Новые духовные беседы преп. Макария Египетского [Содержание]
VIII
1. Вот новый завет (Лк 22, 20), вот закон духа (Рим 8, 2), написанный в сердцах (2, 15), провозвещенный пророками; в этом законе душа рождает плоды правды (Иак 3, 18; Фил 1, 11) и живет в Боге жизнью вечной. И если кто не получил благодать от Бога, если кто не ждал с надеждой и не получил дар Святого Духа, то он отверг волю Божью и по сути дела отрекся от Писания. Ибо если он не вместил действия духа, то обманут собственными помыслами, чужд небесной церкви первенцев (Евр 12, 23), не присоединился к достигшим совершенства духам праведников, вышнего Иерусалима непричастен (Гал 4, 26), Отцу в духе и истине не поклонился. В ком не живет Бог, тот еще и не познал Бога; но "сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога" (Ин 17, 3). "Рожденное от Духа есть дух, и Божественное рождение хранит его, и лукавый не прикасается к нему" (Ин 3, 6; 1 Ин 5, 18). А эти хотят, не построив еще основания, положить крышу на дом. Без матери сын не рождается, без соития дитя не появится на свет; так и без рождения от Святого Духа никто не станет сыном Божиим, а не будучи сыном Божиим, в жизнь вечную не войдет. "Кого водит Дух Божий, те и сыны Божии" (Рим 8, 14). Чтобы построить дом, нужно основание; не просто на песке строит строитель, но сначала он выкапывает весь песок, углубляется и кладет основание на камне так, чтобы оно стояло непоколебимо, когда придут бури и ветры и наводнения и потоки; строющие же просто на песке напрасно стараются, потому что сразу падает и рушится такой дом. Так и душа правдолюбивая, хотящая построить свой дом по Слову Господа, не строит на песке лукавых рассуждений греха, но копает, разрывает сыпучие и злые помышления лукавства, насколько возможно их отсекая, пока не отыщет твердые помышления непоколебимой Христовой веры, пока не отыщет Христа, истинный Камень, которого врата ада не одолеют. И тогда она строит в добром гражданствовании, имея сердце чистое, совесть добрую, веру нелицемерную, по слову Апостола (1 Тим 1, 5), и так возводит духовное строение дома Божия, извне чистое и изнутри еще намного более чистое. В самом деле, прежде, до откровения сей тайны духа Христова и до пришествия и явления Его, все украшение праведности было извне, – и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и богослужение. С тех же пор, как явилось спасительное Слово Христа (Тит 2, 11) и вложило в сердца людей Святой Дух и Слово, не чернилами писаное, все стало внутренним, – и служение внутреннее от чистой совести, и жертвоприношения внутренние (недаром псалмопевец говорит: "Воздеяние рук моих – жертва вечерняя", Пс 140, 2), вообще внутренние взыскуются чистота и украшение души, тогда и внешнее может поистине сделаться чистым, по слову Господа: "Фарисей слепой! Очисти внутренность чаши и блюда, чтобы и внешность их была чиста" (Мф 23, 26). Ведь тот, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее (Лк 11, 40). И если прежде люди, не имея внутреннего очищения, украшались праведностью закона, то насколько более, когда душа очистится от тьмы, имея в себе истинного Христа, поистине и тело освящается и украшается.
