Святитель Григорий Палама
(гг. 1296-1359)
О Фаворском Свете
(Матф. 17: 1-8)
В своей непостижимой любви к человеку Сын Божий не только соединяет Свою Божественную Ипостась с нашим естеством, облекая Себя живым телом и разумной душой, “чтобы явиться на земле и жить с людьми" (Вар. 3: 38), Но, о несравнимое и великое чудо! Он также соединяет Себя с каждым верующим путем Причащения Его Тела. Поэтому Он становится одно тело с нами (Еф. 3: 6), делая нас храмом Божества, ибо в Самом Теле Христовом “обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 3: 9). Как же не освещать Ему тех, которые делаются причастниками Божественного сияния Его Тела, как некогда Он осветил тела апостолов на Фаворе? Ибо Его Тело, источник благодати света, в то время еще не было соединено с нашим телом. Оно светило внешне на тех, кто достойно приближались к нему. Но сегодня, поскольку Оно соединено с нами и обитает в нас, Оно освещает душу изнутри.
Преображение Господа Иисуса Христа на Фаворе предвозвестило Его Второе пришествие. Когда Господь снова придет в наш мир, тогда праведники просветятся, как солнце. Они станут светом и будут видеть свет, — блаженное и священное видение. Ныне этот свет светит лишь отчасти, как залог данный тем, кто покинул все греховное и своей чистой молитвой достигает чистоты. Но в тот день сияние света обожит “сынов воскресения." Они будут веселиться в вечности и славе в общении с Тем, Кто дал нашей природе божественную славу и световидность.
На Фаворе апостолы видели божественный свет снаружи. Ныне же христиане, таинственно соединяясь с Искупителем, приобщаясь к Его смерти и воскресению, созерцают этот свет внутренне, в своих сердцах.
Когда духовная радость переходит от ума к телу, оно не терпит умаления от своего общения с ним, но скорее преображает тело, одухотворяя его. Ибо тогда, отвергая все страстные пожелания плоти, оно не погружает душу, но возвышает ее с собой, весь человек делаясь духом, как написано: “Рожденное от Духа есть дух."