Философско-религиозный словарь
Н:

НАДЕЖДА - ожидание должного, соединенное с уверенности в его осуществлении. Присуща сердцу человека, тесно связана с его *верой и *любовью и является признаком его духовного здоровья. В ней - вера в осмысленность происходящего несмотря на отсутствие полноты его понимания и чувство ответственности несмотря на собственное бессилие. Жизнь человека обессмысливается, если он теряет надежду. Она сверхкосмична и сверхразумна, но должна раскрыться также и в мышлении человека, что затруднено в тех случаях, когда мышление человека слабо связано с его *сердцем. Чувство *абсурда нашего мира, распространенное в современной философии и литературе, в одних случаях - признак слабости связи сердца и мышления, а в других - духовной опустошенности или порочности. Надежда ищет в жизни не столько то, что есть, а скорее начатки будущего и "точки роста" новой жизни. Христианская вера тоже ориентирована творимую Богом реальность. Философия надежды внутренне связана с порывом души к Высшему, со странствием, духовным продвижением по пути, ведущему в Царство. Г.Марсель писал, что истоки и устья надежды находятся не в нашем мире: "Архетип надежды - это надежда на спасение"; она как бы "включает в виде постулата утверждение, что реальность выходит за пределы всякого возможного расчета, как если бы она стремилась соединиться при помощи какого-то тайного свойства с принципом, скрытым в основе вещей, или, скорее, в недрах событий, который презирает расчет".

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura - природа) - убеждение, что естественный порядок вещей является единственно реальным. Появился под влиянием впечатляющих успехов естественных наук в XIX в. Основное для натурализма представление о природе, однако, весьма неопределенно и различно для разных его представителей - Г.Спенсера, Э.Геккеля, Л.Бюхнера и др. Натурализм в метафизике отрицает или игнорирует существование *сверхприродного. В психологии он ограничивает способности *души возможностями *тела, нередко отрицая ее автономию, ее бесконечность. В этике он ошибочно утверждает выводимость нравственных принципов и правил из научного знания природы, человека и общества. В религиозной философии натурализм критикуется за смешение природного и сверхприродного планов бытия, за сведение высших проявлений духовной жизни к низшим сторонам социальной психологии, к обычаям и культуре, за придание Высшему естественных черт и за игнорирование *абсолютных ценностей. Принятие псевдорелигиозного натуралистического соблазна характерно также для творчества Д.Мережковского, В.Розанова и др.

НАУКА И РЕЛИГИЯ - они "не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах...: наука изучает мир, религия познает Бога" (С.Франк). Но вера видит мир соотнесенным с Богом, наука же изучает природу без всякой связи с Ним, и конфликты между ними происходят, когда ученые строят из своих знаний глобальную картину мира как системы, где нет места "донаучному" Высшему бытию. "Такую систему, вероятно, никогда не смогут построить, возможно даже, что в ней не миновать внутренней противоречивости. Но стремление создать ее есть, и оно таково, что научный способ мышления может полностью овладеть сознанием, делая его недосягаемым для других вопросов" (Ж.Ладриер). Космология научная отличается от религиозной. Согласно последней, в глубинах мирового бытия сохраняется связь природы с Богом, энергии Божии нисходят в мир, что может проявлять себя на видимом плане в виде *чудес, но для постижения этого необходима вера, приоткрывающая нам невидимое; наука же позволяет максимально тщательно исследовать внешние условия действия сил свыше. При всей сложности взаимоотношений науки с христианством она содействует достижению зрелости христианской мысли и лучшему пониманию им скрытой логосности мира, что важно и для внутренней зрелости человека в деле его *спасения.

НАЦИОНАЛИЗМ (от лат. natio - племя, народ) - 1) доктрина, согласно которой интересы нации должны стоять на первом месте во внешней политике; 2) обособление и исключительное самоутверждение нации в противопоставлении себя другим народам и всему человечеству в целом. В крайних формах приобретает характер идолопоклонства, когда принимается, что "нация - превыше всего". Оценивать это следует как безнравственное и не могущее иметь никакого серьезного теоретического обоснования. "Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется национализм, есть ошибочное его смешение с *патриотизмом" (Вл.Соловьев).

