Философско-религиозный словарь
К:

КАБАЛА (евр. - традиция) - совокупность эзотерических мистических учений и литературы, сформировавшихся в *Иудаизме в период с первых вв. до Р.Х. до XIV в. в местах диаспоры от Месопотамии до Испании; является религиозно-философской по характеру альтернативой иудаистической ортодоксии. Бог в Кабале - превыше всего; между Богом и миром - ряд ступеней духовного бытия, созданных путем *эманации, - это мудрость, ангелы, демиурги, как и в *гностицизме и *неоплатонизме. Мир создан для полноты бытия, для радости всех живущих, но и для труда человека, совершившего грех и впавшего в эгоизм, но призванного восстановить свое достоинство и вернуться к Создателю. Длительность этого труда привела кабалистов к допущению *реинкарнации. Существуют также нематериальные связи земного мира с духовными уровнями бытия, соответствия духовных сил вещам, знание которых открывается еврею-кабалисту, восходящему к Высшему по законам духовного мира. Цель познания - восхождение к Богу, а также воздействие на посредующие уровни духовного бытия с помощью дел благочестия на земле - в духе любви к Богу и ближнему, с чувством взаимной ответственности и ради блага человечества.

КАЙРОС (греч. - данное время) - особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это "как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени". Кайросами разделяются *эоны. В священной истории, описанной в Библии, к кайросам относят дарование Закона народу Божьему и заключение Завета с Богом, а в Новом Завете - все, что относится к Воплощению.

КАЛЬВИНИЗМ - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения *лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически - как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (от лат. cardo - вокруг чего идет вращение) - добродетели, известные также под именем "моральных"; они определены еще древнегреческой философией и восприняты западными христианскими авторами, начиная с Августина и Амвросия, в качестве составной части душевного строя христианина: это - благоразумие (практическая мудрость), мужество (стойкость, сила), сдержанность (самообладание, воздержание) и справедливость. У Фомы Аквинского эти добродетели признаются свойственными природе человека и раскрываются по достижении им нравственной зрелости. Они входят в более широкий перечень естественных добродетелей, в числе которых есть как "кардинальные", так и "интеллектуальные" (мудрость, знание, советование, рассудительность и пр.). Кардинальные добродетели отличаются от т.н. "богословских", имеющих благодатный характер, - это вера, надежда и любовь. Нередки случаи, когда вышеуказанные 4 кардинальных добродетели соединяются с 3 теологическими в общих список "семи кардинальных добродетелей".

КАРМА (санскр. - деяние) - в древнеиндийской философии, *Индуизме и *Буддизме нематериальная закономерность, связывающая духовное и душевное состояние человека, его поступки, выборы, решения, чувства и мысли с событиями, происходящими с ним в жизни, его социальной ситуацией, личными проблемами, вплоть до физического состояния, болезней и несчастных случаев. Карма захватывает также сообщества людей, связанных кровнородственными, социальными, деловыми, административными и духовными отношениями. Карма регулирует воздаяние за зло и вознаграждение за зло, влияет на духовное становление человека и его посмертную участь и удерживает большую часть живущих в состоянии сансары (в сетях *реинкарнаций). Тот, кто становится на путь *духовного восхождения и познания *Атмана, постепенно освобождается от власти кармы.

КАРТЕЗИАНСТВО - религиозно-философское течение, связанное с именем Р.Декарта (XVII в.). Имело целью достичь благополучия и самоутверждения на земле и блаженства на небе силами автономной мудрости естественного разума без обращения к вере, традиции и Откровению. Претендовало на обоснование тех истин, которые религия полагает своими: существование бесконечного и совершенного Бога, бессмертной и нематериальной души. Притязало на то, чтобы объяснять мир как бы с точки зрения творящего Бога, но образ мира был здесь представлен всего лишь в виде сложного механизма, а право человека перестраивать мир оно ограничивалось лишь законами природы, без внимания к религии и нравственности. Подавало себя как помощника христианской веры, но в действительности подрывало ее основы: картезианство "не могло не породить рациональной безрелигиозности" (М.Амара-Пуанье). Ж.Маритен назвал этот вид рационализма "католическим натурализмом", который сделал природу независимой и закрытой для благодати, а дело спасения ограничил лишь невидимым царством душ и моральным порядком, так что в картезианстве Христос вовсе не является Спасителем мира.

КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ (от греч. katafasis - утверждение) - Бог непостижим по сущности, но открывает Себя в Своих действиях в мире, или, в терминах древнехристианской мысли, постижим по энергиям. Этот подход принимает, что все положительное в мире происходит от Бога, что Бог обладает положительным содержанием в высшем смысле этого слова, поэтому и описывает Бога в утвердительных терминах, давая Ему имена согласно тому, как Он являет Себя миру. Непостижимый божественный Мрак становится в катафатике сияющим источником сверхизобильного Света, лучи которого озаряют все. Высшие имена Божии - Благо, Красота, Любовь, Свет, Жизнь, Премудрость, Сущий и др.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - в этике Канта всеобщий повелевающий принцип, выраженный следующей формулой: поступай согласно только такой максиме (т.е. общему нравственному правилу или принципу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Связан с убеждением, что нравственно правильное для одного лица является таким же и для другого в любых обстоятельствах, а также, что никакое лицо не может становиться средством, используемым другими для достижения своих целей. Кант выступил против тех этических учений, в которых нравственно оправданными считались действия и поступки, приводящие к желательным результатам, напр., к пользе для большинства, выживанию человечества и др. Главное, по Канту, твердость воли в утверждении добра, какими бы ни были последствия для человека: если есть в Декалоге "не убий", "не кради", "не лжесвидетельствуй", это нужно исполнять неукоснительно. Исполнить долг во имя долга - в этом пафос Канта, однако, этот пафос - не от Откровения, и сам Кант вовсе не выводил категорический императив из веры в Бога. Напротив, нормы церковного благочестия он предлагал пересматривать под углом зрения именно категорического императива.

КАТЕНОТЕИЗМ - см.: ГЕНОТЕИЗМ

КАТОЛИЧЕСТВО (КАТОЛИЦИЗМ) - см.: РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАФОЛИЧНОСТЬ (от греч. katholikos - всецелый, универсальный) - термин впервые появился у св. Игнатия Антиохийского (Смирн.8.2) и стал обозначать Церковь в целом, охватывающую поместные общины. Кафолическая вера - вера в то, во что верили "все, всегда и повсюду" (св. Винцент Лиринский, V в.). На Западе термин "кафолик" зазвучал как "католик" и стал обозначать верность древнему церковному преданию и прямое преемство по отношению к апостолам; "католичность" - это "ортодоксальность", хранение неповрежденности традиционной веры. На православном Востоке, когда говорят о "кафоличности", тоже имеют в виду верность Преданию, преемство по отношению к апостолам и чистоту веры, но при этом особо подчеркивают, что по существу "кафоличность" - это единство всех верных Христу в Его Церкви - Теле Христовом, наполненном Духом Святым. Качество "кафоличности" не зависит от времени, места, исторических условий, оно - не от мира сего, но и не "потусторонне", а эсхатологично. Носителем кафолического духа, однако, не нужно считать церковное большинство. Напротив, в Церкви первого тысячелетия этот дух наилучшим образом выразился у Св. Отцов и Учителей Церкви. "В сложной, а иной раз и удручающей действительности церковной жизни, когда дряхлость ветхого Адама слишком часто заслоняет в наших глазах нетленность Адама нового, в исторической реальности Церкви надо, не уходя от этой реальности в "метаисторию", уметь различать богословскую и нетленную структуру "кафолика". Эта структура - структура становления новой, будущей твари - не есть что-то, совершенно чуждое человечеству" (В. Лосский). В русской религиозной философии о "кафоличности" чаще говорят как о *"соборности".

КАЧЕСТВА БОГА - то, каким предстает Бог в Своих действиях в мире: Его благость, жизнь, простота, всемогущество, всеведение, истинность, любовь, активность и др. В *томизме качества Бога понимаются как следствие того, что Бог - Акт всех актов.

