Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие:
Глава XXV . Свидетели Иеговы
В последнее время все большее внимание привлекает движение, известное под названием «Исследователей Библии» или «Свидетелей Иеговы». Это секта с ярко выраженной направленностью против христианства и христианской государственности.
Зародившись в 80-х годах XIX века, когда начал выходить его главный орган «Башня стражи», это движение, уже в виде стройной организации, стало проявлять особую активность после второй мировой войны. Основатель этой секты Рассель выступил прежде всего против учения о Пресвятой Троице и начал атаку на все основные истины Христианства. Связанное и с именем судьи Рутерфорда, это движение получает значительный размах в 30-х годах XX столетия, заторможенный во время второй мировой войны, но после окончания войны этот размах получил характер всемирного движения. На конгресс «Свидетелей Иеговы» в 1950 году съехалось 150 000 человек, а на съезде 1951 года произнесенная главная речь была передана во все концы мира сотней законтрактованных в США радиостанций. «По отзывам, которые были нами получены, – пишут «Свидетели Иеговы», – эту речь слушали миллионы людей почти во всех частях мира. Никогда еще до этого в истории мира не было случая, чтобы человеческий голос передавался на такие расстояния и в таких размерах». Их журнал «Башня стражи» печатается на 27 языках в количестве свыше полутора миллионов экземпляров, брошюры издаются и ведется пропаганда по радио на ста языках. Представительства этого движения имеются в 150 странах. Во время своего кругосветного путешествия в 1947 году председатель движения «Свидетели Иеговы» произнес речь свою «Радость всем людям» во всех главных центрах Востока, Африки и Европы, народам христианским и нехристианским. В 14 день еврейского месяца нисана они устраивают «вечерю воспоминаний» смерти Христа. На эту вечерю в 1951 году собралось в 120 странах 623 тысячи человек, из коих 21 тысяча приняла эмблемы движения, а 602 тысячи ограничились ролью зрителей.
«Свидетели Иеговы» не стесняются в денежных средствах. «Пусть католические и протестантские организации, – гордо говорят они, – совместно выберут человека, чтобы он был их представителем в открытом диспуте по радио, и этот диспут охватит весь мир. «Свидетели Иеговы» найдут, чем покрыть половину издержек, а вторую половину пусть возьмут на себя католики и протестанты». Это движение не ограничивается пропагандой через радио, печать, телевидение и публичные доклады; они проникают в частные дома. «Нашей единственной целью, – говорят они, – является обратить внимание людей на то, что по свидетельству Библии нынешние скорби и чрезвычайные затруднения, существующие в мире, предсказаны Богом-Иеговой, и указать, в чем причина всего этого и каков будет всему этому конец» («Кризис», с. 12, 42, 43). «Мой единственный долг, – говорит судья Рутерфорд, – свидетельствовать только истину... Иегова велел в 1918 году прекратиться мировой войне с той определенной целью, чтобы дать людям возможность услышать истину о Нем и о Царствии Его. Господь послал своих свидетелей, чтобы они сообщили народам земли необходимые им сведения относительно истинных причин современных бедствий и каковы будут их результаты». «Пусть слушают теперь люди, что имеет сказать им через свидетелей своих великий Бог. Вся совокупность неотразимых доказательств говорит, что в скором времени Иегова даст людям прочный и нерушимый мир, всякое благоденствие, совершенное здравие, счастье и вечную жизнь». «Основываясь на Слове Божьем, можно с достоверностью сказать, что величайшая война, которая когда-либо была во все века, величайшая пляска смерти готова разразиться в ближайшем будущем. Иегова возложил на Свидетелей Своих обязанность возвестить об этом людям и на основании Библии объяснить им причины, почему эта война грядет, ее результаты и путь избежания и спасения. Следовательно, весть Свидетелей Иеговы имеет важнейшее жизненное значение для всякого, желающего спасти свою жизнь» («Бегство в царство», с. 5, 7, 9, 45). «Знание этой истины крайне необходимо для всех тех, которые желают остаться живыми во время страшных бедствий, которые нависли над миром и обрушатся на него в ближайшем будущем, перед пришествием Царства Иеговы». «Ныне настало время, когда все люди должны узнать истину, чтобы каждый из них мог решить сам, желает ли он последовать за Сатаной и агентами его и погибнуть, или же желает повиноваться Богу Иегове и жить». «Много столетий тому назад Господь Иегова велел поместить в Библии описание тех обстоятельств, которые будут существовать в последние дни, и я, – говорит судья Рутерфорд, – призываю вас в свидетели того, что эти обстоятельства, описанные в Слове Божьем, именно теперь существуют. Эти обстоятельства, следовательно, показывают, что мы достигли последних дней» («Владычество», с. 5, 7, 11). «Господь Иегова повелел Своим Свидетелям возвестить день гнева и отмщения Бога над организацией Сатаны и проповедовать радостную весть о Царстве Его всем скорбящим» («Кризис», с. 45).
