Философско-религиозный словарь
Р:
РАДИКАЛЬНОЕ ПОСЛУШАНИЕ (БОГУ) - в *протестантизме ХХ в.: полное послушание воле Божией в ответ на Его призыв к обращению; согласно Р.Бультману, Бог притязает на всего человека и ждет послушания его абсолютной воле, "основанного на безусловной покорности" и "исходящего из благоговейного отношения к величию и святыне Божества". Радикальное послушание, с точки зрения его сторонников, делает ненужными догматы, таинства, аскетику, духовное возрастание и др.
РАДОСТЬ - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность, приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Будда умирал с улыбкой. Служить Богу с радостью - призыв как Ветхого, так и Нового Завета (см., напр.: Втор.28.47; Ис.12.3; Мф.5.14; Ин.15.11;16.20-24 и др.). Сам Бог с радостью взирает на верных из Своего народа и дает обетование радости вечной (Ис.35.10). Радость - награда свыше и один из плодов духа (Гал.5.22). С точки зрения гуманистической психологии "радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой" (Э.Фромм). "Радость есть сила всякой религии. Радостью победило мир христианство в сердцах богоизбранных..., настоящая радость о Духе Святом есть, может быть, единственный документ религиозной подлинности вообще" (о. С.Булгаков).
РАЗУМ - способность человека осмысливать *бытие в целом и его смысл, *смысл человеческой жизни и деятельности, *призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным. Разум, как и вся *природа человека, частично потемнен и ранен грехом, но это не лишило его способности постигать видимые и невидимые реальности. Разумная способность - одно из выражений духовности человека, она возвышает его над всем тварным миром. Человек мыслит посредством своего разума, но содержанием мышления становится опыт разного рода - от чувственного восприятия до личностного общения и религиозного прозрения. Действие разума теснейшим образом связано с речью, со словесным выражением мышления. Разум не ограничивается отдельными фактами, явлениями или событиями, относящимися к чему-то частному, - его задача искать истину высшего порядка. Разум стремится к пониманию, но ведет за пределы понимания. Постичь сущность *Абсолюта разум не в силах, т.к. мыслит, соотнося одни земные реальности с другими. Но *томизм настаивает, что разум человека может, опираясь только на свои силы, открыть существование *Первосущества-Бога. Раскрытие сил разума неотрывно от духовной свободы человека, его духовной жизни в целом: "Разумная тварь была создана для того, чтобы любить Высшую сущность превыше всех благ, так как эта сущность есть высшее благо" (св. Ансельм Кентерберийский). Разум совершенствуется и раскрывает свои высшие возможности через восприятие и осмысление Премудрости, в жизни согласно правде Божией, в любви и святости.
РАССУДОК - рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio - мышление, рассудок, разум) - философское убеждение в том, что индивидуальный *естественный разум способен своими силами достичь основополагающих безошибочных истин, нужных для построения здания науки, без обращения к опыту, в том числе и к религиозному. Рационалисты XVII в.: Р.Декарт исходил из двух субстанций - материальной и духовной, Б.Спиноза - из одной Субстанции ("Природы творящей"), Г.Лейбниц - из множества монад-субстанций, высшая из которых - Бог. Эти решения друг к другу не сводимы, что позволило отвергнуть рационалистическое притязание понять первооснову бытия средствами одного лишь мышления. Но их философия была религиозной: последнее основание сущего - это Бог, вещи постигаются, исходя из своей соотнесенности с Богом, а богопознание - источник и опора философской мудрости. Атеистическим рационализм стал в XVIII в. В XIX в. реакцией на него стали философский романтизм, философия жизни и др. В ХХ в. К.Г.Юнг осуждал такой рационализм за пренебрежение *бессознательным: "Абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму: она уничтожает личность". Рационализм пренебрегал историей (в том числе и священной) и тем, что в ней может открыться тайна человеческого существования и ее высший смысл.