КВАЗИРЕЛИГИИ - у П.Тиллиха псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве современного *секуляризма: в них "в качестве высшего интереса выступают народ, наука, некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом отождествляются". Фашизм и коммунизм - наиболее яркие примеры квазирелигий ХХ в., примеры *сакрализации национального и общественного самоутверждения. Еще одна - либеральный гуманизм. Приход к власти фашистов и коммунистов, по Тиллиху, не означает, что чувство Родины должно быть полностью отделено от чувства святыни: если Родина понимается не просто как территория, а как высшая идея национального призвания и предназначения, то смерть за Родину имеет смысл и в условиях национал-социализма. Положительное отношение протестантства к секулярному затрудняет его сопротивление квазирелигиям, и лишь неоортодоксия К.Барта смогла настоять на бескомпромиссности по отношению к нацизму: "Протестантизм более открыт для квазирелигий и, следовательно, легче может стать их жертвой" (П.Тиллих).

КВИЕТИЗМ (от лат. quies - покой) - религиозное умонастроение, ставящее своей целью достижение внутреннего мира, в предположении, что в таком состоянии душа больше открыта к воздействию свыше. Опыт немалого числа святых говорит в пользу такого подхода, но не исключает и других путей снискания благодати. Нередко этому термину придается отрицательный смысл принижения человека в *мистицизме, соединенном с духовной пассивностью, когда значение мышления, воли и усилий человека сводятся к минимуму, или же - в светской мысли - поведения, сомнительного по своему духовному качеству, с уклонением от реальных жизненных задач.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare - сохранять) - защита установившихся социальных институтов и форм правления, культурных и религиозных традиций, убеждение в непреходящей ценности духовно-нравственных основ жизни и тех форм социальной жизни, которые сохраняют с ними связь. Консерватизм - постоянный оппонент *либерализма. В уродливых формах консерватизма жажда непреходящего превращается в ошибочное требование сохранять отжившие и недееспособные формы социальной жизни и культуры, что соединяется с отрицательным отношением ко всяким нововведениям, безотносительно к их качеству. В лучших вариантах консервативного сознания есть чувство вечного.

КОНФОРМИЗМ (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех *ценностей и попрания всех *святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных *квазирелигий.

КОСМИЗМ (нередко РУССКИЙ КОСМИЗМ) - современное умонастроение и околонаучное движение, переосмысливающее религиозно-космологические учения разных времен и народов под знаком того, что *космос - высшая всеохватывающая реальность, а человек ей всецело принадлежит. Космос представлен благим, светоносным, прекрасным, наделенным полнотой жизни; он - многоплановый сверхорганизм с Душой и Разумом, с которым человек, согласно космистам, может вступать в контакт. Тексты диалогов с *Мировым разумом чаще всего составляются медиумами в состоянии транса. Отношение к миру в космизме фундаментально для нравственности, творчества, деятельности и жизни человека. Тот, кто выпадает из космического порядка, обречен на элиминацию из бытия, что и грозит ныне людям, обществам в целом и западной *цивилизации. Тем же, кто вошел в равновесие со Вселенной, обещана будущая жизнь в трансформированном виде, подготовляемая высшими космическими силами. На вопросы о происхождении и природе этих сил, о качестве их духовности получить от космистов ясные ответы трудно. Обычно предлагают доверять этим силам и исполнять то, что от них исходит. В философском плане космизм - сплав идей из *неоплатонизма, *гностицизма, *герметизма, восточных учений, европейских оккультно-мистических традиций, астрологии и ряда сторон творчества русских религиозных философов и некоторых ученых конца XIX - начала ХХ вв. Религиозная сторона космизма имеет пантеистический характер. В христианстве отношение "человек - мир" - очень важно, но все же производно от отношения к Творцу и ближнему. Человек, согласно христианской антропологии, - сверхкосмичен, и его душа - ценнее всего космоса, ибо он создан по образу и подобию Божию. Человек религиозно спасается на путях примирения не с высшими космическими силами, а с Творцом мира. Часть космических сил пошла по пути противления Богу и доверия не заслуживает. Но если христианин начнет ориентироваться именно на них, тогда он духовно поработится.

КОСМИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - его основы заданы апп. Иоанном и Павлом и разработаны в *патристике и в русской религиозной философии. В нем достигнуто равновесие между *призванием *личности и *смыслом бытия. Основные идеи: 1) Не через космос спасается человек, а сам космос нуждается в спасении, которое совершено искупительной жертвой Христа и через искупленного человека охватывает весь мир. 2) Эдем - прообраз космоса в замысле Бога, незатемненного, недемонизированного, которым должна была стать вся природа; для осуществления этого был создан человек. Грехопадение - причина отчуждения космоса от Бога и конфликта человека с миром, но Воплощение Христово преодолело пропасть между Богом и миром и "сняло проклятие с земли" (Е. Трубецкой). 3) Нынешнее состояние мира - переходное: жизнь мира - это ее "стенание и мучение", "родовые муки" (Рим.8.22), созревание всего, что войдет в "жизнь будущего века", подготовка победы на земле над всеми силами хаоса, зла и смерти и раскрытия "славы" всего существующего, предзнаменуемой в нынешней красоте мира (см.: Рим. 8.19-21). 4) Христианство своей любовью к твари "открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни" (Е.Трубецкой). Оно собирает всю тварь вокруг Церкви, созидает космический храм Божий - "собор всей твари вокруг матери Божией как любящего сердца Вселенной" (Е.Трубецкой) для грядущего преображения мира. 5) Эсхатологическое преображение означает радикальное обновление мира Духом и Словом Божиим согласно Его замыслу "нового неба и новой земли" (Откр.21.1). 6) Средоточие космоса - небесная литургия, совершаемая над видимым миром и над его временем (Откр.4-5). У св. Василия Великого все сотворенное воздает хвалу и славу Творцу согласно логосам вещей. В наше время это отразилось, напр., у Тейяр де Шардена ("Месса над миром").

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ - переход мысли от существования мира к существованию Бога, от порядка, красоты и величия мироздания к Высшему разуму Творца: если мир прекрасно и разумно устроен, есть и Божий Разум - Устроитель *сущего. Впервые этот аргумент был предложен в дохристианской мысли Анаксагором, который увидел, что *космос сам собой никогда бы не появился из *хаоса путем самоорганизации, если бы не вступила в действие творческая сила *Нуса - божественного Разума. Этот аргумент пригоден для свидетельства о Творце, для побуждения мысли восходить от твари к Творцу, но не для логического доказательства.

КОСМОС - в древнегреческой философии мир как прекрасное гармоническое целое, живой организм, наделенный *Мировой душой и *Мировым разумом. В *стоицизме космос - "государство богов и людей". В древности "мир поддается восприятию как мир, как Космос, лишь настолько, насколько он открывается как мир священный" (М.Элиаде). Ностальгия по изначально чистому священному Космосу сохраняется в человечестве до сих пор. В современной философии космос беднее - он лишен сакральности благодаря успехам науки и техники и понимается теперь просто как порядок *сущего, всеобщая связь всего со всем, Вселенная в целом, рассматриваемая со стороны ее целостности и упорядочения, иногда с попытками выявить глубинные или высшие источники космической организации. Эти попытки стимулируются исканиями в области нетрадиционных для науки и христианской философии форм постижения природы. Космос противопоставляется *хаосу - источнику процессов распада, возрастания беспорядка, угасания жизни и света во Вселенной. В русской религиозной философии космос осмысливается как откровение божественной славы - вопреки мироотрицающим тенденциям, где он описывается как темное иррациональное единство жизненных стихий, бездушное и абсурдное, властвующее над людьми. М.Элиаде обратил внимание на то, что символизм древней мифологии свидетельствует о том, что космос невозможно понять, игнорируя вертикальное измерение, которое ведет мысль к признанию высшего Творца: "Сама структура Космоса сохраняет воспоминание о Высшем небесном Существе".

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creare - творить) - 1) течение в христианской мысли, противостоящее эволюционизму и настаивающее на том, что мир сотворен Богом из ничего (лат. ex nihilo) и что восхождение мира по ступеням совершенства невозможно без вмешательства свыше со стороны творческого Слова, которое вносит в мир не только новые образы его бытия, но и энергии, нужные для их реализации. Многие современные креационисты, однако, чрезмерно упрощают постановку вопросов, относящихся к тому, как Бог действует в мире; в некоторых случаях они ошибочно настаивают на том, что Св. Писание описывает космогонию с научной степенью строгости. 2) Доктрина, согласно которой Бог творит из ничего душу каждого индивидуального человеческого существа в момент зачатия или при рождении.

