Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. Сравнительное богословие:
Глава XXIV . Секты XIX-XX веков
«Ученики Христа», или Кампбеллиты
Тоска по Истине, ощущение утраты полноты Ее и тоска по жизни во Христе являются характерными чертами христиан Запада, оторвавшегося от живого Ствола Тела Христова. Подобно Адаму и его потомкам, которые, отпав от Древа Жизни, впали в заблуждения, стали блуждать в поисках Истины, в результате чего появилась мозаика так называемых естественных религий, – и протестантство, отпав от Лозы Истинной, от Церкви, как Тела Христова, «Столпа и Утверждения Истины», начало блуждать в поисках утерянной полноты Истины, полноты жизни во Христе, и в блужданиях, использованных врагами Христа, разбилось на множество направлений и толков. О современном протестантизме смело, с полным основанием можно сказать: сколько в нем голов – столько и умов, сколько умов – столько и «озарений».
Примером подобной тоски по утерянной Истине является и секта «Учеников Христа» или «Кампбеллитов». Секта чисто американского происхождения. В начале XIX века в различных частях Америки и в среде различных сект появились проповедники, призывавшие к постоению религиозной жизни исключительно на основе Библии, призывавшие к союзу апостольского учения, но – в силу их оторванности от Соборного Разума Церкви – конечно, с отвержением Церковного Предания и Символов Веры древней Церкви.
«Ученики Христа» представляют собой движение, стремившееся объединить всех христиан на базе возвращения к вере и к жизни первоначального Христианства. Начало этому движению положили Фома Кампбелл и его сын Александр. В 1812 году они вышли из пресвитерианской общины и организовали свою общину, примкнув к союзу баптистов. В журнале «Христианин-Баптист» Александр Кампбелл начал с 1823 года проповедь о возвращении к Евангельскому учению апостольских времен. Он не призывал к новой реформации, он всех звал к реставрации, не к организации новой секты и не к реформе существующих, а к «возврату в Иерусалим – к реставрации апостольского христианства». Но, оторванный от Соборного Разума Церкви, Александр Кампбелл, руководствуясь личным домыслом, своим мнением, объявил все, что в разных исповеданиях и сектах было сверх Священного Писания, человеческим мудрованием. Отлученный за свою проповедь союзом баптистов от общения, А. Кампбелл приступил к созданию своей общины. С 1839 года по год своей смерти А. Кампбелл издает свой журнал, и в течение всего XIX столетия это движение разрастается; его рост замедлился в XX столетии с появлением новых течений в среде протестантства. В 1952 году «кампбеллиты» насчитывали в Америке 1,8 миллиона членов, разбитых на 8 тысяч общин.
Кампбеллиты принимают целиком все положения веры, общие для всех протестантских вероисповеданий, но, в отличие от иных сект, признают преимущественное значение для христианина Нового Завета. Они воздерживаются от употребления богословских систем вероучения и терминов, отвергающих понимание таинств как священнодействий, сообщающих верующим особые дары благодати, а от вступающих в их движение требуют лишь исповедания Христа Богочеловеком, покаяния, повиновения благовестникам и обещания отказаться от греха и творить правду. Началом Христианства считают они день Пятидесятницы и учат о единстве Церкви с единым главой – Христом, а так как Церквей много, кампбеллиты считают все Церкви незаконными сборищами. Отрицая священство как таинство, отвергают и крещение младенцев, а крещеных в младенчестве перекрещивают. Не признавая Таинства Евхаристии, кампбеллиты как воспоминание приемлют божественную вечерю, приступая к ней каждое воскресенье.
Строго соблюдают воскресный день, как день встречи и молитв «народа Божия», как день общения «общества святых», день благовестия, т.е. проповеди и упражнения семейств в выполнении заповедей Господних.
Мормоны, именующие себя «святыми последних дней»
Это американская секта полуязыческого характера, основанная около 1830 г. Джозефом Смитом.
