Оглавление

Святого Иоанна Златоуста беседа первая о святом апостоле Павле (523-529)

Не погрешил бы тот, кто назвал бы душу Павла лугом добродетелей и раем духовным: так обильно процветал он благодатию и столь достойное благодати явил любомудрие души!

Прежде всего, он имел добродетели всех святых. Все в совокупности он имел в такой высокой степени, в какой никто из святых не обладал в отдельности. Авель принес жертву, и за то прославляется, но если представить жертву Павлову, то окажется, что она столько превосходит ту, сколько небо - землю. Он каждый день приносил себя в жертву самого.

Он принес всю землю Богу, истребляя терние грехов, посевая учение благочестия, изгоняя заблуждение, распространяя истину, делая из людей ангелов, или - лучше - делая людей из бесов ангелами.

Авель пал от руки брата, которому он не сделал ни обиды, ни благодеяния, а Павел был умерщвлен теми, которых он старался избавить от бесчисленных зол и для которых переносил все свои страдания. Ной был праведен и совершен в роде своем, и был таков один лишь между всеми (Быт. 6,9). Но и Павел был таков один лишь между всеми. Тот спас только себя самого с детьми, а этот, когда гораздо сильнейший потом объял вселенную, исторг из среды волн, не посредством ковчега, сколоченного из досок, но вместо досок составив послания, - не двух, трех или пятерых родственников, но всю вселенную, которая готова была погрузиться в них.

Все люди удивляются Иову, и весьма справедливо., он может равняться с самим Павлом, но Павел не несколько месяцев провел в таких подвигах, а много лет.

В Давиде смиренномудрие и любовь к Богу, но кто больше, по крайней мере кто не меньше Павловой души имел то и другое?

Илия ревновал о Господе и был в этом сильнее огня, но если посмотришь на ревность Павла, то увидишь, что он столько превосходит Илию, сколько тот превосходит прочих пророков.

Иоанн ел акриды и дикий мед, но Павел среди вселенной жил так, как тот в пустыне.

Остается, наконец, сравнить Павла с ангелами. В них великого - что они во всей точности повинуются Богу. Подлинно, нет ничего равного этому. Но и в Павле можно видеть, как он соблюдал это в точности.

Итак, помышляя об этом, постараемся избавить себя от осуждения и подражать его ревности, чтобы удостоиться получить такие же блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста беседа вторая на Святую Пятидесятницу (514-520)

Велики, возлюбленные, и выше всякого слова человеческого дары, ниспосланные нам сегодня от человеколюбивого Бога. Как в преемстве дней и времен года одна перемена следует за другою, так точно и в церкви праздник следует за праздником и один отсылает нас к другому (крест, страдание, воскресение, вознесение, пятидесятница).

Павел приписывает Духу Святому такую же власть, какую, по свидетельству его, имеет Отец (1Кор. 12,6-11). Чрез Него мы получили отпущение грехов, чрез Него мы смыли всякую нечистоту.

Кто же достойно пожалеет и оплачет тех, которые решаются хулить достоинство Духа, которые, как бы умоисступленные, даже величием благодеяний не могут быть удержаны от своего безумия, но осмеливаются делать все ко вреду своего спасения, отнимая у Него, сколько это возможно для них, достоинство Владыки, и стараются низвести Его в ряд тварей? «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19). - Видишь ли равночестное достоинство? Видишь ли нераздельность Троицы? «Дух бо вся испытует, и глубины Божия» - говорит Павел. «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» - видишь ли совершенное наставление? Это весьма важно и вполне достаточно показывает достоинство Духа.

Почему Господь не тотчас после Своего вознесения даровал нам виновника таких благ? Он знал, что род человеческий недостаточно ценит те блага, которые у него в руках. Здоровый и сильный телом не чувствует и не может в точности знать, сколько благ доставляло ему здоровье, если он не испытает болезни. Ученики наслаждались в присутствии Христа несчисленными благами. Он попустил им на малое время лишиться силы Содействовавшего им, чтобы они узнали, как много Его присутствие доставляло им благости. Дух Святый и утешил их в скорби и светом Своим озарил их.

В виде огненных языков сошел дух, чтобы напомнить о древнем событии. - Бог чрез разделение языков разрушил злое согласие строивших башню в Вавилоне, а ныне Дух Святый нисходит на апостолов в виде огненных языков, чтобы чрез это соединить разделенную вселенную.

