Помоги делом!
Православый календарь
Ты можешь спасти жизнь!



Литургия Св. Иоанна Златоуста c пояснениями:
Часть 3–я Литургия верных

Третья часть литургии называется литургией верных, потому что при ее совершении могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. Литургия верных начинается двумя краткими ектениями:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

Священник молится про себя:

“Господи Боже сил! Благодарим Тебя, удостоившего нас и теперь предстать святому Твоему престолу и припасть к Твоему милосердию с молитвой о наших грехах и заблуждениях народа. Прими наше моление, сделай нас достойными приносить Тебе прошения и жертвы бескровные за всех людей Твоих, и нас, которых Ты избрал на это служение, исполни силой Духа Твоего Святого, чтобы без осуждения и преткновений, в чистом свидетельстве нашей совести, мы могли всегда и везде призывать Тебя и чтобы Ты, вняв нашим молитвам, был к нам милостив в избытке Своего милосердия;”

и заканчивает молитву возгласом:

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Премудрость.

Священник: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

 

Херувимская песнь

Хор поет протяжно:

 

Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение,

Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дори-носима чинми. Аллилуия.

 

Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь все житейские заботы,

Чтобы принять Царя всех, Которого невидимо сопровождают ангельские чины. Аллилуия.

Когда хор поет первую половину херувимской песни, священнослужащие подходят к жертвеннику, берут дискос и чашу и, в предшествии свечи, несут их через северные, а затем через царские врата на престол. Во время этого шествия священнослужители поминают правящего Епископа, гражданские власти, духовенство, жертвователей и благотворителей храма и всех православных христиан, заканчивая словами: “Да помянет Господь Бог во царствии Своем,” т.е. — да вспомнит о них Господь в Своем Царстве.

Шествие это от жертвенника к престолу называется “Великим входом” и напоминает верующим торжественный вход Господа Иисуса Христа, Царя всех, в Иерусалим и затем — шествие с крестом на добровольные страдания. Слово “дори-носима” в переводе: “носимый на копьях.” В древности римские воины при возглашении нового императора поднимали его копьями на щит и несли в процессии.

Поставив Дары на престол, священник покрывает чашу и дискос платом, напоминающим погребальное полотно (”плащаница”), которым Иосиф обвил бездыханное тело Спасителя и, покадив, вполголоса читает молитвы:

“Знаменитый Иосиф, сняв с дерева (креста) Твое пречистое тело, обвил его чистой плащаницей и, помазав благоуханиями, положил в новом гробе.” “Христе! во гробе Ты был плотию, в аде — с душою, как Бог, в раю — с разбойником, и на (небесном) престоле — с Отцем и Святым Духом, наполняя все, беспредельный.”

 

Просительная Ектения

Диакон: Исполним (дополним) молитву нашу Господеви.

О предложенных (предложенных Богу) честных Дарех (Дары это — Агнец на дискосе и вино в чаше) Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него) Господу помолимся.

Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Дне всего совершенна (благополучного дня), свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Ангела мирна, верна (верного наставника), хранителя душ и телес наших у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных (всего доброго и полезного) душам нашим и мира мiрови у Господа просим.

Прочее время живота (жития) нашего в мире и покаянии скончати (закончить) у Господа просим.

Христианския кончины живота (окончания жития) нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судищи (суде) Христове просим.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник в это время молится:

“Господи, Боже Вседержитель, единый святый, принимающий жертву славословия от призывающих Тебя всем сердцем, — прими моления и нас грешных, и да взойдут они до святого Твоего престола. Дай нам силы приносить Тебе дары и духовные жертвы о своих грехах и о людских заблуждениях. Удостой нас заслужить пред Тобой милость, чтобы угодна была Тебе наша жертва, и чтобы благий Дух Твоей благодати снизошел на нас, на эти предложенные дары и на всех людей Твоих,”

и возглашает:

Щедротами (по милосердию) Единородного Сына Твоего, с Ним же (с Которым) благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

После ектении напоминается верным о том, что необходимо от каждого из них, т.е. что жертва должна быть приносима в душевном мире и взаимной любви, что и выражается возгласами:

Священник: Мир всем!

