Философско-религиозный словарь
Т:
ТАЙНА (греч. mysterion) - "Тайны не существует", - заявлял Л.Витгенштейн, но многие свидетельствуют о тайне, охватывающей наше существование в мире; ею невозможно овладеть через знание. Тайна не тождественна полному мраку, она внутренне безгранична (в отличие от проблем как ограниченных задач для разума), она постоянно присутствует в реальности, пребывает в средоточии *бытия, и дух человека, если он открыт к реальности, открыт к таинственному. Тайна может частично открываться, оставаясь прикровенной, может призывать войти в себя, оставаясь в существе своем непостижимой. Будучи сверхразумной, она приоткрывается сердцу и ориентирует познание, она предлагает человеческой мысли и свободе достичь большей духовной глубины. Тайна - не секрет, который разгадывают, чтобы овладеть для себя, она "может открываться только существу, способному к сосредоточению" (Г.Марсель), и не следует ее полностью отождествлять с непознаваемым. Укоренение в онтологической тайне открывает путь к пониманию *бытия. Р.Отто писал о священном как о тайне, перед которой человек испытывает благоговейный *страх и трепет и которая вдохновляет, восхищает и влечет к себе. В христианстве источником и средоточием всякой тайны является Бог, явивший себя во Христе, благодаря чему приоткрывается таинственная внутренняя глубина в самом человеке. В Новом Завете тайна трактуется как пища разума, а не как источник запретов, налагаемых на разум: "Mysterion есть нечто столь богатое познаваемых содержанием, столь неисчерпаемое для услады разума, что созерцание никогда не достигнет его последних глубин и будет наслаждаться им вечно" (К.Тресмонтан) (См. также: НЕПОСТИЖИМОЕ).
ТВАРЬ И ТВОРЕЦ - Тварь это все, созданное Богом из ничего (лат. ex nihilo) согласно Его замыслу и воле. В христианстве, в отличие от других религий, есть вера, что миры созданы любовью Божией и ею движимы. В христианской мысли тварь четко отделена от Творца: Бог свят, а значит Он - совершенно иной по отношению к твари. Мысль, углубляясь в постижение твари, способна духовно восходить к Творцу. Постоянно предпринимались попытки как-то сократить эту дистанцию. К примеру, Николай Кузанский трактовал тварь как зеркальное подобие Творца и писал, что в Нем тварь непостижимым образом как бы свернута в своем запредельном идеальном качестве: "Как развертывается в множество вещей Бог, чье единство и не абстрагируется разумом из вещей, и не связано, или погружено в вещи, никто не понимает". У П.Флоренского тварь укоренена в Боге и имеет в Нем свой идеальный первообраз в виде "любви-идеи-монады", предстающей как *София - высшая Личность "тварно-нетварного" характера. Мыслители ХХ в. колеблются между желанием сделать Бога-Творца *имманентным тварному миру и опасением дойти в этом желании до скрытого или явного *пантеизма. (См. также: АВТОНОМНОСТЬ; ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ; ТВОРЕНИЕ).
ТВОРЕНИЕ - создание Богом мира и человека "из ничего" (лат. ex nihilo) целенаправленным и свободным актом воли и согласно высшему замыслу; это источник самых глубоких отношений Бога, мира и человека. Творение - утверждение положительного качества бытия твари: ничто из созданного Богом не следует считать злым по существу; это также предоставление твари известной автономии при сохранении связи с Создателем, имеющим на нее определенные права в качестве Господа. В христианстве: Бог сотворил мир своей любовью и по своей благости. В *томизме: дарование *существования твари; признается постоянно совершающимся, а не только имевшим место в прошлом; нет необходимости в появлении и существовании мира. Творец может быть только один. Он творит то, что способно затем существовать в известной мере автономно, самоподдерживаться, иметь субстанциальное бытие, но Бог готов дать ему полноту жизни в отношениях взаимной любви. Творение отличается от *эманации, в соответствии с которой низшее рождается из высшего по необходимости и с потерей качества, и от деятельности демиурга - Архитектора мира, которому для созидания необходимы определенные исходные материалы.