Какие плоды Духа? «Любы, радость мир» (Гал. 5,22). Сначала поставил любовь, - положил корень, а потом показал плод, утвердил основание, и потом возвел здание. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Посему и мы, дабы приобрести нам и здесь и там большее дерзновение, снимем с души все нечистые одежды, особенно же одежды зависти. Соблюдайте ту светлость, в какой вы теперь находите, дабы, получив обильнейшую благодать Духа, вы могли принести плоды и удостоились с дерзновением встретить Царя небесного, ему же слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста беседа вторая о покаянии (317-324)

О покаянии и о печали царя Ахаава, а также и о пророке Ионе.

Видели вы в прошедший воскресный день брань диавола и победу Христа? Покаяние было похваляемо, а диавол не снес поражения, но убоялся и вострепетал. Многие сосуды похитило покаяние: блудницу, мытаря, разбойника, хулителя. Ты грешник? не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43,26). Когда Каин раскаивается, Бог не принимает его потому, что он не первый исповедал свой грех.

Другой первый исповедал грех и загладил его - пророк Давид. Он впал в любодеяние и убийство, и был в таком состоянии, что и сам не знал, что согрешил, так как управитель-ум был упоен невоздержанием. Бог посылает к нему Нафана пророка - когда врач болен, тогда нуждается в другом враче. Нафан не сразу обличает его, а сплетает рассказ о тяжебном деле. Царь, думая, что осуждает другого, тотчас же произнес приговор. Нафан же: «Это ты, царь». Царь же говорит: «Согреших ко Господу», а не сказал: «Кто ты такой, что обличаешь меня?», и Господь простил ему согрешение его.

Но есть и другой путь покаяния - оплакивание греха. Ахаав царь был справедлив, но из-за Иезавели, жены своей, царствовал худо - Иезавель устроила гибель Навуфея, чтобы Ахааву завладеть виноградником его. Илия пророк обличил Ахаава в этом же винограднике. Ахаав опечалился и плакал о грехе своем. Он осознал беззаконие, и Бог отменил приговор, произнесенный на него.

Есть у тебя и третий путь покаяния - смиренномудрие (история фарисея и мытаря). Фарисей вышел из храма, потеряв праведность, а мытарь вышел, стяжав праведность - и слова победили дела. Но это и не смиренномудрие, а чистая правда. Апостол Павел смиренномудрствует, называя себя меньшим из апостолов.

Итак, мытарь даже не смиренномудрствовал, но говорил правду, и одним уничижением стяжал праведность и удостоился царства небесного, которое да получим мы все по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста беседа третья о покаянии (325-334)

Если бы Бог дал один путь покаяния, то мы стали бы отговариваться: не можем идти этим путем, но чтобы отнять этот предлог, он дал не два и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо (повторяет 3 первых пути покаяния).

Четвертый путь покаяния - милостыня - царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница: «Корнилие, молитвы твоя и милостыни взыдоша пред Бога» (Деян. 10,4). Разве не знаешь в Евангелии притчу о десяти девах, как не имеющие милостыни, хотя и подвизавшиеся в девстве, остались вне брачного чертога? Девство - это огонь, а милостыня - елей.

Дай хлеб - возьми рай, дай малое, и возьми великое, дай смертное, и возьми бессмертное, дай тленное, и возьми нетленное. Дай бедному - и пусть сам ты будешь молчать - тысячи уст заговорят в защиту тебя.

Итак, великое дело -милостыня, Возлюбим ее - ей нет ничего равного, она может и загладить грехи, и избавить от суда.

Но есть для тебя и другой путь покаяния - молись каждый час, не изнемогай в молитве, и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнит прошения твои. Если ты, молясь, будешь услышан, продолжай молиться, чтобы принести Богу благодарение. Если же не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы тебе быть услышанным. Писание учит тебя молиться и никогда не унывать (Лк. 11,5).

Есть у тебя и иной путь покаяния - поплачь о грехе своем. Петр отрекся от Господа, но пришел в чувство и начал плакать, но плакал не просто, а горько, и из слез очей сделал второе крещение. Изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста огласительное слово первое (251-261)

К готовящимся к просвещению и о том, почему крещение называется банею пакибытия, а не оставления грехов, и что опасно не только нарушать клятву, но и клясться, хотя бы мы клялись справедливо.

Как вожделенен и любезен нам сонм юных братий! Я называю вас братьями еще прежде рождения и приветствую вас, как родных еще прежде, нежели вы родились.

Ублажаю вас еще прежде вступления вашего в тот священный брачный чертог, и не только ублажаю, но и хвалю ваше благоразумие, что вы приступаете к крещению не при последнем дыхании, как беспечнейший из людей, но как благоразумные рабы. Здесь все соответствует дару, а на одре - все противоположно дару. Там среди смятения и беспокойства входит священник, который для больного страшнее самой горячки, а для приближенных к больному ужаснее смерти, потому что считается знаком бо,льшей безнадежности, нежели голос врача, и источник вечной жизни кажется знаком смерти.

