Соработники у Бога:
Степени священства и особенности епископского служения
Из того, что Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело.
О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви,» помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» (Иак. 5:14).
Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:19). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою,» — учил ап. Павел (1 Фес. 5:12-13).
Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других.
О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).
Епископское служение— высшее. Епископы Церки— прямые преемники апостолов и продолжатели их дела. К ним апостол Павел обратился со следующими словами: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28). Из этих слов видно, что на епископах лежит ответственность за Церковь — за чистоту ее учения, за нравственное совершенство ее членов и за благоустройство церковной жизни. В качестве примера епископов первого века, можно указать на Тимофея, к которому адресованы два Новозаветных послания. Он епископсвовал в Ефесе. Святой Тит, которому адресовано одно послание, епископствовал на острове Крите.
Епископ, во-первых, есть главный учитель в своей церкви и для простых верующих и для самих пастырей. Это показывают: а) послания ап. Павла к Тимофею, которому Апостол с особенной силой заповедовал: «внимай себе и учению.» «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ((1 Тим. 4:16, 2 Тим. 4:2-5). Тимофею апостол поручил дело подготовления будущих епископов (2 Тим. 2:2), чтобы он наблюдал за пресвитерами в их учительском служении, и ревностных в слове сподоблял сугубой чести (1 Тим. 5:17). 58-е апостольское правило гласит: «Епископ, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен; если же останется в этом нерадении и лености, — да будет извержен.» Апостольские постановления, где заповедуется епископу наблюдать, чтобы в Церкви сохранялась чистота истины и правила последующих Соборов, повелевают, чтобы «предстоятели церквей во все дни, и наиболее же в дни воскресные поучали весь клир и народ словами благочестия.» Вот почему древние апологеты христианства утверждали против еретиков, что истинное предание и учение Христово сохранилось в Церкви от самих апостолов, и именно через непрерывное преемство епископов.
Во-вторых, епископ, по силе Духа, есть первый священно-действователь и совершитель св. таинств в своей епархии. Некоторые священнодействия как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так, он один имеет право рукополагать во священника и в прочие церковные чины на основании Слова Божия (Тит. 15, 1 Тим. 5:22), правил св. апостолов и св. Соборов, и по единодушному учению св. учителей Церкви, которые называли это правило самым важным преимуществом епископа перед священниками и говорили: «Чин епископа преимущественно назначен для рождения отцов: ибо ему принадлежит умножать в Церкви духовных отцов. Другой чин (пресвитерский) рождает Церкви банею пакибытия [т.е. крещением] детей, но не отцов или учителей. Как же возможно, чтобы пресвитер поставлял пресвитера, когда для поставления его не имеет никакого права хиротонии? Или каким образом пресвитер может быть назван равным епископу? Так же один только епископ имеет право освящать миро и жертвенник или антиминс, что также видно из соборных правил и учения православной Церкви.»
Епископ, наконец, есть главный правитель в своей церкви (Деян. 20:28, 1 Тим. 5:19). Он обязан наблюдать за исполнением Божиих Заповедей и церковных законов, руководить жизнью церквей, находящихся в его епархии, назначать священников на приходы.