Преподобный Максим
Исповедник
ДЕСЯТЬ ГЛАВ О ДОБРОДЕТЕЛИ И
ПОРОКЕ
1. Тяжкие страдания святых
есть арена борьбы зависти и добродетели: зависть, чтобы одолеть,
упорствует, а добродетель, чтобы остаться непокоренной, все
переносит. И зависть борется, чтобы процветал порок через наказание
преуспевающих в добродетели, а добродетель противоборствует, дабы
стойко держались люди благие, даже в тяжких бедах и страданиях.
2. Подвиг добродетели есть постоянное борение в
трудах, и мужественно выдержавшим их он приносит победный венец -
бесстрастие души, благодаря которому она, соединившись с Богом
любовью, в своем внутреннем расположении удаляется от тела и мира.
Ибо телесные мучения укрепляют душу стойких.
3. Изначала похищенные прелестью наслаждения, мы
предпочли смерть подлинно сущей жизни. И поэтому мы с благодарением
несем телесный труд, умерщвляющий это наслаждение, чтобы, самой
кончиной его упразднив вместе с ним и смерть, получить обратно
вернувшуюся к нам жизнь, [некогда] проданную наслаждению, а [теперь]
выкупленную малыми трудами плоти.
4. Если плоть благоденствует, то обычно
приумножается сила греха. А поэтому ясно, что когда плоть страдает,
добродетели, естественно, присуще возрастать. И мы должны
мужественно переносить страдание плоти, поскольку оно очищает
скверну души и обеспечивает будущую славу. Ибо нынешние временные
страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая
откроется в нас (Рим. 8:18).
5. Врачи не исцеляют тело, предлагая всем одно и то
же лекарство, - и Бог не врачует болезни души одним только способом
исцеления, годным для всех, но делает [людей] здоровыми, пользуясь
лекарством, подобающим для каждого в отдельности. И мы, исцеляемые,
возблагодарим [Его], даже если случается нам претерпевать мучения,
ибо блаженна конечная цель [врачевания].
6. Ничто так не изобличает внутреннее расположение
души, как возрастание плотских страданий. Ибо если она поддается им,
то являет себя любящей плоть больше Бога, а если пребывает
непоколебимой в потрясениях их, то показывает себя чтущей
добродетель паче плоти. Благодаря этому душа и воспринимает вселение
Бога, Который ради нее претерпел
наши страдания и Который [победно] возвещает [ей],
как некогда возвещал [Своим] ученикам: Мужайтесь: Я победил мир
(Ин. 16:33).
7. Если все святые были причастниками воспитующего
наказания, то и мы, воспитываемые вместе с ними, возблагодарим
[Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками их славы. Ибо
Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого
принимает (Евр. 12:6-Притч. 3:11-12).
8. Адам, приняв наслаждение, предложенное [ему]
ребром [его], извел человечество из рая, а Христос мучением [от ран,
нанесенных] копией, рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь
рая. Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее наслаждение.
Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах, а
наслаждение выводит и удаляет от них.
9. Если Бог, ставший человеком, страдает плотью, то
разве не будет радоваться страждущий, имея Бога Сопричастником в
страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство [Небесное] тому, кому
сострадает. Истину говорит [Апостол]: Если только с Ним страдаем,
чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17).
10. Если непременно должно мучиться, вследствие
примешанного праотцом к [человеческому] естеству наслаждения, то
перенесем мужественно временные страдания, притупляющие в нас жало
наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно
влечет.
Источник: Творения преподобного Максима
Исповедника. Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 261-262. Перевод А.
Сидорова
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts.htm
|