Священник Димитрий (Каплун)
У Источника Вечного Наваждения — Об учении кришнаитов
Россия столкнулась с серьезной опасностью. Настолько серьезной, чго перед ней, может быть, должны померкнуть наши страхи из-за безработицы, инфляции и приватизации. Эта опасность подкралась незаметно, встала у дверей и уже ловит входящих и выходящих, Еще совсем немного — и она, ворвавшись в дом, овладеет самим хозяином. Мы уже получаем ее письма, ее агенты уже улыбаются нам приветливо с телеэкранов, и верные слуги уже танцуют ее любимые танцы на наших улицах. Ее дыхание все громче и шаги все сльшней.
Если вам предложат покончить с собой, вы, разумеется, откажетесь. Если же вас позовут в увлекательное, безопасное путешествие, вы, почти наверняка, согласитесь. В каком положении окажетесь вы, если вам предлагают совершить самоубийство, называя это увлекательным, недолгим путешествием? В этом случае все зависит только от вашего разума, способности критично рассмотреть предлагаемое. К величайшему сожалению, у большинства наших сограждан такой способности, суди по всему, нет.
Я веду речь о той огромной массе некритично воспринимаемых религиозных и мистических учений, которые, заполонив собой духовное пространство страны, преследуют одну, явную или неявную, цель — спровоцировать нравственное, культурное, религиозное самоубийство русского народа.
Нельзя человеку оставаться самим собой, если он каждый день меняет себе имена, друзей, место работы. Нельзя и народу сохранить целостность и душевное здоровье, если он со всяким новым кумиром меняет свои ориентиры. СССР распался прежде всего потому, что ветхо истлел скелет сковывавшей Союз коммунистической идеи. Теперь и России грозит эта опасность, поскольку повсеместный отказ от традиционных христианских ценностей при выборе ценностей духовно противоположных неизбежно приведет (и уже приводит) к отказу от своей Родины, ее традиций и корней.
Народ, отрицающий сам себя, духовные основы собственного существования, выраженные в православном христианстве, очень легко оказывается в положении какого-нибудь бсспризорника, напевающего известное “Ах. зачем я на свет появился? Ах, зачем меня мать родила?”
Самоотрицание же, как известно, есть свойство диавольское, богоборческое. Посему нынче мы, как никогда, нуждаемся в подробном рассмотрении новейших религиозных учений, чтобы не попасть впросак, приняв предложенный пряник с ядом за способ самого “легкого путешествия на другие планеты', как любил выражаться его божественная милость Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, чьи духовные сочинения мы как раз и намерены сегодня полистать с вами, любезный читатель...
* * *
Учение кришнаитов, чьим духовным источником стали книги и деятельность Шрилы Прабхупады, конечно, выглядит весьма своеобразно в свете традиционных индийских учений. Несмотря на то, что его последователи стремятся изобразить себя наследниками древней ведической традиции, непредвзятый взгляд сразу обнаружиеает несостоятельность подобных заявлений. Движение Кришны, духовно, без сомнения, связанное с индуизмом, фактически является порождением западной цивилизации, западного ума, западной тоски по непосредственному слиянию с Богом. Началось оно также на Западе, в Америке, куда в 1965 году на грузовом судне прибыл Шрила Прабхупада, в ряду многочисленных “гуру” и “учителей жизни,” ринувшихся в ту пору на Запад за душами молодых хиппи и битломанов. В этой-то среде, под рычание электрогитар, овеваемые дымком марихуаны, начинали свою деятельность многоликие “спасители.” Здесь же, в этой среде, появились и первые кришнаиты, что не удивительно — движение Кришны явилось логическим продолжением всей молодежной субкультуры, ориентированной на наслаждение, предлагающей человеку необычные, “трансцендентальные” переживания, начиная от “психоделической” музыки и наркотиков и кончая произнесением “древних,” “магических” мантр.
Словно бы вывески над курильнями опиума где-нибудь в Бомбее призывают вас заголовки книг Шрилы Прабхупады: “Источник вечного наслаждения,” “Вне времени и пространства,” “Легкое путешествие на другие планеты.” Этим же целям, видимо, служат и красочно-аляповатые иллюстрации, где игривые божества и их прибалдевшие спутники улыбаются друг другу одинаково отрешеннъми, пьяными улыбочками.
