Сергей Кирицев
Смертельная цель жизни
Есть один старый анекдот о том, как разговаривают два близнеца в материнской утробе. Один говорит: «Слушай, а есть ли жизнь после родов?» Второй отвечает: «Не знаю, оттуда ещё никто не возвращался».
Любимое хобби живущих – искать смысл жизни. Это вполне понятно и простительно. Чтобы отнять у смерти жало, нужно придумать противоядие. Например, можно сказать, что цель человеческого бытия в том-то и том-то. Я это подтвердил своей жизнью и потому спокоен. Либо сказать, что бытие бессмысленно, и это тоже подтверждается моей жизнью. И я опять спокоен. В обоих случаях цель одна и та же – самоуспокоение.
Но многие из нас не отдают себе отчёта в том, что считают Бога «виновником» своей жизни, а значит и бед, которые она приносит. Он виноват и в том, что мы живём, и в том, что мы умираем. Но Тот, Кто есть Сама Жизнь, творя человека, не мог сотворить его иначе чем для жизни. Человеку была дана свобода распоряжаться своей внутренней сутью. Он в силах менять себя изнутри, но ему не дано изменять законы мироздания. А смерть – это один из таких законов.
Нужна ли человеку смерть? Ведь Бог не оставляет Своё творение и даёт ему всё необходимое в этом мире. Земля растит колос, вода утоляет жажду, огонь согревает, воздух животворит тело... И среди всех этих даров смерть также дана человеку как нечто необходимое для жизни. Это, конечно, вынужденный дар и временный. Потому что Бог смерти не создал, и не может быть ничего «общего у света с тьмой». Владычество смерти в мире просто попущено Богом. Но может ли Бог допустить что-либо, что не принесёт в итоге пользы? Разве может любящий Отец оставить сынов Своих на произвол того, с чем Он Сам не в состоянии справиться? «Воскресение Христово видевше», Церковь исповедует перед всем миром, что такого не может быть. Примерно две тысячи лет назад смерть вспомнила, что она не вечна, а вечен только Бог. Более того, она сама невольно послужила для торжества Жизни. Коса смерти наткнулась на Краеугольный Камень, «ставший во главу угла». Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт, – сказал Христос. И только в глазах верующего во Христа Виновник Жизни перестаёт быть виновником смерти. Ну что ж, и на старуху бывает проруха, даже если эта старуха с косой.
Христианство перевернуло всё с ног на голову, доказав, что земная жизнь не является главной. А главное начнётся после смерти. И если земная жизнь – это всего лишь подготовка, значит, важно не то, что ты здесь оставишь, а то, с чем уйдёшь. Я думаю, что у каждого человека есть выбор – свести счёты с жизнью с помощью смерти либо одолеть смерть с помощью жизни. По крайней мере, Христос учит и помогает делать последнее.
Каждое мгновение рождается и умирает множество людей. Смерть работает не покладая рук, чтобы догнать и перегнать Жизнь, но остаётся вечно в роли догоняющего. Жизнь поддаётся измерению только временем. И Смерть сделала Время своим союзником. И каким могучим союзником! Итак, за «чёрных» играют и Смерть, и Время. Казалось бы, они получили решающий перевес. Но это только кажется, потому что за «белых» играет Тот, Кто сотворил и жизнь, и время, и некогда самих «чёрных».
Что я, смертный, могу сказать о смерти, пока я жив? Гораздо больше о ней знает Бессмертный, который был жив до неё и остался живым после. Что могу рассказать о смерти я, который никогда не умирал? Лучше прислушайтесь к Тому, Кто умирал и, воскреснув, сказал: Се, Я с вами до скончания века. А Его апостол в послании к жителям Рима написал: Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Главное – оставаться соединённым.
Да, конечно же, очень важно для человека найти своё место в жизни. Без сомнения, каждому нужно знать, для чего он живёт. Жизненные цели различны у матери, у бизнесмена, у солдата. Но я думаю, что есть ещё одна, заветная цель жизни, которую надо искать здесь и сейчас, – это цель смерти.