Главная страница |
Каталог | Автор
Текст приводится по изданию: Творения
иже во святых отца нашего Василия Великаго,
Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3.
— Москва, 1891. — С. 189–293.
О Святом Духе. К Амфилохию, епископу
Иконийскому
Оглавление
  - Глава 1. Предисловие, в
    котором рассуждается, что исследования
    необходимы и в наименее важных частях
    богословия.
- Глава 2. начало тому, что еретики обращают
    строгое внимание на слоги?
- Глава 3. О том, что cиe
    тонкое различение слогов заимствовано у
    внешней мудрости.
- Глава 4. О том, что в
    писании употребление сих слогов не
    выдерживается строго.
- Глава 5. О том, что и об
    Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него,
    также и о Духе.
- Глава 6. Ответ
    утверждающим, что Сын не со Отцем, но
    после Отца, где рассуждается и о
    равночестии славы.
- Глава 7. Ответ
    утверждающим, что о Сыне прилично
    говорить не: с Ним, а: Им.
- Глава 8. В каких случаях
    имеет место речение: Им, и в каком
    понятии оно свойственнее речения: с Ним,
    а вместе толкование на то, как Сын
    приемлет заповедь, и как Он посылается.
- Глава 9. Отличительные
    понятия о Духе, сообразные с учением
    Писания.
- Глава 10. Ответ
    утверждающим, что Святого Духа не должно
    ставить наряду с Отцем и Сыном.
- Глава 11. О том, что
    отрицающие Духа суть изменники.
- Глава 12. Ответ
    утверждающим, что достаточно крещения
    только в Господа.
- Глава 13. Изложение
    причины, по которой Павел с Отцем и Сыном
    ставит и Ангелов.
- Глава 14. Возражение, что
    и в Моисея иные крестились, и веровали в
    него, и ответ на cиe возражение, а вместе и
    о прообразованиях.
- Глава 15. Ответ на новое
    возражение, что крестимся и в воду, а
    вместе и о крещении.
- Глава 16. О том, что во
    всяком понятии Дух Святый не отлучен от
    Отца и Сына, и в созидании мира
    мысленного, и в домостроительстве
    касательно человеков, и на ожидаемом
    суде.
- Глава 17. Ответ
    утверждающим, что Дух Святый не
    сочисляется со Отцем и Сыном, но только
    подчисляется Им, и вместе краткое
    изложено веры о благочестном сочислении.
- Глава 18. О том, как в
    исповедании трех ипостасей соблюдаем
    благочестивый догмат единоначалия, и
    вместе обличение утверждающих, что Дух
    подчисляется.
- Глава 19. Ответ
    утверждающим, что Духа прославлять не
    должно.
- Глава 20. В ответ
    утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в
    господском чине, но в чине свободных.
- Глава 21. Свидетельства
    из Писания об именовании Духа Господом.
- Глава 22. Из того, что Дух
    подобно Отцу и Сыну недоступен для
    созерцания, заключение об естественном
    общении Духа с Отцем и Сыном.
- Глава 23. О том, что
    перечисление принадлежащего Духу есть
    славословие Ему.
- Глава 24. Обличение в
    несообразности тех, которые не славят
    Духа, заимствованное из сравнения Его с
    прославляемыми тварями.
- Глава 25. О том, что
    Писание употребляет слог в вместо
    слога с а также, что слог и
    равносилен слогу с.
- Глава 26. О том, что в
    каких только случаях ни говорится
    предлог в, во всех тех случаях
    берется он и о Духе.
- Глава 27. О том, откуда
    получил начало, и какую силу имеет слог с,
    и вместе о не изложенных в Писании
    узаконениях Церкви.
- Глава 28. О том, что
    противники не дозволяют употреблять о
    Духе и того, что Писание говорит о людях,
    именно, что они соцарствуют со Христом.
- Глава 29. Перечисление
    знаменитых в Церкви мужей, которые в
    сочинениях своих употребляли речение: с.
- Глава 30. Изображение
    настоящего состояния Церквей.