Туринская плащаница. Исследования


Туринская Плащаница – как есть

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна (4,3 х 1,1 метра) с довольно смутно проступающим на нем изображением обнаженного тела в двух проекциях — спереди со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами и со спины, — расположенного таким образом, как если бы человека положили на нижнюю часть полотна головой к центру, затем перегнули ткань пополам и накрыли ею тело.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Считается , что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

Слева - фотография Лика сделанная в ультрафиолетовых лучах Джованни Батиста Джудика Кордиглия в 1969 г.

 

Справа - фотография Лика сделанная В. Миллером в 1978 г.

Слева - фотография Лика сделанная Барри Шворц в 1978 г.

 

Справа - фотография Лика сделанная Джузеппе Энри в 1931 г.

 

 

Фотографии Туринской Плащаницы

Научный интерес к Туринской плащанице разгорелся в конце 19-го века. В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя.

В своих воспоминаниях об этом событии он писал, что во время обработки полученных негативов во мраке фотолаборатории, он вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие, а именно - что на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение и что позитивное изображение Иисуса Христа можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы.

В первые две трети нашего столетия исследования Туринской Плащаницы ограничивались изучением сделанных с нее все более качественных фотографий. На фотографиях были выявлены детали, которые невозможно было различить невооруженным глазом. Уже в 1902 г. французский биолог Поль Виньон смог детально исследовать анатомию человека, изображенного на Плащанице. Это позволило его другу Иву Деляж, профессору сравнительной анатомии в Сорбонне, по убеждениям агностику, доложить Парижской Академии, что Туринская Плащаница была погребальным покрывалом Иисуса.

Более совершенные фотографии были получены в 1931 г. Эти фотографии были использованы во множестве исследований. Так, историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Туринской Плащанице был распят по древнеримским обычаям.

Справочно: К XIII — XIV векам в христианской традиции сложились устойчивые каноны изображения Христа. Фигура на кресте никогда не представала нагой, но всегда в набедренной повязке; руки бывали пробиты в ладонях; терновый венец, если изображался (чаще не изображался), рисовался или ваялся в виде обруча, подобия королевской диадемы. На плащанице же распятый совершенно обнажен, что согласно с римскими обычаями; руки пробиты в запястьях, что опять-таки соответствует исторической правде — ладони не выдержали бы тяжести тела; терновый венец сплетен в виде митры — царского венца Востока. Лже-христос XIII века, несомненно, следовал бы канонам своего времени, а не исторической реальности, даже если бы она была ему известна. Но в изображении на плащанице открылись такие исторические подробности, о которых в XIII веке знать просто не могли. Анатомы утверждают, что тело распятого было исполосовано римским бичом с шипами — в XIII веке такой бич был не известен.

Этнологи обнаружили, что человек на Туринской Плащанице относился по природному типу к иудеям - сефардам. Исследования позволили оценить его рост около 178 см, а возраст между 30 и 45 годами. Длина же Туринской Плащаницы практически точно выражается в единицах древней меры длины - два на восемь локтей.

Слева - фотография Лика сделанная Барри Шворц в 1978 г.

 

Справа - фотография Лика с особо повышенной четкостью сделанная Джинкарло Дуранте в 1997 г.

 

 

Исследования Туринской Плащаницы 1969-го и 1973-го годов

В 1969 году ученые впервые были допущены непосредственно к Туринской Плащанице. Группе из одиннадцати специалистов было впервые позволено приступить к ней. Правда, цели этого исследования в основном касались выяснения качества сохранности Туринской Плащаницы и выработки предложений по ее дальнейшему хранению.

Второе прямое научное исследование имело место в 1973 г. Первые образцы в виде мельчайших ниточек и пылинок, которые оставались на липкой ленте после прикосновения к Плащанице, были взяты для изучения. Самое главное открытие 1973 года было сделано шведским криминалистом - Максом Фреем, который в течение двадцати пяти лет возглавлял научную лабораторию цюрихской полиции. Фрей исследовал споры и пыльцу растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы. Оказалось, что из 57 видов двенадцать принадлежат растениям, характерным для центральной Европы, шестнадцать других были обычными для Палестины, но встречаются также и в Европе, шесть других специфичны для Турции и северной Сирии, а еще другие семь принадлежат исключительно растениям, растущим в гористой местности Израиля. Таким образом, Плащаница, по-видимому, несет на себе в виде пыльцы растений следы своего странствия по миру.

Еще одним фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Туринской Плащаницы, является сама ткань - это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение 11-1 вв. до Р. X. и до конца 1 в. по Р. X. и получили название "дамаск". В более ранние и поздние времена они неизвестны. Использование для Плащаницы дамаска, дорогой по тем временам ткани, свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии ("богатый человек из Аримафеи" - Мф 27:57), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в составе ткани обнаружено несколько волокон хлопка передне-азиатского вида.

 

 

Исследования Туринской Плащаницы в 1978-м году

Следующим знаменательным этапом в исследовании Плащаницы были работы американского физика Джона Джексона, преподавателя физики в военно-воздушной академии США. Работая с моделью Туринской Плащаницы, он с помощью специальных приборов экспериментально измерил на курсантах-добровольцах среднее расстояние, какое возникает между поверхностью тела и тканью, его покрывающей. Полученные данные он сравнил с изменением цвета на фотографиях Плащаницы и обнаружил, что потемнение Туринской Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое оно, видимо, когда-то покрывало.

Д-р Джексон, будучи специалистом в области обработки аэрофотоснимков, применил к фотографиям Плащаницы разработанные компьютерные программы, и ему удалось с их помощью восстановить реалистическую объемную форму лица и всего тела человека, плоский образ которого запечатлен на Плащанице. Таким образом было показано, что на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между тканью и телом, которое она покрывала. Поэтому говорить, что на Плащанице имеется негативное изображение, - это лишь первое приближение к истине.

Дальнейшие модельные эксперименты показали, что обычные фотографии и картины, выполненные рукою художника, не обладают подобным свойством: по ним не удается восстановить реалистическую объемную форму изображенного на них оригинала. Открытие Джексона было сильным свидетельством в пользу нерукотворенной природы образа на Туринской Плащанице.

Кстати: Если образ на Плащанице формировался, когда она облекала собой тело, то при разворачивании ее в плоскость он должен был слегка исказиться, должна была возникнуть обратная перспектива. Такую обратную перспективу и обнаружили на Туринской Плащанице. Hе берёт ли свое начало обратная перспектива, принятая в иконописи в Православной Церкви, также от образа на Туринской Плащанице?