История возникновения этой секты такова. Бывший проповедник одной из протестантских сект Саломон Сполдинг написал около 1812 г. фантастический роман под названием «Найденная рукопись», в котором рассказывалась вымышленная история двух еврейских колоний, будто бы основанных в Америке в древнейшие времена и оставивших вырожденное потомство в виде краснокожих племен. Роман не был напечатан, но он был хорошо известен родным и знакомым автора; после смерти автора один список этого романа попал в руки баптистского проповедника Сиднея Ригдона (в штате Огайо), который был близок проживавшему по соседству Джозефу Смиту, родившемуся около 1800 г. в штате Вермонт, необразованному сыну ремесленника, известному своей дурной жизнью и многими мошенническими проделками. Вскоре после ознакомления (Ригдоном) с романом Сполдинга Смит, давно уже выдававший себя за колдуна и открывателя кладов, объявил, что он имел откровение свыше: будто в одной пещере горы Кюмора (штат Нью-Йорк) хранится древняя священная летопись американских израильтян, написанная одним из вождей – Мормоном. Отправившись в указанное место, он по возвращении уверял, что после жестокой борьбы с дьяволом высшие существа вручили ему книгу, состоящую из золотых пластинок, исчерченных неведомыми письменами на особом новоегипетском языке. При книге якобы находился оптический инструмент, в котором он признал Урим и Туммим (прорицательный снаряд древних еврейских первосвященников). Читая с помощью этого снаряда золотую книгу, он понимал ее смысл и, сидя за занавеской, диктовал ее английский перевод, изданный в Пальмире (штат Нью-Йорк) в 1830 году. Многие лица, знакомые с романом Салмона Сполдинга, заявили, что «Книга Мормона», изданная Смитом, есть не что иное, как воспроизведение романа Сполдинга «Найденная рукопись», т.е. плагиат. Так как Сидней Ригдон, имевший список романа, оказался личным другом и приверженцем Смита, дело просто объяснялось. Тем более, что подлинная рукопись была выкрадена у утверждавших плагиат наследников Сполдинга и истреблена мормонами. «Золотая книга», якобы открытая Смитом, оставалась невидимою, и, по словам Смита, совсем была скрыта ангелами, оставаясь предметом религиозной веры для приверженцев Смита. Преступные антецеденты «пророка», за которые он был судим и в которых каялся сам, делают обман более чем вероятным. Тем не менее, сотни, а скоро и тысячи людей уверовали в Смита как посланника Божия, призванного собрать новый американский Израиль и приготовить его к тысячелетнему царству, имеющему скоро открыться именно в Америке. Начавшееся в народе движение приняло скоро безобразные формы; слушая исступленных мужчин и женщин, кривлявшихся и вопивших на неведомых языках, толпы народа приходили в крайнее религиозное возбуждение, так что сам Смит решил умерить своих последователей. Он объявил, что ему явился Иоанн Креститель, велел принять крещение через погружение, рукоположил его в священники по чину Ааронову, а потом по чину Мелхиседекову, и велел сообщить оба звания и другим достойным лицам. С помощью таким образом учрежденной иерархии (впоследствии значительно усложнившейся) Смит ввел порядок и дисциплину в свою секту. Большинство его последователей сосредоточились в местечке Индепенденс, штат Миссури, сам же он остался с немногими в местечке Кертлянд, штат Огайо, где занялся банковскими операциями, но, обанкротившись, бежал в Индепенденс. Здесь окрестное население было враждебно возбуждено высокомерием мормонов, признававших себя единственными святыми, а во всех прочих исповеданиях и сектах видевших только пагубные заблуждения; кроме этого, мормонов обвинили и в преступлениях против общего права и после многих насилий заставили их выселиться из штата Миссури ( 1838 г.). Поселившись в штате Иллинойс, они превратили ничтожное местечко Коммерс в цветущий город, названный ими Нову, с обширным и оригинальным по архитектуре храмом. Отсюда они выслали многочисленных миссионеров в Европу и в Австралию. Население отнеслось к ним сначала благосклонно. Но вскоре началась реакция, когда обнаружилось, что мормоны ввели у себя многоженство как религиозный закон. В 1843 г. Смит сообщил своим друзьям о полученном им свыше откровении, разрешавшем «святым», по примеру ветхозаветных патриархов и царей, иметь по несколько жен. Хотя дозволялось брать жен только между девицами или вдовами, фактически Смит и его избранные ученики покушались на честь и замужних женщин. У самого Смита было 30 жен. Несколько обиженных мужей восстали против такого злоупотребления и стали издавать обличительный листок. Смит с толпой приверженцев разрушил и сжег типографию этой газеты. Народ обратился к судебной власти; после неудачной попытки бегства, Смит и его брат, «патриарх» Гирем, были арестованы. Возбужденная против мормонов народная толпа окружила тюрьму, и оба брата 27 июня 1844 г. были застрелены.