КУЛЬТ - 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, на встречу с Богом, форма поклонения Богу, средство сохранения и обновления взаимоотношений с Высшим, оживления *веры и актуализации изначального духовного опыта встречи; это также средство вовлечения в этот опыт других людей, свидетельство общиной опыта встречи и поклонения Высшему, что и превращает культ в факт общественного значения. Культ - средоточие служения Высшему, вокруг культа развертываются все прочие формы религиозной жизни и деятельности. С библейской точки зрения служение Богу в виде культа - это осуществление призвания народа Божия свидетельствовать миру единого Бога и Его правду. Средоточие христианского культа - Евхаристия, священная трапеза Нового Завета. 2) В последнее время термином "культы" или "нетрадиционные культы" стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне от исторически сложившихся церквей, конфессий и деноминаций. Для них характерны экстатичность личной и/или групповой духовной жизни, работа над изменением сознания, нередко с оккультным уклоном, *синкретизм доктрин, наличие харизматического лидера, уход от проблем окружающей жизни в свой особый закрытый мир, безразличие к требованиям общества, специфический образ жизни без серьезной этики, размытость организационной структуры (часто в форме "консультант-клиент") или, напротив, что реже, крайняя жесткость управления в т.н. "тоталитарных сектах". Обычно в такие культы вовлекаются люди из среднего класса, пришедшие в состояние психического и духовного кризиса и ищущие выхода из него путем контакта со сверхъестественным, но минуя религиозную практику мировых религий, особенно там, где они ослаблены. Оппоненты обвиняют организаторов этих культы в "промывке мозгов" и "контроле сознания" у своих приверженцев, в изоляционизме и обмане, жестком авторитаризме, сексуальной распущенности, финансовой и иной эксплуатации членов групп и пр.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ - подход, рассматривающий религию как одну из важных сторон жизни человеческого духа, развертываемой в истории обществ и их культур и обусловливаемой временем и местом. Основные представители - В.Дильтей, К.Доусон, Э.Кассирер, Р.Коллингвуд, А.Тойнби, О.Шпенглер и др. С точки зрения Коллингвуда, религия, искусство, наука и другие области культурного творчества дают разные образы жизни духа, поэтому вера в Бога существует в сложной матрице их отношений, исторически обусловлена и не должна оцениваться как истинная или ложная по существу. О.Шпенглер искал в разных культурах их основополагающие символы, которые несут в себе их суть, но представлены по-разному в архитектуре, нравах, поэзии, политической организации и в религии. Византийское Христианство и Ислам он без глубоких внутренних оснований считал, напр., выражением магической культуры, а Запад - результатом реализации бесконечных стремлений фаустовского духа и представил христианизацию и секуляризацию Европы не более чем разными этапами динамики этого духа. Э. Кассирер писал о разных символических языках, сосуществующих в культуре как ее подсистемы или элементы. Эти языки взаимно не сводимы друг к другу, каждый из них имеет свое право на существование, а религия предстает лишь одним из многих символических языков, нужных человеку, чтобы выражать свою духовность, двигаться вперед по пути наращивания своей свободы и созидать для себя особый идеальный мир культуры и духа. Важна взаимная дополнительность разных символических систем. В.Дильтей ассоциировал религию с метафизическим сознанием, с осознанием фундаментальной проблематики жизни и поиском ответа в виде идеи Бога. К.Доусон, напротив, считал религию не сопутствующим продуктом исторического развития культуры, а тем, что играет главную роль в ее формировании и ключом к ее пониманию. Это сделало ее концепцию свободной от *имманентизма и *релятивизма, печать которых явственна на идеях многих представителей данного подхода. (См. также: ВЫЗОВ И ОТВЕТ; ИСТОРИЯ; ОСЕВОЕ ВРЕМЯ; ЦИКЛИЗМ).

Л.И.Василенко

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.