Философско-религиозный словарь
В:
ВЕКОВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. philosophia perennis) - 1) представление, согласно которому *философия как таковая существовала всегда: вначале в формах нефилософского мышления, а затем в виде зрелых концепций. Сторонники идеи "вековечной философии" настаивали на преемственности между дохристианской и христианской мыслью, а также на том, что разные философские концепции можно синтезировать на основе единой *истины и в виде наиболее полного и систематически проработанного ее раскрытия. 2) В Средние века возникло и более узкое понимание "вековечной философии", связывавшее ее с традицией Аристотеля в античности и затем в *томизме. Неразрешимой для сторонников "вековечной философии" осталась проблема философского *плюрализма, в том числе и в рамках католической мысли. В противном случае осуществилась бы канонизация томистской традиции как единственно верной.
ВЕРА В ФИЛОСОФИИ - верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что "Книга природы написана на языке математики", убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам первоосновы *сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними философами, но ставились под сомнение другими или получали у разные философов разные концептуальные выражения.
ВЕРА И РАЗУМ (В СРЕДНИЕ ВЕКА) - Появление *схоластической философии связано с раздвоением веры и разума, вследствие чего возник вопрос об *авторитете веры по отношению к разуму, теологии к философии. Иоанн Скот Эриугена (IX в.) настаивал, что между разумом, ищущим истину, и верой в ее "католическом исповедании" не может быть противоречий, ибо истина одна и она - от Бога. П.Абеляр (XII в.) отошел от критерия церковности веры и заявил, что в случае несогласования авторитетов вопрос об истине решает разум. Ансельм Кентерберийский (XI - XII в.) воспринял от Августина (VI в.) идеал "веры, ищущей понимания", раскрывающей себя в разуме. Петр Ломбардский настаивал на роли философии как служанки теологии. Альберт Великий и особенно Фома Аквинский (XIII в.) дали классическое для схоластики решение: философ мыслит в *естественном свете разума и изучает порядок природы; теолог - в свете веры и постигает сверхприродный порядок, где действует благодать. Области компетенции философии и теологии разделены. Но истины веры - богооткровенны и спасительны, поэтому оправдана субординация философии по отношению к теологии. После Фомы их баланс сохранялся в *томизме, но оспаривался за его пределами: оппоненты Фомы - Бонавентура, Иоанн Дунс Скот и др. - отрицали способность *естественного разума самостоятельно достигать истины в познании Бога и мира и считали высшую познавательную способность нуждающейся в *благодати, чтобы быть приведенной в действие. У Оккама, напротив, все связанное с наукой и естественным разумом, было отделено от веры: разум без всякого отношения к вере познает природу, вера же относится к откровению. Средним векам удалось сочетать христианскую веру с античной философией, но ненадолго и ценой ряда уступок: Бога мыслили в основном как высшую Силу, пребывающую над миром и как бы отошедшую от истории. (См. также: БОГ В ФИЛОСОФИИ; СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФИЛОСОФИИ).
ВЕРА РЕЛИГИОЗНАЯ - вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным согласовать свои действия и поступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом. Эта вера - не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она - выражение духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве - самоотдача Богу, явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и Его путь. Вера - ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также - связь со Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах веры - жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни верующего.
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - 1) любое религиозное объединение со своим специфическим вероучением, обрядом, организацией и пр. 2) У К.Г.Юнга: "вероисповедание - это исповедание определенных коллективных убеждений, тогда как "религия" выражает личное отношение к неким метафизическим, т.е. внемирским факторам". Если в религии важна связь личности с Богом и личная ответственность перед Ним, то в вероисповедании преобладает конформизм по отношению к нему как к общественному институту или государственному учреждению. Принадлежность к вероисповеданию легко соединяется с безразличием к *религии в собственном смысле слова. (Сравн.: РЕЛИГИЯ И ВЕРА).
ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - см.: ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ВЕЧНОСТЬ (БОГА) - в метафизике *томизма: надвременность *Первосущества, полнота бытия и совершенство Бога, Его пребывание вне потока изменений и событий во времени в вечно длящемся настоящем, полная сосредоточенность в нем. Вечность Бога являет себя "не в Его чистом отрицании времени, а в Его господстве над временем" (К.Ранер и Г.Форгриммлер). Тварное бытие погружено в поток времени, но именно в нем человеку открывается вечность Бога. Бог - Творец в вечности, и Его отношение с тварью тоже уходит корнями в вечность. Лишен смысла вопрос, что делал Бог до того, как Он создал мир, потому что Бог - над всеми "прежде" и всеми "после", Он "всегда Творец", несмотря на то, что тварь осознает себя ограниченной временем. Ориген (III в.), признавая Бога Творцом в вечности, утверждал, что тварный мир создан дважды - сначала в вечности, а потом во времени. Это нормально для христианского *платонизма, но неприемлемо с точки зрения томистской *Простоты Бога: тварное бытие, фрагментированное, несовершенное и сложное, имеет возможность восходить к вечности изнутри потока времени и обрести дар вечной жизни.
