СОЧИНЕНИЯ

СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ

БРЯНЧАНИНОВА


ТОМ ПЕРВЫЙ

АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ


С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Изданiе книгопродавца И.Л.Тузова 1886.

МОСКВА. Издательство "Правило веры" 1993.



Содержание

    Предисловие
  1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу
  2. О покаянии
  3. Видение Христа
  4. О чтении Евангелия
  5. О чтении святых отцов
  6. Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
  7. Истина и Дух
  8. О любви к ближнему
  9. О любви к Богу
  10. О посте
  11. О молитве.
            Статья I.
            Статья II.
  12. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
  13. О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
  14. Дневный Апостол 1-го Февраля 1840 года
  15. Размышление о вере
  16. Сад во время зимы
  17. Древо зимою пред окнами келлии
  18. Дума на берегу моря
  19. Молитва преследуемого человеками
  20. Кладбище
  21. Голос из вечности (дума на могиле)
  22. Учение о плаче Преп. Пимена Великого
  23. О слезах
  24. О Молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником:
             Отдел 1-й, О молитве Иисусовой вообще
            Отдел 2-й, О прелести
            Отдел 3-й, О упражнении молитвою Иисусовою
  25. Чин внимания себе для живущего посреди мира
  26. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
  27. Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
  28. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
  29. О смирении (разговор между старцем и учеником его)
  30. О терпении
  31. О чистоте
  32. Слово утешения к скорбящим инокам
  33. Крест свой и крест Христов
  34. Роса
  35. Житейское море
  36. Совесть
  37. О рассеянной и внимательной жизни
  38. О навыках
  39. Размышление о смерти
  40. Слава Богу
  41. Сети миродержца
  42. Песнь под сению креста (Заимствовано из 15 главы Исхода)
  43. Размышление при захождении солнца
  44. Фарисей (в двух частях)
  45. Посещение Валаамского монастыря
  46. О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом
  47. Вера и дела
  48. О евангельских заповедях
  49. О евангельских блаженствах
  50. Отношение христианина к страстям его
  51. О истинном и ложном смиренномудрии
  52. Чаша Христова
  53. Плач мой


П Р Е Д И С Л О В И Е

Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его внимание Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук [1], о монашестве, - учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне - замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами - монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.

Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать во едино, и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита [2]. Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага,- по согляданию монашеской жизни, какою она является в святом предании Православной Восточной Церкви и какою промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.

Епископ Игнатий.

1865 год.


[1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских отцах и о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4.

[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library/