Энтузиазм д-ра Джексона способствовал созданию исследовательского проекта, который был осуществлен под его руководством в 1978 г. Международная группа из более чем тридцати ученых различных специальностей на протяжении пяти суток или 120 часов, сменяя друг друга и используя самую совершенную технику, исследовала Туринскую Плащаницу. Полученные в 1978 г. данные до сих пор служат материалом для научного исследования загадочного феномена Плащаницы.

Научные исследования 1978 года ставили перед собой три задачи. Первое - выяснить природу изображения, второе - выяснить природу пятен крови, и третье - объяснить механизм возникновения изображения на Туринской Плащанице.

Хотя исследования были прямыми, они все же были неразрушающими ткань Плащаницы и сводились к изучению спектроскопии Туринской Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета. Также исследовалась флюоресценция Туринской Плащаницы в рентгеновском спектре. Проводилось микро наблюдение и микрофотографирование Плащаницы. Делались различные фотографии в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми из Плащаницы для химических анализов, были, как и в 1973 г., мельчайшие частицы, которые оставались на липкой ленте после прикосновения ее к Туринской Плащанице.

 

 

Результаты прямых научных исследований Туринской Плащаницы

70-х годов можно попытаться суммировать следующим образом :

Длина Туринской Плащаницы практически точно выражается в единицах древней меры длины - два на восемь локтей.

Ткань плащаницы - это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение 11-1 вв. до Р. X. и до конца 1 в. по Р. X. и получили название "дамаск".

Споры и пыльца растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы, подтверждают её путь по миру. Из 57 видов двенадцать принадлежат растениям, характерным для центральной Европы, шестнадцать других были обычными для Палестины, но встречаются также и в Европе, шесть других специфичны для Турции и северной Сирии, а еще другие семь принадлежат исключительно растениям, растущим в гористой местности Израиля.

Человек на Туринской Плащанице относился по природному типу к иудеям - сефардам. Исследования позволили оценить его рост около 178 см, а возраст между 30 и 45 годами.

Было обнаружено, что образ на Туринской Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красящих веществ. Это полностью исключает возможность того, что образ на Плащанице был делом рук художника.

Характерный желтовато-коричневый цвет образа вызван химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Туринской Плащаницы. Спектроскопия ткани в области расположения образа практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее разрушения от пожара, в котором Плащаница пострадала в 1532 году. Весь комплекс полученных данных говорит о том, что изменения в структуре ткани произошли вследствие химических реакций дегидратации, окисления и разложения молекул целлюлозы. Такое изменение химической структуры ткани может происходить при ее нагревании или при воздействии на нее излучением различной природы в широком диапазоне энергий от ультрафиолета до среднего рентгена.

Потемнение Туринской Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое оно, видимо, когда-то покрывало.

Физические и химические исследования пятен крови на ткани в согласии друг с другом подтвердили, что это именно кровь. Спектроскопия этих пятен кардинальным образом отличается от спектроскопии мест расположения образа. На микрофотографиях хорошо видно, что следы крови на Плащанице имеют вид отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в местах образа. Кровь проникает в глубь ткани, тогда как изменение ткани за счет возникновения на ней образа, происходит лишь в тонком поверхностном слое Туринской Плащаницы.

Биохимические исследования, с большой долей вероятности, доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа АБ (4-я). На фотографиях Плащаницы следы крови внешне по цвету выглядят очень похоже на сам образ, но при исследовании их научными методами открывается их совершенно разная природа.

Было доказано (1978-й год), что пятна крови появились на Туринской Плащанице до возникновения на ней образа. В местах, где была кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры.

Кстати. По негативам, полученным в исследовательской кампании 1978 года, д-ром Джексоном была изготовлена в дар русскому народу точная копия Туринской Плащаницы. Сейчас она, освященная Патриархом Алексием, выставлена для всеобщего поклонения в храме Сретенского монастыря в центре Москвы

 

 

Об отпечатках монет на Туринской Плащанице

Заслуживает упоминания такое многим хорошо известное "открытие", как обнаружение на Плащанице изображение монет. Не входя в критику этих работ, следует все же отметить, что автором гипотезы о наличии монет на глазах человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон, и сделал он это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже он сам отказался от этой гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и с помощью искусственного увеличения фотографий, сделанных во взаимно поляризованных лучах, начали видеть (или делать видимым) то, что на Плащанице есть отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, "лепта Пилата", чеканившаяся только около 30-го г. по Р. X., на которой надпись "император Тиберий" (TIBEPIOY КАIСАRОС) сделана с ошибкой: САIСАRОС. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. "Лепта Пилата" датирует наиболее древнюю возможную дату погребения - 30-е гг. по Р. X. Невозможно предположить, чтобы фальсификаторы средних веков сообразили (да и физически могли) для изготовления подлога использовать редкие монеты 1 в. с редчайшими ошибками.

 

 

Радиоуглеродный анализ Туринской Плащаницы

Другая неразрешимая проблема, которая встала перед учеными, изучающими Туринскую Плащаницу, это результаты по датированию Туринской Плащаницы радиоуглеродным методом, полученные в 1988 г. В этом году было позволено отрезать от Плащаницы кусочек ткани размером около семи квадратных сантиметров. Датирование было осуществлено тремя независимыми лабораториями, которые пришли к одинаковому результату: Туринская Плащаница была изготовлена в XIV веке, т. е. не является подлинной Плащаницей Иисуса Христа.

Этот результат приходит в противоречие со всеми другими фактами. Для объяснения результатов датирования радиоуглеродным методом была предложена гипотеза о превращении изотопов углерода в ткани Плащаницы в результате ядерных реакций, вызванных жестким излучением неизвестной природы. Однако ядерные реакции начинают происходить при столь высоких энергиях, при которых ткань Плащаницы становится совершенно прозрачной, и таким излучением невозможно будет объяснить возникновение изображения в тонком поверхностном слое толщиной порядка 10 микрон.

