СОЧИНЕНИЯ
СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ
БРЯНЧАНИНОВА
ТОМ ПЕРВЫЙАСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ
С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Изданiе книгопродавца И.Л.Тузова 1886.МОСКВА. Издательство "Правило веры" 1993.
Содержание
Предисловие
- О последовании Господу нашему Иисусу Христу
- О покаянии
- Видение Христа
- О чтении Евангелия
- О чтении святых отцов
- Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
- Истина и Дух
- О любви к ближнему
- О любви к Богу
- О посте
- О молитве.
Статья I.
Статья II.- Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
- О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
- Дневный Апостол 1-го Февраля 1840 года
- Размышление о вере
- Сад во время зимы
- Древо зимою пред окнами келлии
- Дума на берегу моря
- Молитва преследуемого человеками
- Кладбище
- Голос из вечности (дума на могиле)
- Учение о плаче Преп. Пимена Великого
- О слезах
- О Молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником:
Отдел 1-й, О молитве Иисусовой вообще
Отдел 2-й, О прелести
Отдел 3-й, О упражнении молитвою Иисусовою- Чин внимания себе для живущего посреди мира
- Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
- Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
- Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
- О смирении (разговор между старцем и учеником его)
- О терпении
- О чистоте
- Слово утешения к скорбящим инокам
- Крест свой и крест Христов
- Роса
- Житейское море
- Совесть
- О рассеянной и внимательной жизни
- О навыках
- Размышление о смерти
- Слава Богу
- Сети миродержца
- Песнь под сению креста (Заимствовано из 15 главы Исхода)
- Размышление при захождении солнца
- Фарисей (в двух частях)
- Посещение Валаамского монастыря
- О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом
- Вера и дела
- О евангельских заповедях
- О евангельских блаженствах
- Отношение христианина к страстям его
- О истинном и ложном смиренномудрии
- Чаша Христова
- Плач мой
Читатель, знакомый с преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его внимание Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук [1], о монашестве, - учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне - замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами - монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.
Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать во едино, и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита [2]. Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага,- по согляданию монашеской жизни, какою она является в святом предании Православной Восточной Церкви и какою промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.
Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой душе моей.
Епископ Игнатий.
1865 год.
[1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских отцах и о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4.
[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library/