Опасные тоталитарные формы религиозных сект:
3. Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России Православия.

Распознавание сектантов государственными структурами, особенно в ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых по религиозным мотивам, возможно лишь при знании наиболее существенных сторон традиционной для России православной веры. Это связано с тем, что сектанты часто маскируются под христиан или произвольно используют фрагменты христианского вероучения. В тоже время каждая тоталитарная секта имеет свою специфику в контактах с государственными органами, в противоправных действиях и приемах сокрытия преступлений, вытекающую, в частности, из их религиозных взглядов. Поэтому перед сотрудниками государственных органов стоят задачи не только выявления причастности к сектантству как таковому, но и конкретизации секты-правонарушителя. А это требует сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок, что значительно проще осуществлять, опираясь на опыт Православия.

Соответственно, в тех регионах, где преобладают иные традиционные культуротворческие (т.е. сформировавшие, поддерживающие и развивающие этнокультуру) вероисповедания, например, ислам, желательно исходить из их опыта.

Православие как вероисповедание, система мировоззрения и нравственности принципиально различается с любой тоталитарной сектой. Более того, острие атаки подавляющего большинства сект направлено именно на Православие. Чем более тоталитарна и криминогенна секта, тем большим своим врагом она считает Православие.

Выделим ключевые особенности и признаки Православия, отличающие его от всех сект.

1. Отношение к текстам Священного Писания в Православии:
- Активное использование всей без исключения полноты текстов Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов), более, чем даже любые иные христианские конфессии.
- Внутренняя логичность и непротиворечивость интерпретации (истолкования) этих довольно обширных, написанных в разное время и разными людьми текстов.
- Феноменальная устойчивость во времени этих текстов и их интерпретации, включая независимость от представлений отдельных людей (богословов и руководителей Церкви).
- Высокая степень согласия по отношению к этим текстам внутри Церкви (и даже разных Церквей).
- Наряду с предыдущим признаком наличие довольно широких сфер свободы толкования, а также отсутствие определенных до мельчайших подробностей формулировок, метафоричность языка и мышления, постоянное ощущение недосказанности, глубины и таинственности смысла.

2. Исторические подтверждения:
- Научная подлинность текстов Ветхого и Нового Заветов.
- Полнота реального исполнения пророчеств Ветхого Завета.
- Полнота, открытость, доступность и неизменность материалов о деяниях Соборов, посланий, актов мученичества, древних символов и церковных историй, жизнеописаний святых, древних литургий.

3. Сравнительная таблица основных признаков, знание которых позволяет выявлять сектантов сотрудникам государственных органов.

Признак

Православная Церковь

Секты

Религиозные признаки

1.1. Догмат о Троичности Бога
2.2. Догмат о Боговоплощении
3.3. Догмат о воскресении Христа из мертвых и о будущем всеобщем воскресении с телом
4.4. Поддержание преемственности священства от Апостолов
5. Открытость учения

 

 

6.6. Переселение душ (реинкарнация)
7. 7. Почитание икон и мощей

8.8. Почитание святых отцов

 

9. Молитва за умерших

10. Крест

 

11.11. Устойчивость религиозных признаков

Основной догмат
Основной догмат
Основной догмат

Строго без исключений

Полностью открыто и доступно, нет уровней посвященности (постижение зависит от внутренней самоготовности)
Отвергает (абсолютная ценность каждой личности) Да (вытекает из основных догматов)
Да (основа их авторитета - святость их жизни), бережное отношение к их словам
Да (непрерывающаяся связь живых и усопшых)
Главный символ (в строгом соответствии с Новым Заветом)
Строгая, с апостольских времен

Большинство не признает
Большинство не признает
Большинство не признает

 

Никто не признает и не имеет

Строжайшие уровни посвященности, утаивание истинных целей от нижних уровней и посторонних, частый обман
Большинство признает

Большинство не признает

Основа почитания лидеров - положение в иерархии, конъюнктурные изменения  их высказываний или утаивание
Никто не признает

Большинство категорически не признает (некоторые признают, но второстепенным символом)
Конъюнктурные изменения

Поведенческие признаки

12. Отношение к государственной власти и государству
13. Отношение к традициям и культуре
14. Отношение к семье и работе
15. Соблюдение моральных правил

 
Отношение к личности

17.  
Свобода критики внутренней       жизни

 

18.   Соблюдение права на свободу получения информации

Под Подчинение не за страх а за совесть, патриотизм
Уважительное, конструктивно-творческое
Уважение и ответственность

 

Обязательно
в полном объеме

 

