Творения
Святого Отца Нашего
Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского,
в русском переводе.
Doxa tw Qew pantwn eneka. Amhn.
Слава Богу за все. Аминь.
Св. Иоанн Златоуст.
ТОМ ВТОРОЙ
в двух книгах.
  КНИГА ПЕРВАЯ.
Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу: Беседа первая.Беседа вторая.Беседа третья.Беседа четвертая.Беседа пятая.Беседа шестая.Беседа седьмая.Беседа восьмая.Беседа девятая.Беседа десятая.Беседа одиннадцатая.Беседа двенадцатая.Беседа тринадцатая.Беседа четырнадцатая.Беседа пятнадцатая.Беседа шестнадцатая.Беседа семнадцатая.Беседа восемнадцатая.Беседа девятнадцатая.Беседа двадцатая.Беседа двадцать первая.Слова огласительные: Слово первое.Слово второе.Беседы о дьяволе: Беседа первая.Беседа вторая.Беседа третья.Беседы о покаянии: Беседа первая.Беседа вторая.Беседа третья.Беседа четвертая.Беседа пятая.Беседа шестая.Беседа седьмая.Беседа восьмая.Беседа девятая.Похвальные беседы на праздники Господни и святых: Беседа в день Рождества.Слово в день Богоявления.О предательстве Иуды: Беседа первая.Беседа вторая.Беседа о кладбище и о кресте.О кресте и разбойнике: Беседа первая.Беседа вторая.Беседа о воскресении мертвых.Слово против упивающихся и о воскресении.Беседа на вознесение Господа нашего Иисуса Христа.Беседы в день Пятидесятницы: Беседа первая.Беседа вторая.
КНИГА ПЕРВАЯ.
I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Чудесная красота и разнообразие св. Писания. - Даже наималейшие изречения в нем драгоценны. - Объяснение текста: "Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. V, 23). - Добродетели Тимофея. - Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. - Позволение употреблять немного вина. - В бедствиях святых более обнаруживается могущество Бога. - Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям? Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? - Наши отношения ограничены пределами настоящей жизни. - Увещание к богохульникам об исправлении.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. - Бедственное состояние жителей города. - Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. - Против богохульников. - В чем состоит истинное богатство. - Похвала и награда гостеприимству. - Плоды милостыни. - Непрочность богатства. - Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. - Об истине св. евхаристии.
  БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. - В чем состоит истинный пост. - Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. - Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. - Описание настоящего бедствия. - Частые землетрясения в Антиохии. - Нравственное увещание.
  БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. - Пример праведного Иова и трех отроков. - О воздержании от клятв. - Плоды скорбей. - Бедствие, как причина перемены к лучшему. - Поклонение персов огню как Богу. - Нравственное увещание.
  БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова - основа его славы. - Бедствия настоящей жизни - ничто. - Единственное истинное бедствие есть грех. - Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. - Чистая совесть не страшится смерти. - Покаяние утишает гнев Божий. - Покаяние ниневитян. - Нужно воздерживаться от клятвы.
  БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. - Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. - Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. - Милость императора по случаю праздника Пасхи. - Не должно бояться смерти; должно бояться греха. - Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. - Увещание не клясться.
  БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. - На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. - Адам, где еси? - В них заключается много утешения. - Нужно отстать от привычки клясться.
  БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. - Преимущества, какие оно доставляет людям. - На слова: Бог ходил вечером по раю. - Страх Адама; страх грешника вообще. - Увещание к добродетели. - Должно воздерживаться от клятвы.
  БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. - Поздравление им с их преуспеянием в добре. - Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. - Почему св. Писание явилось так поздно? - Красота творения. - Звезды. - Ночь и день. - Порядок времен, земля и стихии, солнце - все это поведует всемогущество и премудрость Творца. - Должно воздерживаться от клятвы.
  БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. - Чудеса творения. - Представляемое ими изумительное разнообразие. - Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. - Должно воздерживаться от клятвы.
  БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. - Чудеса творения. - Тело человеческое. - Глаза. - Уши. - Мозг. - Сердце. - Превосходство человека над животными. - Польза, какую человек получает от разных видов животных. - Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи.
  БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. - О том, что Бог проявляется в творении. - Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. - Тщательно должно избегать клятвы.
  БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. - Возвращение к прежнему предмету. - Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. - Дурная привычка антиохийцев - клясться при общественных и частных делах. - Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. - Увещание к исправлению.
  БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. - Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. - Продолжение прежнего предмета о клятвах. - Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. - Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. - Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. - Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. - В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство.
  БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. - Он больше приносит пользы, чем веселость. - Толкование на текст из книги Иис. Сираха IX, 18. - Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. - Клясться хуже чем убивать. - Увещание о том, чтобы верные избегали клятв.
  БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город воинов и успокоение их правителем. - Обличение этой слабости, недостойной христиан. - Продолжение беседы о клятве. - Узы ап. Павла и их поучительность. - Христианин, подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни. По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться.
  БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города. - Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ. - Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних добродетелях его жителей. - Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения, которые хотели распространить иудеи. - Такие преимущества неотъемлимы у нее. - Увещание к поддержанию благочестия и религиозности.
  БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Порицание тех, которые чрезмерно радовались тому, что прошла половина великого поста. - Нужно радоваться степени достигнутой за это время духовного преуспеяния. - Объяснение слов ап. Павла: "Радуйтесь всегда". Доказательства того, что ни богатства, ни почести, ни здоровье, ни все земные блага не могут дать чистой и истинной радости. - Такая радость принадлежит только христианину, пребывающему верным закону Господню. - Скорбь апостола и превосходство этой скорби над всеми удовольствиями мира сего, потому что она находит себе неиссякаемое утешение в надежде на жизнь вечную. - Обличение жителям Антиохии за то, что они стали уже предаваться играм и удовольствиям, хотя начальники их еще находились в темнице.
  БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. - Похвала их вере и простоте. - Превосходство их неведения над всеми познаниями древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. - Печальные последствия этой дурной привычки. - Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. - Необходимость усилий в деле исправления. - Выражение надежды, что Антиохия совершенно избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества.
  БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. - Прежде и более всего необходима добродетель. - Увещание забывать обиды. - Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. - Не должно клясться. - О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки.
  БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном императором городу Антиохии. - Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем.
II. Слова огласительные.
  СЛОВО ПЕРВОЕ. К готовящимся к крещению. - Похвала усердию и благоговению сподобившихся крещения. - Различные наименования крещения - баня, возрождение, просвещение и другие. - Отличие крещения от омовений ветхого завета. - Крещение в отличие от них омывает душу, а не тело. - Крещение очищает нас от грехов. - О покаянии после крещения. - Увещание к удалению от грехов, особенно грехов языка, клятвы и клятвопреступления.
  СЛОВО ВТОРОЕ. Преимущества, даваемые св. крещением. Крещенный называется верным, потому что он верует в Бога и Бог дает ему чистоту и святость души, усыновление и царство небесное. - Обязанности, налагаемые крещением. - Смысл слов: "отрекаюсь от сатаны". Нужно отрекаться не только от сатаны, но и от всех его обольщений, как театр, цирк, суеверное наблюдение дней, чары и тому подобные мерзости, которых должен избегать человек, воспринявший учение Иисуса Христа.
III. Беседы о бессилии дьявола.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Похвала усердию слушателей даже к продолжительным беседам. - О божественном промышлении. - Не Бог лишает нас своих даров, а мы сами теряем их. - Мы получили лучший из даров - вечное блаженство. - Бог всегда печется о нашем благе. - Пример этого - смешение языков, которое также послужило ко благу людей. - О нравственном и физическом зле, различие между ними: последнее служит лекарством для первого. - Что сделали бы дьяволы, если бы мир был предоставлен им. - Почему из двух злых людей один наказывается, а другой нет? Увещание о том, что не должно обвинять Промысл Божий.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Приветствие епископу Флавиану, присутствовавшему при беседе. - Возвращение к прежнему предмету. - Почему не был уничтожен дьявол? - Уничтожение дьявола уменьшило бы заслугу христиан. - Злоба происходит не от природы, а от злого употребления, какое человек делает из своей свободы. - Между тем как все служит в пользу человеку благонамеренному, все вредит тому, кто не хочет добра. - Последний злоупотребляет всем - творением, своим телом, крестом, апостольской проповедью. - Сам Иисус Христос, будучи светом миру, ослепляет немощные души. - Нужно постоянно бодрствовать над собою - в молодости ли, в старости ли. - Различные способы покаяния.
  БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Два класса людей: одни слушали беседу о лукавстве дьявола, а другие в это же время находились в театре, чтобы услаждаться соблазнами дьявола. - От чего происходит это различие? - От воли тех и других, потому что только воля делает нас или добродетельными или порочными. - Если будем иметь добрую волю, то даже дьявол вместо того, чтобы вредить, будет служить нам. - Вот почему Бог не уничтожил дьявола и почему Он допускает совместно жить и добрым и злым. - Следовательно только воля наша делает нас виновными, и эта истина доказывается притчей о десяти девах, покаянием ниневитян, падением Адама и торжеством Иова. Заключительное увещание.
IV. Беседы о покаянии.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Любовь проповедника к своим слушателям. - Отчаяние и небрежение одинаково опасны. - От этих двух недостатков погибли сатана и Иуда. Смиренное упование спасло ап. Павла, мытаря, ниневитян. - В коринфском блуднике ап. Павел более опасается отчаяния, чем самого греха. - Дальнейшее развитие этой мысли и подтверждение ее историй блудного сына.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Не должно отчаяваться грешнику. - Если Каин не получил прощения, то это за отчаяние. - Если Давид получил прощение, то это за свое упование и за исполнение того, что сказал ему пророк. - Исповедать свой грех - первый путь покаяния. - Пример Ахава в деле Навуфеева виноградника. - Иона и ниневитяне. - Третий путь покаяния - смирение. - Пример фарисея и мытаря. - Смирение ап. Павла. - Увещание к слушателям.
  БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Обзор предыдущей беседы о трех путях покаяния. - Путь четвертый - милостыня. - Объяснение притчи о десяти девах. - Без масла человеколюбия девство не может открыть неба. - Сила милостыни. - Она будет защитой делателей ее в день судный. - Продолжение притчи о десяти девах. - Трудность девства, неизвестного древним. - Обобщение и заключение.
  БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Утешительность покаяния. - Пример других как ободрение нам в деле покаяния. - Легкость делания добродетели в бедствии и трудность его в благоденствии. - Святые не унывают в несчастии, не надмеваются в счастии. - Христиане должны искать себе убежища не у людей, а в недрах Божиих. - Если Бог попускает нам часто страдать, то это для того, чтобы побудить нас прибегать к Нему.
  БЕСЕДА ПЯТАЯ. Пост собирает нас в доме Божием и приводит нас в объятия нашей матери Церкви. - Он отгоняет демонов, поддерживает добродетель отшельников, приводит Моисея и Илию в присутствие Божие. - Пренебрежением к посту навлекается смертный приговор, чрез соблюдение его отменяется этот приговор. - Пример ниневитян. - Трехдневный пост спас их. - Покаяние очищает грехи в продолжительное время. - Пример ап. Петра. - Постом Даниил избавился от львов и три отрока от пещи огненной. - Пост полезен даже для здоровья. - Заключение.
  БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Вступительные замечания по поводу многочисленности собрания. - Пост не приносит пользы тем, которые, воздерживаясь от пищи, не воздерживаются в то же время от греха. - Бесполезно поститься и в то же время посещать зрелища. - Слово против зрелищ. - Пребывание в театре - влечет за собою прелюбодеяние. - Объяснение изречения: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. - Кажущаяся трудность этого изречения. - Бог не требует ничего невозможного. - И ветхий и новый закон происходят от одного и того же Законодателя. - Доказательство этого у пр. Иеремии. - В нагорной проповеди сопоставляются законы ветхого и нового завета, чтобы показать, что они не противоречат между собою, а дополняют друг друга.
  БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Покаяние, как целебное средство для греха. - Чудесное долготерпение Божие к грешникам, доказываемое тем, что от худого корени могут иногда происходить добрые плоды. - Пример Иова, происшедшего от Исава. - Причина долготерпения к грешникам заключается в надежде на их исправление. - Ко благу всех Бог бывает часто снисходителен к грешнику и строг к праведнику. - Покаяние достигается не продолжительностью времени, а расположением сердца. - Человек медлителен к созиданию, скор к разрушению, - что противно Богу. - Бог семь дней назначил для разрушения Иерихона. - О Рааве, как покаявшейся грешнице и сделавшейся прообразом Церкви. - Грехом порождается скорбь, а скорбью разрушается грех. - Кто дает бедному, тот одолжает этим Бога.
  БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимает в свои недра коршунов, волков и змей; но в то время, как ковчег выпустил их такими же, как и принял, церковь преобразует их покаянием в голубей, овец, агнцев. - Покаяние принесет пользу и тому, кто всю свою жизнь проводил в грехе. - Милосердие Божие безгранично. - Греховность человека исчезает в милосердии Божием, как искра в море. - Не должно стыдиться прибегать к церкви с покаянием. - Стыдиться нужно только греха. - Дьявол внушает нам дерзость к греху и стыд к покаянию. - Доказательство этой истины в св. Писании. - Объяснение первой главы из книги пророка Исаии.
  БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. О необходимости добрых дел. - Опровержение возражений о трудности этих дел среди суеты мира сего. - Увещание к посещению церкви и к благоговейному пребыванию в ней во время совершения страшных Таин Христовых. - Напоминание о кончине мира. - Необходимость совершения добрых дел и покаяния на земле, потому что по окончании настоящей жизни закончится возможность для них.
Похвальные беседы
на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых.V. Беседа в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
  О времени установления праздника Рождества Христова. - Тайна Рождества Христова. - Укрепление верующих против издевательств язычников. - Обличение злоупотребления при св. причащении. - К св. тайнам должно приступать с благоговением и благоприличием. - Величие и святость этого таинства.
VI. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении.
  Увещание народу о посещении церкви. - О двояком явлении Иисуса Христа: о Его явлении волхвам и о будущем последнем пришествии, когда Он явится во славе своей. - Чудесное сохранение крещенской воды от порчи. - Различие между крещением иудейским и христианским, между крещением Иоанна Предтечи и Господа Христа. - Объяснение того, как Христос исполнил всякую правду. - Увещание к народу о том, что к св. причащению должно приступать с благоговением и страхом.
VII. О предательстве Иуды.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Вопрос о злополучии Иуды и тех, кто гонят праведников. - Несчастны не те, кого гонят, а те, кто гонят, потому что гонения первым открывают двери рая, а последним врата ада. - Посему гонимые должны молиться о гонящих. - Изложение истории предательства Иуды. - Необходимость и всем нам беречься того, чтобы не впасть в грех этого апостола. - Дело Иуды и женщины-грешницы, как доказательство свободы воли. - Тайная вечеря и пасха иудейская. - Установление таинства евхаристии. - Прощение обид, как одно из лучших средств приготовления к св. причащению.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изложение мысли, что должно оплакивать не тех, кто страдают, а тех, которые причиняют страдания другим. - Почему нужно молиться о врагах своих, а не проклинать их. - Изложение обстоятельств предательства Иуды. - Подробности Тайной Вечери и установления св. Евхаристии. - Сравнение пасхи христианской с пасхой иудейской. - Невозможность совершения последней после рассеяния народа. - Увещание к народу приступать к св. причащению с благопристойностью и благоговением.
  О названии кладбища и о кресте Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа. - Причина произнесения беседы вне города. - О том, как Христос победил смерть. - Чем победил дьявол, тем и сам побежден был. - Победа эта без нашего труда. - Почему разодралась завеса в храме? - О том, как должно приступать к св. причащению. - Призывание Св. Духа.
IX. О кресте и разбойнике.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Прославление св. креста. - Он есть жертвенник, на котором Господь Иисус Христос совершил свою жертву, и открывает нам небо. - Все наше счастье происходит от креста. - Он есть ключ, открывающий нам двери рая. - Первый вошел в эти двери добрый разбойник. - Пример этого разбойника, как поощрение дерзновению веры. - Крест, который явится в последний день несомый ангелами и архангелами. Необходимость молиться за врагов в подражание Христу-Спасителю и в послушание поучений св. ап. Павла, тем более, что и в ветхом завете, где менее изобиловала благодать, Моисей, Давид и Самуил молились за врагов. - Мы должны следовать по их стопам.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Прославление св. креста. - Вытекающие от него блага. - Почему Иисус Христос, жертва нового завета, был заклан вне стен Иерусалима? - Добрый разбойник. - Изъяснение сказанных им слов на кресте. - Великая награда за славное исповедание веры. - Иисус Христос в последний день явится со Своим крестом. - Увещание верующим прощать своих врагов. - Указание на пример Господа Христа и святых праведников как в ветхом, так и в новом завете.
