Жития святых для детей:
Семь отроков Эфесских
Память их празднуется 4/17 августа, 22 октября/4 ноября
Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.
В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий повелел эфесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь.
Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
- Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.
- У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.
Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил - на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.
Самого младшего - его звали Ямвлих - посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.
Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.
Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Эфеса, велел привести во дворец их родителей.
- Мы твои верные подданные,- сказали те,- приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали - они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере.
Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.
Но мальчики ничего не слышали - они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...
Умер Декий, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари - а отроки все не просыпались.
В царствование благочестивого императора Феодосия Младшего в Эфесе уже не было язычников. Кругом стояли православные храмы, и от мала до велика все назывались христианами.
Но не все сохранили истинную веру - появились еретики, которые отрицали воскресение мертвых. Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами и с постом молил Бога утвердить Православие.
В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.
Однажды рано утром семь отроков проснулись - Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь - ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились.
Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
- Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!
У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик.- Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Ямвлих.
- Какой это город? - спросил он у прохожего.
- Эфес,- ответил тот, но Ямвлих ему не поверил.
"Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно",- подумал он.
Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Ямвлиха обступили со всех сторон.
- Откуда у него такая старинная монета? - перешептывались люди.- Наверное, нашел клад.
Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:
- Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду.
- Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? - допытывались они.- Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье.
С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди.
Ямвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Эфесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.
- Не знаю я никакого клада! - ответил тот.- Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.
- Кто же твои родители и где они живут?
Ямвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.
- Какие странные имена,- удивился правитель.- Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу - будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!
- Скажите,- взмолился мальчик,- где сейчас император Декий, в Эфесе или нет, и жив ли он?
- Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,- ответил епископ Стефан.- Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.
- Так пойдемте со мной,- воскликнул Ямвлих,- я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Эфес... Хотя я не уверен теперь, Эфес это был или нет.
"Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока",- подумал епископ и сказал правителю:
- Пойдем с ним - нас ждет чудо.
И все отправились на гору Охлон. Ямвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: "Святые семь отроков - Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин - бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа".
Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки - радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью.
Епископ и правитель немедленно написали обо всем в Константинополь царю Феодосию, и он очень скоро приехал в Эфес со всей свитой. Увидев святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал и целовал их со слезами, славя Бога, Который услышал его молитвы и явил такое чудо во образ будущего воскресения мертвых.
Феодосий долго беседовал с отроками, а все слушали их и не могли наслушаться.
Потом святые склонили головы и снова уснули. Их нетленные тела остались почивать в пещере до всеобщего воскресения, а души отошли ко Господу, Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков.