- Вот лучший и краткий путь к добродетели: бегство от мира. 
  
- Вожделевающему нетленного надлежит ни во что вменять тленное. 
  
- Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти. 
  
- Возненавидь настоящую жизнь, ибо, смотри, колесо ее вертится без порядка. 
  
- Не вожделевай благ, которых употребление минуется и обладание которыми 
  утрачивается. 
  
- Смейся над теми, которые во всем благоуспешны, а сострадай к тем, которым 
  во всем неудача, ибо первое ведет к награде, а последнее - к любомудрию. 
  
- Упражняйся в терпении, в каком, как знаешь, подвизались мученики, потому 
  что и от нас требуется свидетельство совести. 
  
- Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда. Все 
  тленно, а душа бессмертна, потому тленному надлежит предпочитать бессмертное. 
  
- Будь готов к скорбям, и приобретешь большую пользу. 
  
- Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, 
  Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет. 
  
- Не порицай нищеты, потому что соделывает подвижника неразвлекаемым в 
  исполнении Закона. 
  
- Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем, всего чаще и против 
  воли, отлучают человека от Бога. 
  
- Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания. 
  
- Недалеко до жатвы, поэтому душевную ниву очистим от терния. 
  
- Ничто не сокрыто от Судии, поэтому напрасно стараемся грешить скрытно. 
  
- Прежде людей стыдись Ангелов, потому что при нас их много, и устраняй себя 
  от всякого постыдного поступка. 
  
- Заботливо помышляй о весах Судии и выбрось из себя всякую, какая есть в 
  тебе, примесь житейских покушений. 
  
- Праздность и покой почитай для себя вредом и спеши сделать что-либо такое, 
  что потребуется от нас. 
  
- Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни, и ничто в ней не в 
  состоянии будет развлечь тебя. 
  
- Да не услаждают тебя земные веселости, которые временны, это - уда, как 
  рыбу, приманивающая и уловляющая душу. 
  
- Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество. 
  
- Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не презрены были 
  слезы твоей молитвы. 
  
- Любомудрие, сие самое преимущественное достояние людей, хочет одно 
  пребывать и с одним приобретшим его. 
  
- Добродетель - Божий хитон; научись исткать ее, и будешь облачающим 
  Облачающего тварь. 
  
- Что на земле, то похищается татями. Ты делай Небесное, ибо сие недоступно 
  перстам похитителей. 
  
- Должно отказаться от роскоши, потому что вовлекает в дела, от которых 
  после трезвения бывают воздыхания. 
  
- Всего лучше гнушаться плотелюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, 
  и душу оскверняют. 
  
- И земные блага не без трудов достаются, почему же уклоняемся от благ 
  Небесных по причине трудов? 
  
- Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он 
  временный, а о награде, что она вечная. 
  
- Все истаивающие от желания удовольствий неприличных пусть рассуждают о 
  кратковременности наслаждения и о продолжительности наказания. 
  
- В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою; и плакать 
  должны дошедшие до этого, как повредившие разумную силу, и притом сами от 
  себя. 
  
- Все почитай тленным, и добродетель только - нетленною. 
  
- Пренебреги всем прочим, что делает человека скотоподобным и делай то одно, 
  что может соделать тебя Небесным. 
  
- Прилагай попечение о добродетели, потому что она любомудрием обновляет 
  Адама. 
  
- Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и 
  освобождение от другого не было бесполезным. 
  
- Люби Бога, не будь же паче сего пристрастен к своим, чтобы тебе не 
  оказаться, по слову Его, хотя бы и не желал ты, недостойным Его. 
  
- Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них. 
  
- Терпеть зло - блаженное дело, а делать - преокаянное, ибо кто терпит, тот 
  наследник Христов, а кто делает, тот наследник диаволов. 
  
- Прекрасен хлеб поста, потому что нет в нем кваса удовольствий. 
  
- Свят жертвенник молитвы, потому что привлекает к нам Святаго святых. 
  
- Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без 
  нее всякое дело нечисто. 
  
- Если сеешь в нищих, то сей свое, ибо чужое и плевелы превосходит горечью. 
  
- Слеп милостивый, если он несправедлив: возделывает поле, с которого не 
  может собрать жатвы. 
  
- Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое - истинные черты 
  любомудрия. 
  
- Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих 
  тебя, а чтобы принести им пользу. 
  
- Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, 
  устыдясь слов, начать и дела. 
  
- Если вожделеваешь Неба, то у тебя ничего нет общего с землею, потому что 
  земля не дозволяет воспарять на Небо. 
  
- Не желай разбогатеть по нищелюбию, потому что Бог узаконяет праведнику 
  подавать милостыню от праведных трудов (Притч. 3, 9). 
  
- Если чаша студеной воды оправдывает милосердого, то какая награда ожидает 
  расточающего все на нищих? 
  
- Чистота и сострадательность-матери добродетелей, поэтому без той или 
  другой невозможно быть. Христовыми воинами. 
  
- Не оставляй в пренебрежении сострадательность: она Благого Владыку низвела 
  с Неба. 
  
