Николай Кавасила
Жизнь во Христе
1
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - 
богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше 
богомыслие покаяния.
Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,
Или 
из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -
Так в покаянии сущий,
И 
покаяния дела поистине творящий, нарекается.
Богомыслящий же подобен есть в 
царском дворе воспитывающемуся,
В светлости наицарственнейшего одеяния,
И 
со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,
И от него ежечасно 
слышащему ясно,
Его повеления и воления.
2
Приложение внимания Богу,
Невнимания к иному всему причиной 
и ходатаем бывает -
Кроме самого Бога,
И множество осияния Его - 
совершенное ослепление,
И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -
Всего, 
вне Его сущего, - бесчувствие.
Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, 
-
В чем оно есть - неведающее,
И распознать или уразуметь вовсе это не 
возмогающее -
Как чувство будет существовать,
И разве не более сверх 
чувства то?
Ум же в чувстве своей немощи,
Бесчувственным к тому, что выше 
чувства,
Не будет ли обретен?
Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,
И 
на сердце человеку не взыдоша",
Как чувству будут подвержены?
3
То, что выше чувства нам дарующий Господь,
Дает нам и выше 
чувства чувство другое,
Посредством Духа Своего,
Да те, что выше чувства, 
Его дары и дарования,
Сверхестественно, посредством всех чувств,
Ясно и 
чисто мы чувствуем.
4
Всякий, бесчувственный к Единому,
Ко всему бесчувственен 
есть.
Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,
И чувства всего 
вне есть.
В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.
5
Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,
И слышащий Слово - 
всех слышит.
Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и 
никого,
Если только не в Слове единственных словеса творящих.
И не их, но 
Слово единственное в гласе безгласно вещающее.
6
Слышащий так, и видящий, и чувствующий, -
Знает глаголемого 
силу.
Неведущий же явлен есть,
Что отнюдь чувства души проясненные и 
здравые носит.
Так держа, еще не внял тому,
Что видящим выше был сотворен 
видимого творения,
И таинником зримого умом.
Но в чести 
будучи,
Сравнился и уподобился несмысленному и вьючному скоту.
И, 
уподобившись, пребывает таковым, -
Еще не возвратясь, не воззвавшись, 
-
Или в прежнее достоинство отведясь,
Сообразно дару 
домостроительства,
Владыки и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
7
Внизу будучи, не пытай высших.
Прежде чем стать тебе 
высшим,
Да не восхлопочешь ты о нижних,
Да, подскользнувшись, от обоих не 
отпадешь.
Точнее же - не будешь погублен с нижними.
8
Подобно тому, как от нищеты последней царем,
В богатство 
возведенный и знаменитое достоинство,
Одеянием же от него светлым 
облеченный,
И пред лицом его стоять назначенный,
Сам - царя с желанием 
видит,
И, как благодетеля, превозлюбляет,
Одеяние же, в которое облекся, 
ясно уразумевает,
И достоинство познает,
И данное ему богатство постигает, 
-
Так и монах, истинно от мира и в нем вещей удалившийся,
И пришедший ко 
Христу,
Воззванный же ясноощутимо,
И к высоте духовного 
понимания,
Через заповедей делание возведенный, -
Самого Бога неложно 
зрит,
И бывающую в нем перемену ясно уразумевает,
Ибо видит всегда 
благодать Духа, осиявающую его,
Которая одеянием и называется, и царской 
багряницей,
Более, поэтому, он сам есть Христос,
Ибо в Него, в Него 
верующие, облекаются.
9
Небесным богатством обогатившийся, -
Пришествием, говорю, и 
виталищем сказанного,
"Я и Отец придем, и обитель у него сотворим", -
Во 
внимании души постигает преподобной,
Вкусил благодати,
И настолько, и как 
бы,
Разносит богатство по палатам сердца своего,
Словно друг с другом 
разговаривая с Богом,
Дерзав, - 
Предстоит пред лицом в неприступном 
обитающего свете.
10
Блажен верующий этому,
Триблажен - тщащийся через деяние и 
подвиги святые,
Объять внимание сказанному.
Ангел - да не что более реку 
-
Достигший через понимание и внимание,
Высоты этого стояния,
И ближним 
Богу, словно Сын Божий, явившийся.