Само учение о Кришне, изложенное под яркими обложками, также ставит во главу утла экстатическое наслаждение, достижение “преданным,” то есть учеником, такого состояния души и тела, когда он забывает всех и вся, направляя все свое вожделение на Крипшу. Это наслаждение ставится кришнаитами в ряду их ценностей выше чувственных наслаждений, но православному христианскому сознанию ясна качественная однородность таких наслаждений, которые, по слову Отцов Церкви, обычно ложатся в основу “прелестей,” представляющихся “высокими,” “духовными” состояниями.
Этим же наслаждением, экстазом общения с божеством, определяется все отношение кришнаита к миру. Для него благо все то, что ведет к Кришне, приближает к нему, заставляет думать о Кришне. Понятия добра и зла совсем незнакомы этому учению. Добро и зло для них не существуют обьективно. И то, и другое — всего лишь аспекты существования Кршины, который имеет миллионы проявлении, в том числе и эти. И хотя довольно часто кришнаиты употребляют понятие греха в своих сочинениях, мы увидим, что оно для них не влечет за собой никакого реального наполнения, но является одним из способов спекуляции на традиционно-нравственном, западном восприятии мира.
Такими спекуляциями переполнены книги Праохупады. Спекулируя на христианских понятиях личного Бога, духовности, греха, наш писатель совершает над ними опаснуто операцию, придавая привычным словам совершенно им несвойственное значение.
В христианском богословии Бог — единственен. Являясь Творцом этого мира, сам Он — не сотворен и совершенно нематериален. Будучи вездесущим, Господь, тем не менее, не сливается и не отождествляется со всем сотворенным .миром. Подобно этому, и человек, как тварное существо, созданное по Образу и Подобию, тем не менее не единосущен Богу. Тварная природа человека, сотворенная из “не сущего,” бесконечно отличается от природы Творца.
Человек — не самодовлеющее существо. Как физическое тело его нуждается во всем извне, так и дух его имеет жизнь вечную (в высшем смысле этого слова) не в самом себе, а получает ее в Богообщении. Таков замысел Творца о человеке.
При этом человек глубоко индивидуален, личность его неповторима и является, безусловно, ценной для Бога. Именно в личностной природе человека и Бога и лежит возможность полноценного общения между ними; так как и Господь сугубо личностен и неповторим.
Нельзя, согласитесь, иметь друга, который бы ежедневно менял имена, под различными обличьями утверждал совершенно противоположные вещи, и к тому же неузнаваемо менялся характером и внешностью. Даже если ваш друг — театральный актер, вы можете дружить только с театральным актером, а не со множеством его персонажей.
Однако Шрила Праохупада, похоже, утверждает обратное. “По сути дела у Бога, — говорит он, — нет определенного имени. Поскольку Бог безграничен, число Его имен тоже должно быть бесконечным... Но “Кришна” означает “всепривлекающий.” Бог привлекает всех: это и есть определение Бога. Поэтому если Богу и можно дать какое-то определенное имя, то этим именем должно быть имя “Кришна.”
Воистину смехотворное умозаключение! Следуя. этой логике, имя вашего начальника должно быть — “Безнадежный Придурок ,” а не Борис Николаевич, как записано у него в паспорте. Да и почему же “всепривлекающий” есть определение Бога? Господь далеко не все и не всех привлекает. Напротив, Библия ясно говорит, что Он, безусловно, отвергает от Себя зло и нераскаянных носителей зла: “Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы.” А если учесть, что “Кришна” все-таки переводится с санскрита как “черный,” а не “всепривлекающий,” то остается глубоко усомниться в правомерности усвоения такого имени Богу.
Основная идея и вместе с тем основная ложь индуизма как раз и заключается в том, нет разницы человеку, какому божеству поклоняться. Все это, мол, “бесконечно разнообразные отношения с Богом его бесчисленных преданных.” Таким образом, и христианин, и сатанист, и язычник, приносящий жертвы богам разрушения и уничтожения Шиве и Кали, равно угождают Богу? Освенцим, человеческие жертвоприношения Кецалькоатлю, колесница Джаггернаута, перемоловшая тысячи костей своих “преданных,” и –– собор Василия Блаженного, 'Троица” Рублева — все это, мол наши “бесконечно разнообразные” отношения с Богом, стоящие в одном ряду?
Опомнитесь! Ведь даже у кришнаита есть Закон Божий, “написанный на скрижалях сердца,” совесть –– и она ему скажет, хочу надеяться, все-таки скажет: нет!