«Организация Сатаны», по учению иеговистов – это Христианство и Церковь Христова, и «Свидетели Иеговы» направляют свои обличительные громы не только против Церкви и Христианства, но и против христианских народов, предвещая их скорую и неминуемую гибель.
Учение «Свидетелей Иеговы»
Учение «Свидетелей Иеговы» представляет собой своеобразную смесь религиозных и политических элементов. Мы легко убедимся в том, что это учение не христианское, Христианству враждебное, что они лишь используют Имя Христа, но Христос у них совершенно чуждый Евангелию, какой-то надуманный и чуждый свидетельству Апостолов – очевидцев Слова.
Бог
«Бог есть Творец неба и земли». «Учение о триединстве ложно, и оно выдумано сатаной с той целью, чтобы обесчестить имя Бога Иеговы» («Жизнь», с. 31, «Раскрытие», с. 50).
«Согласно Библии верховное всемирное Правительство есть живой и истинный Бог, без начала и без конца. Его Слово говорит о Нем как о Боге Иегове. Христианский учителя утверждают, что Бог составляет Троицу, но о триединстве нет не только ни одного слова в Священном Писании, но нет даже намека на него» («Истина освободит вас», с. 30 и сл.).
Небо. Земля
«Небо означает невидимый правящий мир и власть, а земля означает человеческую правительственную организацию на земле, которая видима» («Жизнь», с. 86).
«Слово «мир» означает народы земные, организованные в колена, или формы правительства под наблюдением верховного правителя или сверхчеловеческой силы. Верховная сила незрима и обозначается словом «небо», в то время как видимая организация на земле подразумевается под словом «земля» («Освобождение», с. 39).
«Слово «небо» относится к духовному царству. Здесь живет Бог со Своими Святыми ангелами. Выражение «небо» относится также и к властителям, стоящим над человеком и более могущественным, чем он... Когда сатана был еще «осеняющим херувимом»... он «образовал невидимое небо» или невидимую, непосредственную и господствующую власть над человеком. Вследствие мятежа «осеняющего херувима» Бог решил устроить новое небесное господство над землей. Оно должно быть названо «Царство небесное» («Благая весть о царстве», с. 14 и сл.).
Христос – Сын Божий
«Иисус Христос – особый Представитель Создателя»; «Наивысшее создание Бога, подчиненное Ему, это Его Сын, Который сошел на землю и носил имя Иисус. Он жил как духовное создание в небе прежде чем Он пришел на землю. В то время Он назывался Слово» («Благая весть», с. 3-6). «Христос Иисус, первоначальное имя которого было Логос, был первым творением, а, следовательно, началом творения Бога» («Раскрытие», с. 51-52). «Логос был непосредственным творением Бога Иеговы... и деятельным представителем Иеговы, через которого было создано все существующее». «Логос от времени и до времени был почтенным вестником Бога Иеговы. Он был посылаем для служения как особенный посланник Иеговы. Будучи началом создания Божия и особым посланником, Логос, конечно, был в дружеских соотношениях с Иеговой. Разумно поэтому полагать, что Иегова мог говорить и совещаться с Ним относительно творения» («Освобождение», с. 12-17). «Выражение «утренние звезды» относится к двум могучим существам неба, а именно Михаилу Логосу (Слову) и Люциферу» («Жизнь», с. 80).
Человек
«В начале сотворения земли, наверное, было общее собрание славных небесных созданий, на котором Бог открыл Свое намерение создать человека и приготовить жительство для него... Бог с кем-нибудь совещался о своем намерении создать человека, и разумно полагать, что Он совещался с Логосом. Относительно этого написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему»... «Когда Бог сотворил человека, Он не дал ему бессмертной души, как некоторые думают. Слова: душа, создание и человек – имеют одно и то же значение. Каждый человек есть душа, но никто не может обладать душою» («Освобождение», с. 15, 16). «Бог Творец неба и земли... создал человека»... но «Он не дал ему бессмертную душу» («Жизнь», с. 31). «Адам не знал ничего о древе жизни, которое было посреди рая... и не имел никакого особого повеления относительно этого дерева. Люцифер, как исполнительный чиновник, будучи облечен силою смерти, коему была доверена власть господствовать над человеком, знал все относительно древа жизни. Адам не имел случая есть от древа жизни... он узнал о нем лишь тогда, когда был изгоняем из Эдема». «Без сомнения, Бог преднамерил когда-нибудь разрешить человеку поесть от древа жизни и жить вовеки», но «человек, благодаря прельщению Люцифера, не выдержал испытания, потерял жизнь и навлек на себя и на всех потомков болезни, бедствия и страдания». «Когда Логос был на земле, то заявил, что Люцифер есть «Лжец и отец лжи», доказывая таким образом, что первая мысль лжи появилась в сердце Люцифера. Эта ложь в следующем: «нет, не умрете». С тех пор приверженцы Сатаны повторяют эту ложь». «Умерший совершенно мертв и нигде не живет дальше... Когда наступает смерть, то жизнь прекращается»... Учение о бессмертной душе «основывается на первоначальной лжи сатаны» («Освобождение», с. 24-27, «Жизнь», с. 31,35).