РАЦИОНАЛИЗМ И РУССКАЯ МЫСЛЬ - К рационализму она относилась особенно отрицательно: славянофилы в своей упорной критике Запада несправедливо называли всю его культуру и религиозную жизнь рационалистической и индивидуалистической, используя найденные на Западе же аргументы против рационализма. Славянофилы истолковывали его как продукт распада западного христианства, опасный для православной веры, потому что рациональный ум - это ум без веры, потерявший всякую связь с соборным церковным сознанием и поэтому он не способен обрести истину. В рационализме славянофилы видели причину расщепления разума и веры, а также *секуляризации общественной жизни. Следствием этого стало ее построение на основе законности и правопорядка, а не на общинности, а также западное понимание государства как гаранта законности. Славянофилы призывали восстанавливать органические основы жизни. Вл.Соловьев признал этот путь тупиковым и ратовал за возврат к духовным основам жизни, предложив метафизику *Всеединства как основное средство преодоления рационализма.
РЕАЛИЗМ - течение в *схоластике, признававшее реальность *универсалий. Они реальны в том смысле, что присутствуют (или воплощены) в самих вещах как их формообразующие начала, а разум постигает их в общих понятиях. Реализм отвечал идеалу науки Аристотеля и Фомы Аквинского - получить всеобщее по значению, завершенное и не нуждающееся в пересмотре знание о мире. Достижение такого знания считалось возможным, т.к. независимое от нас высшее мышление признается определившим структуру реальности вне нас. Средневековый реализм отличается от новоевропейского *идеализма: если идеализм стремился понять всю действительность, выводя ее из первопринципов мышления, то реализм средневековый исходил из познания вещей и их формообразующих начал, переходил к осмыслению миропорядка, а затем восходил к Высшему бытию. Схоласт-реалист не пренебрегает эмпирическими данными чувственного опыта и не отдается стихии абстрактного мышления, а ограничивается только тем идеальным содержанием, какое ему удается извлечь из вещей в их конкретных исследованиях, и затем осмысливает и обобщает его дальше, чтобы получить искомые универсалии. Был в схоластике и крайний реализм, считавший, что универсалии существуют сами по себе совершенно независимо от вещей, но он был оставлен. В современном *неотомизме реализм продолжает свою жизнь.
РЕАЛЬНОЕ - 1) все действительно существующее, все вещи в целом, взятые как существующие независимо и помимо их восприятия и осмысления, весь реальный мир - это реальность как *сущее. 2) К реальному относят также и *бытие - нечто, трактуемое как то, что охвыатывает сущее или пребывает по ту сторону *сущего, но является источником его смысла. 3) В современной цивилизации к реальному относят в основном природное, технически достижимое и социальное. Сторонники этого отрицают реальность, напр., души, астрологических влияний, бестелесных духов или же Высшего начала. Во многих направлениях философии сферу реального расширяют, включая красоту, величие и мистическую сторону природной жизни, душу человека, смысл истории, смысл бытия в целом, бессмертие души, невидимый порядок мироздания, призвание и назначение человека и др. Основанием для признания всего этого реальным является его действенное и осмысленное проявление в жизни и поступках человека, в истории и культуре. *Смысл бытия, напр., реален для личности, причастной ему, он актуален в ее жизни, а не остается в сфере предполагаемых возможностей. 4) В религиозной философии нередко подлинно реальным мыслится лишь Высшее бытие, тогда как всякое прочее бытие менее реально.
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reductio - отодвигать назад) - методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию *измененных состояний сознания или психопатологию, а религиозное - через космическое, культурное или социальное. Вера в Бога-Отца оправдывается, напр., так: "Эта вера остается с нами именно потому, что никакая другая из существующих форм верований не отвечает столь просто и столь полно настоятельному и глубокому стремлению человеческого сердца, как идея Бога-Отца" (J.Leuba). Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания (напр., в марксизме и *фрейдизме). Редукционизм в религиоведении и философии религии предрасполагает считать религию тем, что можно искусственно сделать, тем, что создается культурными деятелями и мудрыми законодателями. Это противоречит существу религии как ответа свыше на духовные искания человека. (См. также: АНИМИЗМ; АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ; ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ; НАТУРАЛИЗМ; ПСИХОАНАЛИЗ; ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ; ЭМОЦИОНАЛИЗМ).