Однако в истории Плащаницы задокументированы события, при которых полотно ее должно было быть загрязнено более молодым углеродом. В 1508 г.Плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу и, чтобы доказать ее подлинность (что Плащаница "все та же", неписаная), долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много терли, но не могли снять и уничтожить отпечатков. При этом загрязнение могло произойти за счет углерода масла; кроме того, в результате подогревания могло нарушиться равновесие изотопной системы. Плащаница неоднократно горела или, во всяком случае, попадала в пожары в 1201, 1349, 1532, 1934 гг. На ней хорошо видны следы этих пожаров, в том числе даже следы капель расплавленного серебра, прожигающих ткань. Например в 1532 году Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов.

В 1993-94 гг. двое русских ученых, Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов из Лаборатории Биополимеров им. Е. А. Седова, приступили к исследованию возможного влияния пожара 1532 года на датирование Туринской Плащаницы радиоуглеродным методом. Дело в том, что Д-р Джексон заказал Лаборатории провести экспериментальные исследования по изучению процессов химического присоединения углерода из атмосферы к молекулам целлюлозы в условиях пожара. Эти исследования были проведены, и было экспериментально доказано, что целлюлоза в условиях пожара 1532 года на самом деле химически связывает с собой углерод из атмосферы. Такое явление приводит к изменению изотопного состава углерода в Плащанице за счет присоединения более "молодого" углерода из атмосферы, что не может не сказаться на ее датировании. Эти исследования вывели мировую общественность из состояния шока от результатов датирования Плащаницы XIV веком. Но количественные оценки, сделанные в этих экспериментах, показали, что количество присоединяемого таким образом углерода составляет всего 10-20% от необходимого для того, чтобы можно изменить датировку с XIV века на I век.

 

 

Как был создан образ на Туринской Плащанице
(подробное фото)

Прямые научные исследования Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки понять механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Ситуация в исследованиях Туринской Плащаницы сейчас сложилась таким образом, что полученные о ней сведения достаточны, чтобы отвергнуть все гипотезы, предлагаемые для объяснения механизма возникновения образа.

Эти гипотезы можно разбить на четыре класса:

- Туринская Плащаница - произведение кисти художника (явно не реально)
- Образ на Туринской Плащанице - результат прямого контакта с объектом
- Образ на Туринской Плащанице - результат диффузионных процессов
- Образ на Туринской Плащанице - результат радиационных процессов.

Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям, в частности, д-ром Джексоном. Было показано, что контактные механизмы позволяют передать тонкие детали поверхности объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью цвета передавал бы плавно изменяющееся расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о расстоянии между объектом и тканью, но они не способны создать образы, обладающие нужным разрешением, т. е. обеспечить достаточно высокую точность в передаче деталей, какую мы находим в изображении на Туринской Плащанице.

По оценкам д-ра Джексона, механизм образования изображения должен удовлетворять следующему требованию или критерию. На расстоянии в 1.1 см от поверхности тела должен создаваться образ, на котором, как на Плащанице, различались бы столь мелкие детали как очертания губ. Таким образом, нас интересуют расстояния до 1.2 см между Плащаницей и телом. Я не буду утомлять вас физикой и математикой, поэтому приведу лишь результат.

Такое представимо лишь в рамках модели огненного тела, когда излучение не является излучением, распространяющимся по законам движения физического света, а имеет форму тела, причем интенсивность или энергетическая плотность этого огненного тела уменьшается в зависимости от расстояния от поверхности тела плотского. Параметрам соответствующим образу на Туринской Плащанице, в рамках модели огненного тела, соответствовало бы излучение, поглощаемое в воздухе с характерной длиной поглощения, равной 0.7 см. Такой длине поглощения в воздухе соответствует излучение в рентгеновском спектре с энергией порядка 2 keV. Энергии такого порядка, конечно, могут вызвать химические изменения в молекулах ткани Плащаницы, но их явно не достаточно, чтобы вызвать ядерные превращения (вспомним изотопный анализ).

Рентгеновское излучение в данном диапазоне создает более детальное изображение, чем свет на фотобумаге, обернутой вокруг излучающего объекта в поглощающей среде, как это ранее делалось в модельных экспериментах. Длине поглощения в 1 см в воздухе соответствует длина поглощения в 10 микрон в целлюлозе. Это объясняет экспериментально обнаруженный факт, что толщина изображения на Плащанице составляет всего лишь 10 микрон. Энергия рентгеновского излучения на несколько порядков больше энергии химических связей и вызывает химические изменения в молекулах целлюлозы. Вот почему изображение на Плащанице является не следствием добавленных красителей, но появилось в результате процесса дегидратации молекул целлюлозы. В рамках этой гипотезы находит свое объяснение и увеличенная форма глаз. Если две ровные поверхности излучают с одинаковой мощностью, но одна из них поверхностный источник, а другая объемный источник, то искривленные поверхности будут излучать уже не одинаково. Так, излучение от объемного источника над полусферическим углублением будет в два раза больше, чем от поверхностного источника той же формы. Этот эффект и создает на Плащанице в области глазных ям более сильное изменение цвета, чем ожидается при учете ее средней величины.

Сегодня мы не имеем представления о физическом процессе, которому мог бы соответствовать подобный эффект. Хотя с точки зрения Религии всё согласовано. В момент Воскресения энергия Бога наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружила Его тело, повторяя его форму. Эта световидная энергия, возможно, была подобна тому огню, в котором являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Моисей увидел горящий, но не сгорающий куст терновника. Огонь горел, но не распространялся на весь куст. Когда Илия возносился на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Следует здесь отметить, что Воскресение Иисуса Христа не было похожим на другие случаи воскресения людей из мертвых, описания которых мы встречаем в Ветхом и Новом Завете. Скорее, это Воскресение было подобным тому, о котором пишет апостол Павел. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор XV, 44). Видимо, этот огонь был прямым действием Бога в этом мире, творящим нечто новое. Перед ним творение тает, как воск от лица огня, но сам этот огонь не растекается непроизвольно и не распространяется по законам физики. Он сам является законом для твари в этом мире. Плащаница, по-видимому, "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, и это огненное тело оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа распятого и умершего на кресте, но и Ео Тело по Воскресении.