Грехопадение. Зло
«Иегова был благодетелем и другом человека. Он поставил его монархом над всем обозреваемым, дал ему мощь наполнить планету совершенной расой людей и дал ему власть господствовать над землей. Адам естественно любил Бога... Воля Божия есть Его Закон... Для того, чтобы закон любви Божией был храним, угодно было Богу поставить блюстителя, помощника или защитника, который охранял бы человека от зла»... В качестве блюстителя «в саду Божьем» и защитника человека, должного охранять человека от зла, «Люциферу, получившему от Бога власть предать человека смерти, в случае нарушения им закона Божия, было отдано и доверено для хранения новорожденное правительство Божие на земле, которое было в чистом и правильном настроении». Люцифер знал, «что Бог наградил человека мощью производить потомство и что в надлежащее время земля будет наполнена людьми совершенной расы», и вот, «появилось у него самолюбивое желание господствовать над человечеством... Люцифер рассуждал так: «Я являюсь господином человека в Эдеме. Я имею власть предать его смерти, но если он нарушит закон Божий, я этого не сделаю. Я могу убедить человека в том, что Бог не является его другом и благодетелем, а обманщиком... Но прежде нежели я это сделаю, я должен склонить Адама поверить, что Бог держит его в неведении и скрывает от него то, что принадлежит ему по правосудию... Я раньше внушу Еве принять мое предложение, а потом через нее я буду в состоянии завладеть Адамом... он вынужден будет поесть от запрещенного древа познания, а потом пощажу их и не предам смерти. Тотчас я приведу их к дереву жизни, и они, вкусивши от него, будут жить и никогда не умрут. Я отвергну Бога... и буду иметь поклонников, как и Он» («Освобождение», с. 19–25). «Начав с тех, которые были под его непосредственной охраной и отвратив первых мужчину и женщину от Бога через неповиновение Ему, сатана направился к небесным духовным созданиям и увлек многих из них за собою к восстанию. Они отклонялись от семьи верных сынов Божиих и превратили себя в демонов. Это объясняет существование порочных невидимых демонов, невидимо доминирующих в человеческих делах и старающихся держать людей, поскольку это возможно, в неведении Бога Иеговы и противлении Ему. Эти демоны распространились повсюду и нависли над человечеством как нечестивое развращающее небо, стоящее между людьми и истинным Богом. Человечество само не в состоянии освободиться из-под этого темного покрывала дьявольской силы и контроля, которым оно окутано. Но Бог Иегова сделает это в установленное Им время и вернет блаженную жизнь всем людям» («Радость всем людям», с. 12 и сл.).
«Как уже сказано, задолго до сотворения человека Бог сотворил духовных небесных сынов. Первым творением Иеговы был Его наиболее любимый Единородный Сын. Бог пользовался Им как Своим сотрудником при творении всего другого. Вначале Сын не обладал бессмертием, но мог заслужить его. Будучи рождено прежде всякой твари, это Слово стало князем среди других творений. По этой должности Он носит на небе другое имя, Михаил»... Когда человек «поддался дьяволу, Бог приговорил его к смерти... смерть пришла ко всем людям. Но Иегова дал слово Своего обетования, что Он в положенное время пошлет некоего Властного и что через Него благословятся все народы земли. Все люди, ведущие свое существование от Адама... были смертны. Ввиду этого Богу было необходимо вмешаться в положение при помощи Своего Единородного Сына. Для того чтобы выкупить назад жизнь, равноценную той, которую Адам потерял для своих потомков, потребовалась для предъявления Богу жизнь равной ценности. Чтобы принести такую равноценную жизнь, Бог Иегова распорядился, чтобы Его первородный Сын оставил духовную жизнь на небе и стал человеческим созданием. Бог предсказал, что Он будет назван на земле Иисусом. Он прошел человеческое рождение через женщину, родился и жил на земле настоящим человеком. Для того чтобы заплатить Богу выкупную цену за грешных людей, Он должен был умереть. Но Иегова Бог на третий день воскресил Иисуса из мертвых уже в Божеском естестве, дав Ему бессмертие и нетленность»... «После Своего Воскресения Он не принял опять человеческой жизни, но был воскрешен духовным созданием»... «На сороковой день Он оставил землю и вознесся на небо, чтобы сесть одесную Бога Иеговы»... «Он не являлся в теле, которое было распято... Когда Иисус воскрес из мертвых, Он не был более человеком, Он был точным образом Иеговы»... «Умершего за людей и воскрешенного Им Иисуса Иегова справедливо назначил на высшую должность Правителя мира. Однако, когда Иисус взошел на небо, Он не тотчас же занял назначенную Ему должность, ибо Иегова сказал Ему: «Жди, пока наступит положенное время Мое, и Я сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих»... («Бегство в царство», с. 46, «Благая весть», с. 154).