РЕИНКАРНАЦИЯ - См.: МЕТЕМПСИХОЗ
РЕЛИГИИ ТАИНСТВ - См.: МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА - свобода от притеснений со стороны правительства, администрации, общественных организаций и институтов, а также групп и частных лиц в вопросах веры; право на независимый поиск религиозной истины и право жить согласно истине, как она понимается в том или ином вероучении. К религиозной свободе относится также право не исповедовать никакой веры и жить нравственно небезупречным образом с точки зрения нравственных принципов какой-либо из религий, если это не приводит к преступлениям против закона. Религиозная свобода связана с другими гражданскими свободами - свободой слова, мысли, общественных собраний и объединений, а также политической деятельности граждан. Соответственно, гражданские законы и стоящее за ними религиозно нейтральное государство являются гарантом религиозной свободы в религиозно плюралистических обществах. "Желать поселить религию в сердце и в уме насильно, угрозами, значит вселять в них не религию, а страх. Сначала пожалейте неверующих; они и так несчастны" (Б.Паскаль).
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - общий термин для обозначения самых разных философских исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с учетом связи *сущего с Высшей реальностью. "Каждая полная философия в основе своей религиозна" (С.Свежавски). Для нее необходимо сочетание ясности мысли с глубоким личным духовным опытом. "Честный религиозный мыслитель подобен канатоходцу. Такое впечатление, будто он идет как бы по воздуху. Его опора более узка, чем это можно себе представить. И тем не менее по ней действительно можно идти" (Л.Витгенштейн).
РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, *чувство присутствия безграничной *тайны в жизни человека, вызывающей ответное *благоговение и дающей внутренний мир, или же присутствия *святого - неотмирной реальности, пробуждающей в нас *страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или нечто в окружающей жизни. "Органом" религиозного опыта чаще всего называют *сердце человека. Религиозный опыт встречается также и у атеистически мыслящих; последние часто не находят ему адекватной интерпретации. Ценность такого опыта зависит от чистоты душевной и нравственной жизни человека, глубины его восприятия и осмысления, от личного осознания его жизненной важности, его положительного воздействия на жизнь человека. Говорят и о религиозном измерении обычного жизненного опыта, о проявлении в нем мистического присутствия, внутренней глубины, выводящей далеко за рамки повседневных нужд. Такой опыт по существу сверхразумен. Но разумные идеи нужны для описания, осмысления и соотнесения с аналогичным опытом других людей. Если они образуют религиозную общину, последняя создает нормы адекватной интерпретации этого опыта. "В борьбе за подлинный религиозный опыт необходимо трезвение и очищение, а также - великое чувство *ответственности и дисциплинированная сила суждения" (И.Ильин). В христианстве это опыт открытости Бога к человеку, Его безграничной любви, нашей принятости Богом, усыновления Отцом через Сына, спасения человека жертвой Христовой, опыт присутствия и действия Христа в Церкви, куда призываются все принявшие Христа. Некоторые протестанты решительно настаивают, что не имеет духовной ценности тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с Богом и где нет таких плодов, как вера и послушание Богу. Христианский религиозный опыт - церковный, а не чисто личный, это опыт единства верных в Духе и Истине.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (лат. homo religiosus) - человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия Высшего. Независимо от исторического контекста "он всегда верит, что существует абсолютная реальность, священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем и делает его реальным. Он верит, что жизнь имеет священные истоки и что человеческое существование реализует все ее потенциальные возможности в той мере, в какой оно является религиозным, т.е. участвует в реальном" (М.Элиаде). Воспроизводя в своей жизни то, что относится к событиям священной истории, такой человек входит в глубинное, т.е. наиболее реальное измерение бытия, в котором его личная жизнь обретает смысл и ценность. Многое в душевной жизни современного безрелигиозного человека несет на себе печать того, чем жили многие поколения его религиозных предков. В нынешнем обмирщенном мире число тех, у кого религиозное сознание достаточно развито, нередко оценивают в 15-20%. Христианская вера означает больше, чем религиозность вообще, - это ответ личности на призыв жить в мире по Евангелию, согласно Слову Божию.