Можно предположить, что огненное тело действовало в своем ближайшем окружении и на ядерный состав ткани. Косвенное подтверждение этому есть. В 1988 году для датирования Плащаницы радиоуглеродным методом была измерена концентрация радиоактивного изотопа С14 в ткани Плащаницы. Было обнаружено, что содержание С14 аномально высоко для ткани первого века. Однако самым интересным было то, что концентрация С14 в маленьком образце ткани, взятом из Плащаницы, оказалась неоднородной: строго говоря, в трех разных лабораториях были поучены три разных оценки возраста Плащаницы. Правда, обнаруженная неоднородность находится на грани точности измерения, но и образец ткани был взят с самого края, вдали от изображения. Исходя из гипотезы огненного тела естественно будет сделать предположение, что на Плащанице имеется другой образ, выполненный не химическим изменением молекул целлюлозы, а ядерным изменением атомов углерода. Для обнаружения неоднородности в изотопном составе в ткани Плащаницы нет необходимости вырезать из нее новые образцы. Для этой цели можно воспользоваться детектированием радиоактивного изотопа C14 с помощью фотопленки или другим детектором.

Имеются ли дополнительные сведения, которые могут подтвердить справедливость предлагаемой гипотезы? Такими дополнительными сведениями могли бы быть свидетельства евангелистов в сопоставлении их со свидетельством Турнинской Плащаницы. Обратимся поэтому к Евангелиям.

 

 

Евангелия и Туринская Плащаница

Для апостола Иоанна имеют важное богословское значение события, знаменующие собой начало новых отношений человека с Богом. Так, только он один пишет о Нафанаиле, первым исповедавшим Иисуса Мессией и Сыном Божиим. Поэтому от пишет и о себе, как о человеке, первым уверовавшим в Воскресение Иисуса Христа. По этой же причине он так подробно пишет о Марии Магдалине, первой увидевшей Христа воскресшим.

Она сначала не узнала Его, - точнее, она приняла Его за садовника. Это - одно из самых загадочных мест Евангелия. Если бы она просто не узнала Его, то так бы и было сказано в Евангелии. Но она признала в Нем садовника. Почему? Возможно, что тот процесс, который выше был назван "огненным телом", еще не закончился, и Плащаница, если бы Он ею покрылся, продолжала бы тлеть от нагревания. Поэтому Он оставил Плащаницу и был обнажен в той мере, в какой необходимо освободиться от неудобной для работы длинной восточной одежды. В таком виде, как мы читаем в Евангелии от Иоанна, ловили рыбу апостолы: "Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море". Само такое предположения не является чем-то невероятным. Так, Ефрем Сирин в "Толковании на Четвероевангелие" пишет: "Одежду, коей обвит был во гробе, оставил там, дабы человек вступил в рай без одежды, как и был он там, пока не согрешил. Так как человек оделся после того, как вышел из рая, то будет обнажен при вступлении в него". Вместо короткой рабочей туники Он держал в руках зеленые, свежие ветви, не подверженные нагреву, как сухая ткань Плащаницы. По этой причине, по-видимому, Мария Магдалина и приняла Его за садовника. По этой же причине, по-видимому, Господь остановил попытку Марии Магдалины прикоснуться к Нему. В противном случае она могла бы обжечься и испугаться, ибо тот процесс, который происходил в теле Господа, по-видимому, еще не закончился. Не об этом ли Он говорит: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему" (Ин. XX, 17)? Здесь не может идти речь о Его Вознесении, так как до Вознесения ученики прикасались к Нему, а апостол Фома даже вложил свои персты в Его раны. Это "горение" божественными энергиями преображало Его тело и было явным проявлением восшествия Сына Человеческого в силе и духе в то единство с Отцом, которое было нарушено крестной смертью, о чем сказано в Евангелии от Матфея: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. XXVII, 46).

Но сейчас Господь говорит: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. XX, 17). И Мария Магдалина вместе с кем-то еще из жен мироносиц, спешит сообщить ученикам благую весть. И вскоре "огненный процесс" в теле Господа полностью завершился, и Господь, опередив бегущих женщин, встречает их на пути и приветствует их: "Радуйтесь!" И тогда "они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф. XXVIII, 9).

В том обстоятельстве, что ноги Иисуса Христа на кресте не были перебиты римским воинами, апостол Иоанн видит исполнение ветхозаветной заповеди, первоначально относящейся, как предвосхищение, к пасхальному агнцу, а сейчас исполненное истинным Агнцем, закланным за грех мира. Так пишет апостол: "Ибо сие произошло, да сбудется Писание: "кость Его да не сокрушится"" (Ин. XIX, 36). В Писании мы читаем соответствующие места так: "Не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне" (Исх. XII, 10) и "В одном доме должно есть ее [Пасху. - А. Б.], [не оставляйте от нее до утра,] не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте" (Исх. XII, 46). Сейчас в дополнение к свидетельству апостола Иоанна сама Плащаница свидетельствует нам: "Ибо сие произошло, да сбудется Писание: оставшееся от Него до утра да будет сожжено в огне".

И до наших дней сияет нам огонь Воскресения. В том же месте - в Иерусалиме, в погребальной пещере, над местом, где было положено тело Иисуса Христа, и в то же самое время - в канун Пасхи, по прошествии субботы, вспыхивает благодатный огонь над гробом Господним. И как во дни Иисуса Христа Ангел, отваливший камень от двери гроба, был видом подобен молнии и был первым знамением Воскресения Господа, так и сегодня Господь посылает нам благодатный огонь, чтобы мы имели веру.Сравните описание благодатного огня на гробе Господнем: "Как огненная роса - шарики [благодатного огня], как вода, голубоватого цвета - это не огонь, а какое-то вещество" (Благодатный огонь над гробом Господнем. М., Пересвет, 1991). Естественно сделать предположение, что Благодатный Огонь, когда он не обжигает и еще не перешел в естественное горение вызывает только поверхностный ожог фитилей, подобно ожогу на Плащанице.

 

 

Подробности с Голгофы

Одним из самых важных доводов в пользу подлинности Туринской Плащаницы является то, что она сообщает нам такие подробности, которые либо существенно уточняют, либо корректируют сложившиеся в веках представления о голгофских событиях. По свидетельству Плащаницы, Иисус Христос был прибит ко кресту гвоздями, прошедшими не через ладони рук, а через запястья. Греческое слово ceivr, рука, в Ин. XX, 25 ("Если не увижу на руках Его ран от гвоздей"), как и русское, означает не только ладонь, но руку от кисти до локтя. Экспериментально было доказано, что если бы тело было подвешено на гвоздях, прошедших через ладони, то мягкие ткани кисти рук не выдержали бы веса тела и разорвались. Археологические находки подтвердили исследования хирургов. При раскопках древних захоронений на территории Израиля, относящихся по времени к первому веку, был обнаружен скелет распятого иудея с перебитыми ногами и с характерными следами от больших гвоздей в запястьях рук.