После ряда вооруженных столкновений с местным населением по требованию правительства штата мормоны были вынуждены покинуть Нову. Под предводительством Брайама Йонга, признанного преемником Джозефа Смита, мормоны в 1846 году окончательно покинули г. Нову и поселились в 1847 г. в пустынной долине Соленого Озера, в индейской части штата Юта, куда в 1848 г. после трудного странствования прибыла их основная масса. Крепко сплоченные жестокой дисциплиной, мормоны вскоре превратили обширную пустыню в область высокой культуры. Широко организованное миссионерство привлекло десятки тысяч обращенных из Великобритании и других стран. В 33-летнее управление Брайама Йонга (1844–77) секта росла и процветала. Серьезные испытания для секты начались в 1870 г., когда центральное правительство Америки решило уничтожить главную бытовую основу мормонов – полигамию. При жизни Йонга, у которого было 25 жен, эти попытки не имели успеха, но при его преемнике Джоне Тэлоре (1877–87) конгрессом был издан закон, запрещающий многоженство, а когда он оказался недостаточным, новым законом ( 1877 г.) были значительно усилены карательные меры. Преемник Тэлора, Вильфред Вудреф, открыто подчинился закону. Тогда около 2000 фанатичных многоженцев переселились в Мексику. Подчинившиеся закону смотрят на свое подчинение как на невольное отступничество, а вожди мормонов продолжают секретно держаться полигамии.
Учение мормонов, основания которому положены в писаниях основателя и первого «пророка» секты («Книга Мормона», «Книга учений и заветов», сборник речей и откровений), развилось на Соленом Озере в обширную систему, в частностях эклектическую, но в главных пунктах весьма оригинальную, определенную.
Действительно и реально существует только материя, состоящая из вечных атомов; «не материальное» – значит не существующее; «чистый дух» есть чистое ничто; христиане, поклоняющиеся Богу как духу суть атеисты, идолопоклонники.
Материя имеет различные состояния; то, что называется духовным или божественным, есть особое состояние утонченной материи или эфира.
Богов много; они, хотя бессмертны, но не существуют от века: вечна одна материя. В результате процесса сложного взаимодействия атомных сил явилось во времени верховное божество, андрогин, пребывающий в центре мира на светиле Колоб. Это божество последовательно породило всех прочих богов и богинь, управляющих солнцами и планетами. Бог, которому поклоняются мормоны, не есть верховное божество, а специальный бог планеты Земля. Он – существо материальное, телесный организм, существующий в пространстве и времени и не могущий быть зараз в двух местах и в двух моментах. Хотя в кратких символах веры мормоны употребляют христианскую формулу Троицы, но в вероучительных книгах разъясняется, что в боге Земли существуют два божественных лица – отец и сын, а третье есть лишь безличная энергия, исходящая из обоих. У бога Земли, от сочетания его с богиней планеты Венеры или Денницы, был еще другой сын, Люцифер, но он потерял свое божественное достоинство и стал злым духом. Когда-то бог-отец решил населить всю планету Земля людьми и, предвидя их будущие грехи и неправды, стал советоваться со своими двумя сыновьями. Люцифер сказал: «Воздай мне честь, пошли меня, чтобы исправить и научить людей», а Христос сказал отцу: «Да будет воля твоя, и тебе слава во век». Бог поручил дело спасения Христу, и это вызвало восстание завистливого Люцифера, увлекшего за собой третью часть богов и богинь.