2. Жемчуг крупный, драгоценный и царственный, идущий на царский венец, употребляется только царем и только царь может носить этот жемчуг, другому же человеку носить такой жемчуг не дано. Так и если кто не родится от царственного и Божественного духа и не сделается родом небесным, царским и чадом Божиим (по Писанию: "А тем, кто принял Его, дал власть быть чадами Божиими", Ин 1, 12), тот небесного и многоценного жемчуга, образ истинного Света, который есть Господь, носить не может, не стал по рождению наследником Царства. Имеющие же и носящие этот жемчуг будут жить и царствовать с Христом вовеки; ибо так сказал Апостол: "Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (2 Тим 2, 12; 1 Кор 15, 49). Христа носят в душе, в несказанном свете, и только носящие истинно познают Его и видят очами души; непосвященному же того, что от Духа, знать невозможно, разве только на веру принять, пока и в нем не возникнет небесный образ Христов, и тогда он на опыте истинно познает благость Господа. Слава столь Возлюбившему человеческий род и удостоившему его приобщиться к Своему естеству, – как Петр говорит: "Чтобы вы сделались причастниками Божественной природы" (2 Петр 1, 4). Поработаем же и мы и воззовем, да сделаемся причастниками стольких обетованных благ и Божиих дарований, – как Апостол сказал: "Дети мои, которых я в муках рожаю вновь, пока не изобразится в вас Христос" (Гал 4, 19). Увы тому, кто не искал и не нашел духовных и несказанных благ, потому что, не родясь от Духа, в Царствие войти он не может: Господь Так объявил (Ин 3, 3-5).
3. Изначально человек, слепленный руками Божиими, жил в великой чистоте и кротости, когда же преступил заповедь Божию, то подпал суду; водимый лукавым, одичал желаниями своими, и весь вышедший из него род, покорившийся злу, был подвергнут испытанию в дикости и пустыне, в неподчинении игу праведности. Оттого на призыв Слова жизни, находясь в привычной дикости, он с трудом переходит к кроткому и благому игу. Как бык, взятый из дикого стада, чтобы встать под ярмо и пахать землю, вначале дичится и ненавидит ярмо, когда же обучен и приручен погонщиком, то понемногу, сначала с рабочим волом, а там и без принуждения охотно идет под ярмо, трудясь на пашне, – так и уверовавшая в Бога душа, когда еще она одержима грехом и опустошена, дичится праведного ига, а в союзе с чистыми душами, хорошо знающими труд возделывания земли праведности, в конце концов усмиряется духовной благодатью и мало-помалу приходит к истине, пока не будет укрощена совершенно, и впредь радостно принимает благое иго Господне, возделывая пашню сердца, чтобы она произвела плоды духа (Гал 5, 22); уязвляемая же и бичуемая горькими искушениями, еще неленостнее и ревностнее трудится в труде Божием. Или еще, как конь, блуждая в стадах и живя среди диких зверей в пустынях, дик и неприступен для людей, а потом его берут из дикого стада и сперва разнообразно испытуют, пока не укротят его дикость, надевают жестокую узду, уча ходить чинно и прямо, и опытный наездник объезжает его, чтобы он стал пригоден для войны; потом надевают на него военное снаряжение, нагрудник или броню и прочее, и сначала навешивают узду и сотрясают перед его глазами, чтобы он привык и не пугался; тогда, обучаемый всадником, он научается воевать с врагами (а без всадника и нагрудника конь воевать не может), научившись же и обыкнув для войны, едва учует или услышит звуки битвы (Иов 39, 25), сам смело идет на врагов и одним своим ржанием внушает страх противникам, – так и душа, после преступления дикая и непокорная, блуждает в мирской пустыне среди зверей, духов злобы (Еф 6,12), и живет в услужении у греха, когда же услышит слово Божие и уверует, то под уздою Святого Духа оставляет дикий нрав и плотский образ мысли, будучи управляема всадником Христом. Потом она проходит через скорбь, усмирение и тоску, что нужно для ее испытания, чтобы она была постепенно укрощена духом, а грех мало-помалу отступил и исчез в ней; и тогда, одевшись в броню праведности и шлем спасения и щит веры, взяв меч духовный, душа учится воевать против своих врагов и, вооружившись Духом Господним, борется с духами злобы и угашает раскаленные стрелы лукавого (Еф 6, 12-17). И без духовного оружия не разрушается порок, имеющая же оружие Господа душа, услышав и почуяв сильную битву, при кликах и громе выступает, как сказано в книге Иова (Иов 39, 25), так что и от гласа вопля ее (Пс 5, 3) враги падают; совершив же подвиг и с помощью Духа победив в битве, она с великим дерзновением принимает победные венцы и так соединяется с небесным Царем во веки веков. Аминь.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library