уготовившей Христа на погребение» в дому Симона прокаженного. Кроме того, Мария Магдалина была в числе заботившихся о нуждах Христа, а тем самым отчасти и Его учеников, очевидно, обладая к тому достаточными средствами; поэтому они едва ли стали бы роптать на свою благодетельницу, зная что необходимые их потребности будут удовлетворятся при ее содействии. Тогда вполне допустимо мнение, что помазание в первом и последнем случае совершено одной и той же женщиной, в первый раз, как выражение покаяния, а вторично в знак почтения и любви.

Принимая во внимание, что отождествляли грешницу в дому Симона фарисея с женщиной, помазавшей Христа в дому Симона прокаженного перед Пасхой святители, хорошо изучившие Священное Писание и являющиеся его лучшими толкователями, а также отлично знавшими предания о событиях жизни Христовой, причем те предания были еще сравнительно не особенно древни для живших в IV веке по Рождестве Христовом, нужно признать, что есть большое основание признать за одну личность прощенную грешницу и ту, о которой обещано Христом, что сказано будет о ней везде, где будет проповедано Евангелие. Слова Христовы тогда приобретают особенно глубоко-таинственный смысл, ибо хотя через Евангелие возвещается во всем Mipe и о помазании Христа за два дня до Пасхи, но особенно вспоминается и прославляется верующими помазание ног Его грешницей, слезами омывшей грехи свои. Церковь постоянно приводит пример ее в молитвословиях, и сердцу каждого христианина умилителен и близок ее поступок. Образ ее стоит перед очами каждого перед причащением св. Тайн, в дни Страстной седмицы и при глубоком осознании своей греховности. Воистину в целом Mipe с проповедью Евангелия возвещается о ней не только уму, но и чувству и воле каждого слышащего. Посему едва ли является ошибкой предположить, что женщина, облившая слезами и помазавшая миром ноги Христовы, каясь о грехах, затем приуготовила Христа к погребению, возлив миро на главу Его, хозяином же вечери в обоих случаях был Симон фарисей, исцеленный от проказы Христом и наученный Им не презирать раскаявшихся грешников. Тогда выходит, что было три помазания Христа на вечери, весьма сходные внешне, но глубоко различны по внутреннему смыслу. Первое — в дому Симона фарисея в Галилеи (евангелист Лука) было выражением покаяния и молением о прощении грехов. Второе — сестрой воскрешенного Лазаря Марией было совершено в Вифании как знак благодарности за оказанную милость (евангелист Иоанн). Третье, в дому того же Симона, но уже, как и второе, в Вифании (евангелисты Матфей и Марк) — было проявлением преданности и любви к воплотившемуся нас ради Спасителю.

Сии три помазания соответствуют трем степеням молитвы. Молитвы бывают просительные, благодарственные и славословные. Всякая молитва общает нас Богом и освящает нас, но все же различны они по своему достоинству. В молитве просительной мы ищем чего-либо от Бога для себя или других, ради нее мы ожидаем дара Божия, и ум наш устремлен на Него. В благодарственной молитве мы уже не испрашиваем ничего у Бога, но взирая на полученные от Него милости, восхваляем Его. В славословной же молитве мы всецело устремляемся умом к Богу и мысленно взирая на Евангелие прославляем Его, соединяясь с ангелами, немолчно славословящие Его. Но как грешная жена сначала омыв ноги Христовы слезами покаяния достигла и до дара чистой любви, так и мы, через покаяние и очищение будем восходить от силы в силу, дабы удостоится с ангелы славить Бога во вечные веки.

© Православная духовная страница
2006-2016 гг.