ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО
МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО
ИСПОЛНЕННЫЕ ВЕСЬМА ВЕЛИКОЙ ПОЛЬЗЫДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
О СОВЕРШЕНСТВЕ,
К КАКОМУ ОБЯЗАНЫ И О КАКОМ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ ХРИСТИАНЕ
Переведены с греческого
при Московской Духовной Академии
Жизнь преподобного Макария ЕгипетскогоБеседа 1. Иносказательное изъяснение видения, описанного Пророком Иезекиилем.
Беседа 2. О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю.
Беседа 3. О том, что братия между собою должны жить искренно, в простоте, в любви, в мире, вести же борьбу и брань с внутренними помыслами.
Беседа 4. Христиане, чтобы сподобиться им небесных похвал от Бога и от ангелов, должны внимательно и тщательно совершать течение свое на поприще мира сего.
Беседа 5. Велика разность между христианами и людьми мира сего. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами; а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний.
Беседа 6. Намеревающиеся благоугождать Богу должны совершать молитвы в мире, в безмолвии, в кротости и премудрости, чтобы, молясь с воплями, не стать соблазном для всех. В сей же беседе заключаются два вопроса: вещественные ли творения суть престолы и венцы? и что такое двенадцать престолов израилевых?
Беседа 7. О снисхождении Христовом к человеку. Беседа сия заключает в себе также несколько вопросов и ответов.
Беседа 8. О том, что бывает с христианами во время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут ли христиане достигать совершенной меры.
Беседа 9. О том, что Божии обетования и пророчества исполняются при различных испытаниях и искушениях, и что от искушений лукавого избавляются приверженные к единому Богу.
Беседа 10. О том, что дары Божией благодати сохраняются и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением и нерадением.
Беседа 11. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся два разговора: один Христа с лукавым сатаною, а другой грешников с сатаною же.
Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.
Беседа 13. О том, какого плода требует Бог от христиан.
Беседа 14. О том, что посвящающие Богу помыслы и ум делают сие в надежде, что просветятся очи их сердца, что Бог сподобляет таковых в святости и величайшей чистоте приступать к Таинствам и уделяет им благодать Свою; также о том, что должны делать мы, желающие получить какое-либо из небесных благ; наконец, о том что Апостолы и Пророки подобны солнечным лучам, входящим в окно. Еще, беседа учит, что такое земля сатанинская и земля Ангельская — обе неосязаемые и невидимые.
Беседа 15. Беседа сия содержит в себе пространное учение о том, как душе в святости, непорочности и чистоте надобно пребывать пред женихом своим — Иисусом Христом, и еще некоторые весьма поучительные вопросы — например, о том, все ли члены восстанут в воскресение, — и иные многие — о зле, о благодати, о свободном произволении, о достоинстве человеческого рода.
Беседа 16. О том, что духовные люди подлежат искушениям и скорбям, проистекающим от первого греха.
Беседа 17. О духовном помазании и славе христиан и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником вечной жизни.
Беседа 18. О сокровище христиан, то есть о Христе и о Духе Святом, различными способами ведущем их к достижению совершенства.
Беседа 19. Христиане, желающие преуспевать и возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться им от живущего в них греха, и исполниться Духа Святого.
Беседа 20. Один Христос, истинный врач внутреннего человека, может уврачевать душу и украсить ее ризою благодати.
Беседа 21. Христианину предстоит двоякая брань, а именно: внутренняя и внешняя, и последняя состоит в удалении себя от земных развлечений, а первая происходит в сердце с помыслами, какие внушаются лукавыми духами.
Беседа 22. О двояком состоянии отходящих от жизни сей.
Беседа 23. Как царский и многоценный бисер могут носит только родившиеся от царского семени: так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.
Беседа 24. Состояние христиан подобно купле и закваске. Как купцы собирают земные прибытки, так христиане собирают рассеянные в веке сем помыслы. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов, но Христос влагает в верные души небесную закваску благости.
Беседа 25. Беседа сия учит, что ни един человек, если не подкреплен Христом, не в силах преодолеть соблазны лукавого, показывает, что должно делать желающим себе божественной славы; и еще, учит, что чрез Адамово преслушание впали мы в рабство плотским страстям, от которого избавляемся таинством креста; а наконец, показывает, как велика сила слез и божественного огня.
Беседа 26. О достоинстве, драгоценности, силе и делании бессмертной души, и о том, как искушается она сатаною, и получает избавление от искушений. Здесь же присовокуплены некоторые весьма поучительные вопросы.
