Азы Православия

Мы пришли в храм

Я помню свое первое посещение храма. Это было в Коломне, куда весь наш шумный и веселый класс отправился на экскурсию. В нашей стране уже отпраздновали тысячелетие христианства на Руси. Отношение между церковью и государством потеплели. Многие заброшенные храмы начали отдавать верующим. В один из таких храмов мы тайком от учителей побежали посмотреть службу. Полуразрушенное здание церкви, в котором раньше размещался склад противогазов, казалось таинственным и немного страшноватым. В то время был восстановлен лишь один предел. Сквозняки гуляли по храму, дрожали в вечернем сумраке огоньки свечей. Голые, свежевыбеленные стены были пусты. Прихожане принесли из дому сохраненные в годы лихолетья иконы. Большие, деревянные, темные от времени, они стояли на стульях, и поэтому глаза православных святых были на одном уровне с моими. И от этого строгого, неземного взгляда становилось немного не по себе.

Верующих было не много. Человек 15-20. Из алтаря вышел батюшка. Пожилой, невысокий священник. Мне казалось, что он смотрит только на меня. Стало страшно и неуютно. Но тут он улыбнулся доброй, мягкой, всепонимающей улыбкой. Мне захотелось подойти к нему и спросить, почему он выбрал именно этот путь в жизни, узнать о вере, о Боге, о службе. Но как? И что я могу сказать? Как правильно подойти к священнику, о чем можно с ним говорить? Вдруг я буду выглядеть глупо и смешно! Конечно же, в этот вечер я не подошла к батюшке, да и потом очень долго не решалась.

Прошло много лет. Но я по себе хорошо знаю, что часто все наши благие намерения сходить в храм разбиваются об один практический вопрос: Как? Как прийти в храм и не выглядеть там нелепо. Нам не хватает элементарных знаний обрядов, традиций. Ситуация усугубляется большим количеством околоцерковных «знатоков», которые всё прекрасно знают «даже лучше батюшки» Из их уст можно услышать много слов о своем поведении в храме, до такой степени нелестных, что в следующий раз уже точно никуда идти не захочется.

Прежде всего, надо сказать: «Не обращайте внимания на этих людей. Их всезнание мнимое. Может быть, они пришли в церковь на день раньше Вас, а теперь кичатся своей набожностью».

Начнем с азов. Вы нашли время, убедили своих домашних хоть на час отпустить Вас из дому и подошли к храму.

Давайте определимся: Зачем? Ответов может быть много, но суть одна: познать Господа, пообщаться с Ним, помолиться, попросит помощи защиты. По логике, все Ваши действия должны быть подчинены этой главной цели. И никакие внешние факторы не должны Вас отвлекать от нее.

Перед входом в храм (на паперти) принято осенить себя крестным знаменьем. Когда Вы вошли в храм также нужно перекреститься.

Если Вы пришли до начала службы, то сначала подходят к центральной иконе. Она установлена на аналое (специальном высоком узком столике с наклонной поверхностью). Икона обычно посвящена ближайшему церковному празднику. Иногда на аналое лежит храмовая икона.

Вы можете подойти к любой другой иконе и поставить свечу.

Если Вы пришли помолиться об усопшем, то свечу принято ставить на канунник , т. е. на низенький столик на котором стоит распятие и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды (заупокойные молитвы). Стоит заметить, что ничего страшного не случится, если Вы по незнанию поставили свечу не на то место. Господь слышит наши молитвы, и по ним воздает нам. Поэтому никакого вреда живущему человеку, свечу за которого поставили на канунник нанести не возможно.

Перед службой можно подать специальное письменное прошение о молитве о здравии, или об упокоении. В подобных записках упоминаются лишь крещеные люди. О них молится вся Церковь и священник в алтаре. За каждого упомянутого Вами человека священник вынимает частицу хлеба (называемого просфорой). После окончания службы Вы можете взять просфору. Этот хлеб нужно вкушать утром, перед едой, запивая святой водой.

Если Вы решили остаться на службу, то следует помнить, что во время службы не принято ходить, разговаривать, поворачиваться к алтарю спиной.

Человеку, первый раз попавшему на службу очень трудно понять слова богослужения, которое ведется на церковнославянском языке. Не отчаивайтесь! Не уходите сразу. Постепенно, с Божьей помощью Вы начнете понимать сначала общий смысл, а потом и более тонкие моменты богослужения. Иногда чисто физически человеку тяжело выстоять более 2х часов на одном месте. Начинает затекать спина, ноги, кружиться голова. В храме, возле стен стоят скамьи. Нет ничего зазорного, чтобы часть службы дослушать сидя. Как говорят воцерковленные люди: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах!» Сначала Вам нелегко будет сосредоточиться. Житейские проблемы начнут беспокоить в самый неподходящий момент. Будет казаться, что я зря здесь стою, что дома множество незавершенных дел, что я не сходил на рынок, не убрал в квартире. Гоните эти мысли прочь! Помните, зачем Вы сюда пришли!

Если Вам тяжело, или по каким-то причинам Вы не можете присутствовать на богослужении до конца, то мысленно попросите у Бога прощения, и тихонько идите к выходу. Принято креститься на выходе из храма, и на улице, уже после того как Вы покинули церковь.

Стоит заметить, что по всем вопросам, касающимся обрядовых и организационных сторон можно обращаться к дежурным в храме. С вопросами, касающимися спасения души, можно (и нужно!) обращаться только к священнику.

Хочется обратиться ко всем людям: «Приходите в храм! Пусть наше незнание, боязнь показаться смешными не останавливают на трудном пути к Господу. Постепенно мы все выучим, разберемся в непривычных греческих названиях, будем твердо знать все церковные правила, каноны и традиции. Ведь это нужно нашей бессмертной душе. Это нужно нам!»

<< на главную :: < назад :: ^^ к началу

© Православная духовная страница
2006-2023 гг.