Хор: И духови твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (единомысленно признать).

Хор от лица присутствующих отвечает, Кого они будут исповедывать:

Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

Диакон призывает, чтобы наблюдали за входными дверями в храм, чтобы люди не ходили туда и сюда, но чтобы находящиеся в храме с благоговением и сосредоточенно молились Богу следующими словами:

Двери, двери! Премудростию вонмем.

В древности христиане не открывали таинства своей веры некрещеным. Потому, пред началом пения исповедания веры (Символа веры), диакон говорил придверникам: “Двери, двери!” приказывая им внимательно следить, чтобы не вошел в храм кто-либо из некрещенных, — и затем обращался к предстоящим верным со словами: “Премудростию вонмем,” что значит: будем внимательны к премудрости, изложенной в Символе веры. В настоящее время, когда за дверями храма не наблюдается уже так строго, эти возгласы произносятся священнослужащим в напоминание присутствующим в храме, чтобы они смотрели за дверями души своей и не допускали к ней мыслей, желаний и чувств, недостойных святыни великого таинства, при совершении которого они будут присутствовать.

 

Символ веры

Хор: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли видимым же всем и невидимым (всего видимого и невидимого), (Верую) и во единаго Господа Iисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, едино-сущна Отцу (одного существа с Отцом), Им же вся быша (Которым все сотворено). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и,вочеловечшася (ставшего человеком). Распятаго же за ны (нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по писаниям. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную (по правую сторону) Отца. И паки (снова грядущаго) со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца, (Верую) и в Духа Святаго, Господа, животворящаго (дающего жизнь), Иже (Который) от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (вместе поклоняемого и вместе славимого) глаголавшаго (говорившего через) пророки. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую (признаю) едино крещение во оставление грехов. Чаю (ожидаю) воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

Когда молящиеся окончат исповедание своей веры, священнослужащий приглашает их к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу:

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити.

То есть: станем с благоговением, будем внимательны, чтобы в спокойствии духа принести жертву святых Даров. На это приглашение молящиеся, указывая, в чем будет состоять их жертва, отвечают:

Милость мира, жертву хваления.

То есть: Получив от Бога великую милость — мир душевный, принесем Ему жертву нашей хвалы и благодарности. Священник же благословляет такое доброе расположение молящихся апостольским приветствием:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами.

Предстоящие, приняв это благословение с наклонением головы, в знак благоговения, отвечают:

И со духом твоим (да будет эта благодать и с твоею душею).

Затем священник еще раз побуждает предстоящих отрешиться умом и сердцем от всего земного и мысленно вознестись к небесному, возглашая:

Горе имеем сердца! (устремим наши сердца вверх, к Богу).

Хор: Имамы ко Господу (мы уже устремили наши сердца к Господу) .

По примеру Спасителя, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной вечере, священник начинает совершение таинства (“Евхаристический канон”) возгласом:

Благодарим Господа!

Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней.

Во время этого пения священник, обращаясь к Богу Отцу, тихо читает следующую молитву:

“Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества: ибо Ты Бог неизреченный, умом неисследуемый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, неизменяемый, Ты, и единородный Сын Твой, и Дух Твой Святый; Ты из небытия привел нас в бытие. После нашего падения опять поднял нас и неотступно делал все для нас до тех пор, пока не возвел нас на небо и не даровал нам Твое будущее царство (небесное). За все эти Твои к нам благодеяния благодарим Тебя и Твоего единородного Сына и Духа Твоего Святого, — благодарим за все Твои благодеяния, известные нам и неизвестные, явленные и неявленные. Благодарим Тебя и за настоящее наше служение, которое Ты благоволил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылые, многоочитые, как пернатые, парящие в небесных вышинах”

и заканчивает молитву возгласом, относящимся к упомянутым ангелам:

Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…

Хор же от лица всей церкви присоединяется к пению ангелов, которые на небе взывают:

Свят, свят, свят Господь Саваоф: (Господь сил небесных) исполнь (полны) небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних.