ТВОРЧЕСТВО - формирующая деятельность человеческого *духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь. Она служит "высвобождению скрытого" в мире, согласно Г.Марселю, и внесению в него нового качества. В религиозном понимании человек, созданный по образу и подобию своего Творца, призван творческим трудом очеловечивать вверенный ему земной мир, просветлять его и одухотворять, побеждать тяжесть жизни. Огонь творческой активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся. Н. Бердяев видел в творчестве осуществление свободы человека; оно - "цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его. Грехопадение не отменило его призвания, поскольку сохранило его свободу. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через покаянное и аскетическое очищение от греховных склонностей. Иногда, впрочем, Бердяев противопоставляет творчество спасению или святости как иной жизненный путь. Не отрицая необходимости аскезы как средства самовоспитания, он против ее переоценки, которая из средства делает ее целью. И грешный человек может творить. Грех искажает всякое человеческое творчество, но не обесценивает его... Бог хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему способность творить "Свой Образ"" (Г.Федотов). Многие признали правоту Бердяева в том, что христианин должен творчески улучшать жизнь в самых разных ее областях, а это недостаточно исполнялось историческим христианством. Оппоненты возражали: творчество должно осуществляться в органическом единстве с внутренней работой *личности в деле ее спасения в вечности, а не в противопоставлении спасению души, оно должно производиться на почве необходимых условий жизни в нашем мире, а не в бунте против них. Ответ Бердяева: "Моя свобода и мое творчество есть мое послушание сокровенной воле Божией". Тем не менее, вопреки Бердяеву, творческая неудача и беспомощность могут стать "прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием и вручением Богу наших нужд" (Антоний, Митр. Сурожский).
ТЕИЗМ (от греч. Theos - Бог) - термин, введенный в XVII в. для противопоставления *атеизму, *деизму и *пантеизму. Означает веру в *трансцендентного личного Бога, создавшего мир, сохраняющего его от развала и направляющего его динамику согласно своему замыслу. Это вера в Бога, который вмешивается в жизнь мира, но уважает свободу человека. Теистичны философские системы, в которых развертывается содержание этой веры. Теизм также оставляет место для *откровения и *чуда.
ТЕКСТ - в *герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, нуждающееся в адекватном истолковании с целью достижения его *понимания. В отношении религиозных текстов понимать означает открыть себя духовному содержанию текста и позволить ему оказать спасительное воздействие на душу человека, осмысливающего текст, чтобы достигнутое понимание принесло плоды в виде жизненного осуществления.
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ - обоснование бытия Божия со ссылкой на целесообразность мирового порядка по аналогии, напр., с тем, что часы свидетельствуют о разумности того, кто их изготовил, или же с тем, что в биосфере все виды жизни целесообразно согласованы между собой: все существует для чего-то, напр., низшее для высшего, а иерархия всех целей восходит к Богу, великому Архитектору мира. Основной контраргумент: целесообразность мира может рассматриваться как свидетельство не только о сверхкосмическом личном Боге, но и о других нечеловеческих разумных существах, напр., о демиургах и пр. Есть еще эволюционистский контраргумент о постепенном формировании организации мира из низших форм, который серьезного веса не имеет. Непримиримый критик рациональной теологии И.Кант ценил этот аргумент как "самый ясный и приемлемый для человеческого разума".
ТЕЛО - природное в нас, отличное от *души и *духа, дающее нам возможность быть и действовать в земном мире. Платон тело оценивал отрицательно как "темницу души", попавшей в него из-за своих былых ошибок для воспитания и исправления. Другие философы трактовали иначе: тел - дом души и орудие для действия в мире. Фома Аквинский вслед за Аристотелем видел тело материальным началом, охваченным формой души; без тела душа не может выразить себя и установить отношения активного обмена и взаимодействия с окружающим миром, с другими воплощенными душами. Чем духовнее душа, чем более раскрылись и реализовались ее высшие способности, тем более это просвечивает в облике и динамике тела. А.Бергсон понимал тело как "то, что фиксирует дух и дает ему устойчивость и равновесие". В *экзистенциализме: воплощенность принципиально необходима для нашего бытия в мире, "участия в тайне бытия", испытания на предмет верности духовному призванию, ценностям и смыслу. У Г.Марселя: воплощенное бытие - "центральная опора нашей метафизической рефлексии".