Родоначальником человеческого рода был бог Михаил, названный в своем воплощении Адамом. Важное место в учении мормонов имеет теория ангелов и духов, которых не следует смешивать с богами. Духи – это предсуществующие люди, имеющие воплотиться на земле и через то получить полноту бытия, а ангелы – это души тех умерших людей, которые, хотя и имели правую веру и вели добродетельную жизнь, но не исполнили главного назначения человека: иметь жен и детей, чтобы содействовать воплощению возможно большего числа духов, будущих богов. Одинокие люди не воскреснут в настоящих материальных телах, а останутся эфирными ангелами и, хотя и войдут в будущее царство Божие, но лишь в качестве домашней прислуги при святых – что понимается мормонами в самом реальном смысле.
Этика мормонов очень проста: единственная добродетель, делающая ненужными все остальные, есть безусловная вера и беспрекословное подчинение священному начальству. Единственным важным грехом является недоверие и непослушание пророку или провидцу, получающему откровения свыше.
Мормоны признают четыре священнодейства-таинства:
- крещение – по достижении восьми лет через полное погружение. Замечательно у мормонов заместительное крещение для мертвых. Мормон, у которого близкие и дорогие лица умерли «язычниками», т.е. вне секты, после собственного крещения может креститься еще и во имя таких лиц, за каждого в отдельности, и тем доставить им возможность участвовать во всех благах, обещанных верным;
- рукоположение во священные должности. Священство разделяется на два чина: высший, или внутренний, – Мелхиседеков (с двумя степенями: первосвященник и старейшина) и низший, или внешний, – Ааронов (с тремя степенями: священники, учителя и диаконы);
- брак. Брак (запечатление) у мормонов двоякий: или только для земной жизни, или же небесный, не упраздняемый смертью. Женщины могут, помимо своих мужей, сочетаться с умершими мужчинами через заместительство: заместителями являются или главные начальники секты или лица, ими назначенные;
- причащение – хлебом и водой.
Общественный строй мормонов – деспотическая теократия. Пророк или провидец, как получающий непосредственные откровения от божества, имеет неограниченную власть. Верховный совет трех (один с титулом «патриарха») помогает ему в обсуждении дел, но не связывает его решений. Судебные функции исполняются епископами, назначаемыми из числа первосвященников чина Мелхиседекова. Для исполнения тайных смертных приговоров существует, еще со времени Смита, отряд ангелов-мстителей. Несмотря на материальное благосостояние и внешнюю культурность, быт секты, основанный на безграничном деспотизме, свидетельствует о нравственном одичании этого общества-секты.
Адвентисты 7-го дня
Секта американского происхождения, примыкающая к баптистам и имеющая особое пристрастие к Ветхому Завету. Ее основателем является простой фермер Вильям Миллер (1781-1849), принадлежавший к одной из баптистских общин в штате Нью-Йорк.
Изучение Священного Писания привело Миллера к убеждению, что скоро наступит кончина мира и откроется тысячелетнее царство Христа. Его не смутили слова Самого Спасителя о времени Его второго пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»(Мф. XXIV, 36). Поскольку Господь говорит о дне и часе, а не о годе, Миллер решил, что от людей и ангелов скрыты только день и час, но не год; и, основываясь на 8-ой главе книги пророка Даниила, Миллер определил, что второе пришествие Иисуса Христа падает на 1843 год. Просто разрешил Миллер этот вопрос: он принял пророком Даниилом предсказанные 2300 дней за годы и решил, что до суда со дня Даниилова пророчества, т.е. с 457 года до Р.Х., оставалось 2300 лет: 2300 – 457 = 1843.