Церковь и христианство (по учению «Свидетелей Иеговы»)
«Люцифер является виновником всех преступлений, которые когда-либо совершались на земле. Бог не разрешил ему более именоваться этим именем, и он стал известен под четырьмя именами: Сатана – враг, противник, Дьявол – клеветник, Змей – обольститель, Дракон – поглотитель... Этот главный враг имел много своих представителей на земле, который показывали вид благочестия и во имя Господне называли себя Его представителями» («Освобождение», с. 30), «Дьявол пользуется религией, чтобы осуществить свои нечестивые планы». И христианская «Церковь не есть церковь Божия, она не уполномочена в своих действиях Богом и Христом, но является орудием в руках дьявола, которым она пользуется для ослепления искренних людей, для отвращения их от Бога и Христа». Христианская «иерархия есть составная часть мира сатаны», их «ложные учения извлекли из ваших карманов тяжким трудом вашим заработанные ваши деньги, и благодаря этим учениям вы держались в неволе, вас лишали свободы действовать по вашей совести»... «Ваше имущество, ваша свобода гораздо более важны и священны, чем какая-либо установленная человеками организация» («Раскрытие», с.42–62).
«В течение всех времен Сатана замышлял поругаться над Иеговой», он, «Сатана, организовал мировые господствующие силы... в коих власть была создана из трех элементов: коммерческого, политического и церковного»... «все эти мировые власти имели своих видных монархов, но их настоящим монархом или богом был Сатана-Дьявол». Эти три элемента мировых сил «под наблюдением Дьявола соединились и составляют более коварную и нечестивую мировую силу, чем когда-либо прежде бывшие... Писание ясно указывает, что именно христианство, могучая и коварная организация Дьявола, достойна большего упрека, чем какая-либо другая власть, существовавшая прежде» («Жизнь», с. 81–83).
И «был только единый на земле народ, который не принадлежал к этой категории зверских властей – народ израильский. Он был сорганизован Иеговой во благо людям» (там же).
Миссия «Свидетелей Иеговы»
«Бог Иегова повелевает Своим служителям, истинным последователям Христа Иисуса, предупредить тех, кто исповедует, что они христиане, что церковные системы находятся под контролем Дьявола и представляют собой часть его видимой организации и поэтому являются антихристом... в действительности они представляют Дьявола»... что «в скором времени Бог истребит Дьявола и его лживую организацию» («Освобождение», с.294, «Раскрытие», с. 57, 62). «Ныне на земле живущие верные, которые пребывают в завете с Богом, должны поведать людям, что Он есть Бог, и возвестить о Его намерении воздвигнуть справедливое правительство для блага всего человеческого рода»... «возвестить великие дела Иеговы, оповещать людей, что Его имя превозносимо, Он есть великий источник жизни» («Жизнь», с. 357), что «духовенство настоящего времени лжепредставляет Бога»... что «настало время, в котором люди должны употребить свои умственные способности, чтобы уразуметь Священное Писание» («Жизнь», с. 214), что «Иисус Мессия извергнет Дьявола и воздвигнет новое небо и новую землю, т.е. новую незримую господствующую власть и новое невидимое правительство на земле» («Жизнь», с. 226).
Божий план устройства мира
«Бог заранее начал подготовлять Свой чудный план для освобождения и восстановления человека... Ныне пришло время, в которое люди начинают ясно видеть великий план спасения и познавать, как и когда будет полное избавление человека» («Освобождение», с. 32).
«Гордясь своим величием и эгоистически веря, что может повредить замыслам Божиим, Сатана, «зная, что род человеческий умирает, бессомненно, рассуждал, что если ангелы примут вид человеческий и вступят в сожительство с женщинами, они смогут воспроизвести высшую расу, которая будет составлять его царство, более могущественное»... «Имея мощь материализоваться в форму человеческого вида, некоторые из ангелов, последовавших за Сатаной, вступили в сожительство с женщинами рода человеческого»... «Влияние врага было настолько сильно, что все люди стали его жертвой, за исключением Ноя и его семейства», которые «не осквернились с этими материализованными ангелами»... «Кровь, текущая в жилах Ноя и его семейства, была чисто человеческая... Дьявол не мог истребить Ноя потому, что Ной был под защитой Иеговы. В то время все, кроме Ноя и его семейства, образовали часть дьявольской религии... Бог вынужден был истребить породу исполинов, эту смешанную расу человечества с ангелами, с лица земли. В потопе погибло все отродие ангелов и женщин, но злые ангелы не погибли... Сатана продолжал все далее развивать свои нечестивые замыслы»... и «первой попыткой Дьявола после потопа было сорганизовать народ в правительство мировой власти». С этой целью и чтобы «вызвать недоверие к всемогущему Богу... оторвать людей от Бога истинного, было начато сооружение Вавилонской башни... От того времени и доныне Сатана продолжает свою политику, организуя народы в мировые власти... и используя для этого духовенство различных религиозных систем... После падения Вавилонской башни и рассеяния народа по земле... Сатана основал в Египте свою первую мировую власть на земле... развилась могучая военная система и появились угнетатели народа. Затем были основаны громадные государства», в которых «три элемента сплотились в одну группу, чтобы править народом»... а «в это же время Бог совещался с Авраамом, Исааком и Иаковом и подготовлял свой великий план, который Он предвидел от начала». Далее «Свидетели Иеговы» в своих книгах развивают мысль, что все народы издревле и поныне находятся под властью Сатаны, которому «дана власть господствовать над человеком», и лишь один народ живет под непосредственным руководством Иеговы Бога. «Бог желал, – пишут они, – чтобы Его имя прославлялось в умах народа израильского. Он избрал Израиля в Свой собственный народ и использовал его для Своих целей. Это избрание было во благо им и всем народам, которые придут к Нему по завершении чудных явлений. Да знают народы, что Иегова есть всемогущий Бог и что разрушение Египта было первым шагом в работе Его великого плана» («Освобождение», с. 39–62). «Сион есть имя организации Божьей. Израиль назван Сионом... который Бог избрал Себе в жилище и с которого Он является» («Жизнь», с. 78).