След от большой раны в боку на образе, как мы его видим на Плащанице, располагается с левой его стороны. Но этот след остался на ткани Плащаницы от раны в правом боку Иисуса Христа, когда Плащаница покрывала Его тело сверху. На иконах, изображающих умершего на кресте Иисуса Христа, рана в боку изображается в согласии с Плащаницей также в правом боку.

Однако способ, каким было обернуто тело Иисуса Христа, не соответствует тому, как это часто изображается на иконах "Положение во гроб" и "Воскресение Лазаря". Судя по историческим сведениям и по археологическим находкам, способ погребения в древней Иудее отличался от того, как хоронили в Египте. Именно для Египта было характерным обматывать умершего узкой, но достаточно длинной лентой из ткани. При этом ленту предварительно пропитывали специальным составом, который вскоре затвердевал, делая из тела покойного мумию. В Иудее для погребения использовали ткань, которой один раз обертывали тело, а затем связывали ее в нескольких местах жгутами: вокруг щиколоток, под коленями и вокруг шеи. С внешней стороны это могло выглядеть похоже, но если бы воскресший Лазарь был обвит тканью по египетскому обычаю, он вообще бы не смог встать.

Что касается евангелистов, то для выражения способа совершения погребения они употребляют глаголы: ejnЩeilevw (Мк. XV, 46) и ejnUtulivssw (Мф. XXVII, 59; Лк. XXIII, 53). Глагол ejneilevw (употребляется только один раз в Новом Завете и один раз в Септуагинте) означает завертывать в: "Вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода" (1Цар. XXI, 9). Глагол ejntulivssw (употребляется в Новом Завете только три раза, а в Септуагинте не употребляется вообще) означает заворачивать, сворачивать: "завернуться в плащ" (Словарь древнегреческого языка И. Х. Дворецкого), "платок, который был на голове Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте" (Ин. XX, 7).

Здесь приводится перевод еп. Кассиана (Безобразова) как более адекватный греческому тексту.

Эти два глагола более всего подходят для описания процесса заворачивания тела Иисуса Христа в Плащаницу, когда тело было положено на одну половину Плащаницы, а другая, перекинутая через голову, накрыла тело сверху. В Евангелии же от Иоанна речь идет не о Плащанице (sindwvn), а о пеленах во множественном числе (ojqovnia), - точнее, о лентах или погребальных перевязях. Нельзя считать, что слова плащаница (sindwvn) и пелены (ojqovnia) синонимичны: в Евангелии от Луки они употребляются в одном контексте, но различаются; их различие подчеркивается употреблением их в различной грамматической форме - одно в единственном числе, а другое во множественном. Поэтому Иоанн с именем пелены (ojqovnia) употребляет глагол devw, который имеет значение связывать: "Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Ин. XIX, 40) ; "вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями (греч. keiriva, жгутами, ремнями)" (Ин. XI, 44) (Здесь также дается перевод еп. Кассиана (Безобразова)); "воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его" (Ин. XVIII, 12). Именно эти пелены (ojqovnia), а не плащаница (sindwvn), были найдены апостолами в пустой пещере: "Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены (ojqovnia) лежащие" (Лк. XXIV, 12); "И наклонившись, увидел лежащие пелены (ojqovnia); но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены (ojqovnia) лежащие" (Ин. XX, 5-6). Иоанн пишет о пеленах или перевязях, чтобы указать на то, что Иисус Христос освободился от них чудесным образом, не развязывая их.

Для выражения действия обвивать в греческом языке употребляется другой глагол, образованный с помощью другого предлога: periUelivssw (обертывать, обматывать, обвивать, по словарю древнегреческого языка И. Х. Дворецкого). Сходное с обвиванием действие пеленание в Евангелии от Луки выражено другим глаголом sparganovw: "И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его" (Лк. II, 7).

Тщательные исследования образа на Плащанице обнаружили указания на то, что вокруг головы Иисуса Христа была повязка, поддерживающая нижнюю челюсть. Другой погребальной перевязью были связаны впереди руки. Эти перевязи были под Плащаницей на самом теле Иисуса Христа.

Однако тело Иисуса Христа, покрытое Плащаницей, не было связано Иосифом и Никодимом с внешней стороны жгутами (keiriva), ибо в противном случае образ на Плащанице сильно бы исказился из-за деформации ткани. Под Плащаницей (sindwvn) руки и ноги Иисуса Христа были фиксированы пеленами (ojqovnia), а нижняя челюсть - платом (soudavrion). Но почему на Плащанице не запечатлелась боковая поверхность тела? Даже если Плащаница лежала на теле свободно, она должна была спадать по бокам, и боковая поверхность тела должна так же хорошо быть видна, как и остальные участки тела. Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к другому месту из Евангелия от Иоанна. "Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста" (Ин. XIX, 39). Надо иметь в виду, что греческое слово livtra, производное от латинского libra, обозначает не меру объема, а меру веса, равную римскому фунту или 327.45 граммам. Сто литров благовоний будет составлять более тридцати килограммов. Смирна - это загустевший сок кустов бальзамической мирры, а ajlovh - это порошкообразное ароматическое вещество из сандалового дерева. Однако у современного читателя может возникнуть не оправданная уверенность в том, что в Ин. XIX, 39 речь идет о составе, приготовленном в жидком виде, а не в виде порошка или гранул.

Более внимательное чтение Библии убеждает нас, что в древности обычным делом было приготовление благовоний в твердом состоянии, особенно для длительного хранения. Так, в 3 Цар. X, 2 мы читаем о царице Савской, пришедшей к царю Соломону с великими дарами, в том числе с верблюдами, навьюченными благовониями. В 2 Пар. XXXII, 27 мы читаем: "И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов". Здесь в одном ряду перечисляются предметы, для хранения которых требуются одинаковые условия. В повествовании о погребения царя Аса (2 Пар. XVI, 14) сказано: "И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество".

Древнееврейский текст этого стиха содержит небольшое, но важное отличие от синодального перевода: "И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который он [заранее] наполнил благовониями..." (Перевод мой. - А. Б.). Пышность этих похорон объясняется не тем, что народ или придворные очень любили царя Асу, а тем, что нераскаявшийся в своих грехах Аса перед смертью долго болел, а его нижняя часть тела была парализована. Поэтому он заранее приготовил себе богатую гробницу, наполнив ее огромным количеством благовоний, чтобы поразить воображение народа величием своих похорон.