Уважение и всесторонее развитие

Полная

 

Без ограничений по отношению ко всем уровням иерархии, но в рамках общих приличий

Скры  Скрытая или явная вражда
Деструктивное и пренебрежительное
Ре  Репектабельные секты - с уважением, тоталитарные – обычно с пренебрежением
Нетоталитарные секты
- с уважением, тоталитарные – всегда с пренебрежением и
Конъюнктурным подходом,
вплоть до право-нарушений
Видимость уважения, но реально стремление к подавлению, управлению
Категорический запрет критики верхних уровней иерархии и любых сторон внутренней жизни сект
Преимущественно конъюнктурный подход, ставка на обман, утаивание

При потребности более углубленного изучения особенностей мировоззрения и "почерка" сект можно воспользоваться нижеследующим сравнительным перечнем, исходящим из позиций наиболее распространенной в Российской Федерации веры - Православия. Однако необходимо помнить, что богословские понятия весьма емки и имеют специфическую форму выражения. Поэтому в затруднительных случаях, как уже отмечалось, целесообразно обращаться за помощью к представителям соответствующих традиционных религий.

* * *

Основа отношений Православия с государством - симфония властей и Церкви. Православие придерживается принципа избегания крайностей, предпочитая путь "золотой середины" и невмешательства в дела управляющих государственных структур, т.к. оно считает, что власть - от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нравственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляются РПЦ исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм. Она терпима к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль. Православие является стержнем исторически сложившейся славянской (в том числе и русской) традиционности и культуры. РПЦ выступает за сохранение России при любых условиях и последовательно заботится о русском народе, но без фанатичного национализма и ущемления иных народностей.
= Подавляющее большинство сект рассматривает государство как чужеродную и враждебную силу, которую необходимо обманывать и использовать для себя всеми доступными способами. Оценка действий государства производится только с позиции интересов секты. Секты безразличны или враждебны к традиционной российской культуре, стремятся к ее дискредитации и ослаблению.

* * *

Православие признает многогранность человеческой природы и разнообразие ее проявлений в обществе. РПЦ не отвергает никакой положительной стороны человеческого бытия. Ценность любого человека для Православия бесконечна. Человеку дана в этом мире лишь одна жизнь без повторных перевоплощений, т.к. самоценна именно уникальная конкретная личность каждого человека. Предпочтение того или иного (светлого или темного, хорошего или плохого) поступка в любой ситуации есть выбор свободной воли личности. Возможность выбора прекращается земной смертью человека, далее осуществляются уже независящие от его воли последствия этого. Искреннее покаяние - необходимое условие исправления ошибки и самого себя.
= Большинство сект стремится сузить, изолировать и подчинить себе жизнь человека. Задача всех сект - формирование у своих членов зависимого типа личности. Личность человека для сект не имеет абсолютной ценности, а теория перевоплощения обесценивает ее полностью.

* * *

В православном христианстве утверждается иерархия человеческих ценностей и потребностей: высшая - духовная, ниже - душевная и телесная. Вместе с тем, одной из целей православного воспитания рассматривается взаимная гармония духа, души и тела при оптимальном совместном их развитии в социальной среде. Главным для РПЦ является достижение внутренней чистоты и цельности человека на пути его уподобления Богу. Церковь учит правильному различению добра и зла. Основа взаимоотношений между людьми для Православия - любовь (даже к врагам). Много сил РПЦ уделяет укреплению семьи и воспитанию детей, формированию у людей добросовестности к своим обязанностям, работе и дому, а также бережливости к природе и вещам. Православие считает священным долгом защиту Отечества от агрессоров и правонарушителей. Тем не менее оно всегда различает грех (ненавидя его и борясь с ним) и грешника (любя и жалея его человеческую сущность, надеясь на его исправление).
= В сектах все подчинено их интересам. Любовь - такое же допустимое средство, как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности и допускаются, если нужно секте, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе. Альтернативная служба была введена в нашей стране именно из-за сектантов.

* * *

Особенность православного вероисповедания - открытость вероучения, отсутствие тайных доктрин. Сконцентрированная сущность православной веры изложена в Символе Веры, выработанном соборным сознанием Церкви в Духе Святом. Символ Веры обозначает допустимую границу разнообразных частных мнений христиан, которые не осуждаются, если способствуют более точному пониманию истины. Неподвержены критике лишь догматы, но их в Православии не много. Всегда действует принцип: если что-то можно не догматизировать, - лучше воздержаться от догматизации. Вся жизнь и мировоззрение Православия базируются на Откровении Бога, а не на учении какого-либо пророка или учителя.
= В подавляющем большинстве тоталитарных  сект  имеются тайные
доктрины и уровни посвященных.  Одни секты считают лишь свое учение
истинным, а другие трактуют все религии как части более общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.

