Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея.
1. Когда таким образом здесь достаточно показано, а в последствии еще более уяснится, что ни пророки, ни Апостолы, ни Господь Христос в Своем лице не признавали никакого другого Господа или Бога, а только собственно Бога и Господа, ибо пророки и Апостолы признавали Отца и Сына, и никого другого не называли Богом и не исповедали Господом, а Сам Господь преподал Своим учеником только об Отце Боге и Господе, Который Один есть Бог и Владыка всего, то нам должно, если мы их ученики, следовать их такого рода свидетельствам. Ибо апостол Матфей, зная одного и того же Бога, Который дал обещание Аврааму сделать семя его как звезды небесные. Который чрез Сына Своего Христа Иисуса призвал нас от поклонения камням к познанию Его, дабы кто был не народ, стал народом и не любимая стала возлюбленною (Рим. 9, 25; Ос. 1, 10 и 2, 23), — говорит, что Иоанн, уготовлявший путь Христу, тем, которые хвалились плотским родством (с Авраамом), но имели ум превратный и исполненный всякого зла, проповедовал покаяние, которое бы отвратило их от зла, и говорил: порождения ехиднины! Кто указал вам бежать от грядущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорит в себе самих: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Mф. 3, 7–9). Он проповедовал им покаяние (и удаление) от зла, но не возвещал другого Бога, кроме Того, Который дал обещание Аврааму, — он предтеча Христов, о котором Матфей согласно с Лукою говорит: он тот, о котором Господь сказал чрез пророка: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Бога нашего. Всякая долина да наполнится, и всякая гора и холм да унизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие (Mф. 3, 3). Итак, Один и Тот же Бог, Отец Господа нашего, Который и обещал чрез пророков послать Предтечу и сделал видимым спасение Свое, т. е. Слово Свое, Которое и воплотилось, дабы во всем был виден Царь их. Ибо необходимо, чтобы судимые видели Судию и знали того, кем судятся, и получающие славу должны знать того, кто дарует им дар славы.
2. Еще Матфей об Ангеле говорит так: Ангел Господа явился во сне Иосифу (Mф. 1, 20); какого Господа, он сам объясняет: «да сбудется реченное Господом чрез пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего (Mф. 2, 15). Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит — с нами Бог (Mф. 1, 23). Об этом Эммануиле от Девы Давид сказал: не отврати лица твоего Христа (помазанника). Господь клялся Давиду истиною и не презрит его: плод чрева твоего поставлю на престоле твоем (Пс. 131, 10, 11). И еще: Бог ведом в Иудее; Его место стало в мире (Салиме) и Его жилище в Сионе (Пс. 75, 2). Итак один и тот же Бог, проповедуемый пророками и возвещенный Евангелием, и Его Сын, Который от плода чрева Давидова, т. е. от Девы Давидовой, и Эммануил, и о Его-то звезде пророчествовал Валаам: воссияет звезда от Иакова и восстанет вождь во Израиле (Чис. 24, 17). Матфей же говорит, что волхвы, пришедшие с востока, сказали: мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему (Mф. 2, 2), и приведенные звездою в дом Иакова к Эммануилу, они показали принесенными ими дарами, кому они покланялись: принесли мирру, потому что Он был Тот, Который имел умереть и быть погребенным за смертный род человеческий, золото, потому что Он Царь, коего царству нет конца (Лк. 1, 33), — ладан, потому что Он Бог, Который стал ведом в Иудее (Пс. 75, 2) и открылся тем, которые не искали Его (Ис. 65, 1).
3. Еще о крещении Его Матфей говорит: открылись
небеса и Он увидел Духа Божия, Который как
голубь, сходил на Него. И вот глас с неба,
глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный,
в котором Мое благоволение (Mф. 3, 16). Не
Христос сходил тогда на Иисуса, — и не
другой есть Христос, а другой Иисус; но
Слово Божие, Спаситель всех, Владыка неба и
земли, Который есть Иисус, как я прежде
показал [1], принявший
плоть и помазанный от Отца Духом, стал
Иисус Христос, как говорит и Исаия: произойдет
ветвь от корня Иессеева, и цвет взойдет от
его корня, и почиет на Нем Дух Божий, Дух
премудрости, и разума, Дух совета и силы,
Дух знания и благочестия и наполнят Его Дух
страха Божия. Он будет судить не по славе, и
обличать не по речи, но Он даст суд правый
смиренному (человеку) и обличит славных
земли (Ис. 11, 1 и пр.). И еще Исаия, прорекая
о помазании Его и для чего Он был помазан,
говорит: Дух Божий на Мне, потому что Он
помазал Меня: Он послал Меня
благовествовать смиренным [2],
исцелить сокрушенных сердцем,
проповедовать пленным отпущение и слепым
прозрение, возвестить благоприятный год Господний
и день воздаяния, и утешить всех скорбящих»
(Ис. 61, 1 и пр.). Ибо, потому, что Слово Божие
было человек от корня Иессеева и сын
Авраама, потому и почил на Нем Дух Божий, и
Он был помазан для благовествования
смиренным. Поелику же Он был Бог, то судил
не по славе и обличал не по речи; ибо Ему
не нужно было, чтобы кто свидетельствовал
Ему о человеке, когда Сам Он знал, что было в
человеке (Ин. 2, 25). Он призывал всех
скорбящих и, даруя отпущение тем, которые
грехами были приведены в плен, разрешал их
от уз, о которых говорит Соломон: каждый
связывается путами своих грехов (Притч. 5,
22). Итак Дух Божий сошел на Него, — (Дух) Того,
Который чрез пророков обещал помазать Его,
чтобы мы получая от обилия Его помазания
спаслись. Таково свидетельство Матфея.
[2] У 70 толковников читается: нищим; а другие (Акила, Феодотион и Симмон) переводят также: «смиренным; то же и в послании Варнавы Глава XIV.