Литургия Св. Иоанна Златоуста c пояснениями:
Общие сведения о литургии
Смысл жизни не в наслаждении земными благами, а в святости. Главным источником святости является литургия, и особенно, принятие на ней Тела и Крови Христовых.
На литургии люди входят в таинственное общение с Богом, объединяются с ангелами в единый хор для благодарения Творца неба и земли за Его непрестанные милости. На литургии происходит таинственное обновление человеческой души, когда она сбрасывает с себя бремя житейских забот и суеты, вдыхает небесный воздух, вся наполняется горним светом, получает радость и духовную силу. Литургия — источник духовной жизни, ею крепнет и созидается Церковь Христова. Вот почему литургия с апостольских времен занимает центральное место среди Православных богослужений.
Слово “литургия” на греческом языке значит “общественная служба,” так как это богослужение совершается при молитвенном участии по возможности всех членов данной христианской общины. Литургия называется еще “Евхаристией” — благодарением, так как на ней мы благодарим Бога за Его великие благодеяния, оказанные нам, в особенности за спасение нас через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в великий четверг, на Тайной Вечере, за день до Своей крестной смерти. Преломив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: “Примите, ядите (ешьте):
Мое, которое за вас предается.” Потом Христос взял чашу с красным виноградным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: “Пейте из нее все: ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.”
Приобщив Апостолов тела и крови, Господь заповедал им, чтобы и они, по Его примеру, совершали это священнодействие в Его воспоминание до конца веков, с надеждой, что они, причащаясь святейшего Его тела и крови, удостоятся быть причастниками Его Царства небесного по Его обещанию: “Кто ест Мое тело и пьет Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нем” (Иоан. 6:56).
Апостолы, свято исполняя заповедь своего Учителя и Господа, на своих собраниях проводили время в молитвах, в пении священных песней и в “преломлении хлеба” в воспоминание Иисуса Христа, т.е. совершали Литургию.
Еще во времена Апостолов установился и сохранился между христианами порядок молитв литургии. Самой древней литургией, сохранившейся в письменной виде до нашего времени, является литургия ап. Иакова, брата Господня по плоти. В 4-м веке литургия была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, в каком она совершалась в его время. Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, сократил некоторые молитвы литургии св. Василия Великого. Так образовались две литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, очень сходные между собою. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, литургия же св. Василия Великого — по воскресениям Великим постом и в некоторые праздники.
Литургия состоит из трех частей: в первой приготовляется вещество для таинства; во второй — верующие приготовляются к участию в совершении таинства; в третьей — совершается самое таинство.
Так как литургия совершается в воспоминание Христа, то во время литургии вспоминаются важнейшие моменты жизни Спасителя: на проскомидии — Его рождение, на Малом входе — начало Его проповеди, на Великом входе — вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания, при словах “примите, ядите” — Тайная вечеря, при закрытии занавеса — Его погребение и смерть, после причащения священников — Его воскресение, при выносе чаши — явление воскресшего Спасителя народу, при возвращении чаши на жертвенник — Его вознесение на небо.