Осанна — радостное приветствие, каким народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим, за шесть дней до Пасхи. “Осанна” — еврейское слово, означающее собственно: “спаси, помоги (Бог),” сделалось в устах евреев благожеланием всем лицам, трудившимся для славы Божией и на благо избранного народа Божия. Более все достоин был этого приветствия Мессия — Спаситель. “Осанна в вышних,” т.е.: да будет исполнено Богом наше благожелание. “Благословен идущий во имя Господа!” Этими словами жители Иерусалима встречали своего Мессию — Господа нашего Иисуса Христа.

Во время этого песнопения священник продолжает благодарить Бога:

“С этими блаженными силами (небесными) и мы, Владыка человеколюбче, восклицаем и говорим: свят и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят Ты, и пресвят, и великолепна слава Твоя: ибо Ты так возлюбил (созданный Тобою) Твой мир, что благоволил ниспослать к нам единородного Сына Твоего, дабы никто из верующих в Него не погиб, но получил жизнь вечную. Пришедши на землю и исполнив все предусмотренное Тобою промышление о нас, Он, единородный Твой Сын, в ту ночь, в которую предан был (учеником), или лучше сказать — Сам добровольно предал Себя за жизнь всего мира, Он, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, освятив и преломив, дал святым Своим ученикам и Апостолам, сказавши”

(громко):

Приимите, ядите, (ешьте) сие есть тело Мое, еже за вы (которое за вас) ломимое во оставление (прощение грехов).

Хор: Аминь.

Священник молится про себя: “Подобным образом и о чаше в конце Тайной вечери, (Спаситель) сказал:” и возглашает:

Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы (которая за вас) и за многие изливаемая (многих проливается) во оставление грехов.

Хор: Аминь.

После этого, следуя заповеди Спасителя: “Сие творите в Мое воспоминание,” священник продолжает тихо:

“Вспоминая эту заповедь Спасителя и все, бывшее ради нас: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную (Отца) сидение, второе и славное пришествие,”

и заключает громко:

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

То есть: “Твои Дары: хлеб и вино — мы Тебе приносим за всех людей и в благодарность за все Твои благодеяния.” В это время диакон приподнимает над престолом, крестообразно сложенными руками, святую чашу и дискос со святыми Дарами (отсюда и само название Даров — “святое возношение”). Молящиеся же, доканчивая слова священника, поют:

Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш. То есть: “Тебя славословим, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.” В это время священник в тайной молитве троекратно призывает Духа Святого на себя и на Дары, лежащие на престоле; делает крестное знамение над дискосом, чашей и над обоими вместе, прося Бога, чтобы Он силою Духа Святого “преложил хлеб в тело Христово, а вино (в чаше) в честную кровь Христову.” В это время хлеб и вино таинственно пре-существляются, т.е. изменяют свою сущность, становясь истинным телом и истинною кровью Христовой. Освятивши святые Дары, священник благоговейно кланяется до земли пред ними и молится, чтобы эти святые Дары послужили для причащающихся не в суд или в осуждение, но в прощение грехов, в наследие царства небесного и в жизнь вечную.

Эта часть литургии — самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления святых Даров.

Потом священник тихо молится Богу о всех членах Церкви:

“Еще приносим Тебе эту словесную службу о тех, которые умерли в вере: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках, и о всякой праведной душе в вере почившей,”

и заканчивает молитву возгласом:

Изрядно (особенно) о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

На этот возглас хор отвечает хвалебною песнью в честь Пресвятой Богородицы:

Достойно есть, яко воистину (поистине), справедливо блажити (прославлять) Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления (утраты девства) Бога Слова рождшую (родившую Бога-Слово), сущую (истинную) Богородицу Тя величаем.

