Когда смерть рядом:
Размышления о смерти

Что происходит с душой до частного суда

Начав шествие к моменту решения Богом ее участи, душа проходит испытания. Происходит рассмотрение содеянных ею дел, а затем показываются райские чертоги и адские жилища. Испытания эти в церковном Предании называются мытарствами.

Учение о мытарствах подтверждено многими святыми людьми и отцами Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы (Еф. 6, 12). Это учение находим в древнейшем церковном Предании и в церковных молитвословиях.

Правосудие Божие совершает суд над христианскими душами, отшедшими из тел своих, через Ангелов как святых, так и злых. Первые в течение земной жизни человека замечают все его добрые дела, а вторые замечают все его худые дела. Когда душа христианина начнет восходить к небу, руководимая святыми Ангелами, тогда темные духи представляют ей грехи, не изглаженные покаянием. Это испытание души называется мытарствами. Неизмеримое пространство между небом и землею, или между Церковью торжествующей и воинствующей, символически называется воздухом и в Священном Писании, и в писаниях святых отцов, и в разговорном языке. Это пространство наполняют отверженные, падшие ангелы, вся деятельность которых состоит в том, чтобы отклонять человека от спасения, делая его орудием неправды. Они хитро и враждебно действуют на нашу деятельность, внутреннюю и внешнюю, чтобы и нас сделать сообщниками их погибели: «ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), — свидетельствует о диаволе апостол Петр. Что воздушное пространство есть жилище злых духов, о том свидетельствуют избранные сосуды Святого Духа.

Так, зритель великих тайн Божиих в Апокалипсисе свидетельствует, что падшие ангелы лишились своего небесного жилища (Откр. 12, 8-9). Где же их пристанище? В книге Иова поднебесная является их жилищем (Иов. 1, 7), и апостол Павел прямо называет их духами злобы поднебесными, а главу их — князем власти воздушной (Еф. 2, 2).

С того самого момента, как последовало падение наших прародителей и изгнание из рая, к Древу жизни был поставлен Херувим (Быт. 3, 24), но и другой, падший ангел, в свою очередь стал на пути к раю, чтобы пресечь человеку вход. Врата небесные заключались для человека, и князь мира с того времени не пропустил к раю ни одной человеческой души, разлучившейся с телом. И праведники, кроме Еноха и пророка Илии, и грешники нисходили в ад. Первым прошел этот непроходимый путь к раю Победитель смерти, Разрушитель ада, и двери райские с того времени открылись. За Господом прошел благоразумный разбойник и все ветхозаветные праведники, изведенные Господом из ада. Проходят этот путь и святые, или, если и терпят иногда бесовские остановки, то добродетели их перевешивают падения.

Если мы, будучи уже просвещены светом Христовым и имея свободную волю делать правое или неправое, постоянно делаемся пленниками бесов, «делателями неправды» (Лк. 13, 27), исполнителями их гнусной воли, то тем более не оставят они душу, когда она отлучится от тела и должна будет идти к Богу через воздушное пространство.

Мытарства — это неизбежный путь, по которому совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию христианские души, как злые, так и добрые. Суд совершается в воздушном пространстве. Для истязания душ установлены темными властями отдельные судилища и стражи в определенном порядке. Каждое отделение «заведует» особым видом греха.

Сущность учения о мытарствах излагает святитель Кирилл Александрийский († 444), который обобщил высказывания бывших до него святых отцов в «Слове на исход души». Мытарства являются основой частного суда, который совершает над каждой человеческой душою Сам Господь посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей — демонов. Мытарства — это своего рода заставы на пути от земли к небу. Заставы эти охраняются воздушными истязателями и обличителями наших дел — злыми духами, которые всячески стараются воспрепятствовать душе при восхождении ее на небо. Они с неумолимой строгостью выискивают и поставляют ей на вид все, что в земной жизни было ею допущено зазорного в мыслях, словах и делах, что может явить ее недостойной Царствия Небесного.

Но на этом пути сопровождают душу и добрые Ангелы, которые указывают все то, что было сделано ею в земной жизни доброго. Наконец, душа согласно своим поступкам осуждается или оправдывается на частном суде, получая временное, до Страшного суда, место пребывания. Отсюда очевидно, что:

1) мытарства представляют собой неизбежный путь, которым души христиан совершают свой переход от временной жизни к вечной;

2) на мытарствах каждая душа в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии подробно истязается во всех ее делах, злых и добрых;

3) вследствие этих истязаний души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители, а души грешные, обвиненные в не исповеданных грехах, по приговору частного суда влекутся демонами в ад.