В 1831 году Миллер выступил с горячей проповедью на эту тему. Его проповедь быстро разнеслась по всей стране, найдя отклик и в Европе. Но когда подошел 1843 год, Миллер перенес пришествие Христа на год 1844-ый, причем были указаны и месяц, и день, и даже место пришествия – одна гора в штате Нью-Йорк, на которую в облаке должен был сойти Христос. В указанный день 1844 года в громадном количестве расположились у «горы суда», в белых одеждах, последователи Миллера, но их длительное ожидание было тщетным. В адрес незадачливого пророка посыпались насмешки, однако многие остались верны ему. Напряженным состоянием последователей Миллера, их непоколебимым убеждением в близости второго пришествия, их наивной доверчивостью и растерянностью воспользовались нехристианские элементы, захватив в свои руки это движение. Уже в 1844 году один из последователей Миллера, Георг Сперр, издал шесть своих проповедей, в которых отвергал бессмертие души и утверждал, что вечные мучения следует понимать как полное, совершенное уничтожение грешников. В это же время было выдвинуто предложение праздновать субботу вместо воскресенья. В январе 1845 года Миллер и его последователи были исключены из баптистского союза, к которому они принадлежали, и это повело к созданию самостоятельной организации адвентистов.
Почему не пришел Христос в Миллером вычисленное время, в 1844 году? Недоумение последователей осмеянного «пророка» разрешил один из членов секты. Он якобы долго молился, исследуя Писание, и вот во время полевых работ он получил от Духа Святого откровение о том, что в указанный Миллером день 22 октября 1844 года Христос действительно пришел, но пришел не на землю, а в небесное святилище, и с того дна происходит на небе «суд исследования». Во время этого суда и праведники, и грешники усопшие пребывают в своих гробах. Дела каждого из них запечатлены в книгах небесных. И целью «суда исследования», который происходит прежде пришествия Христа на землю, является определить заранее, кто достоин быть воскрешенным из мертвых в первом воскресении, при Его пришествии, и кто из оставшихся в живых окажется достойным во мгновение ока, при гласе последней трубы, быть измененным и восхищенным на облаках в сретение Христа. Христос лично присутствует на этом «суде исследования», предлагая Свою кровь за тех, кто избрал Его своим ходатаем. Чтобы произвести этот «суд исследования», потребуется от 70 до 109 лет, и по его окончании явится во славе Господь. Из этого исчисления вытекали предсказания, объявленные после смерти Миллера, о пришествии Христа то в 1914, то в1932–33 годах, совпадая в определении срока с предсказаниями еврейских раввинов, которые ждали прихода своего «Мессии» именно к этим годам. Последнее предсказание адвентистов относит пришествие Христа к 1995 году, и это предсказание совпадает с последними предсказаниями раввинов, имеется предсказание на пришествие антихриста в это время и св. Нила Афонского.
Итак, по учению адвентистов 1844 год, указанный незадачливым, казалось бы, Миллером, является «началом великого движения», – это год «провозглашения вести о втором пришествии Христа», каковое должно побудить всех избранных Божиих «выйти из христианской церкви, чтобы приготовиться к великому событию – Христову пришествию».
Сгруппировав все места Священного Писания, где говорится о втором пришествии Христа на землю, адвентисты утверждают, что учение о втором пришествии составляет ядро Священного Писания, по отношению к которому все догматы имеют значение второстепенное. «Это учение, подобно златой нити, проходит через Священное Писание... Второе пришествие Христово является центром учения Нового Завета. Все другие истины кажутся вращающимися вокруг этого главного события, изображенного с такой силой всеми священными писателями». Главный интерес адвентистов обращен на книгу пророка Даниила и на Откровение Иоанна Богослова.