11
Тем же образом, что у берега моря стоящий,
Видит вод 
бескрайнюю пучину,
Край, однако, их объять не может,
Но часть, на которую 
зрит,
Так и в бескрайнюю пучину Божией славы,
Через понимание воззреть 
удостоенный и увидеть ее умно, -
Не насколько она есть,
Но, насколько 
доступно умным очам его души, видит.
12
Как у моря стоящий не только видит его,
Но и в воды его 
входит, насколько хочет,
Так и в свете Божием:
Хотящие из духовных - в 
участии,
Вместе и понимании,
Насколько через стремление понудились во 
внимании,
- Бывают.
13
Подобно тому, как в море у берега стоящий,
Пока вне вод, 
все зрит, и пучину вод уразумевает,
Когда же начнет входить в воды и в них 
погружаться,
Насколько сходит, настолько понимания внешних лишает 
себя,
Так и в Божьего света участии бывающие,
Насколько во внимании 
преуспевают божественном,
В невнимание более, соответственно, 
впадают.
14
Как в воды моря по колени или чресла входящий,
Все ясно, 
вне сущее вод, видит,
Когда же в бездну сойдет,
И весь под водой будет 
-
Уже из внешних видеть ничего не сможет,
Если не одно только то знать, 
Что весь в глубине моря есть,
Так происходит и в преуспеянии духовном 
растущих,
И в совершенство внимания и понимания восходящих.
15
Всякий раз, когда в духовном преуспевающие 
совершении,
Отчасти просвещаются,
Как освещают ум,
Так славу Господа 
умно отражают,
И разума внимание, и откровения таин,
Вышней благодатью 
таинственно выказывают,
От сущих понимания,
На то, что выше сущих, возводя 
внимание.
16
К совершенству приближающиеся,
И уже видящие как бы 
отчасти,
Бескрайность и необъятность, его же видели бы,
- Уразумевая 
-
Изумляются.
Ибо насколько светом внимания проникают, -
Познание 
своего невнимания принимают.
Как только же неясно как-то являющееся им,
И 
как в зеркале показываемое,
И отчасти освещенное,
Умом зримое им дано 
будет увидеть, -
Более оно благоволило бы стать соединенным в участии с 
освещающимся,
Все само охватывающее в себе самом;
И весь тот в глубине 
Духа,
Словно посреди бездны световидных вод бескрайних погублен бы 
был,
Поскольку во всесовершенное невнимание,
Как бы выше всякого внимания 
бывая,
Несказанно восходит.
17
Прост будучи ум,
Точнее - от всякого понятия наг,
В 
простой погрузившись весь божественный свет,
Им накрываясь,
Не имеет 
иного,
Кроме того, в чем пребывает, обрести,
Да к его постижению был бы 
подвигнут.
Но остается в глубине Божьего света,
Вовне вовсе воззреть не 
допускаясь.
И это - "Бог свет есть", и свет предельнейший,
И 
присутствующим - всякого понимания успокоение.
18
Неподвижным, в то время, приснодвижимый ум,
И, по всему, 
беспонятийным становится,
Как только весь Божественным облаком и светом будет 
покрыт, -
Подлинно в понимании пребывает,
И почувствует, и вкусит, в нем 
же есть, благо.
Ибо не как глубина морских вод,
Так и глубина Святого 
Духа,
Но водой пребывает, живя, вечной жизни.
Все здешнее неуразумеваемое, 
Неизъяснимое и необъятное,
В нем же ум, все видимое и мыслимое 
переступив, бывает,
И в одном этом недвижимо движится и обращается,
Живя в 
жизни выше жизни.
Свет сый в свете, и не свет в себе самом,
Ибо не себя 
тогда, но выше себя зрит,
И из тамошней славы понятию всему своему, 
изменяясь, не внимает.
19
Мертв и не мертв,
Меры достигший совершенства 
существует.
Живя, в Нем же пребывает, Богу,
Как не живя себе 
самому.
Слеп, как не естеством смотря,
Всякого естественного зрения выше 
став,
Как новые глаза, и лучшие,
Сверх тех, что естества, несравненно, 
приняв,
И выше естества видя.
Бездейственный и неподвижный,
Как все 
свое исполнив действие.
Беспонятийный, как в том, что сверх понятия, 
соединении,
Явившись и почив, -
Где не есть ума действие,
Или же к 
рассуждению или помышлению,
Или понятию отнюдь движение.