Заботящийся о своей душе христианин в течение жизни часто совершает суд своей совести, когда приходит в храм на исповедь. Но многие грехи остаются не исповеданными. И если случится человеку умереть после такой неполной исповеди, он идет на мытарства с не исповеданными грехами.

За все рано или поздно приходится отвечать. Подробное описание мытарств и порядок, в котором они следуют, излагается в сказании преподобной, Феодоры, память которой Святая Церковь совершает 30 декабря. Святая Феодора особенно почитала жившего в ее время преподобного Василия Нового (26 марта). Она давала ему приют в своем доме, устроив для него особую горницу для молитвы, и всегда со вниманием слушала его учение. Прошло время, скончался святой Василий, а за ним и Феодора. Но жил еще на земле ученик св. Василия — Григорий, который стал просить отошедшего в горний мир учителя, чтобы тот открыл ему то, в каком состоянии по смерти находится душа Феодоры. Просьба Григория была исполнена. Однажды во время сна Ангел ввел Григория в места, где он увидел Василия и Феодору. И Феодора рассказала Григорию о своих воздушных мытарствах, через которые она прошла.

Мытарство 1: грех словом, то есть празднословие — праздное расточительство слов, многоглаголание — многословие, невоздержанность в речи, пустословие, насмешки, кощунство, злые и нескромные шутки.

Мытарство 2: ложь, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди.

Мытарство 3: клевета, осуждение, уничижение, обесславление ближнего, ругательство, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.

Мытарство 4: чревоугодие, объядение, пьянство, тайноядение и трапеза без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, все роды угождения чреву.

Мытарство 5: леность, грехи от беспечности, леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением.

Мытарство 6: всякого рода хищения и воровство, грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием.

Мытарство 7: сребролюбие и скупость.

Мытарство 8: лихоимство — присвоение чужого.

Мытарство 9: неправда всякого рода, тем более, если из-за неправды кто-то пострадал.

Мытарство 10: зависть, досада, ненависть.

Мытарство 11: гордость, тщеславие, самомнение, презрение, возвеличивание себя.

Мытарство 12: ярость, гнев, запальчивость, злоба, жестокосердие.

Мытарство 13: злопомнение (это значит: помнить зло на ближнего) и памятозлобие (непрощение обид, мстительность).

Мытарство 14: убийство, отравление ядом и прочее.

Мытарство 15: чародейство: волхвование, наговоры, призывание бесов.

Мытарство 16: блуд, нечистые слова, мысли, желания и дела.

Мытарство 17: прелюбодеяние, то есть несоблюдение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.

Мытарство 18: содомские грехи, то есть противоестественные грехи, кровосмешение.

Мытарство 19: ересь, то есть ложное мудрствование о вере, сомнение в вере, отступление от православной веры.

Мытарство 20: немилосердие и жестокосердие.

Если душа не познала себя на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости познать себя за гробом, осознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее удовольствие. На земле душа при помощи Святого Причастия может прийти в сознание, принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Покаянием уничтожаются содеянные грехи и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде. Но за гробом, чтобы привести душу к сознанию своей греховности, стоят падшие духи, которые, являясь наставниками всякого зла на земле, теперь и представят душе ее греховную деятельность, напомнят все обстоятельства, при которых совершалось зло. Ангелы добрые на мытарствах со своей стороны представляют добрые дела души. Таким образом, основной целью прохождения мытарств является самопознание человека, приведение его к осознанию итога своего жизненного пути.

Общие и частные грехи, которыми мы согрешаем делом, или словом, или помышлением, суть преступление воли Божией, нарушение евангельской заповеди о любви к Богу и к ближнему: любить Бога всем сердцем своим, всею душою своею, всем разумением своим и любить ближнего своего, как самого себя (Мф. 22, 39; Лев. 19, 19). Делай ближнему то, чего желаешь, чтобы делали тебе (Мф. 7, 12), и не делай ближнему того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Отвращайся от ближнего, если он склоняет тебя на грех. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Стоит еще сказать и о земных лишениях и испытаниях, которые мы проходим на земле. Они тоже учитываются при прохождении мытарств. Все наши земные страдания не напрасны. Они даны во очищение грехов наших, если мы переносим их без ропота.