В своих книгах «Ключ к Священным Писаниям», «Все испытывайте», «Надежда мира», «Наследие святых» и в своих брошюрах, основываясь преимущественно на 20-ой главе Апокалипсиса и буквально ее понимая, адвентисты учат, что ожидаемое второе пришествие Христа на землю не будет началом суда и кончиной мира; Христос явится второй раз на землю только для того, чтобы устроить царство святых, и это царство будет продолжаться тысячу лет; это тысячелетнее царство начнется с того, что Христос, прежде всего, воскресит умерших праведников – это будет «первое Воскресение», а живые праведники будут восхищены в сретение Господа и вместе с воскрешенными праведниками пойдут на небо, где будут царствовать 1000 лет; что грешники при втором пришествии останутся лежать в могилах и восстанут из них только перед страшным судом, который наступит после 1000-летнего царства в результате третьего пришествия Христа; что во время тысячелетнего пребывания на небе праведников со Христом земля будет в состоянии запустения, все дела рук человеческих превратятся в развалины, города земли будут разрушены, не будет и людей на земле; что грешники, которые во время второго пришествия будут в живых, будут собраны и как узники заключены в темницу (в ров), где и останутся в течение 1000 лет до страшного суда, и сатана в то время будет скован, а разрушенная земля будет местом его заключения; что по прошествии 1000 лет Христос в третий раз придет на землю, – тогда воскреснут нечестивые, – это «второе Воскресение», и сатана будет освобожден на малое время, чтобы обольщать народы и собрать их на последнюю брань против царства Христа, но с неба сойдет огонь и уничтожит их, – это будет вторая смерть для нечестивых: сатана будет истреблен навсегда, навсегда умолкнут голоса всех Божиих противников; что земля, пройдя через пылающий огонь, станет новой землей, заселенной праведниками, с новым Иерусалимом – столицей новой, возрожденной земли; спасенный народ будет строить дома, жить в них, насаждая виноградники и наслаждаясь плодами земли, и жизнь не прекратится – это будет вечное блаженство.
Изложенное учение адвентистов о близком пришествии Христа, о предшествующих ему событиях на земле и на небе частью не имеет никаких оснований в Священном Писании, частью прямо противоречит Священному Писанию. Все их ссылки на Священное Писание носят характер в высшей степени натянутый, и учение их представляет результат буквоедства и «повреждения Слова Божия». «В Апокалипсисе, – говорит блаженный Иероним, – столько тайн, сколько слов», и это действительно так, и понимание книги Откровения по букве, как это делают адвентисты, в отрыве от общего учения Священного Писания, неминуемо вводит в заблуждение. «Способность наша от Бога, – говорит Апостол Павел. – Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (II Кор. III, 5–6).
Адвентисты понимают пророчества только как предсказание будущего. В этом их погрешность, ибо «пророчество на языке Священного Писания есть учительство – в пророке разумей учителя, а в пророчестве – достоинство служения», говорит блаженный Иероним. Пророчество не есть сказание только о том, что будет впереди времен грядущих; пророчество – это разъяснение того, что уже совершилось или совершается, но чего люди не разглядели или не смогли понять. «Напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего», – читаем мы в первой главе Апокалипсиса (стих 19). Следовательно, святой Апостол Иоанн записал в Откровении многое из того, что уже совершалось в его время, что было по времени близко к нему и что является делом неизвестного, отдаленного будущего. В 20-й главе, на которой строят свое учение адвентисты, 15 стихов. Первые три стиха говорят о том, что Господь связал сатану на тысячу лет – это уже совершилось; «сковать сатану» значит – победить его, чтобы не имел он возможности, в духовном смысле, господствовать над миром верующих христиан. До пришествия Христа Спасителя диавол господствовал над миром: он ввел грех и грехом смерть, но Христос Своим послушанием, крестными страданиями, смертью и воскресением победил «имеющего державу смерти», посему-то Апостол Павел и восклицает: «Смерте, где твое жало? Аде, где твоя победа?» – «Для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», – говорит Апостол Иоанн ( I Ин. III, 8). А если некоторые указывают, что связанный и в бездну заключенный дьявол все же действует в мире, «ходит рыкая, ища кого поглотити» (I Пет. V, 8), им следует знать, что «бездну» и «связание» понимаем мы «не по букве убивающей, а по духу животворящему», не в физическом смысле, а в духовном. Христос Спаситель дает верующим силу спасительную, дает благодатные средства против сатаны, и кто верует в Спасителя и пользуется в полной мере этими благодатными средствами, тот обладает непобедимым оружием на дьявола. Не в дьяволе для нас дело, все дело в Христовой силе. «Христианин держит дьявола как бы в оковах, не давая ему возможности свободно проявлять свою силу, злобу свою». Дьявол для нас – ничто. «Именем Моим будут изгонять бесов», – говорит Христос (Мк. XVI, 17), и «Нет другого имени под небом, данного человеку, которым надлежало бы нам спастись... кроме имени Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли» (Деян. IV, 12, 10).
