Литургия Св. Иоанна Златоуста c пояснениями:
Часть 1-я Проскомидия
Первая часть литургии называется проскомидией, что значит “принесение.” Называется она так потому, что вещество для таинства причащения, хлеб и вино, в древности выбиралось из добровольных приношений христиан. Хлеб для литургии должен быть пшеничный, квасной. Печется он по особому способу и называется просфорою, что значит “приношение.” Для литургии употребляется пять просфор. Вино должно быть виноградное, красное.
Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую “Агнцом,” в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа, произнося при этом слова пророка Исаии о Спасителе, как Агнце, берущем на себя грехи мира (Ис. 53:7-8). Положивши Агнца на дискос (небольшое блюдо на подставке), священник вливает в чашу вино, прибавляя немного воды, вспоминая слова Евангелия: “Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин. 19:34).
Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, из пятой — за умерших. Таким образом, на дискосе представлена вся Церковь — ее глава — Господь Иисус Христос, Пресвятая Дева Мария, святые, живые и усопшие православные христиане.
Кроме того, священник читает поминает имена за здравие и за упокой и вынимает частички из поданных просфор, кладя эти частички на дискос. Для подачи имен существуют так называемые “помянники.” Каждой семье следует иметь свой помянник с именами живых и умерших родственников для поминания за литургией. Молитвенное поминовение за литургией имеет большое значение для духовной пользы людей, которые записаны в помяннике.
Закончив проскомидию, священник молится: “Боже, Боже наш, пославший Небесный Хлеб, в пищу всему мiру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, Который есть наш Спаситель, избавитель и благодетель, Сам благослови это приношение и прими его в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, как милосердый и человеколюбивый, принесших эти дары и тех, за которых они принесли их. Нас же (служащих) сохрани неосужденными в священнодействии божественных Твоих тайн. Потому что свято и преславно пречестное и величественное имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь.”
Проскомидия совершается при закрытых царских вратах и задернутой занавеси, так как рождество Христово совершилось ночью при неведении людей. Перед началом литургии оглашенных (”Оглашенные” — люди, готовящиеся к крещению),во время часов, диакон открывает занавес и кадит храм. Верующим следует в это время уже находиться в храме и стоять на своих местах с сосредоточенным и молитвенным настроением.