Закон Божий:
О первой заповеди Закона Божия
1. Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.
Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
Аз - Я; да не будут тебе - не должно быть у тебя; бози - боги; инии - иные, другие; разве Мене - кроме Меня.
Первою заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его - Единого Истинного Бога. Кроме Него, никому не должны мы воздавать Божеского почитания.
Имя: "Господь", от слова "господствовать"; имя "Бог", от слова "богатый в милости", благий! Как всемогущий, Бог повелевает; как милосердный, Он открывает Самого Себя и Свою святую волю. Для того, чтобы почитать Господа Бога, мы должны познавать Его, то есть учиться Богопознанию.
Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла.
Для приобретения Богопознания т. е. для того чтобы научиться познавать истинного Бога, мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (Слово Божие), которое сообщает нам истинное и совершеннейшее познание о Боге.
2. Читать творения Святых Отцов и Учителей Церкви, - что необходимо для правильного понимания Св. Писания и сохранения себя от извращенного, неправильного понимания.
3. Возможно часто посещать храм Божий, потому что все службы церковные, в нем совершаемые, представляют собою наглядное поучение о Боге и делах Его.
4. Слушать проповеди пастырей и читать книги религиозно-нравственного содержания.
5. Изучать творение Божие - природу, а равно и историю рода человеческого, которые являют нам дивные действия промысла Божия.
Эта заповедь налагает на нас и определенные обязанности Богопочитания. Мы должны:
1. Веровать в Бога, то есть иметь искреннее и твердое убеждение в Его существовании.
2. Ходить пред Богом, то есть всегда помнить о Боге и все делать так, как бы перед очами Божиими (поступать осмотрительно), а, вместе с тем, не забывать, что Бог видит не только наши дела, но и наши помышления.
3. Надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Богу, всегда быть готовыми делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не то, делает с нами, чего бы мы сами желали. Ведь только один Бог знает, что и когда нам дать - что нам полезно и что вредно.
Высшая форма любви к Богу есть благоговение, или страх Божий, то есть боязнь удалиться от Бога, через наши грехи.
4. Поклоняться Богу, прославлять и благодарить Господа Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего, памятуя все Его дары и милости к нам.
5. Безбоязненно исповедывать Бога, то есть перед всеми признавать, что Он наш Бог, и не отказываться от своей веры, хотя бы за это исповедание пришлось пострадать и даже умереть.
Грехи против первой заповеди:
1. Безбожие, - когда люди совсем отрицают бытие Божие. Таких людей пророк Давид называет безумными: "сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Псал. 13, 1).
2. Многобожие, - когда вместо Единого, истинного Бога, признают многие мнимые божества.
3. Неверие, - когда люди, признавая бытие Божие, не верят Его Божественному Провидению и Откровению.
Это неверие часто происходит от неправильных образования и воспитания, от гордости и самомнения, от увлечения дурными примерами, от пренебрежительного отношения к руководству Церкви и от греховной жизни.
4. Ересь, - когда люди придумывают или изобретают учения, противные Божественной истине, или упорно и намеренно извращают Божественную истину.
5. Раскол, - то есть своевольное уклонение (отделение) от единства Богопочитания, - от единства с Православной Церковью.
6. Богоотступничество, когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек, или ради каких либо земных расчетов, или из увлечения ложными учениями.
7. Отчаяние, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Бога помощи и спасения.
Ужаснейшие примеры отчаяния представляют собою самоубийцы.
8. Волшебство, когда люди, оставляя веру в силу Божию, обращаются к разным тайным и злым силам.
9. Суеверие, когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, приписывая ей сверхъестественную силу.
10. Леность в молитве и во всяком богоугодном деле.
11. Любовь к твари больше, нежели к Богу.
12. Человекоугодие, когда заботятся больше об угождении людям, чем Богу.
13. Человеконадеяние, когда надеются больше, на себя, или на других людей, чем на милость и помощь Божию.
Заповедь Божия не противоречит нашему долгу почитать святых ангелов и святых угодников Божиих и молиться им, так как мы почитаем их не так, как Самого Бога, а как верных служителей Божиих, угодивших своей жизнью Богу. Св. ангелы и угодники Божии близки к Богу и могут быть нашими помощниками в молитве перед Господом Богом. Мы должны просить их помощи и заступления в твердом уповании, что Господь ради них скорее, услышит и наши грешные молитвы. Слово Божие говорит: "молитесь друг за друга, чтоб исцелиться; много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16) "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лук. 20, 38).