Кто намеревается приступить к священным таинствам, надлежит быть трезвенным, бодрым, свободным от всякого житейского попечения, исторгнуть из ума всякие помыслы, чуждые таинствам.

Почему отцы наши узаконили из всего года в это время допускать чад Церкви к принятию таинства крещения? Это имеет таинственное и глубокое значение. Но вижу, беседа призывает нас к другому нужнейшему предмету что такое крещение?

Оно называется не одним наименованием, но различными: баня пакибития и обновления Духа Святаго (Тим. 3,5), просвещение (Евр. 10,32; 6,4-6), крещение (Гал. 3,27), погребение (Рим. 6,4), обрезание (Кол. 2,11), крест (Рим. 6,6). Можно указать много и других наименований. Баня омывает чистоту телесную, есть омовение иудейское, которое важнее первого, но ниже благодатного, которое очищает действительную нечистоту, которая производит великое осквернение вместе с телом и в душе. Оно делает чистыми не тех, которые прикоснулись к мертвым телам, но которые коснулись мертвых дел. Таково человеколюбие божественного дара: оно делает праведными и без усилий. Как искра, упавшая в необъятное море, тотчас угасает, и поглощенная множеством воды, становится невидимой, так и вся человеческая порочность, погружаясь в купель божественного источника, потопляется и исчезает скорее и легче той искры.

«Баня пакибытия» называется потому, что очищает нас так, что мы как бы вновь рождаемся. Она вновь создает и устрояет нас.

На это таинственное очищение указывал некогда пророк: «Яко сосуды скудельничи сокрушиши я» (Пс. 2,9) - это говорится о Церкви из язычников, что видно из предыдущих стихов. Разбитые глиняные сосуды не могут быть исправлены, по причине однажды полученной ими твердости в огне, а сосуды скудельника, еще не обожженные, если и повредятся, легко могут принять другой вид от искусства художника - Бог исправляет нас, падающих.

Поучимся в эти тридцать дней борьбе со злым бесом, потому что после крещения мы должны будем против него выступить, с ним бороться и сражаться. Он обыкновенно вредит нам всеми мерами, но особенно посредством языка и уст. (Сир. 28, 21). Лучше упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. Язык приносит и великую пользу: от словес своих оправдаешься и от словес своих осудишься (Мф. 12,37) - как меч если употребишь против врагов - делается для тебя спасительным орудием, а если себе - то нанесешь себе вред, и причиной поражения будет не железо, а твое беззаконие.

Храните себя от клятв, а не только от клятвопреступлений. Даже если кто-то будет целомудрен и благочестив, но клянется, пусть это будет Петр, Павел или ангел, я и тогда не посмотрю на достоинство лица, потому что читаю закон о клятве не рабский, но царский - Христос с ревностью запрещает это. Как избежать клятвы? Имеешь жену, детей, друга, родственника, соседа? - всем им поручи охранять тебя в этом отношении - чтобы обличили тебя, когда окажешься виновен в клятве, и увещали не прибегать к клятвам. Если же не исправимся после положенного себе срока (скажем, 10 дней), наложим на себя наказание, чтобы придти чистыми к Владыке нашему и избавиться огня геенского, и с дерзновением предстать пред престолом Христовым.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста похвала всем святым, во всем мире пострадавшим (769-775)

Мученики и ангелы различаются только именами, а делами соединены. И смерть сделалась приобретением, так как, если бы не было смерти, то не было бы и венца, не было бы кончины - то и не было бы мученичества.

Хочешь узнать, сколько эти подвиги, т.е. подвиги мучеников, ужаснее войны? Что ужасного в войне? С той и другой стороны стоят станы, блещущие оружием, со всех сторон пускаются тучи стрел, потоки крови льются по земле. Теперь от них я переведу тебя к этому сражению. И здесь два ополчения - одно - мучеников, а другое мучителей. Но мучители вооружены, а мученики сражаются с обнаженным телом, и победа остается за обнаженными, а не вооруженными. Как адамант, поражаемый ударами, не поддается и не смягчается, а напротив сокрушает ударяющее железо, - так и души святых сами не терпели никакого вреда, а силу тех, которые были их, сокрушали и заставляли их удаляться с борьбы побежденными со стыдом и бесчестием после многих и нестерпимых ударов.

Слыша о железной решетке (имеющей вид лестницы), вспомни о мысленной лествице, виденной патриархом Иаковом, которая простиралась от земли до неба. По той нисходили ангелы, а по этой восходят мученики. На той и другой Господь утверждается (Быт. 28,13). Не перенесли бы страданий эти святые, если бы не имели такой опоры.