* * *

Вероучение Православия основано на Священном Писании и Священном Предании, согласными между собой. Священное Писание состоит из взаимосвязанных Ветхого и Нового Заветов. Окончательный состав (канонический) книг Нового Завета формировался Православием исходя из Священного Предания несколько веков. При этом Церкви пришлось бороться с авторами и сторонниками огромного количества ложных сочинений.
Священное Предание для Православия есть реальная жизнь Церкви (Тела Христова) в Духе Святом. Основание христианской жизни - любовь, средства для нее - закон Божий внутренний (совесть) и закон Божий внешний (заповеди Божии). Десять заповедей закона запрещают греховные поступки. Иисусом Христом дано девять заповедей блаженства (закон Божественной любви), указывающих путь достижения христианского совершенства или святости. Устные нормы этой реальной жизни Православной Церкви существовали изначально и были в ходе борьбы с ересями письменно зафиксированы в книгах Нового Завета и соборном учении святых отцов, стяжавших Духа Святого. Семью Вселенскими Соборами были определены главнейшие правила, регламентирующие все существенные стороны жизни Церкви. И, держась этих правил, Православие не приемлет умствования над тем, что ум вместить не способен. Однако Священное Предание, при необходимости, может уточняться соборным сознанием Церкви и в дальнейшем. При этом нужно различать мнение Церкви и частные мнения христиан, иногда несовпадающие друг с другом. Правильное познание Священного Писания и Священного Предания, т.е. вхождение в Православную Церковь, воцерковление возможно лишь в постепенном их освоении (как целого, а не в искусственно выделенных фрагментах) через жизнь в Церкви и требует значительного труда. Православие имеет переводы Библии и на современный русский язык.
= Большинство сект пользуется теми же текстами Библии, но, отвергая православное Предание, стремятся создать свое. Их метод - составление правдоподобных цепочек из специально вырванных фрагментов цельного текста Библии с собственным их толкованием под заранее сформированную концепцию.

* * *

Важно знать, что многие стороны и разъяснения христианского мировоззрения изложены в богослужебных книгах, написанных на специальном церковно-славянском языке, достаточно близком к русскому. Этот язык используется по четырем причинам: его средствами достигается богословски наиболее точный (калькированный) перевод древнегреческих и древнееврейских библейских текстов; поддерживается языковое единство богослужебного общения всех славянских Православных Церквей; язык богослужения в духовно-психологическом плане возвышается над обыденным языком; его слова имеют гораздо большую понятийную емкость и метафоричность по сравнению с современным языком. Православие в богослужении, богообщении и молитве опирается на три священных языка: церковно-славянский, греческий и древне-еврейский, признавая также значительную роль латинского. Церковно-славянская Библия наиболее полно и точно (сравнительно с любыми иными переводами) воспроизводит древние Библейские писания.
= Секты предпочитают использовать упрощенный современный язык со своим пониманием богословских терминов или вводят свои термины (новояз). Часто они сознательно искажают текст Библии в угоду своим взглядам.

* * *

Православие считает, что вера и научное мировоззрение вполне совместимы. Многочисленные примеры показывают, что подлинно глубокие научные знания приводят к христианской вере. Православие имеет хорошо разработанное научное богословие (догматическое, нравственное, сравнительное, пастырское). Основной догмат Православной Церкви - Троичность Бога: Бог в своем бытии есть Святая Троица - единый Бог (Божество) по природе (сущности) и три Лица по личности: Отец, Сын и Дух Святой. Но сам Бог выше и полнее понятий "один" и "три". Его сущность превыше любых явлений мира и непостижима для людей. Вторая ипостась Святой Троицы - Иисус Христос есть глава Православной Церкви.
= Большинство сект отвергает догмат о Святой Троице, Божество Иисуса Христа и Личность Святого Духа, не признает Боговоплощения, Воскресения (или существенно искажает учение о них).