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - "это очень высокая и ценная сила. В национальном сознании человек начинает жить в более широкой атмосфере, чем раньше, он воодушевляется идеей народа, находит в себе новые силы. В этом есть какое-то возвеличение духа человеческого, есть неисчерпаемая сокровищница для духа. Развитию национального сознания все мы очень обязаны. Но, увы, как раз эта великая сила духа привела к страшным вещам в истории: национальное чувство стало источником страстей, горделивой мечты подавить другие народы и господствовать над ними, превратить их в рабов" (В.Зеньковский). В силу своей двойственности нуждается в духовном очищении и преображении. (См. также: ПАТРИОТИЗМ).

НЕВЕРИЕ - В Св. Писании указываются следующие причины неверия: незнание *Откровения, дающего знание о Боге и заключенного в самом Писании; незнание Бога по личному духовному опыту; просто нежелание верить, потому что вера означает согласие и решимость жить под взглядом Бога и с ответственностью по Его слову. Плоды неверия - безумие (Пс.14(13).1), моральное разложение, готовность верить лжи, а не истине. Неверие - это предпочтение жить согласно мирским умонастроениям, оно имеет корни в индивидуальной психологии, социальной жизни и в интеллектуальной атмосфере научной культуры. 1) З.Фрейд описал всякую религию как иллюзию, как инфантилистскую попытку невротика уклониться от превращения в разумного и ответственного взрослого человека, не нуждающегося в авторитете отца и способного жить самостоятельно без детских страхов перед его силой. 2) Э.Дюркгейм описал религию как явление чисто социальное в том смысле, что представления о Боге (или богах) возникают из воображения, которым бессознательно живет общество, нуждающееся в мифах для своей интеграции. 3) Наука по своему методу атеистична и совсем не располагает к тому, чтобы признавать зависимость нашего мира от Высшей реальности; ученые и ориентирующиеся на науку философы считают, что все религиозное относится к "донаучным" эпохам человеческой культуры. Сторонники этих трех направлений неверия занимались дискредитацией религии и бездумно отрицали, что она вправе иметь свой предмет и вырастает из опыта встреч человека с Высшим, заслуживающего самого внимательного к себе отношения. 4) Иногда неверие связывают с требованием быть нравственно зрелыми людьми. Б.Рассел и ряд других атеистических мыслителей ХХ в. высказывали убеждение в том, что нужно защищать безнадежную позицию добра вопреки безбожной Вселенной и против победоносной всемогущей силы зла, утверждать *смысл бытия вопреки абсурду социальной жизни. С.Франк назвал эту позицию "скорбным неверием" - трогательным явлением нашего времени, сплавом веры и неверия, симптомом того, что в глубине души таких мыслителей есть элемент веры как верности идеалам правды и добра вопреки мерзостям окружающей жизни, где все высшее попирается. Это - позиция немногих, позиция гордого индивидуалистического героизма, но в нем есть бессознательная открытость души к *святыне и отказ подчиняться силам зла. Всему этому есть серьезная альтернатива - религиозный опыт принятости в дом Отчий, опыт богосыновства, обеспеченности и сохранности у Бога; "скорбное неверие" преодолевается в полноте веры.

"НЕВИДИМАЯ БРАНЬ" - внутренняя борьба с грехом, страстями и демоническими инспирациями, которую подвижник ведет в союзе с Богом ради торжества Его правды в своей душе. Термин св. Никодима Святогорца (XVIII в.). В философии характерная для *аскетизма тематика "невидимой брани" нашла свое довольно полное выражение у Эразма Роттердамского в его "Оружии христианского воина".

НЕИЗВЕСТНЫЙ БОГ - в неокантианстве, а затем в "отрицательной теологии" К.Барта: Бог по существу неведом, но открывается во Христе, оставаясь при этом неизвестным для нас, за пределами нашего восприятия и понимания.

НЕОПЛАТОНИЗМ - религиозно-философский синтез античной философии, в центре которого - следующая иерархическая схема бытия: 1) *Единое - высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение; 2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание Единого; 3) Душа или *Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса, а в ее мышлении - источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) *Космос - сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. Неоплатонизм подвел итоги всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с христианской духовностью. Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль, на философию Возрождения и на русскую религиозную философию.