Диавол видел кровь мучеников и ужасался, потому что вспоминал о другой крови - Владычней; ради той текла и эта кровь.

Если же хочешь слышать и о наградах будущих, то никакое слово не может представить их, потому что око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2,9), а никто из людей не возлюбил Его так, как мученики. Мученики удостаиваются от Владыки гораздо большего благоволения, нежели от подобных себе рабов, потому что Он принимает их не как рабов, но как друзей своих (Ин. 15,14).

Это лучший способ и удобнейший путь к добродетели - взирать не на труды только, но и на награды после трудов - впрочем, и не на них только самих по себе. Так, когда ты намереваешься подать милостыню, то обращай внимание не на издержки денежные, а на приобретение правды. Так делают и воины - они смотрят не на раны, а на награды. Так делай и ты: представь, сколь великое дело - среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкой. Представь сегодняшних мучеников, которые лежали на железной решетке, где не постель была подостлана, но подложены горящие уголья.

Нарисуем в душе одних лежащих на сковородах, других растянутыми на угольях, иных скоблимыми, иных сгибаемыми на колесе,.. чтобы сделав разнообразием такой живописи жилище наше светлым, приготовить приличное пристанище для Царя небесного. Таким образом, приняв Христа здесь, мы по отшествии отсюда сможем быть принятыми в вечные обители, чего да сподобимся мы все благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава Отцу, со Святым и Животворящим Духом, во веки веков. Аминь.

 

 

 

Святого Иоанна Златоуста слово в день Богоявления (404-413)

Против неприсутствующих в священных собраниях, и о святом спасительном крещении Спасителя нашего Иисуса Христа, и о недостойно причащающихся, и о том, что оставляющие божественную литургию прежде ея окончания и выходящие прежде заключительной молитвы уподобляются Иуде.

Все вы сегодня в радости, а я один в печали. Когда я посмотрю на это духовное море и вижу несметное богатство церкви, и потом подумаю, что, по прошествии праздника, это множество, отхлынув, опять удалится от нас, то терзаюсь и скорблю душою о том, что церковь, родившая столько детей, может утешаться ими не в каждое собрание, но только в праздник.

Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшей тишиной. Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя - о душе, о теле, о бессмертии, о царстве небесном, о наказании, о долготерпении Божием, о прощении?.. Это и гораздо больше этого должен знать христианин и о всем давать ответ спрашивающим вас. А вы не можете узнать и малейшей части этого, собираясь сюда однажды в год, и притом мимоходом, по обычаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению.

Не одно Богоявление, а два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое - будущее, которое произойдет со славою при кончине мира. Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени.

Этот день называется Богоявлением, потому что до этого дня Христос не был известен народу: посреде вас стоит, Его же вы не весте (Ин. 1,26).

Было крещение иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. Крещение Иоанново было выше иудейского, но ниже нашего. Оно увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении добрых дел. Христос не имел нужды креститься ни иудейским, ни нашем крещением, ибо не имел греха. Он крестился иоанновым - чтобы показать, что Он не имел нужды в даре Духа.

«Исполнить всякую правду». «Правда» - исполнение всех заповедей - никто из людей не мог исполнить ее, поэтому Христос, приходя, исполняет ее.

Правдой было повиновение пророку - Христос и обрезался, и принес жертву, хранил субботы, соблюдал иудейские праздники.

Многие из нас приступят к Чаше по причине праздника. Должно не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть, и тогда касаться священной жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться, а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием в праве и в праздник и во всякое время причащаться божественными дарами. Грех состоит в том, что приступают не с трепетом, но с давкою, ударяя других, пылая гневом, крича, злословя, толкая ближних, полные смятения. Не видите ли, какое благочиние бывает на олимпийских играх? Не нелепо ли, что там, где торжествует диавол, бывает такое спокойствие, а там, где призывает к Себе Христос, бывает великий шум? Что гонит тебя? Необходимы дела? В этот час ты особенно сознаешь, что у тебя есть дела, особенно помнишь, что ты находишься на земле? Но не каменной ли душе свойственно думать, что в такое время ты стоишь на земле, а не ликуешь с ангелами? Когда присутствует Христос, предстоят ангелы, предлежит эта страшная трапеза, и братья твои еще участвуют в таинствах, сам ты, оставив все, убегаешь. И где это может быть достойно прощения? Иуда, приобщившись последней вечери в ту последнюю ночь, поспешно вышел, тогда как все прочие еще возлежали. Вот кому подражают и те, которые спешат прежде последнего благодарения!

Итак, будем приступать к этой священной жертве с глубоким молчанием, с великим благочинием, с надлежащим благоговением, чтобы нам заслужить большее благоволение у Бога.

© Православная духовная страница
2006-2016 гг.