"ВЕЧНЫЕ ИДЕИ" - у Августина: вечные основания вещей в замысле Божием. "Вечные идеи" открываются по милости Божией верующему разуму в озарениях ( в актах *иллюминации) и становятся источником абсолютно достоверного знания. Августин допускал, что "вечные идеи" могут непосредственно восприниматься разумом духовно зрелого человека. Бонавентура (XIII в.) отрицал возможность их созерцания из нашего мира: нам доступны лишь смутные образы "вечных идей", вследствие чего земное знание несовершенно.
ВИЗИОНЕР (от лат. visio - видение, явление) - тот, у кого бывают спонтанно возникающие видения - образы и картины, воспринимаемые как объективно реальные, но не имеющие каких-либо конкретных материальных носителей в нашем мире. Свои видения визионер интерпретирует как приходящие свыше или с иных планов бытия, поскольку сам он не является их инициатором и не может своей волей их контролировать. Нередко предлагали психопатологическое объяснение происхождения видений, но такое объяснение далеко не всегда является достаточно обоснованным.
ВИТАЛИЗМ (от лат. vita - жизнь) - учение о существовании "жизненного принципа", особого активного первоисточника жизненного процесса в неживом веществе. Сущность этого начала у "виталистов" ясно не фиксируется: в одних трактовках "души" считались жизненными началами вещей, в других это особая энергия, ассоциируемая с чем-то сверхприродным, а у ряда мыслителей Возрождения высшая рождающая сила мира: "Это та жизненная и магическая сила, которая непрерывно творит, созидает и бросает в мир своих детей. Природа все может, ибо она есть все, и все, что происходит и сотворяется в мире - это природа и продукт природы. природа сравнима с человеком, с тем бьющим изнутри ключом, который вызывает в нашей душе мысли, желания, образы" (А.Койре). Витализм нередко соединяется с *панпсихизмом и *анимизмом и противопоставляет витальное духовному. Распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции. Не обладает пониманием специфики *личностной жизни.
"ВНУТРЕННИЙ УЧИТЕЛЬ" - по Августину, сам Христос, входящий в сердце верующего человека и начинающий обитать в нем с какого-то момента его духовного возрастания; "Внутренний Учитель" ведет такого человека по пути духовного восхождения и высшего постижения, просвещая его сердце и разум светом *благодати, давая подлинное ведение глубин самого себя и мира, приоткрывая божественную жизнь.
ВОЗРОЖДЕНИЕ - послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной догматике. Итогом стал *скептицизм, поскольку построение оригинальных, но несовместимых между собой философских концепций не приблизило мысль к *истине. В Новое время религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса. "Отличие Возрождения от Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс человек, но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к тому, чтобы потерять самого человека" (Э.Жильсон). "Тайна Возрождения в том, что оно не удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно" (Н.Бердяев).
ВОЛЬНОДУМСТВО - иронически-скептическое отношение к религиозной вере и нравственности, а также к церковной жизни, характерное в основном для французского *Просвещения XVIII в., когда все религиозное было отнесено к области *предрассудков и объяснялось как результат интеллектуальной незрелости и *обскурантизма. Основные представители: "смеющийся философ" Вольтер, Д.Дидро и др. В Германии и некоторых других странах в число вольнодумцев попадали также и религиозные мыслители, оказавшиеся за пределами церквей.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).
ВОЛЯ - способность человека желать чего-то или предпочитать одно другому; активное начало в нас, предрасполагающее к достижению самого важного для нас. В понимании Августина и др. воля стремится к благу. Начиная с Сократа, многие принимали, что воля человека формируется его разумом, тогда как Августин и др. настаивали на несводимости воли к чему бы то ни было. В этике человек нравственно ответственен лишь в том случае, когда его действия совершаются по свободному произволению и с полным пониманием ситуации и своей роли в ней. Это соответствует принятому ныне пониманию, что воля и разум человека друг другом не определяются. Начиная с эпохи Возрождения, в западноевропейской философии считают, что волей обладает автономное *Я человека ("Я хочу", "Я стремлюсь" и т.д.). В христианской мысли сохраняется древнее представление, что воля не принадлежит человеческому "Я". Это согласуется со словами "да будет воля Твоя". Грехопадение - падение воли, отрыв воли человека от воли Творца. Самоутверждающееся "Я" падшего человека стремится полностью овладеть всем принадлежащим природе человека, в том числе и его разумом и волей (отсюда "Я хочу" и пр.). Спасение - освобождение природы человека от порабощающей власти "Я" и ее исцеление (Максим Исповедник, Августин). По Августину, волю исцеляет благодать, причем непринудительным образом.