«Вследствие мятежа «осеняющего херувима», образовавшего невидимое «небо» или невидимую, непосредственную господствующую власть над человеком... Бог решил устроить новое небесное господство над землей. Оно должно быть названо «Царство небесное», и оно было представлено Сионом, столицей народа Израиля, который однажды был избранным народом Бога. Небесное Царство, или Сион, должен был состоять из проверенных и испытанных созданий»... «Под господством Царства Небесного, к которому будет призвано ограниченное число лиц, неограниченное число получит благословение совершенной человеческой жизни». «Когда Иисус был на земле, Он начал выбор тех, которые должны были в этом Царстве Небесном быть соединенными с Ним... Со времени Иисуса и до сего времени происходит избрание членов Небесного Царства, и сегодня, после того, как на это было употреблено 1900 лет, живет еще на земле малый остаток из 144 000», и они, «составляя класс Царства Небесного, являются духовными сынами Иеговы, получившими от Бога поручение проповедовать благую весть о Царстве». «Это Небесное Царство устранит все мятежи и восстановит во вселенной мир и справедливость... уничтожит Сатану и все его орудия. Под справедливым господством Царства будет осуществлено первоначальное намерение Создателя, а именно, население земли людьми, которые будут служить их любвеобильному Богу, будут Его восхвалять и славить. Все это оправдает имя Иеговы Бога, покажет, что Он есть Всевышний» («Благая весть о царстве», с. 14–17).
«Кто был Тот новорожденный в Вифлееме и откуда явился Он?» – вопрошает Рутерфорд, и отвечает: «По воле Всемогущего Бога жизнь Его была перенесена из духовного в человеческое состояние», «рожденный для того, чтобы свидетельствовать об Истине плана Божия»... «Некоторые думали всерьез, что Христос Сам был Богом. Такое заключение не находит для себя никакого основания в Писании»... это «Сатана побудил своих представителей на земле, щеголявших именем Господа, что Иисус Христос, когда был на земле, был божеством, а не человеком»... «Иисус стал Царем Божьего Царства, через которое будут введены в новый мир справедливость и мир».
«Если бы народ принял Господа как Царя, он перешел бы от Завета Моисея как посредника ко Христу, большему, нежели Моисей, и вся царская семья нового царства была бы избираема среди евреев»... «Но Сатана-враг действовал. Он скоро нашел орудие для своей пагубной цели... Этим готовым орудием были религиозные руководители Израиля... Духовенство, представители Сатаны... искали убить Сына Божия»... «Некоторые могут спросить: для чего рассказывать все эти ужасные вещи, которые творились духовенством того времени и связывать с духовенством наших дней?... Когда народ увидит, что духовенство есть орудие Дьявола, то сила духовенства обманывать народ будет сломлена» («Освобождение», с. 123–125, 128–129, 112, 141 и «Арфы Бога», гл. II).
«Иисус начал Свое служение проповедью: «Приблизилось Царство Небесное». Видя, что около 1900 лет прошло с того времени, когда Он произнес эти слова, и зло все еще на земле, что мог Иисус разуметь под этими словами? Царство означает действующий фактор или лицо, уполномоченное управлять... Иисус, будучи помазан во время крещения, получил право управлять. Ему была поручена власть быть Царем, поэтому Он мог с полным правом сказать: «Приблизилось Царство Небесное». Для того чтобы вышеприведенное свидетельство было верным, не требовалось, чтобы Он начал царствовать в то время. Богу было угодно, чтобы Он обладал этим правом в течение долгого периода, прежде чем Он начал бы осуществлять власть царя. Не было еще Богом положенное время для Него начать Свое Царство... Это право Он начал осуществлять приблизительно на 1900 лет позднее» (там же, с. 121). «Царство Божие под управлением Христа настало. Мы переживаем время, обозначенное словами «последние дни», когда организация Сатаны должна в скором времени погибнуть перед наступательным движением великого Победителя – Христа Божия» («Бегство в Царство», с. 29 и сл.). «Царство означает обширное правительство, имеющее и осуществляющее высшую власть, суверенитет, господство и контроль. Царство – царство или правительство Мессии, царство Божие есть организованное управление, имеющее и осуществляющее высшую власть на благо человека... Высшая власть исходит от Бога небесного, а потому это царство правильно называется царством небесным» («Освобождение», с. 171).