Беседа 27. Беседа сия оканчивает пространное рассуждение, начатое в предыдущей беседе, о достоинстве и состоянии человека христианина; она же научает многому преполезному о произволе, присовокупляя к тому некоторые, исполненные божественной мудрости, вопросы.
Беседа 28. В беседе сей описывается и оплакивается бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь; также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами не больше его.
Беседа 29. Раздаяние благодати человеческому роду Бог совершает двояким образом, с тем, чтобы плодов ее потребовать на праведном суде.
Беседа 30. Душе, чтобы войти в царствие Божие, должно родиться от Святого Духа, и каким образом бывает сие.
Беседа 31. Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Бога все помыслы, в чем действительно и заключается все служение Богу.
Беседа 32. Слава христиан даже ныне пребывает в душах их во время же воскресения обнаружится и прославит тела, по мере их благочестия.
Беседа 33. Должно непрестанно и усердно молиться Богу.
Беседа 34. О славе христиан, какой в воскресение сподобятся тела их, просветившись вместе с душами.
Беседа 35. О ветхой и новой субботе.
Беседа 36. О двояком воскресении душ и тел, и о различной славе воскрешенных.
Беседа 37. О рае и о духовном законе.
Беседа 38. Много внимательности и разумения потребно нам при изведании истинных христиан и того, кто истинный христианин.
Беседа 39. Для чего дано нам Богом божественное писание?
Беседа 40. О том, что все добродетели и все худые дела связаны между собою и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других.
Беседа 41. Весьма глубоки тайники души, постепенно возрастающей в благодати и в пороках.
Беседа 42. К совершенству ведет человека, или вредит ему, не внешнее, но внутреннее, то есть, или Дух благодати, или дух лукавства.
Беседа 43. О преуспеянии человека христианина, вся сила которого зависит от сердца, что и описывается здесь в разных чертах.
Беседа 44. О том, какую перемену и какое обновление в человеке христианине совершает Христос, уврачевавший душевные страсти и недуги.
Беседа 45. О том, что не искусство какое, не богатство мира сего, но одно пришествие Христово может уврачевать человека. В сей же беседе показывается весьма великое сродство человека с Богом.
Беседа 46. О различии между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира сего.
Беседа 47. Иносказательное истолкование того, что было под законом.
Беседа 48. О совершенной вере в Бога.
Беседа 49. Нет достаточной причины отказаться человеку от наслаждений мира сего, если не приимет он участия в блаженстве иного мира.
Беседа 50. Бог чудодействует во Святых Своих.
Как драгоценное наследие духовной мудрости Макария, остались нам 50 его бесед, писанных на греческом языке. Главным предметом бесед Макария служит мысль, что тесное единение души с Богом есть цель и высшее благо человека. К этому единению он призывает души верующих. В своих беседах он раскрывает, что сие единение было первоначальною целью при сотворении человека; показывает гибельные следствия первородного греха, удалившего человека от Бога, и вместе с тем объясняет восстановление союза человека с Богом чрез Иисуса Христа; указывает пути, которые приводят к сему единению, и препятствия, противопоставляемые человеку его поврежденною природою и коварством духа злобы. Раскрывая трудность внутренней борьбы, от сего происходящей, он возбуждает чувство нужды в Божественной благодати для освящения нашей природы и для укрепления нашей воли. В живых чертах изображает он таинственные действия благодати в душе, вступившей в единение с Богом. Свои беседы часто прерывает он молитвою. Предлагая в своих беседах тайны высшей духовной жизни, сокрытия от неозаренного светом Христовым разума и известные душам облагодатствованным, он говорит только то, что изведал своим опытом. От того, несмотря на глубину и таинственность предмета, наставления опытного учителя ясны и вразумительны. То, что было бы темно по своей возвышенности, у Макария приближается к уразумению сравнениями и образами, которые всегда просты [1].
Самое содержание бесед Св. Макария указывает на их глубокую древность. Писатель их в беседе 27 § 15 представляется современником исповедников. Кроме того, он имеет в виду еретиков, которые говорили, что „материя не имеет начала, что она есть сила равная Богу“. Но такие еретики жили прежде 4-го века и в 4-м веке. Пр. Исаак Сирин говорит о Св. Макарие, как о муже, писавшем с великою прозорливостию, и приводить места из его писаний, которые очевидно заимствованы из бесед Макария [2]. Фома Маргский, живший в начале IX в. в своей „истории монахов“ [3], приводит места из писаний Макария Египетского. Иоанн, Патриарх Антиохийский (XI в.), в своем сочинении „о монастырях“, перечисляя душеспасительные писания Пастырей Церкви и Отцов пустынных, одобренные Церковью для общего употребления, помещает между ним книги св. Макария подвижника Скитского [4]. Притом, беседы Макария во всех списках греческих и в переводах арабском и сирском, по рукописям IX и даже VIII в., приписываются Макарию Египетскому [5].
