Таинство Святого Елея:
В этом Таинстве дается Божия благодать
«Только в здоровом теле может быть здравый ум»,— говорили древние мудрецы языческие, и это понятно: душа наша так близко и тесно соединена с телом, что болезни и недуги телесные не могут не отзываться и на ней. Много нужно душевной твердости и терпения, особенно в болезнях продолжительных и тяжких, чтобы не ослабеть и не пасть духом и переносить их без ропота и неудовольствия. Много нужно христианской веры и надежды, чтобы смотреть на болезнь без страха и смущения, как на что-нибудь необходимое и полезное нам, как на конец земной жизни и переход к будущей! Часто болезни бывают так тяжелы и невыносимы, что человек не рад бывает и жизни, и готов решиться на все, чтобы только избавиться от них.
Господь Иисус Христос даровал нам средство против болезней душевных — грехов; это Таинство покаяния. Но Он в жизни Своей был другом и благодетелем и одержимых болезнями физическими. Господу тяжело было видеть бедствия и страдания людей, и кто только из болящих обращался к Нему с прошением об исцелении, каждый получал просимое и возвращался здоровым, хотя евреи, по своему жестокосердию и неблагодарности, часто не заслуживали того (Лк. XVII, 18). Христос исцелил даже раба, пришедшего связать и взять Его на мучение и смерть, когда тому отсечено было ухо. Мог ли Он оставить возлюбленную невесту Свою, Церковь святую, за которую душу Свою положил, Своих верных последователей, чтобы не даровать им благодатного средства и против болезней телесных? Кому и знать было всю слабость человеческую и немощь плоти, как не Тому, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. XXXII, 15)?
И вот Господь открывает источник благодатных даров Своих, дает такое средство, которое, по двоякому духовно-телесному составу человека, имеет и соответствующую силу для исцеления болезней и немощей души и тела; это благодатное средство есть Елеосвящение. Ибо, по учению Православной Церкви, Елеосвящение есть такое Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем сообщается больному благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные его немощи.