Святитель Григорий Нисский
Слово против ростовщиков
(Ч.7. Сс.457-474)
Жизнь людей, любящих добродетель и решившихся жить разумно, определена благими законами и предписаниями. Собравшись и ныне будем внимать повелениям Божиим и послушаем пророка (Ам. 8,4-9), поражающего злых чад взаимодаяния - лихвы. Прошу не обвинять меня в дерзости или безумии, если после того, как муж красноречивый приобрел славу, рассуждая о лихоимстве (св. Василий Великий), и я вступаю на то же поприще, пуская свою пару ослов или волов вместе с увенчанными конями. При великом всегда бывает видимо и малое, и луна светится при сиянии солнца.
Ты же, к кому моя речь, будучи человеком возлюби людей, а не сребро, распростись с приумножением и лихвою, а сдружись с нищелюбием, и хотящего заяти не отврати (Мф. 5,42). Берущий деньги с тем, чтобы отдать их с лихвой, берет залог бедности, в образе благодеяния вводя пагубу в дом свой.
Итак, не живи жизнью человеконенавистника под видом человеколюбия. Праздна и своекорыстна жизнь лихоимца. Не знает он труда земледелия, ни искусства торговли. Он хочет, чтобы у для него все росло без посева и без пахания. Плуг у него - перо, поле - бумага, семена - чернила, дожди - время, незаметно возращающее ему плоды - приращение денег, серп у него - взыскание денег, гумно - дом, в котором вымолачивает имущество угнетенных. На все принадлежащее другим смотрит как на свое. Желает людям нужды и несчастий, чтобы по неволе шли к нему. Каждый день считает прибыль, и жадность его не насыщается.
Если же странными кажутся твоему слуху эти слова, то у тебя под рукой свидетельство, что у благочестиво иждивающим и благотворящим Бог подает многоразличным воздаянием (Мф. 19,27-30). Не требуй роста от меди и золота, веществ, не могущих произращать, не принуждай бедность производить то, что свойственно богачам, не требуй лихвы от того, кто нуждается в существенном.
Итак, к одному из таковых ростовщиков нужно сказать: ты несчастная судьба, ибо если бы ты облегчил должника и одну часть его долга отпустил, а другую часть взимал бы с ослабой, то не возненавидел бы он тяжкую жизнь.
Ещё прежде суда Божия в наши времена следующее случилось в доме ростовщика. Был один человек, имевший промыслом ростовщичество, был скуп и относительно своих издержек, не имел достаточного стола, не переменял своих одежд иначе как по нужде. Закладывая деньги в углубление стен и замазывая снаружи глиной, хранил он свое сокровище в неизвестности от всех. Внезапно он отошел от жизни, не известив никого из домашних, где зарыто золото. Дети его, надеявшиеся по своему богатству стать знатнее всех в городе, искали денег повсюду, расспрашивали друг друга, раскапывали полы, очищали снизу стены, переворотили каждый камень, но не нашли ни овола. Ведут они жизнь бездомную, бесприютную, нищими, не раз проклиная каждодневно глупость отца. Таков-то ваш приятель и друг, ростовщики!
Итак, против лихоимцев достаточно подвизалось наше слово, и удовлетворительно указало, в чем они виновны. Да даст им Господь раскаяние в этом зле. А тем, которые легко входят в долги и не взирая на опасности кидаются на крючок роста, я не скажу ничего, думая, что им достаточно совета, который мудро предложил им божественный отец наш Василий, в своем сочинении, обращая речь более к тем, кои необдуманно входят в долги, чем к тем, кои любостяжательнодают взаймы.