Бесконечны и разнообразны, пожалуй, только ухищрения диавола уловить человека в свои сети. При свободе воли, дарованной Богом каждому из нас, сатана не может поработить человека насильно, но пытается сделать это обманом, склоняя и примиряя человеческую волю с существующим в мире злом, И путь к этому лежит, в частности, через “смешение всех алтарей, жертвенников, догм, верований и философий,” как писал русский религиозный мыслитель Б. П. Вышеславцев.
Между тем, библейское учение о Боге неоднократно подчеркивает свою глубокую неповторимость. “Не ходите вслед богов иных,” “возненавидьте зло” — не устает повторять Библия. “Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог всемогущий (Эль-Шаддай)” — являясь пророкам возглашает сам Господь, открывающий повеления и заповеди непосредственно личности внимающего.
И не мы выдумываем определения Богу, а Он Сам открывает нам Свои свойства и Свое Имя. Явившись Моисею на горе Хорив (кн,ИсходТл.З), Господь отвечает на вопрос об имени так:
“Я есмь Сущий. Вот имя Мое на-веки, и памятование о Мне из рода в род” (ст. 14, 15). “Сущий,” еврейский тетраграмматон, священное имя Бога, в соответствии с запретом употреблять его всуе, долгое время произносилось неслышно для окружающих раз в году иудейским первосвященником, причем тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода. Перевод тетраграммы, как “Сущий,” является лишь приблизительным толкованием этого имени, которое можно переводить и как “Я есть Тот, Кто есть,” “Я есть Бог живой” либо “Я даю жизнь,” но во всяком случае перевести как “Кришна” весьма затруднительно.
Между тем, кто же такой всепривлекающий Кришна? В индуистской мифологим — воплощение Вишну, одного из высших божеств индусского пантеона. Это имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры. Более того, в мифологии джайнов и буддистов сам Кришна — фигура сугубо отрицательная, у буддистов — глава черных демонов, врагов Будды. (Примечательно, что определенная неприязнь к Будде и его учению прослеживается и в книгах Шрилы Прабхупады). В индуистской мифологии недобрые свойсгва Кришнны оттеснены на второй план или переосмыслены, но никакой индус никогда нс отождествит Кришну с Верховным Богом, знания о Котором в христианском смысле этого слова совсем нет в индуизме.
Это произошло только на западной почве. Американский вариант движения Кришны настойчиво отождествляет языческое божество с Богом христиан.
Что происходит при этой подмене? Главное: человек становится язычником, зачастую об этом не подозревая, теряет общение с истинным Богом, ибо призывает имя того, кто не есть Бог.
Теряя Бога, человек неизбежно попадая во власть враждебных Богу духов, которые и вольны ценой спасения души доставить “преданному” массу трансцендентальных переживаний.
Вот, например, описание экстаза, происходящего с человеком во время пения мантры “Харе Кришна, Харе Рама,” переводимой примерно как “Действуй, Черный, Действуй, Темный.” Признаки таковы: “1) громкие крики 2) катание о полу, 3) вздымание волос на теле дыбом, 4) сильное отделение слюны, 5) кашель, 6) тяжелое дыхание и – 7) полное пренебрежение социальными условностями (sic!)” (Ш.Прабхупада “Учение Шри Чайтайньи” стр.65).
Всякому человеку, даже не христианину, думаю, ясно, что здесь описаны признаки не экстаза, а беснования! Одержимости злыми духами! Понятно, что последствия подобного “общения с Кришной” могут быть непоправимы, если человек вовремя не отвергнет страшный жребий, с покаянием не притечет ко Христу.
После того, как мы определили, каким силам человек служит в движении Кришны, далеко уже не смешными кажутся этимологические изыскания Шрилы о именах “Кришна” и “Христос,” рассчитанные на невежд. Далеко не безобидными видятся призывы “не касаться Библии” (“Наука самоосознания,” стр.19) или утверждения, что Христос был “гуру” (стр. 154). Напротив, эти факты укладываются в стройную систему атаки на Христианство, инициированной силами ада с целью оторвать человечество от Христовой Церкви.
К сожалению, пока мы не можем коснуться таких специфических оттенков движения Кришны, как полный отказ от употребления мяса, рыбы и других продуктов животного происхождения. (Здесь мы тоже имеем дело со спекуляцией, истинная цель которой скрывается от неофитов). Нет возможности поговорить и о типичной ддя индийских религий идее метемпсихоза, переселения души Но мы надеемся, при заинтересованном внимании читателей, продолжить начатый разговор...