Дух Святый в ветхозаветных писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога.
1. Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием, как говорится в словах: Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, пока сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих (Пс. 109, 1). Здесь (Писание) представляет, что Отец говорил Сыну: Он дал Ему наследие народов и покорил Ему всех врагов. Посему, когда Отец истинно есть Господь, и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святый обозначил Их наименованием Господа. И еще, при истреблении содомлян, Писание говорит: И одождил Господь над Содомом и Гоморрою огонь и серу от Господа с неба (Быт. 19, 24). Здесь оно показывает, что Сын, Который и беседовал с Авраамом, получил от Отца власть судить содомлян за их развратность. Подобным образом говорится: Престол Твой, Боже, (пребывает) во век, жезл царства Твоего есть жезл правды. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и потому Тебя помазал Бог, Бог Твой (Пс. 44, 7). Ибо Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца. И еще: Бог стал в собрании богов и судит посреди богов (Пс. 81, 1). Здесь говорится об Отце и Сыне и о тех, которые получили усыновление; последние же суть Церковь. Ибо она есть собрание Божие, которое Бог, т. е. Сам Сын собрал чрез Себя Самого. О Нем опять говорит: Бог богов Господь говорил и призвал землю (Пс. 49, 1). Какой Бог? Тот, о Котором сказал: Бог явно приидет, Бог наш, и не будет молчать (Пс. 49, 3), т. е. Сын Божий, Который открыто пришел к людям, и Который говорит: Я открыто явился тем, которые не ищут Меня (Ис. 65, 1). Каких же богов (Он Бог)? Тех, которым говорит: Я сказал — вы боги и все сыны Вышнего (Пс. 81, 6), т. е. получившим благодать усыновления, по которой мы взываем: Авва, Отче» (Рим. 8, 15).
2. Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, Который также говорил Моисею: Я есмь Сущий. И скажи сынам израилевым так: Сущий послал меня к вам (Исх. 3, 14), и кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими. И еще, обращаясь к Моисею Сын говорит: Я сошел избавить этот народ (Исх. 3, 8). Ибо Кто сошел, Тот же и восшел, для спасения людей. Итак, чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца. Как и Исаия говорит: И я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок, которого я избрал, чтобы вы знали и веровали и разумели, что Я есмь (Иc. 43, 10).
3. Когда же Писание упоминает о тех, которые не суть боги, то, как я сказал, оно не совершенно представляет их богами; но с некоторым прибавлением и обозначением, показывающим, что они не боги. Так у Давида говорится: боги народов суть идолы демонов (Пс. 95, 5) и не следуй чужим богам (Пс. 80, 10). Словами «боги народов», — а народы не знают истинного Бога, — и наименованием их «чужими богами» он показывает, что они не боги. Сам же от себя говорит, что они: они — говорит — «суть идолы демонов». И Исаия (говорит): посрамятся хулящие Бога и ваяющие бесполезно [1], и Я свидетель, говорит Бог (Иc. 44, 11). Он отрицает, что они боги, но пользуется одним только именем, чтобы мы знали, о ком он говорит. То же самое говорит Иеремия: боги, не сотворившие неба и земли; да погибнут с земли поднебесной (Иер. 10, 11). Присоединяя об их уничтожении, он сим показывает, что они не боги. И Илия, собрав весь израильский народ на гору Кармил, чтобы отвратить от идолопоклонства, говорит: доколе будете хромать на обе стороны? Если Один есть Господь Бог, то следуйте Ему (3 Цар. 18, 21 и пр.). И еще при всесожжении так говорит к жрецам идолов: вы будете призывать во имя богов ваших, а я буду призывать во имя Господа Бога моего, и Бог, Который услышит сегодня, Тот есть Бог (3 Цар. 18, 24). Говоря это пророк тем самым показывает, что почитаемые у них за богов не суть боги. Но он обращает их к Богу, в Которого он веровал и Который истинно есть Бог, и к Нему-то обращался с своим воззванием: Господь — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, услышь меня сегодня, и весь народ сей уразумеет, что Ты Бог Израилев (3 Цар. 18, 36).
4. И я призываю Тебя, Господь — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Такова и Израиля, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Бог, Который по множеству милосердия Своего благоволил к нам, чтобы мы знали Тебя, Который сотворил небо и землю и владычествуешь над всем, Единый и Истинный Бог, кроме Которого нет другого Бога, через Господа нашего Иисуса Христа даруй и владычество Святого Духа; дай всякому читающему это сочинение познать Тебя, что Ты единый Бог, и утвердиться в Тебе и отстать от всякого еретического, безбожного и нечестивого учения.
5. И апостол Павел, говоря: вы служили тем, которые не были боги, а теперь знаете Бога и даже знаемы Богом (Гал. 4, 8, 9), отделил тех, которые не были (боги) от Того, Кто есть Бог. И еще говоря об антихристе: он противится и возвышается над всем, что называется Бог или что почитается (2 Сол. 2, 4), обозначает тех, которые от неведущих Бога называются богами, т. е. идолов. Ибо Отец всего называется Богом и действительно есть; и антихрист будет превозноситься не над Ним, но над ими, которые называются, но не суть боги. Что это истинно, сам Павел говорит: знаем, что идол ничто и что никто не Бог, кроме Единого. Если и есть так называемые боги на небе или на земле, но у нас Един Бог Отец, от Которого все и Которому и мы принадлежим, и один Господь, Иисус Христос, чрез Которого все (существует) и через Которого и мы (1 Кор, 8, 4 и др.). Он различил и отделил тех, которые называются, но не суть боги, от Единого Бога Отца, от Которого все, и сам от себя, решительнейшим образом исповедал Единого Господа Иисуса Христа. В словах: «на небе и на земле» Он говорит не о творцах мира, как толкуют эти (лжеучители), но это подобно тому, что сказано Моисеем: не делай себе никакого изображения для Бога из того ли, что на небе горе, или из того, что на земле внизу, или — что в воде под землею (Втор. 5, 8). Что именно разумеется под тем, что на небе, он сам изъясняет: Смотря на небо и видя солнце, луну и звезды и все украшение неба, ты по заблуждению не покланяйся им и не служи (Втор. 4, 19). И сам Моисей, человек Божий, хотя явился пред Фараоном, как Бог, но не называется у пророков ни Господом, ни Богом, но говорится Духом об нем, как о Моисее, верном рабе и служителя Божием (Евр. 3, 5; Чис. 12, 7), чем он и был на самом деле.
[1] Это место об Иcaии признается вставкою переписчика.