Статья опубликована в:
Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № 5. С. 71-75.
Целикова Вера Владмировна, психолог (Нижний Новгород)
Психологические механизмы влияния на личность в культе
Групповое воздействие - мощный регулятор поведения и деятельности человека. Феномен группы заключается в том, что даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности: в присутствии других людей возрастает, например, скорость выполнения отдельных операций.
Однако, более важным является тот момент, что не простое присутствие других, а именно взаимодействие с ними является определяющим фактором, который влияет на деятельность человека. В ситуациях группового общения замкнутый «контур» отдельного человека как бы размыкается и включается в общегрупповой «контур», который не является простой суммой индивидуальных «контуров», а приобретает качественно новое значение, новое групповое качество.
В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный «общий фонд».
Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчать протекание психических процессов, давать как бы «прирост» продуктивности деятельности отдельного человека. Здесь имеет место эффект социальной фасилитации . Например, творческие задачи решаются с большей степенью вероятности при групповом творчестве, чем при индивидуальном.
Однако, в ряде случаев наблюдается и обратный эффект - торможение, подавление, сдерживание действий и проявлений человека под влиянием групповых процессов (эффект социальной ингибиции). Например, ускоряется темп действий, но ухудшается качество.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать два вывода:
1. Влияние на психические процессы и состояния человека присутствия других людей, а еще больше группового взаимодействия определяет единообразие в нормах, оценках, мнениях, поведении. Включаются механизмы подражания, внушения, конформности.
2. Влияние группы на человека может носить как позитивный, так и негативный характер, т.е. может быть конструктивным или деструктивным. Сами групповые процессы как таковые не несут в себе деструктивизма. Деструктивное влияние зависит от определенных условий существования группы.
Следующий важный момент , который необходимо отметить при рассмотрении проблемы «группа и личность». Именно в группе и посредством группы личность научается социальным навыкам, обретает, интериоризирует и реализует социальный опыт, т.е. происходит социализация личности. Социализация есть процесс становления личности, который включает в себя деятельность, общение и самоосознание. Именно процесс самоосознания во многом зависит от качества групп, в которые включена личность: от содержания их деятельности, уровня группового развития, форм влияния на личность (конструктивных или деструктивных).
Таким образом, можно сказать, что проблема «личность и группа» трансформируется в проблему « личность в группе».
Деструктивное влияние на личность определенных факторов реально существует в условиях взаимодействия людей. но еще не превращает это взаимодействие в деструктивный культ. Во взаимоотношениях двух людей могут возникать формы подавления - зависимости. Даже если рассмотреть личность с точки зрения его Я - концепции, Образа «Я», то отдельные субличности в этом образе могут деструктивно влиять на другие части «Я».
Что же такое культ? И что такое деструктивный культ с психологической точки зрения?
Любая группа может рассматриваться в качестве культа. Стивен Хассэн, автор нового подхода к консультированию по выходу из культов, ссылаясь на Вебстеровский словарь, дает определение культа: (Хассэн С. Контроль сознания и феномен культа. - В кн. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Н. Новгород, 1995 г.)
- во-первых, это религиозная практика, богослужение;
- во-вторых, обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).
По этому определению большинство групп могут считаться культами. Культы могут быть конструктивными, благотворными, позитивными по своей сущности, а также могут оказывать и деструктивное влияние на личность. Интересно, что консультанты по выходу (например, С. Хассэн) употребляют в ряде случаев термин «группа» и «деструктивный культ» как синонимы.
Деструктивизм культа (группы) состоит в способе группового воздействия на членов группы. Именно в том, что группа делает по отношению к личности и состоит ее деструктивный характер, а не в ее неортодоксальных верованиях.
Кроме того деструктивное влияние на личность в культе организуется и проводится специальным «управленческим» органом, существующим в иерархической организации, которая и есть деструктивный культ. Этот признак отличает деструктивный культ (как авторитарную организационную структуру) от просто деструктивного влияния различных факторов на личность.
Деструктивность влияния культа на личность проявляется в следующих особенностях.
1. В тотальности и абсолютности воздействия в форме контроля сознания. причем в недеструктивной группе личность и группа взаимно влияют друг на друга, т.е. обратная связь взаимнонаправленная: личность получает информацию о себе от группы и группа - в свою очередь со стороны личности. В культе обратная связь односторонняя, однонаправленная: группа (часто в лице харизматических лидеров) влияет на личность, но не обратно. Поскольку практически всегда личность в культе изолирована (психологически , иногда и физически) от внешнего воздействия, то альтернативного влияния не испытывает, т.е. воздействие приобретает постоянный и тотальный характер. Неслучайно деструктивные культы часто называют тоталитарными культами, сектами.