  Истина воскресения мертвых. - Доказательства ее. - Учением о Промысле Божием. - О способе направлять свою жизнь согласно с волей Божией. - Христиане должны сносить страдания, имея в виду вечное блаженство. - Награды, предстоящие добродетельным людям в будущей жизни. - Объяснение нескольких относящихся сюда текстов. - О тленности земных благ. - Обличение заблуждения манихеев и доказательство того, что тело и природа человеческие не суть зло сами по себе. - Пояснение истины воскресения.
XI. Против упивающихся и о воскресении.
  Истинный пост состоит в воздержании от греха. - Все могут содержать такой пост и этому не может не препятствовать слабость здоровья. - Изображение упившегося человека, который хуже бесноватого. - Объяснение текста: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Ефес. V, 18). Есть следовательно упоение духовное. - День воскресения Христова - общая радость на небе и на земле. - Возможность для всех участвовать в этой радости. - Род человеческий умер в Адаме и воскрес в Иисусе Христе. - Развитие этой истины. - Увещание к новокрещенным избегать даже и того, что может казаться безразличным, как смех, нескромные взгляды, - что может повесть и к дальнейшим порокам.
  Объяснение цели и значения праздника. - Это есть примирение человека с Богом, примирение, посредником которого явился Иисус Христос. - В вознесении природа человеческая поставлена превыше небес. - Чтобы понять это необычайное возвышение нашего естества, необходимо видеть, как она была унижена. - Ангелы страдали вследствие нашего падения и потому возликовали при виде того, как наш Избавитель родился и затем вознесся на небо. - Явление ангелов-утешителей осиротелым апостолам. - Верные, как богатые, так и бедные должны обращать свои взоры к небу в ожидании возвращения Спасителя и своею доброю жизнью удостоиться того, чтобы быть превознесенными с Иисусом Христом, когда Он придет судить живых и мертвых.
XIII. О Пятидесятнице.
  БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Необходимость непрерывного празднества в церкви Христовой. - В ветхом завете было три праздника в году. - Для христиан все дни должны быть посвящены Богу. - Поэтому кто из них является в церковь только по великим праздникам, оказывается неверным своему призванию. - Ап. Павел показывает, в чем должно состоять это непрерывное празднество (1 Кор. V, 8). - Дар Духа Святого есть дар примирения. - Вот почему Он сошел только после того, как прославлен был Иисус Христос, т. е. изгладил наши грехи, препятствовавшие примирению. - Истина примирения и сошествия Св. Духа, доказывается чудесами, которые совершали апостолы. - Ответ на возражение: если чудеса служат доказательством присутствия Св. Духа, то значит Его нет в церкви теперь, так как в ней не совершается чудес. - Если бы Св. Дух не обитал в церкви, то в ней не было бы ни крещения, ни священства и других таинств. - Объяснение того, почему Св. Дух сошел в день Пятидесятницы и в виде огненных языков. - Увещание слушателям о богоугодной жизни.
  БЕСЕДА ВТОРАЯ. Увещание слушателям радоваться по случаю праздника, который есть главизна праздников. - В этот день мы получили исполнение обетования Сына Божия. - Все благодатные дары мы получаем от Духа Святого. - Его Божественность вопреки лжеучению македонян. - Объяснение того, почему Иисус Христос не тотчас послал Св. Духа своим ученикам по вознесении и почему Св. Дух сошел в виде огненных языков. - Необходимо украшать свои души всеми добродетелями, чтобы получить плоды, приносимые Св. Духом. - Увещание к человеколюбию и обличение зависти. - Увещание новокрещенным о том, чтобы сохраняли полученный ими дар благодати.
К главной странице