Во время пения “Достойно” священник продолжает тихо поминать живых и умерших членов Церкви, а также и гражданские власти, чтобы под покровом их управления все проводили мирную жизнь во всяком благочестии и нравстенной чистоте. Затем возглашает:

В–первых, помяни, Господи, православное епископство гонимыя Церкве Российския и Господина нашего, Высокопреосвященнейшаго Митрополита Виталия и господина нашего Преосвященнейшего (имя), и их же даруй (которых дай) святым Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих право правящих (верно преподающих) слово Твоея истины.

Хор: И всех и вся (помяни, Господи, всех и все).

Священник: И даждь нам (дай, чтобы мы) единеми усты (уста — рот, в один голос) и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое (преславное имя Твое), Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Эта часть литургии верных оканчивается благословением священника:

И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Затем начинается приготовление к причащению.

 

Просительная Ектения

Диакон: Вся святыя (всех христиан живых и умерших) помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй (на каждый возглас).

Диакон: О принесенных и освященных честных Дарех, (Дары — Причастие) Господу помолимся.

Яко да Человеколюбец Бог наш, прием я (приняв их) во святый и пренебесный и мысленный (духовный) Свой жертвенник, в воню благоухания духовного, (в качестве духовного благоухания) возниспослет (пошлет) нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.

О избавитися нам от всякие скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Читает диакон и остальные прошения просительной ектении (помещенные на стр. 16-й). Священник же тихо молится:

“Человеколюбивый Господи! Тебе поручаем всю нашу жизнь и все свои надежды, и просим, и молим и умоляем: удостой нас причаститься Твоих небесных и страшных тайн, этой священной и духовной трапезы, с чистою совестью, в оставление грехов, в прощение согрешений, в общение Святого Духа, в наследование небесного Царства, в одобрение обращаться к Тебе, не в суд или во осуждение”

и возглашает:

И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением, (без смущения) неосужденно смети (сметь) призывати Тебе, Небесного Бога Отца и глаголати (говорить):

Хор: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник: Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем священник преподает верным благословение с благожеланием мира:

Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Священник молится тихо:

“Благодарим Тебя, невидимый Царь, Который Своей неизъяснимой силой все сотворил и по преизбытку Своей милости все из небытия в бытие привел. Ты, Владыка, призри с небес на преклонивших Тебе свои головы: они преклонили их не плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты же, Владыка, предстоящие дела всех устрой ко благу, каждому по его надобности: сопровождай плавающих, сопутствуй путешествующим, больных исцели, Врач наших душ и тел.”

Затем возглашает:

Благодатию и щедротами и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Вонмем!

Закрываются царские врата и завеса. Священник же возносит над дискосом освящённый Агнец, возглашая:

Святая святым.

С глубоким благоговением присутствующие поклоняются перед святым Агнцем и в сознании своего недостоинства отвечают:

Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

То есть: “свят только один Господь Иисус Христос, Который пришел для славы Бога Отца.” Приготовив святые Дары к причащению, священнодействующие причащаются в алтаре. В это время поется так называемый причастный стих:

Хор: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

По причащению священнодействующих, царские врата открываются, и диакон является со святою чашею в руках, возглашая:

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.

Присутствующие благоговейно поклоняются святым Дарам, как Самому воскресшему Спасителю, и приветствуют Его словами:

Благословен Грядый (Идущий) во имя Господне: Бог Господь и явися нам (Он явился нам).

Лица, приготовившиеся к причащению, сложив крестообразно руки, приступают к святым Тайнам и исповедуют свою веру следующею молитвою.

Священник:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо (поэтому) Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби (удостой) мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.

Вечери Твоея тайныя днесь, (сегодня — Твоя Тайная вечеря) Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, (сообщу) ни лобзания (целования) Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Да не в суд или осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По произнесении этой молитвы, верующие принимают от священника тело и кровь Господа Иисуса Христа, затем целуют край святой чаши и, спустившись с амвона, запивают теплотой. Во время причастия креститься не следует, чтобы не задеть рукой чашу. В это время Хор поет:

Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите.