Кроме 50 бесед, известны семь подвижнических слов Макария [6] Египетского по содержанию своему сходных с его беседами.
Кроме бесед и слов Макария, давно уже известных, недавно изданы Флоссом два послания Макария [7], одно на греческом языке, другое в латинском переводе. Последнее давно было известно по рукописям. О нем упоминает Геннадий в сочинении „о писателях церковных“ [8]. Он говорит, что Макарий Египетский написал послание к инокам, в котором поучает, что человек может совершать истинное служение тогда только, когда, познав себя самого, добровольно будет нести все труды, мужественно борясь со страстями и призывая помощь Божию, будет стремиться к достижению первоначальной чистоты. Кажется, сие самое письмо было известно и св. Исааку Сирину [9]. Он пишет: „А то на какой высокой степени и сколь великим искушениям подвергаются Святые, ты можешь узнать, если хочешь, из одного письма того же Макария. Письмо же это следующего содержания: Авва Макарий пишет всем своим чадам возлюбленным, где ясно научает, каким образом Бог устрояет спасение то искушениями, то благодатным заступлением. Именно, что Божией премудрости благоугодно приучать Святых к добродетели во всю жизнь их не иначе, как посредством борьбы против греха, дабы они во всякое время возвышали свой взор к Нему и, непрестанно обращая взор к Нему, возрастали в святой любви к Нему; потому что, будучи угнетаемы страстями и страхом падения, они непрестанно будут прибегать к Нему и преуспевать в вере, надежде и любви к Нему“.
Св. Макарию Египетскому еще принадлежать некоторые молитвы, вошедшие в церковное употребление. Его именем из молитв „на сон грядущим“ надписывается молитва первая: Боже вечный и Царю всякаго создания, и молитва четвертая: что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый и безсмертный Царю, и проч. Из утренних молитв его именем надписывается молитва первая: Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою, - молитва вторая: от сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, молитва третья: к Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и молитва четвертая: Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими, дал еси мне, рабу Твоему и проч. По греческим рукописям приписывается Макарию Египетскому и девятая утренняя молитва Ангелу Хранителю: Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души...
[1] Первое издание бесед Макария сделано было в Париже в 1559 году. Лучшим считается издание Прициево 1714 г., хотя оно и требует еще исправлений. Котельер, сличив только некоторые места бесед Макария с лучшими списками, указывает некоторые чтения более исправные (В примеч. ко 2 и 3 том. его издания: Eccles. graec. monum). Флосс (Macarii Aegyptii epistolae, homiliarum loci et caet. Henr. losephus Floss Colonia. 1850), сличив изданные Прицием беседы Макария со списками Ватиканской, Венской, Берлинской и других библиотек, нашел также много неисправностей в печатном тексте и напечатал довольно обширное, доселе не изданное, место из 5-й беседы Макария и конец 50-й беседы. Из бесед Макария 3-я „о том, что братия между собою должны жить искренно“, и 48-я „о совершенной вере“ встречаются также между сочинениями Ефрема Сирина (по русск. перев. Ч. 5. стр. 13. Слово 115 и Ч. 3. стр. 115. Слово 50); только беседа Макария о вере составляет половину слова Ефремова. Есть предание, что Ефрем был в горе Нитрийской и беседовал с пустынниками (см. прибавл. к твор. Св. Отцов в русск. перев. 1848 г. Ч. 11. стр. 64 — 67): поэтому и он мог принести с собою поучения Макария, и его поучения могли остаться в Египте и войти в число бесед Макария. Так и находящееся в 8 беседе Макария, по некоторым рукописям греческим, приписывается Пр. Марку подвижнику. (См. Восторгнутые Класы в пищу души. 1849. стр. 159). Беседа 37 о рае и законе духовном также приписывается Марку. — В сирских рукописях встречается еще, между сочинениями сего подвижника, слово сходное с 5 беседою Макария (Assem. Biblioth. Orient. Tom. III. p. 44). Беседы Св. Макария в древних славянских рукописях вполне не встречаются. Но из них уже приводят некоторые места Пр. Нил Сорский в своем уставе (сл. 2 стр. 50 и сл. 10 стр. 136. Москв. 1849 г.) и Иосиф Волоколамский в духовной грамате гл. 6. Перевод бесед Макария на славянском языке издан в печати в первый раз в Вильне 1627 г. и перепечатан в 1634 г. в Киеве. Новый перевод сделан был при Славяно-Греко-Латинской Академии Иеромонахом Моисеем (после Епископом) в 1782 г. Сей же перевод без изменения перепечатан в 1839 г. Москва. Син. Тип. В Христ. Чт. переведено на русский язык 30 бесед с 1821 — 1837 г.