ВОПЛОЩЕНИЕ - основная истина христианской веры о соединении Бога и человека во Христе Иисусе. Получила догматическое выражение в виде *халкидонского догмата. Вл.Соловьев осмысливал Воплощение как *Богочеловечество. В западной религиозной мысли эта тема трактовалась без какой-либо связи с церковным учением. Напр., Г.Джоунс считал, что Воплощение означает имманентность Бога всем людям и его следует рассматривать не как догмат, а как разумную гипотезу, получившую подтверждении в метафизике абсолютного идеализма. Р.Кэмпбел увидел Воплощение Божества во всей истории человечества, а Иисусу Христу приписал роль того, кто выявил изначально таящееся в человеке божественное начало. В подобных попытках видна сомнительная тенденция придать видимость понятности сверхрациональному догмату веры.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного исследования; роль последнего в познании сводится лишь к инициированию процесса "припоминания" (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также *идея Бога. На их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание человека от рождения - "чистая доска", на которой лишь опыт пишет свои письмена, что, впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение, речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др., что душа имеет врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете - к Богу.
"ВСЕ ВО ВСЕМ" (или "КАЖДОЕ В КАЖДОМ") - принцип *пантеистической мысли, согласно которому божественное бытие пронизывает все вещи, а значит сущность любой вещи, создаваемая Высшим бытием, есть в любой другой вещи; тем самым любая вещь по своей сущности присутствует в любой другой вещи. Против этого возражали те, кто настаивал на реальности иерархической организации мира, разнокачественности всего существующего и на неприемлемости отождествления Бога и мира. Впрочем, в Новом Завете есть обетование относительно грядущего преображенного мира: "Да будет Бог все во всем" (1 Кор.15.28).
ВСЕБЛАГОСТЬ - один из традиционных для теологической и религиозно-философской мысли атрибутов Бога, выражение Его любви и промыслительной заботы о сотворенных им существах. В ХХ в. в нецерковной мысли ради сохранения всеблагости иногда жертвуют *всемогуществом: по Н.Бердяеву, в падшем мире всеблагой Бог не может не страдать от зла, и трагически страдающий Бог, любящий созданную Им тварь, этически выше Бога всемогущего, но остающегося вне мировой трагедии, где святость, истина и добро нагло попираются силами зла. Страдать вместе с благим Богом, страдающим в мире, полном человеческого зла, - в этом один из призывов некоторых протестантских мыслителей ХХ в. В *томизме страдание Бога исключается благодаря Его *простоте.
ВСЕЕДИНСТВО - "единство всего, принимается в двух главных смыслах: отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том, что общее всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма самораскрывающаяся логическая идея и т.д. Во втором положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющего духовно-органического целого к живым членам и элементам, в нем находящимся. Эта мысль также принимает определенные видоизменения в различных метафизических системах" (Вл.Соловьев). Основная трудность метафизики Всеединства - место в ней Высшего. Если оно включается в общую картину реальности, то становится ее частью и тогда утрачивает значение онтологическая пропасть между тварью и Творцом. Ослабляется и роль Воплощения и Искупления в мировой драме спасения. Нередки чрезмерные приближения к *пантеизму (Николай Кузанский, XV в.) или принятие его (Б.Спиноза, XVII в.). Положительные стороны: понимание *космоса в его внутренних измерениях; решительное утверждение того, что культура, политика, социальная и экономическая жизнь должны укорениться в духовно-нравственных основах жизни; синтетичность мышления, объединяющего знания религиозные, философские, научные, эстетические и др. (*цельное знание), чтобы преодолеть расколотость современной культуры. Еще один соблазн: "Во всеединстве нет никакой экзистенциальности. С всеединством не может быть встречи, не может быть диалога и диалогической борьбы. Бог как всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу" (Н.Бердяев). Л.Карсавин, вопреки Бердяеву, писал, что Всеединство созидается в духе жертвенной любви через принятие крестной смерти Христа, через личную жертвенную смерть, на которую каждый свободно идет ради новой жизни.
ВСЕВЕДЕНИЕ - обычно трактуется как знание Богом в вечности всего происходящего в мире во всех деталях в прошлом, настоящем и в будущем. Ч.Хартшорн и А.Уайтхед увидели предпосылку такого понимания в разделении временного бытия твари и вечного бытия Бога. Не удовлетворяясь этим, они приняли, что время может стать аспектом существования Бога, и тогда Бог знает будущее не всецело, а только в виде предвидимых Им возможностей и согласно Его замыслам и воле. Такое воззрение вступает в противоречие с традиционной христианской верой, что в тварной жизни нет ничего сокрытого от Бога. Некоторые авторы, напр., А.Пикок, допускают, что Бог сам может накладывать ограничения на свое всеведение.
