Древний патерик:
Глава 23. Вопросы юного к старцу фивеянину о том, как должно пребывать в келье, и о созерцании
- Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келье?
И сказал старец: совсем не иметь в келье и воспоминания о человеке. - Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце?
Ответ: Сие есть совершенное делание монаха - внимать Богу неуклонно. - Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо не имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать к Сотворившему ее с молитвой, и Он расплавит помыслы, как воск, ибо Господь наш есть огнь поядай. - Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл ратоборствующий?
Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но трудное и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу, и она, много потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл, войдя в душу, занимает ее, и таким образом душа, противодействующая помыслам, никогда не может быть свободна для созерцания Бога. - Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу?
Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши ум, вознеси его гор+ со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно с соизволением. - Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия, что все совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу?
Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему, он более тебя находит, чем противоречит тебе, и таким образом, дух не может удержать его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит: я сам по себе силен к тому, чтобы бороться со страстьми. Как имеющий духовного отца всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всем и не подлежит осуждению от Бога, так и предавший себя Богу совсем уже не имеет нужды заботиться о помыслах, отвергая ли их или оставляя им место войти в душу. Если и войдет помысл, вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот Отец мой, он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути он, оставив тебя, отбежит. Выше и беспечальнее такого делания нет ничего в Церкви. - Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим помыслом?
Ответ: Поелику они делали от простоты и страха Божия, ради сего Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание созерцания, по изволению Божию, ради великих трудов и их любви к Богу. - Вопрос: Как может таковой внимать созерцанию?
Ответ: Писание показало, как. Ибо Даниил созерцал Его, как Ветхаго деньми, Иезекииль - на колеснице херувимской, Исаия - на престоле высоком и превознесенном, Моисей - Невидимаго терпяше, яко видя (Евр. 11: 27). - Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда не видел?
Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя на иконах? - Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество?
Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым помыслам. - Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
Ответ: Держись того, что видели пророки исторически, и совершенное само придет, как сказал Апостол: видим пока в зеркале и в гадании, а тогда увидим лицом к лицу. - Вопрос: Не произведет ли сие исступления мыслей?
Ответ: Если кто поистине подвизается, не потерпит никакого вреда. Некто сказал, что совершал сие в течение всей седмицы, не вспоминая памятью человеческой. Говорил же мне, что был он в пути и видел двух ангелов, шедших с ним по ту и другую сторону, и не обратил на них внимания, поелику написано, что ни ангелы, ни силы не могут отлучить нас от любви Христовой. Итак, всегда может ум созерцать и, даже когда бывает одолеваем помыслами и не замедлит прибегнуть к Богу, не лишается божественного созерцания. Говорю же, что если помысл усовершится в сем, удобно созерцает он и не скоро подвигается с горнего. Ибо как осужденный, содержащийся под стражей во тьме, когда будет освобожден и увидит свет, уже не захочет воспоминать о тьме, так и помысл, когда начнет видеть умный свет. Ибо сказал некто из святых: когда я, желая испытать помысл мой, пойдет ли он в мире, разрешил его, он остановился на одном месте, никуда не движась. Ибо он видел, что если пойдет он кружиться, я могу укротить его; и я опять возвел его гор+. Таковое делание совершает безмолвие с молитвою. Сказал еще, что постоянная молитва скоро приводит ум к совершенству. - Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо тело немощно для службы?
Ответ: Не одно то, чтобы стоять во время молитвы, называется молитвой; но чтобы всегда: ешь ли, пьешь ли, работаешь ли, - не отставать от молитвы. Посему и сказал Апостол: всякою молитвою и молением. Ибо когда не отвлекаешься, беседуя с кем-либо, молись сам в себе молитвою. - Вопрос: Какою молитвою надлежит молиться монаху?
Ответ: Отче наш, Иже еси на небесех. - Вопрос: Какую меру полезно иметь для молитвы?
Ответ: Мера не показана. Ибо сказать: всегда и неотложно, - не есть мера, ибо если монах тогда только молится, когда становится на молитву, таковой совсем не молится. Ибо великий авва говорил и учил: когда я был в ските, пришел к одному пребывающему там, и он только приветствовал меня, и когда ничего не отвечал мне, то, сидя, я занимался созерцанием, равно и он, плетя веревку. И в конце дня около девятого часа говорит мне: брат, как обрел ты сие делание? Я же сказал: мы от юности научены сему от отцев наших. А ты как обрел его? И сказал старец скитянин: этого учения я не получал от отцев моих, но как видишь меня, так и провожу все время мое: немного рукоделия, немного размышления, немного молитвы и по силе очищение помыслов, и, таким образом, созерцание пришло ко мне, так что я не замечал и совсем не знал, что некоторые имеют такое делание. Я говорю ему: поистине, авва, так обрели путь сей великие отцы и так получили дарование сего созерцания, ибо великий Антоний так делать научен был ангелом. Сказал же он, что надлежит таковому на всех людей смотреть, как на одного, и удерживаться от оглаголания. - Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей?
Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче.
КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!