РЕЛИГИЯ (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним. В любой серьезной религии есть призыв внутренне измениться, обращенный к каждому человеку и сообществу, принять Высшую правду для руководства своей жизнью, поставить в правильную связь с Богом все стороны своей жизни. Откровение - ответ на духовную жажду человека и его порыв к запредельному, оно - источник Высшей правды, которую человек в своей жизни свидетельствует другим людям. Религии существуют в виде религиозных общин, с вероучениями, культовой практикой и социальными институтами, связанными с опытом общения с Высшим и его творческим преломлением в разных областях человеческой деятельности. Многие религии заявляют о себе как о религиях *спасения - в них состояние человека оценивается как трагическое и унижающее его достоинство; это объясняется имевшим место на заре истории событием - великим разрывом связи с Высшим источником бытия; предлагаются пути выхода к достойной человеческой жизни через нравственное возрождение человека, его глубокое внутреннее изменение и примирение с Высшей реальностью. Некоторые из мировых религий не в полной мере подпадают под приведенное описание: так, напр., в *Буддизме нет почитания Высшего, но есть определенный духовный путь спасения и связанная с ним нравственная и аскетическая практика. *Христианство нередко характеризуют как конец всех религий: Бог соединился с человеком и бесконечная дистанция между Высшим и человеком, характерная для всех религий, наконец, упразднена. Христианство настаивает, что Христос дает исчерпывающий ответ на духовные искания во всех религиях мира и полноту спасения.
РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА - у просветителей XVIII в. (И.Кант и др.) религия, понятая в основном как моральное учение без мистического и догматического содержания, без конфессиональных признаков, без связи с древними церковными традициями, но с минимально необходимым для религии признанием Высшего бытия. Бог в такой религии не творит чудес, не имеет никаких планов по отношению к миру и ничего не предлагает воле и разуму, которые считаются достаточно развитыми и самостоятельными у зрелого человека, чтобы не нуждаться в каких-либо предложениях от Бога. С закатом эпохи *Просвещения интерес к подобной религии сошел на нет.
"РЕЛИГИЯ ДУХА" - предложена Вл.Соловьевым, Н.Бердяевым и др. как альтернатива историческому христианству, которое, с их точки зрения, слишком тесно срослось с язычеством, утратило пророческий дар, не получает новых откровений и духовно угасло. "Исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий" (Вл.Соловьев). "Религия Духа" - это религия не закона или традиции, а свободы и творчества человека, движимых жаждой Высшей правды, в ответ на которую, согласно надеждам ее сторонников, придут благодать и откровения свыше. Цель новых откровений - не создание новой религии, а полное очищение уже существующей веры от всяких форм идолопоклонства и унижения человека, восполнение и завершение христианства в Духе, обретение им вселенскости и полноты духовной жизни, богочеловеческое единство, космическое преображение. Осознавая себя вестником религии Духа, Бердяев все же отодвинул ее торжество на неопределенно долгое время, признав, что в обозримом будущем наступит "Новое Средневековье" - эпоха довольно сумрачная и далекая от предложенного идеала. Критики увидели в "религии Духа" пренебрежительное отношение к реальному присутствию Христа в историческом христианстве.
РЕЛИГИЯ И ВЕРА - радикальное противопоставление, характерное для ряда направлений протестантской и нецерковной мысли и связанное с бескомпромиссным требованием признать неподлинность религии как таковой: религия - продукт естественных желаний и человеческого воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бы найти в нем согласно своим приземленным интересам и надеждам; вера, напротив, - это положительный ответ личности Богу, когда она встречает Его как Святого в своем духовном опыте, это риск и смелость откликнуться на Его призыв и жить в единстве с Ним, в радикальном послушании. Религия, по Л.Витгенштейну, "это безумие, вырастающее из безрелигиозности". Согласно К.Барту, религиозное желание спасения - это проявление неверия, недоверия Богу. Религия здесь в сущности приравнивается к идолопоклонству. Вера, по Р.Бультману, - *радикальное послушание воле Божией, не обусловливаемое естественными желаниями человека. Быть христианином - значит перестать быть всего лишь религиозным человеком и стать человеком веры, живущим с полной самоотдачей в служении Богу и ближнему. "Христос уже больше не предмет религии, а нечто иное, действительно Господь мира" (Д.Бонхёффер). "Откровение Бога - снятие религии" (К.Барт); совершая "снятие" (нем. Aufhebung) или суд над религиями, Бог может возвысить религию до уровня веры. Трагедия исторического христианства предстает с этой точки зрения как перерождение изначальной живой евангельской веры в духовно угасшую религиозную жизнь. Церкви, сохранившие апостольское преемство, настаивают, что в жизни святых эта трагедия постоянно преодолевается. Сравн. у К.С.Льюиса: "С той минуты, как вы предались Богу, ваш интерес к религии кончился. Вам уже не до него".