На Христианство и на христианские народы направляют «Свидетели Иеговы» свои обличительные громы. «Западная цивилизация, – говорят они, – грубо разделила весь человеческий род на две части. Одна из них называется «христианством», другая – «язычеством», или неверующими. Христианские нации играли до сих пор господствующую роль в мировых делах... хотя они и являются меньшинством населения земли. Они делают хвастливые заявления о прогрессе социальном, политическом и в физических науках. Но в то же время сами они оказались неудачниками в проложении пути и не сумели вести человечество к всеобщему миру, благоденствию, обеспеченности, справедливости и вечной жизни для всех людей. Христианство всецело ответственно за две мировые войны в XX веке (?!?), которые почти разрушили мир и ухудшили положение «язычников», как в экономическом, так и в других отношениях. Поэтому навязывание христианства тем, кого они называют язычниками, никогда не упрочит мира и не удалит гнет и угрозы войны... Мы не можем обратиться к Христианству за разъяснением об истинной надежде всех людей и как ее осуществить» («Радость всем людям», с. 4 и сл.). «Христианство имеет большое сходство с теми, которых они называют идолопоклонниками или языческим миром... Вообще совершенно ясно, что религии мира вдохновлены демонами, включая и те учения, которые христианство заимствовало и присвоило от язычников» (там же, с. 6, 7).
«Через свидетелей Иеговы люди получили возможность уверовать в Бога и повиноваться Ему, чтобы избежать ужасного потока избиений, который в близком будущем разразится над так называемым Христианством» («Бегство в Царство», с. 21). «Великая война быстро приближается. В книге Откровения Иоанна в главе 16-й говорится, что эта война обнимет весь мир, в особенности же он охватит земли так называемого христианства» (там же, с. 12).
В каком же месте Священного Писания сказано это? «Свидетели Иеговы» на вопрос наш отвечают: «Войны древних времен описаны в Библии в качестве образцов, показывающих нам, что произойдет в скором времени в народах так называемого христианства... Халдеи, упоминаемые там, являются образцом исполнителей казней Иеговы, высланных против христианства, чтобы уничтожить его... Бог заявил, что Он восстанет и уничтожит, выступит и разобьет народы христианства в прах, так что они падут и никогда больше не поднимутся» («там же, с. 13, 14, 36). «Почему, – говорит Рутерфорд, – я заявляю, что полное освобождение придет только после падения «христианства», к которому принадлежит Америка? Ответ мой, – продолжает он, – гласит: потому что так говорит Иегова», – и Рутерфорд делает ссылку на 3-ю главу, стихи 8 и 9 книги пророка Софонии («Кризис», с. 26), в которой нет и не могло быть и намека на Христианство; но «Свидетели Иеговы» предсказания Софонии, Иеремии, Иезекииля и других пророков относят к христианским народам и то – не по аналогии, а в прямом смысле, в то время как все эти предсказания и бедствия обращены к народу иудейскому. «Величайшая скорбь опустится над так называемым христианством, к которому принадлежит и Америка. На основе Слова Божия я отвечаю на вопрос: может ли правительство Америки оставаться впредь? Ответ гласит самым определенным образом: нет! Ужасные страдания, отчаяние и несправедливость, которые царят в этой стране изобилия, являются достаточным основанием для такого ответа... Правительство Америки взвешено на весах и найдено недостаточным. Оно не может пребывать впредь. Вместе с остальными правительствами оно падет в скором времени... Оно должно пасть и падет, ибо Царство Бога Иеговы уже настает» («Кризис», с. 27, 29).
Тысячелетнее царство Бога-Иеговы
Сион – это организация Божия, термин «Сион» применен к народу Божию на земле. А «Вавилон» означает смятение, и этот термин применяется к духовенству. «В течение долгого периода времени Сыны Божии были в рабстве у вавилонской системы, терпеливо ожидая времени избавления. Они искренно молились, как учил Христос: «Да приидет Царство Твое»... Они ожидали», – и вот, – «около 1874 года и после этого Господь начал проливать Свет на Слово Свое»... Почему «Свидетели Иеговы» указывают время «около 1874 года и после»?... Это период революций в Европе: в Англии, Франции и Испании... Читающий и слушающий да разумеет! «Когда Бог отнял у Израиля право управлять («Царство Божие, т.е. народ израильский, было ниспровергнуто в 606 году до Рождества Христова»), Сатана сделался Богом всего мира, включая и Израиль»... – но, – «когда верные последователи Иисуса (!?) Христа начали освобождаться от вавилонских систем после 1874 года и начали исследование Писание... они скоро пришли к заключению, что 2520-летний период владычества язычников должен по необходимости закончиться в 1914 году. Поэтому они трепетно ожидали 1914 год. Господь вознаградил их бдительность исполнением Своего пророчества... Год 1914 после Рождества Христова окончательно установлен Священным Писанием как время Рождения народа... или правительства. Народ правды родился. Царство Божие начало действовать... Родиться означает начать действовать... Установленная власть, обладающая правом управлять, начала действовать» («Освобождение», с. 212–231).
