| Преподобный Максим 
            Исповедник ДЕСЯТЬ ГЛАВ О ДОБРОДЕТЕЛИ И 
            ПОРОКЕ      1. Тяжкие страдания святых 
            есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть, 
            упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все 
            переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание 
            преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы 
            стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
 2. Подвиг добродетели есть постоянное борение в 
            трудах, и мужественно выдержавшим их он приносит победный венец - 
            бесстрастие души, благодаря которому она, соединившись с Богом 
            любовью, в своем внутреннем расположении удаляется от тела и мира. 
            Ибо телесные мучения укрепляют душу стойких. 3. Изначала похищенные прелестью наслаждения, мы 
            предпочли смерть подлинно сущей жизни. И поэтому мы с благодарением 
            несем телесный труд, умерщвляющий это наслаждение, чтобы, самой 
            кончиной его упразднив вместе с ним и смерть, получить обратно 
            вернувшуюся к нам жизнь, [некогда] проданную наслаждению, а [теперь] 
            выкупленную малыми трудами плоти. 4. Если плоть благоденствует, то обычно 
            приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает, 
            добродетели, естественно, присуще возрастать. И мы должны 
            мужественно переносить страдание плоти, поскольку оно очищает 
            скверну души и обеспечивает будущую славу. Ибо нынешние временные 
            страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая 
            откроется в нас (Рим. 8:18). 5. Врачи не исцеляют тело, предлагая всем одно и то 
            же лекарство, - и Бог не врачует болезни души одним только способом 
            исцеления, годным для всех, но делает [людей] здоровыми, пользуясь 
            лекарством, подобающим для каждого в отдельности. И мы, исцеляемые, 
            возблагодарим [Его], даже если случается нам претерпевать мучения, 
            ибо блаженна конечная цель [врачевания]. 6. Ничто так не изобличает внутреннее расположение 
            души, как возрастание плотских страданий. Ибо если она поддается им, 
            то являет себя любящей плоть больше Бога, а если пребывает 
            непоколебимой в потрясениях их, то показывает себя чтущей 
            добродетель паче плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение 
            Бога, Который ради нее претерпел наши страдания и Который [победно] возвещает [ей], 
            как некогда возвещал [Своим] ученикам: Мужайтесь: Я победил мир 
            (Ин. 16:33). 7. Если все святые были причастниками воспитующего 
            наказания, то и мы, воспитываемые вместе с ними, возблагодарим 
            [Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками их славы. Ибо 
            Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого 
            принимает (Евр. 12:6-Притч. 3:11-12). 8. Адам, приняв наслаждение, предложенное [ему] 
            ребром [его], извел человечество из рая, а Христос мучением [от ран, 
            нанесенных] копией, рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь 
            рая. Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее наслаждение. 
            Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах, а 
            наслаждение выводит и удаляет от них. 9. Если Бог, ставший человеком, страдает плотью, то 
            разве не будет радоваться страждущий, имея Бога Сопричастником в 
            страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство [Небесное] тому, кому 
            сострадает. Истину говорит [Апостол]: Если только с Ним страдаем, 
            чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). 10. Если непременно должно мучиться, вследствие 
            примешанного праотцом к [человеческому] естеству наслаждения, то 
            перенесем мужественно временные страдания, притупляющие в нас жало 
            наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно 
            влечет.   
 Источник: Творения преподобного Максима 
            Исповедника. Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 261-262. Перевод А. 
            Сидорова http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts.htm |