Различные твердые благовония использовались для приготовления жидкого благовонного мира (Исх. XXX, 23), но сами по себе могли быть также использованы.

Из сопоставления Евангелия от Иоанна с Евангелиями от Марка и Луки становится ясным, что Иосиф Аримафейский и Никодим не совершили омовения тела Иисуса Христа. С этой целью как раз пришли рано утром после субботы жены мироносицы ко гробу Господню, чтобы совершить то, что, как они знали, не было сделано при погребении. Плащаница также нам свидетельствует, что омовения тела Иисуса Христа не было совершено, иначе следы крови были бы смыты и не запечатлелись на ткани Плащаницы. Поэтому мы должны предположить, что либо Иосиф и Никодим передали состав смирны и алоя для приготовления мира женщинам, которые стояли поодаль при погребении Иисуса Христа, либо состав смирны и алоя в виде гранул или порошка они оставили в пещере. Но первому предположению противоречит свидетельство Евангелия от Марка, в котором говорится, что жены мироносицы сами купили благовония (Мк. XVI, 1). И даже если часть порошкообразного состава из смирны и алоя Иосиф и Никодим передали женщинам, чтобы они приготовили помазание (Лк. XXIV, 56), большую часть его Иосиф и Никодим, по-видимому, насыпали пригоршнями по периметру вокруг тела Иисуса Христа, лежащего на одной половине Плащаницы. Тридцати килограммов для этого было достаточно. Вторая половина Плащаницы накрыла тело Иисуса Христа сверху и, опираясь на насыпанные благовония, не касалась с боков Его тела. Иосиф и Никодим оставили тело Иисуса Христа покрытым Плащаницей, но не связанным внешними жгутами, чтобы позволить женщинам, стоящим поодаль, прийти после окончания субботы и завершить обряд погребения. Предположение о том, что смесь смирны и алоя была в твердом состоянии, подтверждает также древний вариант чтения рассматриваемого стиха из Евангелия от Иоанна. Вместо слова mivgma, состав, смесь, в двух авторитетных древних текстах стоит слово e{ligma, которое здесь означает куль, пакет.

Не противоречит ли вышеизложенная последовательность событий, предполагающая, что тело Иисуса Христа не было омыто и помазано Иосифом и Никодимом, утверждению из Евангелия от Иоанна: "Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Ин. XIX. 40) (Здесь дается мой (А. Б.) уточненный перевод.)? Вовсе нет. Словами "как обыкновенно погребают Иудеи" апостол Иоанн объясняет предполагаемому греческому читателю, не знакомому с иудейскими обычаями, что связывать тело покойного был необходимо по правилам погребения. Для Иоанна это обстоятельство чрезвычайно важно, так как в последующем повествовании именно связанные пелены, обнаруженные им в пустой гробнице, помогут ему понять, что тело Иисуса Христа не украли, но Он воскрес. Апостол Иоанн не утверждает, что все, требуемое законом, было исполнено при погребении. Напротив, он подчеркивает спешность погребения ввиду приближения субботнего покоя: "Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. XIX, 42).Что же касается необходимого помазания, то оно, как об этом сказано Самим Господом, было совершено заранее, накануне Пасхи: "Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению" (Мф. XXVI, 12).

Первым, кто уверовал в Воскресение Иисуса Христа, был Его любимый ученик апостол Иоанн. Он вошел в погребальную пещеру и увидел лежащие пелены и плат, который был на главе Иисуса Христа, "увидел, и уверовал" (Ин. XX, 8).

Пусть никто не подумает, что мы как-то пытаемся "объяснить" чудо Воскресения Иисуса Христа. Исследования Плащаницы Господней позволяют нам вместе с нею стать свидетелями и очевидцами Воскресения. Над нами сбываются слова из канона пасхальной службы: "Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь".

 

 

Судебно-медицинская экспертиза

Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии.

На теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.

Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, ученые сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос.

Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, одергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.

Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.

Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Еще недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.

 

 

Исследования Туринской Плащаницы

Туринская Плащаница является на сегодня одной из самых загадочных христианских святынь, имеющая весьма интересную историю. На протяжении всего ХХ века плащаница (по-гречески «syndone») демонстрировалась публично всего четыре раза. Последняя выставка, проходившая в Турине, длилась несколько месяцев и завершилась осенью 2000 года. По словам некоторых членов Комитета Туринской плащаницы, возможно, публика не увидит ее до 2025 года.

Обычно плащаница лежит в черном стальном сейфе, заполненном аргоном. Кроме того, сейф подключен к аппаратам, которые постоянно проверяют, не окислилась ли плащаница и не разъедают ли ее бактерии. Во время последней выставки зрители могли приближаться к плащанице самое большее, на пять метров.

Ткань плащаницы пропитана раствором смирны и алоэ (сравните: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Иоан. 19, 39). Предыдущие исследования Туринской Плащаницы вызвали множество споров и в конце 2000 года Комитет по Туринской плащанице вынес решение о том, кто будет исследовать эту святыню вновь. Предварительные планы таковы:

Будет повторен радиоуглеродный анализ. Перед его началом американский физик Джон Джексон впервые сканирует плащаницу с обеих сторон. «Картинка» будет выставлена в Интернете. Все желающие получат доступ к ней.

Мехтхильд Флури Лемберг, а также Карлхайнц Дитц, профессор древней истории из Вюрцбурга, впервые осмотрят изнанку святыни. Ведь в 1532 году, после пожара во французском монастыре Chambery, монахини пришили к плащанице подкладку.

Для наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг ко другу, голова к голове. На одной половине Туринской Плащаницы - образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине - то же тело изображено со спины.

Образ на Туринской Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом - желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Туринской Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку - большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Считается, что образ на Туринской Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Туринской Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

 

 

История Туринской Плащаницы

История Туринской Плащаницы, явно прослеживается лишь с XIV века, когда она таинственным образом оказалась во Франции в г. Лире у графа Жофрэ (Жоффруа) де Шарни. В 1353 году он публично объявил о нахождении у него плащаницы и передал её в приход местной церкви, где Туринская Плащаница впервые была выставлена в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело осложнялось тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождение.