«От вознесения Христа на небо до XX столетия продолжалось время ожидания. Но теперь настало положенное от Бога время, и Он послал Иисуса Христа, чтобы Он царствовал и судил мир. В течение этого долгого периода ожидания Сатана, которому Бог не препятствовал доказывать основательность своего дерзкого вызова, что он всех людей отвратит от Бога, воздвиг мощную организацию (христианство), которая стала яростной противницей Бога и царства Его. Писание указывает, и это полностью подтверждается фактом действительности, что год 1914 положил конец этому периоду ожидания, и что в этом году Христос начал царствовать (Мф. XXIV, 1–22)»... «Иегова в 1914 году возвысил Иисуса Христа на престол Царем мира, представил Его христианству, снабдив Его большими доказательствами о том, что настало время Божие, что Царь Его начал править... что Христос присутствует... что старый мир достиг своего конца... С 1928 года Христос сошел в храм Иеговы и произносит судебный приговор об опустошении христианства» («Бегство в Царство», с. 46 и сл., с. 38, «Освобождение», с. 231).
«Время, когда Он приведет Свой приговор в исполнение, как это указано Им Самим (Откров. XVI, 12), есть война Армагеддона, которая иначе называется «битва великого дня Бога Вседержителя». Настало время Иеговы для установления среди людей на земле Его владычества. Всемирная организация Сатаны должна быть истреблена. Бог Иегова собрал истинных последователей Христа Иисуса и ввел их в состав Своей организации (Свидетелей Иеговы). Сатана внушает народам земли готовиться к войне. Великая война теперь быстро приближается. Армии всего мира, охваченные безумным хаосом и ужасом, покрытые мраком, ринутся друг на друга и станут истреблять себя взаимно» («Владычество», с. 26 и сл.). «Миллионы людей, которые произвели богатства, сосредоточенные теперь в руках немногих, находятся сейчас без работы, без денег и кричат о помощи... Что же должны делать люди для освобождения себя? Освободила ли бы людей революция от этих скорбей и бедственного положения? Нет. В Америке нет человека, который был бы в состоянии успешно руководить революцией. Сатана позаботился о том, чтобы вся власть в стране сосредоточилась в руках крупной коммерции. Армия, флот, политики покорно исполняют ее повеления. Народ же бессилен перед ними. Революция привела бы к печальной неудаче и никогда не могла бы дать хороших результатов. Господь Иегова Сам осуществит великую последнюю битву. Быстро приближается день великого освобождения. Сатана и его организации падут; сюда включено также и государство Америки и правительство ее» («Кризис», с. 20 и сл.). «Вслед за битвой Армагеддона Бог Иегова через Христа даст людям период времени в тысячу лет, когда миром будет править Христос, и когда на земле будут царить мир и благоденствие, превышающие всякие мечты человеческие... Ныне настал величайший кризис, какой когда-либо был среди существ человеческих. Столетиями людям приходилось страдать от войн и других бедствий, но теперь мы пришли к царству Иеговы, и день освобождения близок... Царство Иеговы под Христом принесет людям нерушимый мир навеки. С окончанием битвы Армагеддона уже никогда больше не будет другой войны, мир вечно будет царить на земле. Однако для того, чтобы получить мир на земле, люди должны войти в состав организации Бога, которая в Священном Писании символически обозначается словом «Иерусалим»... Царство Христа введет правильный и справедливый способ обращения с людьми, при этом правлении не будет дозволено наживаться за счет другого. Не будет тогда ни богатых, ни бедных, но все будут сведены на общий уровень. Тогда Царь Праведности будет в полной власти Своей, и люди будут радоваться и ликовать, ибо тогда у них будет полная гарантия того, что никто не отнимет у них плодов их трудов. Крестьяне и рабочие будут тогда иметь полную уверенность, что у них всегда будет полное довольство пищи» («Бегство в Царство», с. 53–57).
«В прошедшие времена все люди верили, что человек должен умереть и праведники пойдут на небо и получат там блаженство. Но теперь настало Богом положенное время, когда людям дано более ясное понимание намерений Его, и оно показывает, что лишь немногие пойдут на небо (144 000 – Откров. XIV), народные же массы будут жить на земле, как на месте своего вечного пребывания» («Бегство в Царство», с. 40). «В течение нескольких тысяч лет люди страдали от болезней, и миллионы людей сошли в могилу. Но в положенное Богом время они выйдут из могил своих. Это будет величайшим благодеянием, которое дано будет в результате действия Царства. Миллионы людей живут в настоящее время на земле, и они своими глазами увидят это Царство, увидят своих умерших родственников и друзей воскресшими из мертвых. Под Царством праведности Христа Иисуса этот враг – смерть – будет уничтожен» (там же, с. 59).
