Текст приводится по изданию: "Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников", Благовест, б/г. Репринт с "Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято-отеческiя и церковно-отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С.-Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45, 1912." c.216-218

Блаженный Августин, епископ Иппонский

Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским.

Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. Мы, говорят, надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь, значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано, держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают.

Где же, братие, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. — Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения. Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: облязи с нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день. Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя. Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие.

Господь после того, как был познан, сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то, что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет, братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то, о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда будет, когда придет? Будь уверен, — придет, и придет, хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, — тогда будет великий страх; но велика радость для тех, кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные. Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что зрим теперь. По неверные скажут: где то, почему мы не верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют: ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть. Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки существо плоти, первый показал нам пример нетленного воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу, сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть, те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все воскреснем, но не все возрадуемся. Яко грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 29).