ТЕОГОНИЯ (греч. theos и goneia - богорождение) - в античном *язычестве: учение о происхождении богов, об их генеалогии.
ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos и dike - божественная справедливость) - оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом. 1) Августин писал, что зло - от павшей человеческой воли и воли демоном, оно - моральное, а бедствия и болезни следует рассматривать как наказание за грехи, так что на Боге нет вины за зло в мире. 2) Ириней Лионский писал, что человек создан несовершенным, он должен в условиях нашего несовершенного мира духовно возрастать, преодолевая его сопротивление и страдая от физического зла в мире и от неадекватных действий других людей. Бог содействует тому, кто принимает мир как он есть и трудится над его улучшением, Он не несет ответственности за страдания и зло, испытываемые в мире одними от других. 3) Г.Лейбниц, трактуя наш мир как лучший из миров, утверждал, что лучший мир таков, что в нем есть многообразие всего - как более совершенное, так и менее совершенное, так что неизбежны столкновения между разными силами и существами, и Творец мира за это не отвечает, т.к. это - естественное следствие сосуществования разных форм бытия. Попытки эти не убедительны, потому что истолковывали зло как что-то локальное в мировой системе, объяснимое, понятное разуму. "Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас, который мы часто творим. [А оправдание Бога] в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы" (Антоний, Митр. Сурожский).
ТЕОКРАТИЯ (от греч. Theos и kratos - "Боговластие") - у Вл.Соловьева цель мирового исторического процесса, осуществление Царства Божия на земле, воплощение небесного в земном, божественного закона в человеческом мире. Путь к теократии, по Соловьеву, эволюционно-исторический и церковно-политический. К концу жизни Соловьев признал, что мировая социально-историческая и культурная эволюция ведет не к теократии, а к империи антихриста, и согласился, что подлинная теократия в падшем мире неосуществима. Ж.Маритен писал, что теократическая утопия требует от всего универсума "перейти под политическое правление Бога", что направлено против слов Христовых "Царство Мое не от мира сего" (Ин.18.36).
ТЕОЛОГИЯ (от греч. Theos и logos - слово о Боге) - вероучительная дисциплина или "наука о вере", создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий. Св. Писание, согласно церковному пониманию, - душа всей теологии. В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере. В современной ситуации кризиса религиозных традиций теологию нередко оценивают как *языковую игру, которая имеет для других смысл лишь если говорящий ведет духовную жизнь, убедительную помимо слов, в которых он ее выражает: "Теология, настаивая на употреблении особых слов и фраз и запрещая другие, ничего не проясняет (Карл Барт). Она как бы жестикулирует словами, ибо, стараясь что-то сказать, не знает, как это выразить. Смысл словам придает определенная практика" (Л.Витгенштейн). Это не значит, что религиозная община должна отказаться от теологии, но теологическое осмысление общиной своей духовной жизни предполагает ее подлинность и практическую действенность.
ТЕОЛОГУМЕНЫ (греч. theologoumena) - богословские мнения, не являющиеся общеобязательным для всех христиан. В Православии есть еще ограничение: "Теологумен не просто частное мнение или размышление отдельного автора: он обозначает учение, более или менее принятое у Отцов Церкви. Но у него нет обязывающего характера соборного определения" (Каллист, еп. Диоклийский). Теологумены широко распространены во всех областях христианской мысли, где не было догматизации, напр., в космологии, антропологии, в нравственных и социальных вопросах. Самый известный из теологуменов, вызвавший многовековые межцерковные споры и конфликты, относится к учению о Св. Троице (догмата о Троице на Вселенских Соборах не принимали) - это Filioque ("и от Сына") в католическом Символе веры - исхождение Св. Духа не только от Отца, но и от Сына. Католики догматизировали это положение для себя, но для некатоликов оно остается теологуменом, т.к. ни один из Вселенских Соборов не принял его как догмат. На православном Востоке этот теологумен нередко именовали *ересью, но для этого тоже нет основания, потому что не было Вселенского Собора, на котором Filioque было бы официально признано ересью.
