К Таинствам Исповеди и святого Причастия пояснения:
Как готовиться ко Святому Причащению
Основой подготовки к Таинству Причащения является покаяние. Осознание своей греховности вскрывает личностные немощи и возбуждает желание стать лучше через единение со Христом в Его Пречистых Тайнах. Настраивают душу на покаянный лад молитва и пост.
"Православный молитвослов" (изд. Московской Патриархии, 1980 г.) указывает, что "...приготовление ко Святому Причащению (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения - мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.
В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читаются или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона ("Яко по суху...") и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице ("Многими содержимь..."), опуская ирмос "Воду прошед", и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса "Поим Господеви". Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю в таком случае опускаются.
Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все доследование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Перед причащением необходима исповедь - вечером ли, или утром, перед литургией".
Следует заметить, что многие верующие причащаются редко, так как не могут найти времени и сил для длительного говения, которое тем самым превращается в самоцель. Кроме того, значительную, если не большую часть современной паствы составляют христиане, вошедшие в Церковь недавно, и потому не приобретшие еще надлежащих молитвенных навыков. Таковым указанное приготовление может оказаться непосильным.
Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и объеме подготовки к Нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовывать, как часто причащаться, как долго говеть и какое молитвенное правило совершать перед этим. Разные священники благословляют по-разному в зависимости от состояния здоровья, возраста, степени церковности и молитвенного опыта говеющего,
Схиигумен Парфений в своей книге "Тропинка к единому на потребу - Богообщению" пишет:
"Великим постом Церковным Уставом назначено великое говение - целая седмица: с немного меньшей строгостью следует готовиться и в другие три многодневные посты. Говение же в прочие дни года можно ограничить одним днем, то есть накануне соблюсти строгий пост - пищу вкушать без растительного масла".
Вообще, надо учитывать нижеследующее указание святого праведного Иоанна Кронштадтского:
"Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое, например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн.
Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв.
"Царство Божие не в словеси, а в силе" (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, "могий вместити" - продолжительную молитву - "да вместит". Но "не вси вмещают словесе сего" (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву.
Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах".
Тем, кто впервые приходит к Таинствам Исповеди и Причащения можно рекомендовать сосредоточить все внимание на подготовке к первой в их жизни исповеди.
Очень важно прежде Причащения Святых Тайн Христовых простить всех своих обидчиков. В состоянии злобы или вражды на кого-либо причащаться ни в коем случае нельзя.