Беседы с новоначальными до и после крещения:
Девятая беседа
- Богу не нужны мои молитвы: Он знает Сам, что мне надобно и без моей просьбы.
- Правда, спасти нас может един Бог. Но стоим ли мы того, чтобы Он спас нас? Исполняем ли мы заповеди Его? Любим ли мы Его так, как должно любить своего Творца и Спасителя?
Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую: Матерь и друзей Его - святых, которые всю жизнь свою посвятили служению Ему, терпели страдания за Него, жертвовали Ему всем и так угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения как в жизни своей, так и по смерти.
Как же возможно не прославлять святых, когда Священное Писание говорит: Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150,1). Слава сия будет всем преподобным Его (Пс. 149, 9). Память праведного с похвалами (Прит. 10, 7).
В Евангелии сама Преблагословенная Богородица глаголет: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48).
Если мы чувствуем свою греховность, и свое недостоинство пред Господом, то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему.
Мы видим из Священного Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог глаголет: Идите к рабу моему Иову и... помолится о вас. (Иов. 42, 8).? И Апостол пишет: Много может молитва праведного (Иак. 5,16).
Если Апостол Павел просил верных молиться за него (1 Сол. 5, 25; Кол. 4, 3) и почитал это нужным для себя, то тем более для нас грешных, необходимы молитвы святых.
Еще из Ветхого Завета мы знаем, что Ангелы всегда были помощниками человекам и что их призывали они в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт, 48,16).
Как же нам не молить этих добрых помощников - Ангелов Хранителей, которых дает нам Бог?
Если Ангелы слышат молитвы верных, то, конечно, слышат нас и святые угодники Божии, ибо Господь сказал: Сподобившиеся достигнуть того века... равны Ангелам (Лк. 20,35-36).
Апостол Петр обещал верным молиться за них по кончине своей. В Апокалипсисе Апостол Иоанн пишет: Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5,8).
Все праведные мужи Ветхого Завета, которым являлись Ангелы преклоняли колена пред ними с благоговейным почтением. Тем же заблудшим, кто не понимает, почему мы преклоняемся при молитве к святым, надобно объяснять, что есть два рода поклонения, признанных Вселенскою Церковью: одно есть поклонение и обожание, принадлежащие Единому Богу; другое есть поклонение благоговейного почитания, воздаваемое святым, которых мы молим предстательствовать за нас пред Богом.
Все тексты Священного Писания, которые неверы приводят против этого другого поклонения, относятся только к тому, что не должно боготворить святых; и мы это очень хорошо знаем, ибо седьмой Вселенский Собор, утвердивший признаваемое от начала всею Церковью чествование святых, вместе с тем осудил тех, которые святых "яко боги призывают".
Точно также, еще в Ветхом Завете мы видим почитание мощей святых. В книге Исхода читаем, что Израильтяне вынесли с собою из Египта кости Иосифовы; а в четвертой книге Царств читаем, что мертвец был воскрешен прикосновением к мощам Пророка Елисея.
В Евангелии же Христос укорял фарисеев не за то, что они украшали раки праведных, но за то, что делали это лицемерно, как и другие добрые дела, о которых там же упоминает Господь (Мф. 23).
Почитание святых мощей было так великому древних христиан, что они при гробах мучеников предпочитали устраивать церкви свои. Поэтому и мы, православные, соблюдаем повеление седьмого Собора, чтобы не освящать храмов иначе, как полагая частицы мощей мучеников в антиминсы или под престолом.
Святой Амвросий Медиоланский говорит так о мощах: "Почитаю в теле мученическом восприятые за имя Христово язвы; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, которое меня наставляет любить Господа, которое меня научает не бояться умереть за Господа!"
Поистине несчастны те, которые из суетного мудрования лишают себя ходатайства святых друзей Божиих!
И стократ несчастнее те, которые не чтут, не молят и не любят Пресвятой Девы Богородицы, Которую Господь избрал в послужение Тайне Своего воплощения. Избрал в Матерь Себе, в хранительницу Своего младенчества, в свидетельницу Своей Божественной жизни и крестной смерти. И по Успении Ее вознес в сливу небесную с плотию, как предрек еще Давид: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоей (Пс. 131,8).
Несчастные эти в ослеплении своем не исполняют завета Матери Божией: Отныне будут ублажать Меня вое роды (Лк. 1, 48) и лишают себя всемощного заступления Той, которую Церковь называет огненным престолом Вседержителя.
Красноречиво говорит об этом один из пастырей Церкви: "Огнь Божественный, свет благодатный так проникнул все Ее существо, что Она соделалась Сама сим, в трепет приводящим таинственным огнем, и учинилась вся святостию очистительною для всех, притекающих к Ней с верою и любовию".
Умоляю тебя, друг мой, не внимай пустым и вредным мудрованиям нововводителей, не оскорбляй Бога холодностью к святым Его!