ТЕОМАХИЯ (от греч. theos - бог и mache - битва) - в античном *язычестве: борьба с богами или борьба между богами.
ТЕОМОРФИЗМ (от греч. theos - бог и morfe - форма) - придание каким-либо реальностям божественных черт или форм.
ТЕОНОМИЯ (от греч. Theos - Бог и nomos - закон) - термин, характеризующий ряд учений, согласно которым сам Бог или Его воля является законом Вселенной. Этот закон понимается как относящийся не только к природе, но и к мышлению человека и его этике. Термин "теономный" означает в западной литературе "находящийся под контролем Бога".
ТЕОСОФИЯ (от греч. theos и sophos - божественная мудрость) - у Вл. Соловьева: система истинного (*цельного) знания, опирающаяся на "мистическое знание вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим знанием вещей природных, представляя таким образом всесторонний синтез теологии, рациональной философии и положительной науки". В таком понимании теософии Соловьев - наследник Ф.Шеллинга, Э.Сведенборга, Я.Бёме и др. За пределами философии термином "теософия" обозначается ряд учений, связанных с именами Е.Блаватской, А.Безант и др., эклектически соединивших гностические, индуистские, религиозно-космологические и оккультные идеи разных источников. Этот комплекс идей, образов и символов истолкован ими как особое тайное знание, скрытое в глубине мировых религий, которое теперь следует раскрыть для формирования универсальной религии будущего. Такая теософия явно или неявно антицерковна. Ее критика выявила, во-первых, отсутствие хорошо продуманных оснований теософского синкретизма и, во-вторых. недопустимые искажения в интерпретации мировых религий. Антропософия Р.Штейнера - ответвление от теософии. "И теософия, и антропософия имеют дело не с Богом и не с человеком, а с *космосом" (Н.Бердяев).
ТЕОФАНИЯ (от греч. Theos - Бог и phanein - являться) - Богоявление.
ТЕУРГИЯ (греч. theos и ergon - богодействие) - 1) у *неоплатоников: сакральная практика, осуществляемая высшей творческой силой человека, цель его духовного возрастания в занятиях философией, его высшее призвание. Это искусство деятельного общения с высшими демонами и богами из языческого пантеона, отличающееся от магии - искусства повелевать низшими демонами. 2) В русской философии: религиозное искусство, раскрывающее высшие творческие силы человека, открытого и чуткого к Богу, где действуют преображающие жизнь божественные энергии. Задача "свободной теургии" - "пересоздать существующую действительность, на место данных отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и в частностях, во всем и каждом, внутренние органические отношения этих начал" (Вл.Соловьев). П.Флоренский писал о Феургии, имея в виду организацию всей человеческой деятельности и жизни вокруг культа. У Н.Бердяева теургия "сверхкультурна": "Теургическое искусство - синтетическое и соборное, это некое неведомое еще, нераскрытое панискусство".
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ в религии - предложены В. Дильтеем: они - образны и их место - посредующее между *религиозным опытом и развитыми метафизическими и теологическими системами, систематизирующими и обобщающими опыт. Концентрируя его в себе, религиозные мировоззрения "определяют собой понимание действительности, оценку жизни и практические идеалы". Примеры: *Всеединство как глубинная связь *сущего, с которым любое индивидуальное существо должно установить правильную связь; видение мира как мистической *истории, устремленной к финальному концу; представления о *Я внутреннем в человеке, способном вступать в контакт с Высшим, и др.