[2] Слово 46 по славянскому переводу, 49-е по греческому изданию: об истинном ведении и „об искушениях“.
[3] Assem. Biblioth. orient. Tom. III p. 501.
[4] Cotel. monum. graec. Eccles. Tom. I. p. II. 333.
[5] Fabr. Biblioth. Tom. 8. p. 363. Maii Collect. Veter. Auctor. Tom. 4. p. 191. 192. 1831. Romae.
[6] В первый раз семь слов Макария изданы Петром Поссином (1683 г. Tilosae); их внес потом в свое издание Приций, и поместил Галланд в Библ. древних Отцов. На славянский они переведены Германом (С. П. Б. 1775 г.); три издания сего перевода сделаны были в Москве (1781 г. 1798 г. и 1831 г.). Четыре слова, именно: 1, о возвышении ума, 2, о любви, 3, о свободе ума, 4, о хранении сердца в 1821 г. переведены на русский язык в Христ. Чтении. Из самого содержания сих слов видно, что они выбраны из бесед Макария. В одном из стихов Венской Библиотеки встречаются главы Макария с следующим надписанием: kejalia te Agie Makarie metajrasJenta para Simewn te LogoJenture. О них упоминает Лев Алляций, исчисляя ученые труды Симеона Метафраста. Из сих глав Макария приводили свидетельство Отцы Собора, бывшего против Варлаама и Акиндина, для опровержения их ереси (Leo Allat. diatr. de Symeon p. 132. et. Lamb. Comment. V, 121 и дал.). Флосс, рассматривавший эту рукопись, нашел, что упомянутые 150 глав из бесед Макария заключают именно те слова, которые изданы Поссином, исключая слово „о хранении сердца“ (Eloss. p. 236). Но и это слово очевидно также выбрано из бесед Макария; стоит только сравнить сего слова гл. 1. II. VI. X. XII. ХIII. XIV, с беседами XVII. § 15. XV, 39, VII, 8, XL, 12. XVI, 2. XXXVII. 10. XIX. Если немногие места из сих слов не находятся в беседах, можно отыскивать в посланиях Макария. Глика в своей летописи приводит такия слова „из писем“ (’En EpzolaiV) Макария Великого, которые читаются во 2-й гл. 4-го слова (Fabr. Bibl. gr. Tom. 8. p. 363) В списке церковных писателей Авдиисуса Митрополита Низивийскаго Макарию Египетскому приписываются три книги о подвижничестве (Assem. Bibl. orient. Tom. III. p. 44). Неизвестно, что должно разуметь под сими книгами. На сирском языке встречаются в рукописи в одном списке три слова Макария и восемь писем, а в другом пять слов и десять писем. В арабских рукописях есть сборник, содержащий 26 писем и слов Макария к инокам и его слово о молитве и письмо к инокам (Assem. Bibl. orient. Tom. III. p. 44). Судя по приведенным Анжело Маио первым словам сих бесед, мы находим в сем арабском списке следующие греческие беседы: 1-5. 7. 8. 10. 11. 12. 15. 17. 18. 19. 47. Прочих одиннадцати бесед по начальным словам не усматривается между изданными греческими (Maii Collect. Vet. Auct. Tom. 4. p. 191. 192)
[7] Первое послание напечатано на латинском языке. Оглавляется оно так: incipit epistola sancti Macarii ad filios Dei. Напечатано оно по трем спискам — Ватиканскому XIII в., Тревизскому XV в., и библиотеки Гимназии XV в. Другое послание имеет надписание: tou aute agie Makarie ’Epizolh cai panu o jelimoV. Оно напечатано по рукописи Берлинской XII или XIII века (Floss Macarii Aegyptii epistolae. homiliarum loci et caet. 1850. Colon, p. 191 — 220.
[8] De scriptor. Eccl. cap. 10.
[9] Исаака Сир. Слово 46-е по славянскому переводу.
Преподобный Макарий Египетский. “Духовные Беседы”. Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library