Ангел сказал преподобному Макарию Египетскому (V век): «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных». Стало быть, не следует в памяти держать какие-то конкретные образы посмертных испытаний, тем более, в церковной литературе можно встретить разные описания мытарств. Необходимо понять смысл учения о мытарствах: душе откроются глаза на ее нравственное состояние, и за все, как злые, так и добрые дела всякий человек даст ответ после смерти. Учение о мытарствах есть напоминание о том, что за каждое дело, за каждую греховную мысль будут цепляться демоны, желая забрать душу в ад. С другой стороны, ни одно доброе дело, ни одно воздыхание к Богу, ни одна копеечка милостыни не будут забыты. Сами того не замечая, мы ежесекундно или собираем, или расточаем свое сокровище на небесах.

Но иногда, по неисповедимому Промыслу Божию, человеку дается возможность пройти «сень смертную» и вернуться назад, в мир живых. Таким образом Господь помогает душе в деле нравственного самоопределения, ибо такой урок будет духовно полезен человеку, который оценит эту милость Божию и будет дальше жить по Его заповедям и воле, заботясь о внутреннем очищении. Своим свидетельством он, быть может, приведет многих к покаянию.

Итак, пройдя через мытарства и покончив навсегда с земным, душа посещает небесные обители и адские бездны, знакомясь с потусторонним миром, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых и Страшного суда. Ангел открыл преподобному Макарию Александрийскому, что до девятого дня душе показывают красоты рая, и только с девятого дня в течение сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада. Преподобная Феодора, действительно, завершила свое посещение ада на сороковой — по земным меркам времени — день.

Из рассказа Феодоры: «И водили меня святые Ангелы всюду, так что я видела множество прекрасных селений и обителей, исполненных славы и благодати, — обителей, которые были уготованы любящим Бога. Видела я там обители апостольские, пророческие, мученические, преподобнические и другие, особые для каждого чина святых. Каждая обитель была неизреченной красоты. Широтой и длиной равнялись, сказала бы я, Царьграду, но при этом отличались несравненно большей красотой, имея много светлых палат нерукотворных. Всюду в обителях тех раздавался глас радости и веселия духовного, и видны были лики веселящихся праведников, которые, видя меня, радовались о моем спасении. С любовью встречали меня и лобызали, восхваляя Господа, избавившего меня от сетей вражьих. Окончив обхождение райских обителей, я низведена была в преисподнюю земли и видела страшные и нестерпимые муки, в аде грешникам уготованные. Показывая их, святые Ангелы говорили мне: «Смотри, Феодора, сколь жестоких мук избавил тебя Господь молитвами угодника Своего Василия».

Обходя пропасти ада, я слышала и видела там плач, вопль и горькое рыдание пребывающих в тех муках. Одни из них вопияли: «О, горе нам!», другие воздыхали: «Увы, как тяжко нам!», третьи проклинали день рождения своего. Окончив осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда, и привели в обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный Василий совершает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла на это место покоя через сорок дней после моего разлучения от тела».

«В христианской Церкви имеется множество свидетельств явления из потустороннего мира людей как прославленных, так и самых простых смертных. Начиная с явления святых пророков Моисея и Илии, явившихся во славе на Фаворе при Преображении Господнем, святые часто по изволению Божию являлись людям на земле и возвещали им те или другие истины ради спасения человеческих душ. Были и примеры явлений из потустороннего мира грешников. Вот что повествует об этом святой Григорий Двоеслов. Он говорит, что в его время жил один пресвитер, который часто ходил в баню. Однажды, придя в баню, он увидел подошедшего к нему незнакомца, который начал ему прислуживать; он прислуживал также и по окончании бани. Так повторялось несколько раз. Пресвитер, желая отблагодарить незнакомца, взял однажды в баню две просфоры. Незнакомец пришел и на этот раз и стал помогать пресвитеру снимать сапоги и подавать полотенце после купания. Пресвитер протянул ему за его усердие и любовь обе просфоры, но незнакомец изрек с горькими слезами: «Отче! Что ты делаешь! Ведь это хлеб святой, мне его есть нельзя. Я, которого ты видишь, был господином этих мест, но за свои грехи осужден. Если ты хочешь оказать мне любовь, то принеси этот хлеб Господу и помолись обо мне у Престола Божия, и если меня в следующий раз здесь не увидишь, то, значит, твоя молитва была услышана». Пресвитер целую неделю со слезами молился о душе этого незнакомца, принося за него каждый день бескровную Жертву. Когда он снова посетил баню, незнакомец ему более не являлся» (архимандрит Кирилл (Павлов)).