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - Варианты понимания их взаимоотношений: 1) Религия - факт культуры и полностью ей принадлежит; она - результат человеческого творчества и по существу несамостоятельна. Различия в трактовках: культуры реализуют творческие проекты активных элит или же культуры создаются не до конца осознаваемым их творцами бурлением психосоциальных стихий, рождающих из себя какие-то формы. 2) Духовный первоисток всякой деятельности человека - отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения - в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении и теологии и пр. 3) П.Флоренский: свое отношение к Высшему человек выражает в форме правильно осуществляемого культа, следовательно, культ и культура - неразрывны, культ - "бутон культуры" и всякая автономная творческая деятельность за пределами религии - внетеургична и преступна. Философию Флоренский рассматривал как беглую дочь своей матери - религии, понятия науки - как продукт ее распада, а технику - как результат выветривания. 4) И.Ильин, Е.Трубецкой, С.Булгаков и Г.Федотов настаивали, что мир принят, а не отвергнут, христианством. Поэтому христианин не вправе отдавать антихристианским силам ни одну из областей культурного творчества и социального действия. У И.Ильина: Христос принял земную жизнь с ее трудами, очистил и вернул нам, чтобы мы совершенствовали себя, отношения с людьми и мир вокруг нас, а это и есть культура. Е.Трубецкой считал культуру творческим участием человека в деле Божием на земле - созиданием Его дома. Отвергая соблазн отождествлять мирской порядок с делом антихриста, он признавал относительную ценность светской культуры. С.Булгаков видел в представителях светской культуры блудных сынов, многие из которых способны вернуться в отчий дом Церкви, и вся проблема в том, будут ли они приняты с пониманием и любовью теми, кто оставался в ограде храма. Лучшие плоды культуры Г.Федотов назвал ее даром Христу и видел их не только в храмах, но и везде, где есть воздействие Слова Божия и касание Св. Духа. Задача открытого и творчески активного христианства - собирание всего истинного, благородного, доброго и прекрасного, что создано повсюду творческой деятельностью человека. Это нужно для христианской культуры будущего, которая должна дать убедительные ответы на проблемы человека наших дней и грядущей эпохи. Она станет, согласно надеждам ее сторонников, вселенской, преодолеет ограниченность внутрицерковных культур и благодаря этому поможет церквам сблизиться между собой, найти общий язык на пути к примирению.
РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - в американской мысли: рассмотрение религии как глубинного уровня смыслов, символов и ценностей культуры, влияющих на практическое поведение человека. "Религия - это система символов, содействующих установлению в людях прочной, всеохватывающей и долгосрочной мотивации поведения и предрасположенности к действию, представляющихся совершенно реальными по своей осуществимости благодаря высокой степени фактичности соответствующих им концепций" (К.Гирц). Религиозные символы формируют практические верования и убеждения, побуждают разум мыслить, а волю - действовать с самоотдачей и преданностью. Реализм означает, что религия формирует поведение, позволяющее человеку не только вписаться в культуру и в сложившиеся в обществе отношения, но и трансформировать их. Вопрос об истинности или ложности основополагающих символов и смыслов при таком прагматически ориентированном подходе не является решающим для оценки их роли в действиях человека.
РЕЛИГИЯ КАК ПАТОЛОГИЯ - точка зрения, распространенная среди психиатров советской школы, фрейдистов, марксистов, а также среди интеллигенции, администрации и др. Ответ Антония, Митр. Сурожского: "...при всем моем сумасшествии, у меня есть смысл жизни, у меня есть динамика, у меня есть радость, которой ничто не может меня лишить; и люди нормальные приходят ко мне посмотреть, как бы это им стать сумасшедшими! А я вот не пытаюсь научиться у нормальных, как можно убить радость, убить смысл и убить чувство истины..."
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой *истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких "истин" соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и пр. Релятивизм близок к *скептицизму и нередко отождествляется с нравственной и религиозной индифферентностью. Основной контраргумент: релятивизм сам обусловлен определенными вкусами, желаниями, субкультурой и всем прочим в жизни его сторонников и легко может быть оставлен как не обязательный для всех. В религиозной мысли релятивизм проявляется, напр., в требовании устранять теологические предпосылки из понимания ключевых событий Священной истории и описывающих их текстов или же в утверждениях, что Воплощение и другие акты вмешательства свыше следует трактовать как способы понимания событий, а не сами события.