ТИПЫ РЕЛИГИЙ - 1) у Э.Фромма: *авторитарные и *гуманистические религии. 2) Г. ван дер Лейв (Leeuw) различает их по признаку реагирования человека на встречу с Высшим: (а) религии дистанции (*деизм, конфуцианство) - в них преобладает стремление человека оставаться вдали от Бога, воздавая ему минимальное почитание; в этом - корень *атеизма: "Нет ни одной исторической религии, в которой совсем бы не было атеизма"; (б) религии борьбы - классическим примером является зороастрийский дуализм космической борьбы Света и Тьмы, с призывом к человеку выступить на стороне Света; (в) религии покоя - в чистом виде ее не найти, но ее элементы присутствуют практически везде, особенно в *платонизме с его созерцанием эйдосов горнего мира ("религия формы"); (г) религии бесконечного (*Индуизм) и *ничто (*Буддизм); (д) религии воли, где верный должен с послушанием принять высшую волю и Божий Закон (древний Завет и Закон Моисеев, *Иудаизм); (е) религии величия Божия, Его всемогущества ("Велик *Аллах" в *Исламе); (ж) религии любви - "тип Христианства выражается одним словом - любовь". Г. ван дер Лейв настаивал, что *Христианство центрально среди всех религий мира. 3) У Р.Белла типология религий описывается с точки зрения их эволюционного усложнения: от "примитивной" и "архаической религий развитие идет к "историческим", а затем к "раннесовременной" и "современной" религии, где основное значение имеет свободный выбор личности. Библейская Священная история и история Церквей не укладываются в такую классификацию.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerare - выдерживать, терпеть) - в ситуации нынешнего религиозного *плюрализма: уважение и терпимое отношение одних общин к религиозным взглядам других, признание их права быть другими, иметь и выражать свои верования и убеждения, исключение принуждения в вопросах веры, способность к диалогу и умение сотрудничать с ними. Выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, достигнутую такими общинами. *Экуменизм является примером толерантности в христианстве.
ТОМИЗМ - основанная в XIII в. традиция, развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты: 1) сосуществование двух порядков бытия - естественного и сверхъестественного (благодатного), познание которых открыто для высших способностей человека - разума и веры; 2) истина одна и она - от Бога, поэтому нет противоречий между ними; 3) в *богопознании: разум способен путем *аналогии постичь бытие Бога, но не Его сущность; он предлагает ряд аргументов в пользу бытия Бога (см.: ПЯТЬ ПУТЕЙ К БОГУ); 4) в теории познания: умеренный *реализм и критика *номинализма; 5) в метафизике: центральность *естественной теологии; различие сущности и существования и первенство последнего над первой, что выходит за пределы Аристотелевой метафизики *материи и *формы, в целом принятой Фомой; 6) человек - личностное единство тела и души, душа - субстанциальная форма тела, творится Богом каждый раз заново в утробе матери, не погибает со смертью человека и имеет надежду на телесное Воскресение и восстановление личности в жизни будущего века; 7) разум человека просвещает волю, действующую независимо и долженствующую овладеть *страстями; 8) познание телесного мира возможно благодаря *естественному свету разума; 9) в этике поступки человека оцениваются с помощью четырех принципов: "вечного закона" - замысла (плана) Бога обо всей твари, *"естественного закона" - той части "вечного закона", которая открыта разуму человека, "человеческого закона" - части "естественного закона", применимой к общественным делам и отношениям между людьми, и "божественного закона" как Божия откровения в Св. Писании и в Церкви; 10) такому порядку соответствует различение добродетелей на естественные и "богословские"; 11) в социальной доктрине: общее благо - цель деятельности государства, а также социальных организаций, групп и частных инициатив; 13) духовное призвание и спасение не должны приноситься в жертву политическим интересам; отсюда независимость духовной власти и жизни в Церкви от светских политических структур, общественных идеалов и целей. 14) В старом томизме принимался примат духовной власти Папы над всеми светскими властями, ныне же речь идет о социальном учении Церкви как предмете диалога и возможного сотрудничества с внецерковным миром. Сторонники *неотомизма настаивают, что томизм во многих случаях не был верен Фоме: Он "перестал быть поиском истины и ее созерцанием и стал лишь набором правил, претендующих на то, что они и есть истина" (С.Свежавски).
ТОСКА - согласно Н.Бердяеву, "тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожности, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному и вместе с тем она означает неслиянность с трансцендентным, бездну между мной и трансцендентным. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного... Тоска может пробуждать богосознание, но она есть также переживание богооставленности. Она между трансцендентным и бездной небытия... В тоске есть надежда, в скуке - безнадежность... Возникновение тоски есть уже спасение". У И.Ильина: тоска - томление души и "недоуменный и беспомощный стон о *религиозном опыте", а не сам опыт. (См. также: НОСТАЛЬГИЯ).