Стихи 4–5–6 главы 20-й Апокалипсиса говорят о тысячелетнем царствии Иисуса Христа. Это тысячелетнее царство Христа существует: оно началось после Воскресения Христа и прекратится пред кончиною мира – после Страшного Суда настанет новое вечное Царство Его, царство славы и благодати, которому не будет конца.
«Царство Мое не от мира сего», – говорит Христос. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. XVII, 20–21). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. XIV, 17). «Тысячелетие, в течение которого связан в своих губительных действиях сатана и непрерывно будет продолжаться царство Христово, означает то же, что у псалмопевца «тысяча родов» (Псал. 104, 8), т.е. неопределенный, но весьма продолжительный период времени – «до скончания века» (Мф. XXVIII, 20); малое время, на которое по истечении тысячелетия будет попущена дьяволу свобода в его обольстительных на земле действиях, означает собою непродолжительное владычество, пред кончиной мира, антихриста, после чего последует Воскресение мертвых и последний суд», – пишет по поводу 20-й главы Откровения епископ Сильвестр в своем «Опыте Догматического Богословия».
Характерной для адвентистов, как и для всего сектантства, является манера пользоваться Священным Писанием. Ссылаясь на главу 2-ю, стих 8-й второго послания Апостола Павла к Фессалоникийцам, они пишут: «Нечестивые мертвые в пришествие Христа останутся бестревожно в гробах своих. Когда придет Христос, воскреснут только праведные. Нечестивые живые... будут убиты духом уст и сиянием славы пришествия Иисуса Христа» («Тысячелетие», с. 5). 8-й стих 2-й главы указанного послания Апостола Павла дословно гласит следующее: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». Слово Апостола – «беззаконник» – адвентисты заменили словами «нечестивые живые». Но кто тот беззаконник? В том же II послании к Фессалоникийцам Апостол Павел называет его «человеком греха, сыном погибели» (II, 3), который превознесется «выше всего... в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», и будет его «пришествие по действию сатаны» (4 и 9). Это тот, которого бедные иудеи примут за своего Мессию, о чем ясно было сказано и Самим Спасителем: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. V, 43). Не является ли характерным, что слова, относящиеся в Священном Писании прямо и непосредственно к антихристу («беззаконник», «человек греха, сын погибели»), адвентисты относят к «нечестивым живым», о которых в послании Апостола Павла к Фессалоникийцам нет ни звука?
Учение о втором пришествии Спасителя, вопреки утверждению адвентистов, не является центральным в Священном Писании, а их утверждение о возможности предсказания точного срока пришествия Его ясно противоречит Священному Писанию: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф. XXV, 13), – «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. I, 7), – так свидетельствует подлинный глас Божий, Сам Христос, а вот «пророчица» адвентистов, некая госпожа Уайт, в своем бесовском самообольщении заявила: «Мы слышали голос Божий, подобный водам многим, который и указал нам точный день и час пришествия Иисуса Христа».
Евангельское учение, учение Самого Христа Спасителя о Его втором пришествии ясно и определенно изложено у Апостола Евангелиста Матфея в XXIV-XXV главах, как равно и у других Евангелистов, и в посланиях апостольских, и это учение не имеет ничего общего с учением адвентистов. Евангелие говорит о двух пришествиях Христа: первое – в уничижении, второе – во славе, и об одном общем суде Его. Откуда же адвентисты взяли свое учение о тысячелетнем царствии Мессии и о третьем пришествии Христа? Учение адвентистов о тысячелетнем царстве Мессии взято из Раввинистических книг, а учение о трех пришествиях Христа придумано для того, чтобы согласовать иудейское ожидание скорого пришествия Мессии, который создаст всемирное государство с благоденствующим населением, с учением Священного Писания Нового Завета о грядущем втором пришествии Христа во славе. Эта попытка как-то соединить христианство с иудейством не представляет собой явления нового: она ведет свое начало с первого столетия христианской эры.