Ибо 
неуразумеваемое и невозможное,
Уразумевать или распознавать он не может,
И 
как бы в таковых успокаивается покоем тем,
Недвижимостью блаженного 
бесчувствия,
В чувстве утвержденном неизреченных,
Именно не бесполезно, 
наслаждаясь, благ.
20
Таковой меры совершенства достичь не удостоенный,
И в 
таковых владении быть благ,
Пусть себя одного винит,
И не говорит, 
оправдываясь,
Что то невозможная есть вещь,
Или, что бывает совершенство, 
но невнятно.
Но да знает, извещаясь Божественными Писаниями,
Что то вещь 
возможная и истинная,
Делом бывающая и внятно действующая.
Опущением же и 
бездействием в заповедях,
Сам себя каждый таковых, соответственно, лишает 
благ.
21
Многие читают Божественные Писания,
И читающееся 
слушают.
Малые же и читаемого силу и понятие, 
Право познать 
могущие.
Те же когда невозможным быть,
Божественными Писаниями глаголемое 
объявляют,
Когда и неверным вовсе признают,
Или и переиначивают его 
зло,
И для настоящего времени говоримое,
К грядущему вывести судят.
О 
грядущем же реченное,
За как уже пришедшее и постоянно присутствующее выдают. 
И так нет ни суда правого у них,
Ни различения истинного в божественных и 
человеческих вещах.
22
Бог от начала два мира сотворил, видимый и незримый, 
-
Едино же царство зримых двух миров в Нем самом,
Образы носящее сообразно 
видимому же и умом зримому.
Таковым, соответственно, и два светят 
солнца,
Чувственное одно, и умное другое.
И то, чем является в видимом и 
чувственном солнце,
То в незримом и умном - Бог,
Ибо Солнце Правды и есть, 
и глаголется.
Так, стало быть, два потому солнца,
Одно чувственное, другое 
умное, 
Как и два мира, как и глаголется.
И один из двух, беря чувственный 
мир и в нем всяческая,
Чувством этим и видимым солнцем 
просвещается,
Другой же, умный и то, что в нем,
Умным Солнцем Правды 
освещается и просветляется.
Чувственное - чувством, умное - Умным 
Солнцем,
Отдельно друг от друга просвещаются,
Никакого не имея друг с 
другом соединения или внимания,
Или сообщения воедино,
Ни умного к 
чувственному, ни чувственного к умному.
23
Единый из видимых и умом зримых всех,
Человек двояким 
создан Богом,
Тело имея из четырех составленное стихий,
Чувство и 
дыхание,
Через них же в этих стихиях оно участвует и живет в них.
Душу же 
- умную и нематериальную, и бесплотную,
Неизреченно с таковыми и непостижимо 
соединенную,
И срастворенную несмешанно и неслитно.
То есть человек один - 
живой, смертный и бессмертный,
Видимый и незримый, чувственный и 
мыслящий,
Смотрящий выше видимого творения, внимающий умом зримому.
Как, 
стало быть, в двух мирах два по действию разделяются солнца,
Так и для одного 
человека,
Одно тело, другое душу его освещает, 
И от своего света участия 
каждое, им освещаемому,
По способности принять силе его,
Или богато, или 
скудно подает.
24
Чувственное солнце понимается, но не понимает.
Умное - и 
понимается достойными,
И всех видит, и более - видящих Его.
Чувственное ни 
говорит, ни речь кому дает.
Умное - и говорит со своими друзьями, и речь всем 
дарует.
Чувственное в чувстве сад осветив,
Теплотой лучей только влагу 
высушивает земли,
Но нисколько не и удобряет насаждения и семена.
Умное же 
оба в душе явным соделывает:
Сырость высушивает страстей,
И срамоту, что 
от них, вычищает,
И тучность в умную внедряет землю души,
Из нее же, 
насыщаясь, 
Питаются помалу добродетелей насаждения.
25
Чувственное солнце восходит и просвещает мир чувственный,
И 
все, что в нем есть: людей, зверей, скотов и прочее,
Ради которых равный и 
свет равно дает.
Заходит же потом оно,
И темным оставляет место, его же 
освещало.
Умное - светит всегда и светило,
Все во всем для всех невместимо 
заключаясь.
От Им же созданных удалилось,
И Все от них, не отступая, 
отступает,
Во всем Все будучи для всех, и нигде,
Во всех Все видимых 
творениях, и Все их вне.
Все в видимых и Все в незримых,
И везде Все 
окружает,
И Все никак нигде.