 

Частный суд

Все ли умершие находятся в одном месте и в одинаковом состоянии? Православная Церковь свидетельствует, что после смерти над душой совершается частный суд и она отправляется в уготованное ей место для ожидания Страшного суда, который будет в конце мира. Участь души определяется после прохождения мытарств. Действительность частного суда открывается и в Священном Писании: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11, 26-27). Апостол Павел говорит: «...человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Притча о богатом и Лазаре также указывает, что по смерти тотчас есть известное решение участи, смотря по делам умершего, — следовательно, суд.

Священное Писание не открывает, как и когда происходит частный суд. После знакомства с потусторонним миром, на сороковой день, душу доставляют в обитель, где ей теперь будет суждено жить. Частный суд, в отличие от Страшного суда, происходит не торжественно и не пред лицом всего мира. Выносится «приговор» душе, разлученной с телом, тогда как на Страшном суде этот «приговор» будет вынесен душе, соединенной с обновленным телом. Частный суд имеет целью определить участь души не на целую Вечность, как Страшный суд, а только до всеобщего воскресения. Поэтому воздаяние после частного суда — неполное и неокончательное. Окончательное и уже неизменное решение совершится на Страшном суде.

Разлучившиеся же с телами души после частного суда переходят или к радости, или к скорби. Они начинают жить по другим законам. Душа в загробном мире до всеобщего воскресения не имеет самостоятельности, в том смысле, что она не может сама изменить свою участь и потому нуждается в молитвенной помощи оставшихся на земле людей. По учению Церкви, грешная душа может очиститься и перейти в Небесные обители по ходатайству молящихся о ней христиан, как живых, так и пребывающих в Царствии Небесном. В житийной литературе имеется много рассказов о том, насколько полезна молитва для переселившихся в загробный мир душ. Так, в житии преп. Макария Египетского упоминается такой случай. Однажды преподобный, идя по пустыне, остановился и поднял человеческий череп (оказалось, что когда-то это была голова языческого жреца), который поведал ему, что по молитвам преподобного даже язычники получают облегчение в страданиях. Поэтому наша молитва, усердное приношение милостыни за души умерших имеют неоценимую важность. Поминовение своих предков также вселяет надежду на то, что и наши грешные души не будут забыты потомками.

«Представь себе, каким трепетом будет объята душа, пока над ней не совершится определение. Это время — время скорби, время неизвестности. Лицом к лицу против неприязненных сил встанут силы святые, выставляя благие дела души в противовес грехам, выставляемым врагами. Представь же себе, какой страх и трепет мучают душу, находящуюся посреди этих противных друг другу сил, пока суд над нею не будет решен Праведным Судией! Если душа окажется достойной милости Божией, то бесы посрамляются, ее приемлют Ангелы. Тогда душа успокаивается и будет жить в радости, ибо, по Писанию, «вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс. 83, 2). Тогда исполнятся слова о том, что там уже нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится. Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни, то услышит ужасный глас: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господа! Тогда постигнет ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная на вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки... Если так, то какой святой и благочестивой должна быть наша жизнь! Какую любовь должны мы стяжать! Каким должно быть наше обращение с ближними, каким — поведение, каким — прилежание, какой — молитва, каким — постоянство. «Ожидая сего, — говорит апостол, — потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3,14), чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34) на веки веков» (святитель Феофил Антиохийский).

 

Загробная участь грешников и праведников

И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Мф. 25, 46

Когда человек вступает в вечность, изменяется форма его бытия. Материальная оболочка отмирает, и душа уже живет по законам духовным. Ничто материальное не составляет ему уже препятствий. Теперь и прошедшее ему видно, как настоящее, и будущее не так сокрыто, как прежде, и нет уже для него ни часов, ни дней, ни лет, нет расстояний — ни малых, ни больших. Что же он видит и чувствует?