* * *

Согласно Православному учению, Господь Иисус Христос основал единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь - Православную. Он предупредил, что Его Церковь никто и никогда не сможет одолеть и разрушить. Она будет существовать до скончания всех веков, хотя может и сильно уменьшиться в количественном отношении. Поэтому истинная Православная Церковь никогда не разделялась и не исчезала. Православная Церковь возникла раньше книг Нового Завета и первична по отношению к ним. С момента создания и до ныне Православная Церковь непрерывно живет в Духе Святом. Искупившая все жертва Иисуса Христа гарантирует вечную жизнь любому человеку, признавшему ее очищающую силу, через полное прощение грехов в Таинствах Церкви.
= Каждая секта (без исключения) утверждает,  что Православие и все прочие конфессии давно отпали от Бога и лишь именно  эта  секта возродила  истинную  чистоту и правоту учения.  Большинство сект не признает догмата об Искуплении Иисусом Христом человечества.

Неизменная сущность Таинств Православия и главнейшие элементы их обрядов были даны (установлены) самим Иисусом Христом, а второстепенные детали их внешней формы приобрели некоторые конкретно-исторические и конкретно-этнографические изменения и разнообразие. Слово "Таинство" означает не секрет, а по сути своей непостижимое, таинственное для человека событие. В Таинствах люди совершают заданную последовательность действий и молитв, а в итоге по воле Бога получают искомый результат. Центральное Таинство Православия - Причащение (Евхаристия). В нем в Святых Дарах с определенного момента истинно присутствует сам Бог. Хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы, а не в Его образы. В этом Таинстве происходит соединение причащающегося со Христом. Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака (Супружества), Священства и Елеопомазания (Соборования). Кроме Таинств в Православии используются и различные священнодействия: благословение, освящение, отпевание и т.п. Православная Церковь считает, что Господом ей вручены все благодатные средства, необходимые для истинного спасения.
= Все секты отвергают суть и форму Православных Таинств, а вместо них предлагают свои театрализованные эмоционально-мистические обряды, иногда строго тайные, а иногда подчеркнуто массовые (стадионные). Ни одна из сект не признает истинности Причастия.

* * *

Православная Церковь считает себя в постоянном общении с Богом через Таинства и молитвы. Православная молитва есть общение с Богом напрямую или при помощи (через) святых угодников. Молитвы могут быть сотворены мысленно, голосом, письменно, изображением, ваянием, зодчеством и т.п. Молиться можно в полноте и взаимной согласованности всех органов чувств и общения. Православие всегда и во всем стремится к молитвенной гармонии между содержанием и формой совокупной системы богослужения. Православное богослужение в силу глубины его содержания можно назвать поющим богословием. Вместе с тем Православию чужда душевная экзальтация в молитвах и обрядах.
= Во многих сектах вместо Библии предпочитают чтение книг своих основателей. Большинству сект свойственна искусственная экзальтация при совершении молитв и обрядов, подменяющая духовность эмоциональностью и разрушающая психику. Одни из них культивируют механистичность молитв, а другие - бездумное повторение мантр.

* * *

Икона для Православия принципиально отличается от идола или кумира, поклонение которым запрещено Богом. Реальность и необходимость икон вытекает из факта видимого Боговоплощения. Икона есть зрительно-пространственная молитва и место встречи человека с Богом. Она концентрирует (собирает) духовность человека. Православие определяет икону как богословие в красках. Известны многочисленные случаи чудес и мироточивости икон. Прообразы иконы и Креста даны в Ветхом Завете. Для Православия Крест - это орудие казни и искупительных страданий Иисуса Христа, символ, оружие победы Иисуса Христа над смертью, оружие защиты христианства от язычества, оружие защиты каждого христианина от страстей. Крест - знамя христианства, знамение Иисуса Христа при Его втором пришествии на землю. Крестное знамение является образом Креста, печатью Бога. В каждой книге Нового Завета присутствуют ясные указания на исключительную важность Креста и крестного пути. Имеются и другие христианские символы: рыба, корабль и т.п.
= Практически все секты отвергают всякие иконы и Крест.
По учению Православия, священство и его иерархия (три степени) установлены самим Богом сначала в Ветхом, а затем в Новом Заветах. Основа передачи и главный признак истинности христианского священства
- преемственное апостольское рукоположение, без которого невозможно совершать подлинные Таинства. Без этой передачи власти и права от Апостолов посредством специальных молитв и возложения рук осуществление Таинств духовно не действительно. Отсюда так важно, кто именно рукополагает конкретного священнослужителя, имеет ли он сам правильное, а не ложное, рукоположение.
= Все секты без исключения потеряли преемственное апостольское рукоположение и заменили его выбором всеми членами секты или начальством. Часто они применяют свои произвольные обряды рукоположения. Они также вводят свои степени служителей, но, как правило, отрицают и критикуют христианскую иерархию.