НЕОТОМИЗМ - течение в религиозно-философской мысли ХХ в., источником вдохновения которого стало обновленное понимание наследия св. Фомы Аквинского. Энциклика Папы Льва XIII "Aeterni patris" (1879) рекомендовала заняться им самым серьезным образом. От *томизма неотомизм унаследовал основные принципы метафизики, умеренный *реализм, антропологические идеи о душе, естественном разуме, духе, страстях и добродетели, положительное отношение к христианскому гуманизму, синтетичность мышления, разграничение теологии и философии, а также тезис, что между верой и разумом изначально нет противоречия. Оставлена была космология Фомы, а его социально-политические идеи значительно переработаны под углом зрения того, что между личностью и обществом, а также между церковью и государством отношения напряжены и драматичны. Переосмыслены проблемы человеческого существования в мире, отдано должное нонконформизму христианского мыслителя и личному свободному поиску истины христианином, понимающим свою ответственность за нее и перед ней; кроме того, было углублено понимание *общего блага, акцентировано значение личностного духовного опыта в религиозной жизни в противовес небесному происхождению религии. Неотомизм не является уходом католической мысли в атмосферу средневековой жизни, он открыт к современным проблемам и осмысливает их в свете христианской мудрости, имеющейся в Предании. Быть томистом в ХХ в., согласно Э.Жильсону, значит следовать принципу: "Уверуй и думай как хочешь", при условии церковности самой веры. Другие представители неотомизма: Ж.Маритен, Ф.Коплстон, Д.Мерсье.

НЕОЯЗЫЧЕСТВО - характеристика постхристиаской западной культуры и социальной жизни, утратившей свои христианские корни и живущей альтернативными духовными исканиями, смешиваемыми с разными формами идолопоклонства - перед цивилизацией, богатством, техникой, спортом, модами, силой молодости и личной самореализацией, политической силой, нацией, космосом и пр. Вместе с этим неоязычество несет в себе возрождение нехристианской культовой практики, *оккультизма, *гностицизма, появление нетрадиционных культов, что в целом образует картину обширного духовного и псевдодуховного плюрализма при отсутствии какой-либо всеобъединяющей доктрины. О неоязычниках говорили то как об "анонимных христианах" с "забытым христианским подсознанием", то как о совершенно чуждых вере. Давать с христианских позиций абсолютно отрицательную характеристику неоязычеству так же не оправдано, как и древнему *язычеству - сложному и духовно неоднородному миру, которому и была возвещена евангельская весть. Но оно является вызовом христианским Церквам, на которые должен быть дан убедительный ответ в виде новых форм свидетельства веры.

НЕПОДВИЖНЫЙ ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ - в философии Аристотеля и его последователей это Бог (Он же - высший Ум), который является порождающим источником всякого движения в космосе, но сам пребывает в вечности неизменным. Аристотель ввел такое представление в философию из тех соображений, что если мы будем объяснять происхождение движения в мире с помощью неограниченного числа звеньев причинно-следственных связей, такое объяснение будет абсурдным: приемлемое для разума объяснение должно иметь конечное число звеньев, начальным и является Неподвижный Перводвигатель. Он не имеет, однако, никаких личностных черт, не любит человека и нет смысла Ему молиться.

НЕПОСТИЖИМОЕ - у С.Франка: глубинная божественная реальность в ее всеединстве, которое невозможно полностью определить и выразить с помощью философских формулировок, но личность может к нему приобщиться через сопричастность. Непостижимое приоткрывается личности, когда она преодолевает свою самость, "трансцендирует" за пределы себя и всего бытия в целом. Благодаря самоуглублению преодолевается характерное для предметного познания противостояние внешнего и внутреннего мира. Трансцендирующая за пределы постижимого бытия мысль как бы вращается вокруг Непостижимого первоначала, предстающего "Святыней" или "Божеством", которое "святит" и "творит само бытие". Разум стремится осмыслить отношения всего сотворенного и явленного Непостижимым, но сущность последнего остается за пределами мыслимого. Сравн. у св. Григория Нисского: "Непостигаемое постигается постижением его непостижимости".