Через тридцать пять лет, в 1389 году, сын Жофрэ де Шарни, заручившись поддержкой папы Римского, сделал вторую попытку выставить Туринскую Плащаницу в храме. Реликвия была помещена в специально выстроенной церкви в Лире, владениях де Шарни близ Париж. Этому снова воспротивился местный епископ Пьер д'Арси, который официально объявил, что Туринская Плащаница - дело рук художника. Его меморандум - первый документ о Туринской Плащанице, который имеется в руках историков. В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение — икона. В 1452 году внучка графа Жоффруа, Маргарита де Шарни, передает (а скорее всего продаёт) плащаницу герцогу Савойскому. В столице которого, в соборе французского города Шамбэри. плащаница и хранилась, до момента перенесения столицы в Турин. С 1578 года по сей день плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста в Турине, и ее судьба известна буквально по месяцам.

Но давайте попробуем проследить историю Туринской Плащаницы в глубине веков.

Согласно церковному преданию Православной Церкви, обнаруживаются недвусмысленные свидетельства XI-XII веков о том, что Святая Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и что она выставлялась для поклонения на Страстной Hеделе. Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. "Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием"

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами дает летописец IV Крестового похода Робер де Клари: "И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города".

Если Плащаница, как и многие другие святыни, была захвачена крестоносцами и увезена в Западную Европу, то имеются ли этому подтверждения, и где она могла скрываться сто пятьдесят лет?

Многие историки не без основания считают, что Плащаница все это время хранилась у тамплиеров (христианский военизированный орден, основанный в XII веке). Доктор Ян Вильсон обратил внимание на одно странное совпадение. Основатель ордена тамплиеров состоял в родстве с руководителем вышеупомянутого крестового похода. А глава ордена тамплиеров Hормандии, казненный во время гонения на орден королем Франции Филиппом Красивым в 1314 году, носил то же самое имя - Жофрэ де Шарни, - что и первый официальный обладатель Туринской Плащаницы. Hадо заметить, что в крестовом походе 1204 года на Константинополь, участвовали рыцари из Италии, Франции и Hормандии.

О тамплиерах было известно, что они поклоняются некой таинственной голове с рыжей бородой. Следует иметь в виду, что изображение на Туринской Плащанице имеет цвет ожога, какой может оставить утюг на белой скатерти - желтовато-бурый. Во время гонения на орден тамплиеров эта "голова" бесследно исчезла. Уже в наше время, в 1951 году, в Англии при реставрации старинного здания, ранее принадлежавшем тамплиерам, было обнаружено изображение этой таинственной головы. Под штукатуркой на потолке нашли доску с изображением лика, очень похожего на образ с Туринской Плащаницы.

Эта доска по своим размерам могла служить крышкой деревянного ковчега, в котором тамплиеры хранили Плащаницу. Можно предположить, что Жофрэ де Шарни "тамплиер" был родственником Жофрэ де Шарни "второму" и во время гонения на орден он передал ему на хранение ту Св. Плащаницу, которая была захвачена в Константинополе сто пятьдесят лет тому назад. Тогда становится понятным затруднение Жофрэ де Шарни "второго" объяснить тайну приобретения им Плащаницы - прошло всего сорок два года после казни тамплиеров, и они продолжали оставаться вне закона.

Эта история переносит нас в православный мир, где широко почитаются иконы (канонический художественный образ Христа интересен сам по себе), однако, как ни странно, почти нет сведений о Плащанице. Зато в Византии хорошо известна и очень почитаема другая святыня - "Hерукотворный Спас" или, по-гречески, Мандилион (от арабского "плат") из Едессы. В русском языке за ней закрепилось название "Убрус".

Для освобождения Мандилион из ставшего к тому времени мусульманского города Едессы был предпринят военный поход, который успешно завершился в 944 году, и весь Константинополь праздновал внесение Hерукотворного Образа в город.

Плащаница, напротив, появилась в Константинополе незаметным образом. Известно, что Плащаница стала выставляться в храме на Страстной Hеделе в XI-XII веках до своего исчезновения. До последнего времени считалось, что это две совершенно разные святыни. Одна была размером с плат, другая имела длину покрывала. Hа одной изображен лик, на другой - все тело. Hа Мандилион, полагали, изображен в цвете лик живого Иисуса Христа с открытыми глазами, о характере изображения которого мы можем сейчас судить по иконам "Hерукотворного Спаса". Однако, внимательно изучив исторические сведения о Мандилион, д-р Вильсон и другие ученые пришли к выводу, что Туринская Плащаница и Мандилион, или Убрус, - это один и тот же предмет, но в разные моменты своей истории.

Впечатления императора Константина о Мандилион из Едессы сохранил для истории царский писарь. В 944 году Константин, будучи еще мальчиком, в узком кругу, при свечах, разглядывал развернутый Мандилион. Главной неожиданностью для него было то, что образ оказался монохромным, а не цветным, как он предполагал. Изображение оказалось довольно нечетким, так что некоторые вообще не могли ничего увидеть. Однако, отойдя на несколько шагов от Мандилион, можно было различить лик Спасителя. Архидиакон храма Святой Софии Георгий в своих воспоминаниях свидетельствует, что на Мандилион имелись следы от крови и от раны в боку Спасителя. Григорий высказал предположение, что нерукотворный образ возник, буквально, "из-за испарины смерти на лице Спасителя". В манускрипте XII века было обнаружено изображение, иллюстрирующее поклонение императора перед развернутым Святым Мандилион. Замечательно то, что размеры этого Мандилион соотносимы с размерами Туринской Плащаницы: его держат два человека, чтобы он не касался земли.

Историкам Византии хорошо было известно, что Мандилион из Едессы называли и другим греческим именем - tetradiplon. Значение этого слова - "сложенный четыре раза" - было неясным. Если же мы обратимся к Туринской Плащанице, то станет понятен смысл этого на звания. По следам от пожара, в котором Плащаница сильно пострадала, можно определить, что четырехметровая Плащаница была сложена четыре раза так, чтобы лик оказался посередине и на поверхности сложенной Плащаницы, высота которой составляла в таком виде пятьдесят сантиметров. Именно в сложенном состоянии, к тому же под окладом, Плащаница хранилась в Едессе. Поэтому "Hерукотворный Образ" из Едессы был известен именно как образ одного лишь лика Спасителя, и именно как нерукотворный образ лика он попадает в Константинополь.