РИМСКИЙ МИФ - см.: МИРОВОЙ ЗАКОН
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из древнейших, наиболее многочисленная, организованная и активная из существующих христианских Церквей. В ее основании - труды апп. Петра и Павла. Охватывает все христианские общины, находящиеся в полном единстве с Римом, имеющие с ним общность вероучения, таинств и обрядовой традиции, нравственности и образа жизни. Католик - тот, кто принадлежит к общине под юрисдикцией Рима, признает, что только в Римско-Католической Церкви есть полнота Церкви Христа, что она сохраняет полноту жизни в Духе и истине и верность древнеапостольскому Преданию, верит, что Рим - центр вселенского христианства, что церковная иерархия возглавляет народ Божий и имеет учительный авторитет в вопросах веры и морали и что Папа - викарий Иисуса Христа и наследник кафедры и служения ап. Петра, что дает ему полномочия примата по отношению ко всем епископам в мире. Католическое понимание христианства включает в себя также следующее: 1) вне Церкви нет спасения; 2) таинства принципиально необходимы для спасения, в них присутствует и действует сам Христос; 3) Св. Писание - книга в руках Церкви и полнота его смысла раскрывается в ее вероучении; 4) оправдано не только поклонение Богу, но и почитание святых и Девы Марии, паломничества и пр.; 5) грех, не только индивидуален, но и социален, поэтому миссия Церкви - активно распространять действие спасающей благодати Христовой на все сферы деятельности человека, а для этого - идти на открытый диалог со светской социальной мыслью и культурой; 6) христианский миссионерский универсализм - никакие земные барьеры не имеют значения для передачи евангельской вести тем, кто в ней нуждается; 7) консерватизм по отношению к собственной традиции - католики считают свой духовный опыт нарастающим в истории и не склонны ее революционно преобразовывать; 8) высокий уровень организованности, дисциплины и ответственности в личной и церковной жизни, необходимый для осуществления большого числа различных христианских служений; 9) признание веры в Бога - верой разумной, отсюда предпочтение тем направлениям христианской мысли (напр., *томизму), в которых раскрывается внутреннее единство веры и разума при отдании должного специфике и той, и другого; 10) убеждение, что долг Церкви - защищать свободу и достоинство человека и социальную правду вопреки всем силам мира сего, которые попирают это ради своего господства. Религиозно-философская мысль в Католичестве практически каждый век приносила миру немало значимых имен и результатов.
РИСК ВЕРЫ - у П.Тиллиха: человек может поверить в то, что недостойно веры, и это приведет к тяжелому разочарованию, отчаянию, страданию души. Такой риск неизбежен и каждый должен идти на него, понимая, что подлинный интерес к безусловному и запредельному легко соединяется с конкретным интересом, связанным со временем, местом и личными жизненными обстоятельствами, с самоутверждением: "На самом деле риск веры в свой *предельный интерес - это величайший риск, на который человек способен пойти. Ведь если этот риск оборачивается провалом, то смысл человеческой жизни рушится; человек отдает себя, а также истину и справедливость тому, что того не стоит". Риск есть также и в возможности отречения от истинного предмета веры.
РУССКАЯ ИДЕЯ - в философии Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. идея об особой религиозно-исторической миссии России - быть примиряющим началом в вековом конфликте *Запада и Востока, местом становления высшей истинной формы Православия как полноты христианской веры и жизни по Евангелию, где раскроются дремлющие возможности подлинно вселенского христианства, которое вберет в себя лучшее из христианских традиций, разных стран, культур и эпох. Россия будущего признавалась местом становления вселенской христианской культуры, нужной для многопланового воздействия христианской веры на культуру окружающего общества и, в частности, чтобы найти ответы на проблемы, возникшие на путях западного развития веры и культуры, но не нашедшие там адекватного разрешения. В настоящее время с "русской идеей" нередко ассоциируют национализм и фашизм, но это более чем несправедливо по отношению к русской религиозной философии XIX - начала ХХ вв.
Л.И.Василенко