Несмотря на то, что «Свидетели Иеговы» пользуются новозаветной терминологией и широко апеллируют к авторитету Священного Писания, их учение не имеет ничего общего с Христианством и весьма близко к иудейству в его фарисейском преломлении. Их учение – это своеобразная смесь религиозных и политических элементов. Они усиленно подчеркивают, что их учение является как бы новым откровением Бога Иеговы, но нет – учение «Свидетелей Иеговы» и адвентистов о 1000-летнем царстве не ново, оно заимствовано из священных книг иудаизма. Еще со времени вавилонского пленения книжники распространяли среди рассеянного еврейского народа чаяние и надежду, что грядущий Мессия явится царем-завоевателем, который возвратит весь народ свой в Палестину, вернет ему блеск и могущество, восстановит храм Иерусалимский, покорит ему все народы и, воскресив из мертвых патриархов, пророков и праведников Израиля, будет царствовать тысячу лет. Эти чаяния вместе с принявшими христианство евреями проникли в христианскую среду и вылились в попытки соединить иудейские представления о 1000-летнем царстве Мессии с христианским учением о втором пришествии Иисуса Христа. Попытка смешения иудейства с Христианством была предметом суждений Апостольского Собора в Иерусалиме. Апостолы отменили обрядовый закон Моисеев, как закон обязательный для христиан, но ревнители Моисеева закона – фарисейского направления – принявшие христианство, отделились от Церкви и известны под названием «евионитов». Идеи и настроения этой секты, не долго просуществовавшей, возродились в конце второго и в третьем столетии в учении так называемых «антитринитариев» и «хилиастов». «Хилиазм» (учение о 1000-летнем царстве Мессии), возникший под влиянием националистических иудейских чаяний и традиций из иудейства, вылился в две формы: 1) облеченную в грубое чувственное представление 1000-летнего царства у «Свидетелей Иеговы», и 2) более возвышенную (у адвентистов). Ослабевшие с прекращением гонений на христиан и затем, после Константина Великого, исчезнувшие, воззрения хилиастов время от времени оживали, но особенное их оживление началось во второй половине XIX столетия, после третьей революции в Европе. С тех пор эти воззрения настойчиво и упорно внедряются в сознание европейских народов, выливаясь в сильный фактор международной политики. Не будет преувеличением, если скажем, что движение «Свидетели Иеговы» и секта адвентистов представляют собой аппарат пропаганды идей иудаизма среди христианских народов.
По своей политической заданности «Свидетели Иеговы» ничем не отличаются от последователей Карла Маркса с той лишь разницей, что Карл Маркс считал себя вынужденным прикрывать антихристианскую цель своего учения, в то время как «Свидетели Иеговы» откровенно говорят о своей ненависти именно к Христианству, открыто и нагло злорадствуя в предвкушении его скорого уничтожения. Не считают ли современные нам враги Христианства, что уже миновало время, когда надо было соблюдать осторожность в борьбе против Христовой Церкви, против культуры и государственности христианской, когда надо было соблюдать хотя бы внешнее и лицемерное уважение к вере окружающего большинства? В политической части учения «Свидетелей Иеговы» открыто выступает марксистская демагогия. Нам сулится «Царство Иеговы» с уравнением богатых и бедных, работа – для всех, отсутствие эксплуатации, обилие пищи, полное прекращение войн и прочее. И все это проповедуют для того, чтобы поднять массы для захвата власти там, где она еще не захвачена строителями «Нового Сиона». И в то время, как Маркс и Энгельс наметили для России путь «страшной социальной катастрофы», а для Англии парламентский путь, для Америки «Свидетели Иеговы» намечают иной путь – путь использования экономической и политической дезорганизации, использования растерянности населения, каковые вот-вот наступят в результате новой войны, которая и приведет «ко Дню Освобождения и Царству Иеговы». Мало того, они открыто требуют от христианских народов и их правительств воздержания от всякого сопротивления, требуют полной покорности в тот момент, когда на них будут надевать железные оковы рабства. В своей обличительной части учения «Свидетели Иеговы» уделяют много внимания критике социального и политического строя Америки, имеются в их писаниях выпады и против генерала Франко, но ни одного слова порицания марксистского строя в России с его гонениями на веру, с концлагерями, с удушением свободы, с голодовкой и нищетой населения... «Армагеддон» не может и не должен рассматриваться в наше время как плод фантазии или бред сумасшедшего. Это сознательное планирование уничтожения христианских культуры и государственности, планирование захвата власти и в стране, США, которая является последним оплотом нормального социального и политического порядка в мире.
Не является новинкой и проектируемый «Свидетелями Иеговы» порядок нового управления миром. «Царство Иеговы», – говорят они, – возглавит «невидимый» Царь-Христос, и он будет управлять при помощи ветхозаветных воскресших праведников. Не трудно будет объявить воскресшими тех или иных пророков, не трудно будет их «кое-кому» и показать. Что же касается «восседающего в храме Иеговы невидимого Царя, Христа», который, по свидетельству учеников Иеговы, «с 1918 года сошел в храм Иеговы и произносит свой судебный приговор об опустошении христианства», то и эта новинка не нова для нас: она предсказана Словом Божьим. Из уст Апостола Павла мы слышим: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийсявыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (II Сол. II, 3–4).