Таинство Святого Елея:
Елеосвящение установлено Господом Иисусом Христом
Нужно сказать, что в Евангелии описано не все, что говорил и делал Иисус Христос, но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. XXI, 25; XX, 30). Потому мы и не можем с точностью сказать, когда и как установлено это святое Таинство. Но тем не менее несомненно, что оно установлено Самим Иисусом Христом. Ибо кто, кроме Него Самого, мог простому елею сообщить силу целить болезни часто неизлечимые и сообщать помазуемому прощение и отпущение грехов?
Впрочем, и в самом Евангелии есть ясное указание на это Таинство; предзнаменование его можно видеть в данной Иисусом Христом апостолам власти, по которой они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. VI, 13).
Апостол Иаков, один из очевидцев и ближайших учеников Христовых, пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. V, 14, 15). Но мы знаем, что апостолы никогда сами собою не учили ничему, что не было заповедано им Божественным Учителем (см. Мф. XXVIII; 2 Гал. I, 11, 12), и внушено Духом Святым (см. Ин. XVI, 13); что они никогда не приписывали себе права быть установителями Таинств, смиренно считая себя только их строителями и служителями (1 Кор. IV, 1), и когда на что-либо не имели повеления Божия, то говорили о том прямо (1 Кор. VII, 6, 25).
Следовательно, то, о чем упоминает здесь апостол, есть заповедь Самого Господа Иисуса. Впрочем и из самих слов и тона речи апостола видно, что он не что-либо новое и неизвестное заповедует христианам, но только напоминает и внушает исполнять то, что уже всем известно, как установление Божественное, не требующее ни доказательств, ни объяснений. Что же касается времени его установления, то всего естественнее и ближе к истине полагать, что это Таинство, как и другие, окончательно установил Господь уже по Своем воскресении, когда дана была Ему всякая власть на небе и на земле (Мф. XXVIII, 18), и, когда Он через сорок дней явился апостолам, говоря им о Царствии Божии (см. Деян. I, 3) т.е. об устроении Своей Св. Церкви, вступление в которую невозможно без Таинств, и в которой Таинства составляют самое главное и существенное.