ВСЕМОГУЩЕСТВО - один из *атрибутов Бога, означает, что Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет Сам, что согласно с Его волей в действиях тварных существ и что соответствует избираемым Им самим путям и средствам. В истории мысли постоянно ставился вопрос, есть ли пределы всемогуществу Божию? Традиционные ответы: 1) Бог не может отрицать Себя. 2) Бог не может того, что противоречит Его природе, мудрости и любви. У древних Отцов Бог может все, кроме того, чтобы принудить человека любить. Некоторые схоласты писали, что Бог не может того, чего не хочет, не может совершать недолжное, и Его истинное всемогущество - неизвращенность Его силы упрямством. 3) Бог не может повелеть никакой твари стать совершенной, Он ожидает, что тварь внутренне найдет путь, ведущих ее к совершенству, что будет означать ее движение к Богу. Менее ясны ответы на вопросы, может ли Бог извлекать добро из зла, может ли Бог сотворить полностью совершенное существо и может ли Бог сделать бывшее небывшим? Споры идут в первых веков христианства и вплоть до ХХ в. Нарастание зла в истории побуждает многих не удовлетворяться повторением традиционных ответов. 4) Согласно С.Франку, в ХХ в. Его всемогущество приоткрывается нам не как внешне подавляющая сила, а как внутреннее могущество Святыни над нашей волей, как Его (и только Его) способность превратить злое сердце человека в доброе. Это - неудержимая притягательная сила, влекущая к себе сердце уверовавшего человека, ставшего на путь святости, правды и добра, и через сердце такого до конца уверовавшего человека эта сила изливается в мир. 5) Бог сам ограничил свое всемогущество в отношении к тварному миру: "Есть определенные области, над которыми Бог пожелал не иметь власти: примером является дарованная человеку свобода воли" (А.Пикок). 6) В *томизме признание *простоты Бога ведет к заключению, что Его всемогущество вне всяких сомнений. Аналогично и у Р.Гуардини: "Боге не противостоит равная сила".
"ВЫЗОВ И ОТВЕТ" (англ. challenge) - у А.Дж.Тойнби: цивилизации и культуры формируются и развиваются благодаря серии успешных положительных ответов творческого меньшинства на проблемы, вызванные изменением природных условий и производственных возможностей, научно-техническими новшествами, социально-политическими сдвигами, а также изменением нравственного и религиозного состояния общества. Если творческое меньшинство не дает адекватного ответа, оно теряет инициативу жизни и уходит (или выбрасывается) со сцены и вместе с ним вырождается и гибнет та культура или духовная традиция, которую элита прежде смогла сформировать. Согласно Тойнби, никакая элита не сможет всегда давать адекватные ответы на вызовы, но достаточно разумная элита может и должна найти силы продлить свое время жизни. Западную цивилизацию, считал он, уже невозможно сохранить, но она способна передать свои достижения грядущей мировой цивилизации. Ей уже нельзя быть безрелигиозной из-за творческого бесплодия материализма и атеизма, но исторические религиозные традиции Тойнби отклонял, настаивая на "религиозной контрреволюции" как радикальном отходе и от *нигилизма западной цивилизации, и от христианской традиции в пользу восточной духовности с ориентацией на *космос. Христианские мыслители оценивали такой итог его мысли как шаг назад в сторону *язычества.
ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: потеря главного его содержания - общения человека с Богом, утрата святыни. Его виды: суеверия; психоз страха; опошление и мертвящий эгоизм; подозрительность или "мраковидение" - "потребность видеть зло в людях и принимать его за существенное"; скука - "томление души от отсутствия жизненно главного"; аутизм - установка на центральность своего интереса в религиозной жизни; эротизм и др. виды страстности; интеллектуализация и др. Спасает от вырождения очищение души и самоотдача Богу в духе любви и служения.
ВЫСШЕЕ БЛАГО (лат. summum bonum) - в *платонизме: первоисточник всякого блага, символизируемый Солнцем горнего мира, изливающим лучи блага на все существующее. В этике: высшая цель наших усилий, то ради чего мы существуем и без чего невозможна полнота человеческой жизни. "Благо по своей природе стремится к распространению" (Плотин) - по природе, значит по необходимости. Творец мира в христианской мысли тоже нередко именуется Высшим благом (или Первоблагом), но Он творит совершенно свободно, мудростью и любовью, в чем выражается Его *совершенство.
Л.И.Василенко