Невыразимым ужасом поражает его открывшаяся вечность; ее беспредельность поглощает его ограниченное существо; все его мысли и чувства теряются в бесконечности. Он видит явления, для которых у нас нет ни образов, ни названий; слышит то, что на земле не может быть изображено никаким голосом и звуком; его созерцания и ощущения не могут быть выражены у нас никакими словами. Он находит свет и мрак, но — нездешний свет, перед которым наше яркое солнце светилось бы не менее, чем свеча перед солнцем; мрак, перед которым наша самая темная ночь была бы яснее дня. Он встречает там и подобные себе существа и узнает в них людей, отошедших из мира.

Но какое изменение! Это уже не здешние лица и не земные тела: это одни души, вполне раскрывшиеся со всеми их внутренними свойствами, которые и облекают их соответственными себе образами. По этим образам души узнают друг друга, а силой чувства узнают тех, с которыми сближались в здешней жизни. Видит душа и, конечно, узнает и ужасных демонов.

Далее, душа видит бесконечное море непостижимого света, в котором живут существа еще более могучие: их природа и жизнь — одно неизмеримое добро, неизобразимое совершенство, невыразимая любовь; Божественный свет наполняет все существо их и сопровождает каждое движение...

Итак, в этом чудном свете дух человека с неодолимой силой притяжения сродного ей мира летит до того места или, лучше сказать, до той степени, до которой позволяют достигнуть его духовные силы, и весь перерождается. Тот ли это дух, который жил в человеке на земле, дух ограниченный и связанный плотью, всецело служащий плоти и порабощенный ей так, что без тела, по-видимому, и жить, и развиваться не мог! Теперь что с ним стало? Теперь все — и доброе, и худое — быстро, с неудержимой силою раскрывается. Его мысли и чувства, нравственный характер, страсти, стремления воли — все это развивается в необъятных размерах. Сам он ни остановить их, ни изменить, ни победить не может. Его недостатки и слабости обращаются в огромное зло; его скорби обращаются в беспредельные страдания.

Душа, на земле подавляющая и скрывающая в себе зло, там явится злой до бесконечности. Худое чувство, здесь еще чем-нибудь сдержанное, если не искоренить его покаянием, обратится там в бешенство. Если вы здесь владеете собой, там уже ничего не сможете с собою сделать: все с вами перейдет туда и разовьется в бесконечность...

Душа человека, отрешаясь от тела, с многократной силой продолжает развивать в себе те качества, которые она приобрела в земной жизни...

Страшно подумать, что будет с душой, уже на земле посеявшей и взрастившей в себе семя злобы и ненависти. Бесконечно прогрессирующее зло в ней самой станет источником ее страданий.

А что же душа добрая, что будет с нею?

О состоянии душ до всеобщего воскресения Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Сохранится ли у нас память о земной жизни, и сохранятся ли вера и надежда? Надо иметь в виду, что сразу после смерти человек находится в промежуточном состоянии и не имеет тела. Но картина из Апокалипсиса (Откр. 6, 9-11), где описывается, как души убитых вопиют под жертвенником к Богу о мщении, свидетельствует о том, что память об оставленной ими земле у них сохранилась. Они помнят о злодеяниях, совершенных над ними на земле. Богач из притчи (Лк. 16, 28) помнил, что у него на земле осталось пять братьев, и просил позаботиться об их душах. Многие скажут Христу «в тот день» — в день встречи с Ним в ином мире, — что именем Его они пророчествовали, бесов изгоняли и чудеса творили (Мф. 7, 22), а это говорит об их памяти. Искупленные от земли поют новую песнь на небе, которой никто не мог научиться, кроме них (Откр. 14, 3); также победившие зверя, образ его, начертание и число имени его стоят на стеклянном море и поют песнь Моисея и Агнца (Откр. 15,1-3).

Что касается веры и надежды, то спасительная вера исчезнет (2 Кор. 5, 7), но вера как доверие Богу сохранится (1 Кор. 13,13). И надежда в смысле ожидания воскресения тоже сохранится, — ведь мы надеемся наследовать славу в Царствии Божием. Узнаем ли мы друг друга в загробном мире? Мы не только узнаем, но и возрадуемся в общении и совместном прославлении Бога. Мы созданы для общения, и надежда увидеть родных и близких в ином мире — вполне естественное, неподдельное человеческое желание. Сам Иисус описывает небесную радость, используя символ пира, где все будут «возлежать» за одной трапезой с Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11): для евреев, которые тогда его слушали, это было огромной радостью — пребывание с великими предками, начатками избранного народа. На небесах мы увидим всех ветхозаветных героев веры, новозаветных святых, своих родных и близких, и все мы узнаем друг друга.

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.