"ТРАГЕДИЯ ФИЛОСОФИИ" - у С.Булгакова: "история новейшей философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как христианская ересиология, а постольку и как трагедия мысли, не находящая для себя исхода". Причина - в отрыве познающей мысли от религиозного опыта, который дается при встречах с Богом и позволяет выправить мышление человека согласно Высшей правде. Эта "еретичность" интерпретируется как односторонность и частичность, одномотивность философских систем, соединенная с претензией на объяснение многообразия всего. Однако, невозможно все *сущее осмыслить как единую систему, исходя из одного начала. История философии - не только взлеты разума, но и "скорбная повесть о неизбежных падениях и роковых неудачах". Вопреки Булгакову философия ХХ в. не согласилась с безысходностью такой трагедии, нашла силы для самокритики и оставила системосозидание.
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ - приверженность *традиции как высшей ценности в духовной жизни человека, религиозной общины или Церкви; его крайним выражением становится *идолопоклонство перед традицией, порабощающее свободу духа.
ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - предание) - 1) передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. Традиция безымянно авторитетна, принимается и передается в свободном согласии с тем, что ушедшие из жизни носители имеют право голоса в жизни наследников. Традиция передается не механически, а в живом творческом усилии своих участников. 2) Нередко по ошибке традицию отождествляют с *традиционализмом, пренебрегая тем, что участие в жизни традиции позволяет *личности противодействовать вырождению человека в массовом обществе. 3) В *герменевтике: участие в жизни традиции необходимо для *понимания священных текстов (Г.-Г.Гадамер).
ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ (от лат. transcendo- переходить, перебираться) - 1) выход за пределы посюстороннего; 2) выход из погруженности сознания в мирскую жизнь с целью обретения истины и смысла бытия. В *экзистенциализме такую погруженность нередко приравнивают к рабству человека, а трансцендирование - к освобождению. 3) С.Франк различил "трансцендирование вовне", когда индивидуальная душа выходит за рамки своей субъективности к "другому", в отношения в *Я-Ты и *мы, и "трансцендирование вовнутрь" (или вглубь) - в область духа, для укоренения в духовной основе бытия, дающей объективную реальность и подлинную опору индивидуальной душевной жизни.
ТРАНСЦЕНЗУС (ТРАНС) - проникновение в запредельное, выход за пределы реальностей нашего мира; иногда трактуется как выход за пределы *явлений (феноменов). В некотором смысле "философия начинается с транса" (Б.Вышеславцев), осуществляет восхождение мысли к Высшему бытию для лучшего понимания здешнего бытия. Транс сопровождается изумлением - мистическим и философским - перед божественной реальностью, предстающей как последнее основание бытия мира и бытия человека.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ - американское религиозно-философское течение XIX в. (Г.Торо и Р.Эмерсон). Приняв, что "Бог ближе к людям в лесах и горах, чем в городах", трансценденталисты искали нравственную правду за пределами провинциального консерватизма и стали в активную оппозицию государству, урбанизации и индустриализации, а также церквам как социальным институтам, которые больше мешают чем помогают сближению человека с Богом. Природа была романтически истолкована как нечто мистическое, обладающее скрытой духовной жизнью и раскрывающееся навстречу тому, кто удаляется от суеты цивилизации и очищает душу простотой жизни. Глубокое единство с природой у Торо - источник этики участия человека во всецелой жизни природы.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ - в *схоластике: свойства, присущие всем вещам, какой бы они ни были природы. Фома Аквинский настаивал, что их всего 6: реальность (res), бытие (ens), истина (verum), благо (bonum), чтойность (aliquid) и единство (unum). Названы они были так потому, что не укладываются в систему Аристотелевых категорий.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ - 1) запредельный, находящийся по ту сторону реальностей, познание которых возможно эмпирически и рационально; 2) принадлежащий объективным духовным основам бытия, сверхсубъективный; 3) "Бог трансцендентен посреди нашей жизни" (Д.Бонхёффер), т.е. активно действует в ней, оставаясь по существу "запредельным". Трансцендентное обычно противопоставляют *имманентному, но есть неустранимый парадокс: "То, что глубочайшим образом имманентно, что раскрывается через внутреннее углубление в самих себя и осознание себя, - тем самым уже есть трансцендентное" (С.Франк).
Л.И.Василенко