- Не пренебрегай чистоты: чрез нее Соделавшаяся орудием Воплощения даровала 
  людям ради нас Воплотившегося. 
  
- Не говори: "Отмщу врагу!" Есть у нас Праведный Судия на Небе. 
  
- Не желай ни жить роскошно, ни разбогатеть, ни прославиться, потому что это 
  - житейский тлен, а мы созданы не на истление. 
  
- Не плачь над умершим: это - общий путь. И кто достиг конца, тот блажен. 
  
- Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний увенчивается, а первый 
  терпит наказание. 
  
- Смейся над колесом жизни, которое вертится без порядка, но остерегайся 
  бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем. 
  
- С Богом беседуй много, а с людьми мало; поучением себя в Законе преуспеешь 
  в том и другом. 
  
- Прекрасная баня для души - слезы во время молитвы, но после молитвы помни, 
  о чем ты плакал. 
  
- Не ублажай сильных мира, потому что сильнии же сильне истязани будут 
  (Прем. 6, 6); почему и Судия будет к ним строже. 
  
- Адаму должно трудиться, а мы, трудясь в Законе, приобретем награду. 
  
- Наследникам Евы необходимо скорбеть, но, когда переносим скорби с 
  благодарением, для нас клятва обращается в благословение. 
  
- Вместо светильника, при рассмотрении поступков своих, употребляй совесть; 
  она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры и какие - худы. 
  
- Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится; ибо, как Благий, 
  радуется Он, видя, что грешник расточает бремя свое. 
  
- Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ 
  Божий должны мы представить в себе чистым. 
  
- Прежде, нежели обнажены будут душевные струпы, уврачуем их, чтобы сими 
  врачевствами и наказания обратить нам в свою пользу. 
  
- Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение 
  добродетели совершают нечисто. 
  
- Надлежит возненавидеть грех; в таком случае, если и поползнется кто на 
  грех, скорее может выйти из сетей его. 
  
- Кто не возненавидел греха, тот, если и не делает греха, причисляется к 
  грешникам. 
  
- Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, 
  ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию. 
  
- Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь свою язву, потому что сие 
  врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе. 
  
- Намереваясь что-нибудь сказать или сделать, позаботься об оправдании, 
  которое вскоре от тебя потребуется, - и, исправляем страхом, уцеломудришься. 
  
- Наказания за грех бойся, а стыда ужасайся, потому что безмерна тяжесть 
  того и другого. 
  
- Лепота и множество будущих благ беспредельны, а настоящее - тень, дым, 
  водяной пузырь. 
  
- Не сей худого, потому что жатва близко и насадителя терний ожидает огонь. 
  
- Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы - розы мира сего, но потерпи немного, 
  и увидишь, что трава эта потоптана. 
  
- Всякий худой поступок вооружает диавола, но вооруженный жестоко обходится 
  с вооружившими. 
  
- Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки грех, и над ним, лишенным 
  сих крыльев, можно издеваться, как над воробьем. 
  
- Горе нечестивому, потому что, когда все просвещаются, тогда он омрачается. 
  
- Горе хульнику, потому что у него связан язык и не в состоянии он 
  сколько-нибудь оправдаться пред Судиею. 
  
- Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и правдивому 
  Законоположнику. 
  
- Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь. 
  
- Горе ленивому! Взыщет того времени, которое употребил худо. 
  
- Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он. 
  
- Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняется из 
  брачного царского чертога. 
  
- Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с 
  убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями, 
  
- Горе роскошествующему! Недолго ему утучняться, как тельцу, уготовляемому 
  на заклание. 
  
- Горе лицемеру! Пастырь от него отрекается, и овен оказывается волком. 
  
- Блажен, кто идет путем тесным, потому что венценосцем восходит на Небо. 
  
- Блажен, кто попирает земные удовольствия: борьбы с ним трепещут демоны. 
  
- Блажен, кто чист в добродетели и не лицемерен в душе: будет он судить мир, 
  а не судим вместе с миром. 
  
- Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и добрых делах: таковой 
  просветится, чтобы не уснуть ему в смерть. 
  
- Блажен, кто высок по жизни и смирен по образу мыслей: он подражает Христу 
  и с Ним совоссядет. 
  
- Блажен, у кого Закон не сходит с языка: Бог не оставляет кущу его. 
  
- Блажен, кто многим делает добро: на Суде найдет он многих защитников. 
  
- Блажен, у кого в добродетели нет худой подмеси, потому что лопата Судии не 
  вводится им в обман. 
  
- Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все 
  искушается. 
  
- Блажен, кто поспешает к Будущей Жизни, потому что настоящее издает запах 
  тления и влечется к смерти. 
  
- Блажен, кто расточает, что собрал, и чистым предстает чистому Судии. 
  
- А главное в слове: не неради о душе, потому что скоро станешь пред весами 
  на Страшном Судилище Христа, Бога нашего. 
© Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. - М.:Изд-во Московского 
Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000, с.372-377 
  
  
  
    | Copyright © 2001-2005, Pagez, 
      webmaster(a)pagez.ru 
 
 |