Только спустя некоторое время было осознано, что Мандилион - это погребальное покрывало Иисуса Христа. Тогда, в XI веке, его стали выставлять для поклонения на Страстную Hеделю. Именно тогда в Православной Церкви сложился чин поклонения Святой Плащанице в Страстную Hеделю, чин, который совершенно отсутствует в католической церкви, потому что к этому времени связи с западным христианством были прерваны.

Если дело обстояло так, как предполагают историки Туринской Плащаницы в случае, если Туринская Плащаница и православный "Hерукотворный Образ" из Едессы - один и тот же предмет, то мы можем проследить историю Плащаницы вплоть до 525 года, когда святой Мандилион был обретен спрятанным в стенной нише над городскими вратами в городе Едесса на севере Месопотамии (современный г. Урфа, Турция). Это событие радикальным образом повлияло на канон изображения Господа Иисуса Христа. Дело в том, что до VI века Иисуса Христа изображали круглолицым, без бороды и с короткими волосами, наподобие императоров или греческих богов. Ученые находят более двадцати признаков, по которым можно отождествить образ на иконах "Hерукотворного Спаса", списанных с Мандилион, и образ на Туринской Плащанице. Имеются признаки, по которым можно судить, что копии делались именно с Туринской Плащаницы. Так, грубая структура нитей на ткани Плащаницы в области между бровей и струйка крови посреди лба привели к возникновению характерных черт, которые можно обнаружить на иконах "Hерукотворного Спаса", например вбивающиеся на лбу Спаса пряди волос (потёки крови на плащанице).

Каким же образом Плащаница или Мандилион попадает в Едессу? Об этом нам повествует легенда о царе Авгаре (Абгаре) V, правителе Едессы, современнике Иисуса Христа. Первая версия этой легенды принадлежит источнику IV века, то есть до времени обретения Плащаницы в Едессе. Эта легенда повествует о том, что царь Абгар послал своего слугу к Иисусу с просьбой об исцелении. Слуга был царским секретарем и одновременно художником. Он и запечатлел образ Спасителя на плате. Более поздняя версия этой легенды, уже VI века, видимо, после открытия, что монохромное изображение на Мандилион не могло быть делом рук художника, говорит о том, что Сам Иисус, видя безуспешные попытки слуги запечатлеть Его образ, взял у него плат и, приложив к Своему лицу, запечатлел чудесным образом Свой лик на плате. Еще более поздняя версия этой легенды, видимо, после того, как было осознанно, что Плащаница хранит на себе следы крови, говорит о том, что Иисус приложил плат к Своему лицу в Гефсимании, во время духовного борения, и на плате остались следы Его кровавого пота. Еще более поздняя версия этой легенды, уже XI века, для объяснения того, что на Плащанице запечатлено все тело Спасителя, говорит о том, что в Гефсимании Иисус лег на полотно всем телом.

Историки считают, что легенда о царе Авгаре V содержит лишь косвенные сведения об истории Мандилион, или Плащаницы, и говорит лишь о том, что "Hерукотворный Образ" появился в Едессе при царе, симпатизирующем христианству. Таким царем был Абгар VIII, правивший Едессой в III веке, и сделавший ее первым христианским городом. Видимо тогда, в III веке, Плащаница из Палестины попадает в Едессу. Однако сын Абгара VIII обратился к язычеству, следствием чего и стало захоронение Плащаницы, которая была обретена спустя двести пятьдесят лет в 525 году.

О том, что Плащаница существовала и раньше, что она не погибла при Понтии Пилате, мы узнаем из апокрифов второго века - "Евангелие от Евреев" и "Тайны деяний Спасителя", а также из повествования четвертого века о святой равноапостольной Hине, просветительнице Грузии. Таким образом, историю Плащаницы, хотя и пунктирно, удается восстановить вплоть до дней Иисуса Христа.

По свидетельству евангелистов, плащаницу купил Иосиф из Аримафеи.Он вместе с Hикодимом и завернул в плащаницу тело распятого Иисуса Христа, положив его в свою новую гробницу.

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводом для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению.

Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя. О Святой Плащанице упоминает в своем письме святитель Браулин, епископ Сарагосский.

В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы из Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо, с развитием в Византии иконоборчества (635- 850 гг.) и опасностью ее уничтожения.

В конце XI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что "среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения". Упоминание об "окровавленной Плащанице Христовой" имеется и в "Каталоге Царьградских Реликвий" настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. император Мануил Комнин показывал ему и королю Иерусалимскому Аморину 1 Святую Плащаницу Христову, хранившуюся тогда в базилике Буклеона в Константинополе.

Но впрочем о дальнейшей истории Туринской Плащаницы мы уже писали ранее...

 

 

Приложение: Канонический художественный образ Христа.

В раннехристианском искусстве Христа представляли символически — в виде агнца, виноградной лозы, Доброго пастыря, прекрасного ангелоподобного юноши. И вдруг в какой-то момент все резко изменилось. Почему? И какое изображение Христа стало прототипом для всех последующих? Нет ответа.

В XVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в катакомбах святого Калликста фреску с очевидным изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно.

Но совершенно поразительный образ Иисуса предстает перед нами в Христе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он не позднее, чем в VI веке. Сделанный в технике энкаустики, реалистический и живой образ Иисуса кажется уже просто портретным, в нем присутствуют индивидуальные, неповторимо характерные черты: удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные глаза; хорошо видные надбровные дуги;

Удивительно, как повторяются в сотнях образов и картин узнаваемые портретные черты Иисуса, привычные настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: «Он похож на Христа», как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны. Правильное, с античными пропорциями лицо: тонкий нос, волнистые, распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи волосы, короткая бородка — таков Иисус Джотто, таков Спас Андрея Рублева, таким предстает Христос у Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова, таковы тысячи Его изображений во всех католических и православных храмах мира.

Ученые находят более двадцати признаков, по которым можно отождествить образ на иконах "Hерукотворного Спаса", списанных с Мандилион, и образ на Туринской Плащанице. Имеются признаки, по которым можно судить, что копии делались именно с Туринской Плащаницы. Так, грубая структура нитей на ткани Плащаницы в области между бровей и струйка крови посреди лба привели к возникновению характерных черт, которые можно обнаружить на иконах "Hерукотворного Спаса", например вбивающиеся на лбу Спаса пряди волос (потёки крови на плащанице).

По статьям Марии Чегодаевой, Александра Белякова и протоирея Глеба Каледы

 

 

О Туринской плащанице
(Православие.ру)

 

 

Туринская плащаница
(Азбука веры)

 

 

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.