* * *

Монастыри являются духовным центром и стержнем Православия, концентрацией его духовно-мистической жизни. Только в монастырях богослужение приближается к совершенной норме. Монахом стать весьма непросто и лишь по призванию.
= Все секты без исключения не признают православных монастырей, многие отрицают монастыри вообще, хотя иногда и пытаются создавать свои подобия их, например, коммуны.

* * *

Православные храмы (церкви) предназначены для осуществления в них общих молитв, особенно божественной Литургии, Таинств и священнодействий. Храм существовал уже в Ветхом Завете. Православный храм со всем содержимым по сути является молитвой в пространстве и времени, а также отображает в себе всю Вселенную.
= Большинство сект объявляют ненужными  православные храмы,  но создают свои храмы или дома для совершения обрядов, более простые и приземленные.

Православие считает, что в духовно-мистической жизни Церкви активно участвуют и усопшие христиане. Православие не признает абсолютной смерти человека и верит в воскресение мертвых. Церковь состоит из трех непрерывно взаимодействующих, общающихся между собой уровней: Бога, невидимого ("небесного") и видимого ("земного") миров. Отсюда вытекает православная практика изображения святых подвижников на иконах и обращения к ним с молитвенными просьбами о помощи. Святость души христианского подвижника передается его телу и даже его вещам. Об этом написано в некоторых книгах Ветхого и Нового Заветов. В святых прославляется Иисус Христос. Поэтому в Православии с древнейших апостольских времен существуют поклонение мощам святых и выполнение над ними некоторых обрядов наиболее важных Таинств.
= Многие секты не признают существования души, жизни после смерти тела и воскресения, общения с усопшими. С другой стороны, есть секты, верящие в переселение душ, ненужность тела и зло (греховность) материи. Но они никогда не молятся за усопших, не имеют своих святых, а почитают таковыми живых руководителей сект.

* * *

Все предметы и вещи, используемые в православном богослужении, кроме своего прямого функционального назначения, имеют и разноплановое символическое содержание, напоминающее о конкретных событиях Нового и Ветхого Заветов. Однако Православие отвергает спекулятивные эзотерические и оккультные толкования своих символов, не принимая изощренного и субъективного умствования.
= Все секты, отрицая православную символику, создают свои системы символов и свои толкования их (иногда строго засекреченные). Есть секты, наносящие своим членам специальные татуировки в соответствии с уровнями посвященности.

* * *

В истории человечества часто наблюдаются процессы появления новых верований, расколов, ересей и сект, претендующих на религиозную истинность. Православие объясняет это вмешательством темных сил зла и лжи, а также влиянием отрицательных качеств конкретных людей: гордыни, тщеславия, трусости, ограниченности, заблуждения, лукавства и т.п. По мнению Православия, всякая ересь есть не открытие новой истины (или якобы возврат к забытой), а отпадение от полноты жизни в Боге, что сказывается прежде всего на внутреннем устроении сектантов. Православие, действуя в исторически развивающемся мире, осуществляет и свое гармоничное развитие. Православие учит, что его основа дана самим Богом и строго неизменна. За этим следит соборное сознание Православной Церкви. Поэтому несовершенства и греховность отдельных христиан или священнослужителей не влияют на святость и чистоту учения Православной Церкви в целом.
= Секты часто меняют и адаптируют свои учения исходя из конъюнктурных соображений и в зависимости от того, кто стоит во главе их. Отклонение в поведении и привычках руководства секты может радикально изменить все ее учение. Большинство сект в своем вероисповедании имеет программы овладения миром и создания нового типа управляемого человека как одну из главных целей.

* * *

При сравнении православного и сектантских вероисповеданий нужно знать также то, что христианская символика зачастую имеет некоторое внешнее сходство с языческой. Однако их сущность и назначение глубоко и принципиально различаются. Кроме того, в целях борьбы с язычеством и другим объективным причинам Православие специально совместило даты некоторых своих и отмененных языческих праздников.
= Секты активно спекулируют на внешней похожести формы некоторых православных и языческих символов, обвиняя Православие в язычестве. Чаще всего объектом нападок является православный Крест.

* * *

Основной пункт христианской религии - непоколебимая вера в то, что Логос Божий, адекватное откровение Божества или Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы в определенный момент истории человечества сошел на землю, сделался человеком, открыв людям тайны царства Божия, основал Свою Церковь на земле, пострадал за грехи рода человеческого, победив смерть и воскрес из мертвых, открыв людям путь к богоуподоблению и обожествлению не только по душе, но и по телу (3, стр.647).

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.