Философско-религиозный словарь
Е:
ЕДИНОЕ - у Парменида и в *неоплатонизме высший первоисток *бытия, *абсолют, ничем не определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем *эманации. В *неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.
ЕДИНОСУЩИЕ (греч. homoousion, лат. consubstantialitas) - единственный термин философского происхождения в церковном Символе веры, означающий неразличимость по природе Лиц Св.Троицы. Иначе говоря, бытие Отца продолжается в Сыне и в Св. Духе без какого-либо умаления, т.е. божественное достоинство трех Лиц одно и то же.
ЕРЕСЬ (греч. hairesis - предпочтение или выбор) - в первоначальном смысле это ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви; в строгом смысле слова "ересью, т.е. учением, противоречащим основам христианства, является доктрина, обсужденная и отвергнутая одним из Вселенских Соборов" (о. А.Мень). Встречаются у философов иные критерии. Напр., у Вл.Соловьева еретичны учения, отвергающие веру, что во Христе нераздельно и неслиянно соединились совершенный Бог и совершенный человек (*халкидонский догмат). О. С.Булгаков называл ересями односторонности мысли, порождаемые стремлением объяснить многообразие *сущего рационально исходя из одного принципа: "Философская характеристика ереси в истории христианского богословия состоит именно в том, что сложное, многомотивное, антиномическое для разума учение упрощается, приспособляется к постижению разума, рационализируется и тем самым извращается. Все основные ереси представляют собой подобный рационализм в применении к догматам. Рационализм, как такое злоупотребление разумом, имеет источником гордость разума, понимаемую не в смысле личной горделивости отдельных философов-ересиологов, но в объективном смысле - незнания им своей собственной природы, границ и состояния". Св. Симеон Новый Богослов (Х в.) называл еретиками тех, которые "говорят, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобными Св. Отцам... те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, т.к. эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания".
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ - свойственная *природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственного совершенства, личного спасения, принятости окружающими людьми в своих лучших сторонах, стремления быть соучастником чего-то высокого и чистого, войти в сообщество с высшими запросами, где можно быть как дома, иметь предмет почитания и преданности и пр. Оценки естественной религиозности различны. 1) Человек сам создает себе образ Бога как проекцию желаемого на высшее - в виде сильного и совершенного существа для воображаемого восполнения своей недостаточности. 2) В ней бывают высокие порывы, но есть и непрестанное круговращение вокруг забот о своей личной участи: "Религия, коротко говоря, является одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма" (У.Джемс). Она не требует духовного подвига и не имеет серьезного противоядия *язычеству. 3) Она легко может быть использована безответственными лидерами ради целей, далеких от замыслов Божиих. К.Барт связал с ней искушение национал-социализма: образ Гитлера принимался как источник особого, нового откровения свыше. Аналогично и культ личности Сталина в Сов. Союзе. Слова Великого инквизитора Христу "Уйди, Ты нам мешаешь" выражают его решимость и умение эксплуатировать в свою пользу естественную религиозность народа. 4) Р.Бультман противопоставил естественной религиозности радикальное требование абсолютного послушания Богу: "Воля Бога претендует на всего человека". Д. Бонхёффер призывал христиан не доверять своим естественным религиозным стремлениям: если ограничиваться только ими, тогда Бог нужен лишь когда силы человека на исходе, а христианская весть означает, что Бог, действуя в средоточии жизни, предлагает нам отложить свои желания и войти в Его борьбу за осуществление Высшей правды. 5) Вопреки всей этой критике *томизм настаивает, что природе человека присущи религиозно подлинные стремления к истине, совершенству и к Богу, поэтому препятствовать их осуществлению означает "препятствовать доброте Бога". Естественная религиозность несет в себе признаки падшести человеческой природы, поэтому аскетическая работа души, трезвость разума и просвещающее воздействие Евангелия безусловно необходимы.
ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - 1) В *томизме - главная часть метафизики, где рассматриваются пути, ведущие разум к Богу, и те высшие истины, для достижения которых разуму не обязательно иметь Откровение (лат. revelabilia, в отличие от revelata - истин богооткровенных). Если глубоко размышлять о мире, то, настаивают томисты, можно открыть Бога. 2) У У.Пэйли (XVIII в.): область знаний и интеллектуальных разработок под знаком идеи, что разум может приближаться к пониманию Бога не через Св. Писание и не через *мистицизм, а своими собственными средствами. Последние несут на себе определенную печать Его мудрости и зависят от Творца как своего основания и источника. Предмет рассмотрения здесь - *естественный закон, *душа человека, проявления творческих сил Божиих в мире, аргументы в пользу Его бытия (напр., *аргумент от дизайна) и пр. 3) Реформация пыталась лишить естественную теологию права на существование, ссылаясь на то, что падшему человеческому разуму не дано постигать Бога. В ХХ веке этот аргумент уже не считается убедительным, но были взамен предъявлены претензии, что естественная теология устремилась к единовластию и превратилась в основное мерило всякой теологии. Это, однако, несправедливо в отношении к *томистскому пониманию: естественная теология центральна только в метафизике, а не в теологии, осмысливающей Откровение.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ - в *томизме: сущее создано Богом, все тварные существа некоторым образом косвенно проявляют свою соотнесенность с Творцом, мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о Его благости, заботе и мудрости, поэтому весь тварный мир может осмысливаться как естественное откровение Бога.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН (лат. lex naturalis) - в *томизме: отражение вечного божественного закона (lex aeterna) в мышлении и деятельности человека как разумного существа. Естественный закон понимается также как источник нравственных норм, его суть: делать добро и избегать зла. "Естественность" его связывается с верой в то, что воле человека свойственно стремиться к благу и что эту изначальную предрасположенность к добру человек сам осознает в глубинах своей души и следует ей. У ап. Павла: люди, не ведающие откровения Божия, нередко ведут себя достойно - "по природе законное делают", ибо "дело закона у них написано в сердцах" (Рим.2.14-15). Согласно Фоме Аквинскому, жить согласно природе означает для человека стремиться к Богу как своей цели, поэтому "все, что противоречит естественной склонности, есть грех, противоречит закону природы". К примеру, грехом признается малодушие, отказ от самореализации в ее подлинном значении. Аргументация, опирающаяся на естественный закон, важна в нравственной теологии и социальной доктрине Католической Церкви.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ - характерное для западноевропейской культуры представление о том, что у всех людей, независимо от их культуры, религии, исторической эпохи и национальной принадлежности, имеется одна и та же разумная способность, свойственная *природе человека. Нередко (напр., у древних аскетов Востока, в *Лютеранстве и др.) естественный разум оценивали отрицательно как падший разум, чуждый святыням и склонный (в горделивой одержимости) все разделять и перестраивать по своим искусственным схемам с целью господства над миром. В таких оценках рискованно заходить слишком далеко. В *схоластике и более поздней религиозной мысли принималось, что грехопадение не погубило разум человека: он у всех одинаков, но по-разному используется. Более того, в *томизме знание Бога признается первой целью естественного разума и создаваемой им *метафизики. Святоотеческая мудрость в целом, как впрочем и Бонавентура на Западе, отрицали, что естественный разум без содействия благодати способен привести человека к высшей цели его жизни и постичь ее подлинный смысл. Полнота знания и видение Бога в земной жизни человека недостижимы в земной жизни также и с точки зрения томизма. Ценность достижений нехристианской мысли не отрицалась как патристикой, так и томизмом.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ И БЛАГОДАТЬ - Иоанн Дунс Скот (XIII в.) писал, что *естественный разум падшего человека, не исцеленный *благодатью, не достаточен для спасения и, кроме того, его познавательные возможности несовершенны. Они ослаблены тем, что высшие истины он постигает не непосредственно, а через понятия и категории, в которых истина выражается неполно. Бонавентура писал, что подлинная разумность достигается, когда духовные основы мышления восстановлены любовью к Богу, в чистоте душевной жизни и поступков и содействием благодати. Христианские мыслители Востока настаивают, что обращение человека ко Христу если не сразу, то со временем влияет на само качество человеческого мышления - оно становится "благой мыслью", исполненной *любовью и *верой. Такой разум проходит через *метанойю, исполняется духом любви, соединяется с *сердцем человека и начинает мыслить согласно добротолюбию. Естественный разум "должен умереть в крещальной воде слез, дабы вновь ожить в недрах любящего разумения Христова" (О.Клеман).
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА (лат. lumen naturale) - у Фомы Аквинского способность нашего *активного интеллекта (высшей способности разума) проливать *свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы *умопостигаемыми. Если чувственное восприятие открывает нам внешние качества и облик вещей, а пассивный интеллект (аналитический нетворческий ум) приводит их в порядок, то интеллект активный вскрывает их суть, "схватывает" содержащееся в них общее содержание, чтобы сделать затем возможным определение общего понятия - *универсалии. Активный интеллект, способный высветить суть вещей, не нуждается для познания во *врожденных идеях. Согласно Фоме, в уме нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве, но это слова не *эмпириста, а *реалиста. "Естественный свет" не является *иллюминацией в смысле Августина - последняя благодатна, т.е. сам Бог просвещает разум человека.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - гуманистическое представление о человеке, согласно которому *природа человека изначально добра и она - одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все "человеческое, слишком человеческое" было преодолено, а *экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (*экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека - Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем "естестве", занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует "падшесть". Ап. Павел называл естественного человека "плотским", "душевным" или "душою живою" (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, - у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что "дело Закона у них написано в сердцах" (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное - к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея "естественного человека" - результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах "ветхого" естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.
Л.И.Василенко