2. В формах влияния, которые используются в культе: манипулировании и обмане. В недеструктивных группах личность также подвергается различного рода влияниям. в том числе и манипулированию, но, во-первых, может применять приемы сопротивления манипулированию, во-вторых, манипуляция не носит тотального характера. В таких группах используются и другие формы влияния, в том числе убеждение, которое требует логических аргументов и критичности. В культе эти два последних положения не допускаются. И хотя некоторые психологи (Ф. Зимбардо) называют способ влияния на личность в культе убеждением, но добавляют, что это принудительное убеждение, что само по себе уже несколько парадоксально.
Личность вне культа имеет возможность противостоять манипуляции. Как психолог, специализирующийся на проведении групп тренингов, я и мои коллеги разрабатываем и предлагаем программы психологических тренингов противостояния некорректным способам влияния, в том числе и манипулированию. Способы противостояния некорректному влиянию включают прежде всего осознание манипуляции как некорректного влияния. В культе этого осознания не происходит, личность не воспринимает, не распознает манипуляцию и обман как способ « дерганья за веревочки» и превращения человека в марионетку, поэтому и не сопротивляется.
3. В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления этих целей. Чаще всего задействованы такие механизмы:
- механизм группового давления в форме бесконфликтного принятия участником группы мнения группы (так называемая групповая внушаемость);
- система лидерства; фигура лидера в культе носит харизматический, вплоть до обожествления, и диктаторский характер;
- система принятия решений, которая в культе отчуждена от конкретной личности и осуществляется лидерами, а результат «спускается» рядовым членам культа и должен восприниматься ими без критики.
В результате всего этого комплекса влияний личность в культе претерпевает следующие изменения:
1. Торможение (вплоть до угнетения) многих психических процессов: памяти, внимания, мышления. Патрик Л. Райан, участник «Трансцендентальной Медитации» в течение 10 лет, свидетельствует о том, что у него после выхода из культа были трудности с чтением, памятью, сосредоточенностью, концентрацией, по поводу чего ему пришлось обращаться к специалисту по культам доктору Маргарет Сингер.
2. Сужение («уплощение») спектра эмоций и чувств , использование таких чувств как вина и страх в качестве способов манипулирования членом культа. Присутствуют только «разрешенные» эмоции. Джанья Лалич, проведшая более 10 лет в «Демократическом союзе рабочих», описывает случаи непоощрения и запрета сочувствия и сопереживания по отношению к другим членам группы. В культе используется сочетание приемов «плюс» и «минус» подкрепления, т.е. приемы «кнута и пряника». Человек в культе поддерживается в состоянии эмоциональной разбалансированности: члены культов признавались, что часто испытывали одновременно противоречивые чувства или находились в состоянии как бы «отсутствия» чувств. Иногда члены культов говорят, что не знали, какие чувства им в данный момент «требуется» испытывать и от этого были очень растеряны.
3. Расщепление «Я», деиндивидуализация, вплоть до деперсонификации. Внушается мысль, что личность вне культа не может существовать ни психологически, ни даже физически, культивируется вина идентичности (личностной тождественности), страх перед внешним миром, «врагами», мир делится на «Мы» и «Они», проповедуется идея, что доктрина - все, личность - ничто и т.д. Изменяются имена (как было с Д. Лалич в «Демократическом союзе рабочих»), уничтожаются документы (как было в «Белом братстве»).
4. Десоциализация. Личность социализируется на основе норм культа. Для общества она потеряна. Возникает ощущение, что люди уходят в никуда, пропадают. Родители детей, попавших в культ, часто говорят именно об этих чувствах - потери человека.
Личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный «опыт», она переживает групповой «опыт», отсюда - сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. Отсюда - феномен «удвоения» личности, о котором пишет Р. Лифтон в связи с феноменом нацистских врачей. Докультовое поведение человека настолько отличается от поведения в культе, настолько не поощряется культовыми нормами, что человек как бы разделяет собственное «Я» на две независимо функционирующие системы. Это скорее реакция самосохранения в условиях психологического давления группы, чем обычная психологическая защита. Такие люди не испытывают никакого чувства вины, сомнений при совершении самых тяжелейших преступлений, например, массовых убийств, самоубийств, т.к. решение о возможности и приемлемости с точки зрения культовой доктрины совершения таких действий принимается не конкретной личностью в культе, а лидерами и их « группой принятия решения». Следовательно и ответственность за «деяния» «отчуждена» от рядового члена культа.
Нахождение в культе - безальтернативный способ жизни человека, потому что мир ограничен, по культовым представлениям, рамками культа. За его пределами ничего достойного существования нет. Человеку внушается, что вне культа он будет как «рыба без воды», т.е. вне культа он существовать не сможет (ни психологически, ни даже физически). Сомневаться в этом постулате не «разрешается», сомнения преследуются, но именно с сомнений и начинается «выход» человека из деструктивного культа.
Вторая статья будет посвящена «групповому мышлению» - механизму, позволяющему лидерам осуществлять контроль принятия решений в культах и «проталкивать» абсурдные и даже дикие решения, такие как газовая «атака» в Токийском метро.