Священник тихо читает следующие молитвы после причастия:

“Озаряйся светом, озаряйся, новый Иерусалим (Церковь), потому что слава Господня воссияла над тобой. Торжествуй ныне и веселись, Сион (Церковь), и Ты, пречистая Богородица, радуйся о восстании (из мертвых) Рожденного Тобой.” “О Пасха великая и священнейшая Христе! О мудрость, Слово Божие и сила, удостой нас совершеннее Тебя приобщиться в безвечерний день Твоего Царства!”

По причащении верующих священник ставит святую чашу на престол и погружает в нее части, вынутые из просфор, в память живых и умерших, со словами:

“Отмой, (очисть) Господи, грехи всех здесь поминавшихся Твоею пречистой кровию по молитвам святых Твоих.”

Православному христианину следует помнить, что, когда священник опускает в чашу частицы, вынутые из принесенных просфор за его живых и умерших родственников, он молится Богу, чтобы Господь смыл их грехи. В это время все помянутые за проскомидией духовно соединяются со Христом, как главой Церкви.

Священник обращается к народу и благословляет его, говоря:

Спаси, Боже, люди Твоя (Твоих людей) и благослови достояние (наследие) Твое!

Предстоящие верующие, сознавая полученные благодеяния, поют:

Видехом (мы увидели) свет истинный, прияхом (приняли) Духа Небесного, обретохом (нашли) веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо (ибо Она) нас спасла есть.

По окончании этой песни, священник, покадив святые Дары и произнесши про себя: “Благословен Бог наш,” в последний раз является со святою чашею народу, возглашая:

Всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Верующие, поклоняясь до земли святым Дарам, относимым на жертвенник, как бы возносящемуся на небо Спасителю, поют:

Да исполнятся (наполнятся) уста наша хваления Твоего, Господи, яко да (чтобы) поем славу Твою, яко (так как Ты) сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам: соблюди (сохрани) нас во Твоей святыни, весь день поучатися (размышлять о) правде Твоей. Аллилуия (хвалите Бога).

По отнесении святых Даров на жертвенник диакон краткою ектениею приглашает предстоящих к благодарению за причащение святых Тайн, произнося:

Прости (став прямо) приемше (приняв) Божественных, святых, пречистых, бессмертных, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

День весь совершен свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

После этого словами: “С миром изыдем,” священник дает дозволение предстоящим на выход из храма. Хор от лица предстоящих изъявляет желание выйти из храма “о имени Господни,” т.е. с благословением Божиим. Священник выходит за амвон и произносит так называемую заамвонную молитву:

Благословляя благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение (полноту) Церкве Твоея сохрани, освяти любящие благолепие дому Твоего: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священникам, и всем людям Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов: и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Господи, благословляющий прославляющих Тебя и освящающий надеющихся на Тебя! Спаси людей Твоих и благослови наследие Твое; сохрани в целости Твою Церковь; освяти любящих благолепие храма Твоего. Воздай им за это славою по Божеской Твоей силе и не оставь надеющихся на Тебя. Даруй мир Твоему миру, церквам Твоим, священникам и всем людям Твоим. Ибо всякое благо и всякий совершенный дар подается свыше, исходя от Тебя, Отца света; и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди имя Господне благословенно отныне и до века (трижды).

Священник: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование (надежда) наше, слава Тебе.

Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь. Господи помилуй (трижды), благослови.

Священник совершает отпуст: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина–града, Златоустаго, святых (которых день) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.”

Хор: Аминь.

Молящиеся прикладываются ко кресту, берут антидор (кусочек освященной просфоры) и, благодаря Бога, тихо выходят из храма. Итак, присутствие на литургии сообщает молящемуся великую благодать Божию. Постараемся бережно хранить в себе эту благодать, чтобы она подольше озаряла наши мысли и чувства, направляя наш жизненный путь к тихой пристани Царства Небесного!

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2016 гг.

Рейтинг@Mail.ru