"НЕ-СУЩЕЕ" (греч. me on) - в древнегреческой философии: "не имеющее сущности", формы, идеи или любой другой положительной определенности, что для древних означало также "не иметь бытия". В античной философии "не-сущим" называли материальное начало. Там, где отождествлялись благо и бытие, "не-сущим" становится также и зло. Этим проблема зла упрощалась: если зло мы опытно знаем как активную богоборческую и античеловеческую силу, то просто "не-сущим" назвать его уже недостаточно. В раннехристианской мысли "не-сущее" нередко отождествляли с "ничто" и писали, что Бог сотворил мир из "не-сущих". Человек, если следовать такой неточной терминологии, тоже создан из "не-сущих", но благодатью Божией он может достичь обожения (теозиса), или, как писал Л.Карсавин, стать "изнесущным Богом". Такие рассуждения остались далеко не для всех убедительными.

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание Высшего бытия, а вместе с ним - духовного призвания человека, святыни, религиозных традиций и нравственных принципов и норм, а также высших ценностей культуры - истины, добра и красоты. Нет ничего, что имело бы какой-то реальный смысл и ценность - в этом пафос нигилизма. 1) Ф.Ницше словами *"Бог мертв" провозгласил открытое торжество нигилизма в западной культуре и цивилизации, выразившееся в дискредитации высших ценностей, и возложил вину за это на историческое христианство. Он призвал к полной "переоценке всех ценностей", чтобы обрести истину, на которую можно будет опереться. 2) М.Хайдеггер вслед за Ницше описал нигилизм как исторический процесс обесценивания высших ценностей, совершаемый активной силой "духа ничто", неуклонно проникающего во все области человеческой жизни: "Нигилизм как фундаментальный процесс западной истории вместе с тем и прежде всего есть закономерность этой истории". Есть нигилизм неполный, который устраняет только сами высшие ценности, и полный, которые устраняет также и место, на котором они могли бы быть. 3) М.Блондель не стал приравнивать деятельность нигилистов к чистой деструктивности, т.е. фактически к сатанизму: "В том, что они отрицают, раскрывается величие того, что они хотят". 4) Русский нигилизм 60-х гг. XIX в. - "срыв отчаяния безверия от невыносимой тяжести взятого на себя бремени" (Г.Федотов). Его характерные черты - антисоциальность, цинизм, жалкое состояние мысли и мерзкая мораль. В нем "чудится какая-то бесовская гримаса: предел падения русской души"; немало нигилистов вышло из православных семинарий - это расплата русского православия за "отсутствие мира гуманистических ценностей срединного морального царства делает богоотступника уже не человеком" (Г.Федотов).

НИРВАНА (санскр. - угасание, прекращение) - в *Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой "жажды" - жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из *реинкарнаций. С точки зрения плотского ("сансарного") человека Нирвана - это прекращение обычной жизни, пустота (Шунья), о которой ничего определенного нельзя сказать, но для одухотворенного - это высшая форма сосредоточенности бытия. Поэтому Нирвана - не-желание, не-жизнь, не-смерть, не-сознание, не-действие, но и не уничтожение существования, а выход в сверхбытие по ту сторону дуализма жизни и смерти, бытия и небытия, выход из проявленного бытия в непроявленное, обретение подлинного блаженства. "Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели" (Будда), и нужно расчистить сердце, чтобы Нирвана создала в нем свой остров, который не зальют никакие волны житейского моря.

НИЧТО - 1) Отсутствие всякого *бытия или его отрицание. "У ничего нет свойств" (Р.Декарт). 2) У М.Хайдеггера: ничто - активная иррациональная сила, уничтожающая бытие - прежде всего высших ценностей и святынь (см.: НИГИЛИЗМ). 3) У Ж.-П.Сартра ничто предстает как "гниение бытия". 4) У Я.Беме: Бог по отношению к твари это "вечное Ничто" в смысле Его абсолютности и полной трансцендентности по отношению к миру, означающей, что любые категории тварного бытия отрицаются, если с ними подходить к Богу. 5) В русской религиозной философии *Абсолют есть и Все, и Ничто: "Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и Все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь" (Вл.Соловьев). С.Булгаков писал: "Трансцендентный Бог есть навеки неведомая, недоступная, непостижимая Тайна, к которой не существует никакого приближения". Но Божественное Ничто - это более чем Ничто, "оно есть Сверх-что" и "Не-кто" - Субъект откровения, выступающий из мрака Ничто, чтобы явить Себя человеку Богом.

НИЧТОЖЕСТВО ЧЕЛОВЕКА - тема многих религиозных доктрин и учений. В христианстве немало авторов рассуждали о недостоинстве человека, но христианский гуманизм и персонализм настаивали на величии человека, на том, что он может и вправе стать достойным общения с Богом, счастья и любви: "Бог есть Искупитель нашего ничтожества" (Б.Паскаль).

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomina - имена)- течение в *схоластической мысли, признававшее реальное существование только индивидуальных вещей, а не общих понятий (*универсалий), овладеть которыми стремится познающий разум. Универсалии были представлены в номинализме только как имена или слова, которые разум сам подбирает и дает вещам по их сходству и принадлежности определенным группам (родам и видам). Номинализм был скептичен к метафизике, настаивавшей на высшем познавательном значении универсалий, и содействовал *эмпиризму, где оживал интерес к исторической и эмпирической конкретности вещей и явлений, а также к тщательному продумыванию теоретико-познавательных вопросов (Оккам, XIV в.).

НООСФЕРА - в философии о. Пьера Тейяр де Шардена: планетарная духовная среда и сфера свободной мысли, "мыслящий пласт", "гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну общую крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем". Мистическим трансперсональным центром ноосферы является "точка Омега", которая "уже существует в мире и действует в самой глубине мыслящей массы", - это "Христос всеобъемлющий".

НОСТАЛЬГИЯ (греч. nostos - возвращение и algos - боль) - согласно М.Амара-Пуанье, это присущая человеческой природе жажда Высшего, имеющая 7 разных видов: 1) ностальгия по любви как жажда любви безграничной, которая не насыщается ничем на земле, но ищет любви Бога, которой можно полностью вверить себя; 2) ностальгия по истине - жажда полноты высшего ведения, которую может дать только Бог; 3) ностальгия по творчеству как воплощению абсолютного на земле, что выходит за рамки осуществимого здесь; 4) ностальгия по совершенному обществу, где общее благо становится реализацией Высшего блага; 5) по вечности - мы смертны и временны и жаждем единства с Высшим существом над временем; 6) по независимости - жажда преодоления трагизма нашей жизни в зависимости от окружения с надеждой на Бога, свободного от всего внешнего; 7) по свободе - жажда абсолютной свободы, готовность принять Бога как источник и цель подлинной свободы человека.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - введены Дж.Ст.Миллем. У Вл.Соловьева: стыд, жалость, сострадание, сопереживание, альтруизм, любовь, благоговение, чувство долга. В душевной жизни человека они содействуют его нравственным действиям.

НУМЕН или НУМЕНАЛЬНОЕ (лат. numen - божество) - сокровенное ядро духовного опыта встречи со *Святым, сверхразумное по своему содержанию, не охватываемое средствами мысли. Переживания нуменального опыта, однако, очень ярки. Это чувство mysterium tremendum - устрашающей тайны, приводящей душу в оцепенение и изумление и в то же время влекущей к себе, очаровывающей: "Нечто, берущее в плен, странным образом еще и восхищает, доводит порой до головокружительного опьянения. Это дионисийский элемент в опьянении". Р.Отто считал "нуменальное" состояние духа сутью религиозного опыта в основных религиях мира, общим в них несмотря на все их крайнее разнообразие. Никто из имеющих такой опыт не может передать его другому, но есть возможность подвести его к тому порогу, за которым обретается опыт встречи с Другим, Святым, Неисчерпаемым, с Богом. "Нуменальному" нельзя научить, но можно содействовать его пробуждению. "Нуменальное", считал Отто, первично по отношению к вероучению, теологии, догматике и этике. Христианская духовность, однако, не исчерпывается нуменальным.

НУС (греч. разум, мысль) - у античных философов Дух, интерпретируемый обычно как *Мировой разум или высший божественный Ум. Впервые о Нусе сказал Анаксагор (V в. до Р.Х.), который признал, что мир (космос) как разумно устроенное целое, не мог бы возникнуть из хаоса сам собой, если бы не могущество Нуса, который все привел в порядок и создал структурное единство мира. У Аристотеля Нус - Форма форм, *Беспричинная Причина и *Неподвижный Перводвигатель; Нус - Самомышление, Он непрестанно мыслит о самом себе как высшем предмете мысли. У неоплатоников Нус сверхкосмичен, это божественный Ум, объединяющий множества божественных умов, пребывающих над миром в вечности.

Л.И.Василенко

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.