Новые духовные беседы преп. Макария Египетского [Содержание]
VI
1. Вышедшие из мира, полюбившие нищету и ставшие чужими плотскому общению и всей видимости мира, презирающие мирскую славу и всякое мнимое величие, утвердившиеся в нищете и держащиеся Господа – прекрасно рассудили и поставили себе хорошую и добродетельную цель. В самом деле, они стремятся войти в славный город святых, в небесное отечество, в жилища и домы нерукотворные (2 Кор 5, 1), а раз их ум туда устремлен, то они таковы в самих себе, как если бы уже вошли в тот город, озарились его славой и, живя еще как они есть во плоти, получили часть в нем силою своей прекрасной решимости и поставленной себе цели: они ожидают, находясь в мире сем, войти в город, художник и строитель которого – Бог (Евр 11, 10). Жилища века сего прогнили и не имеют прочного основания. При кончине века все его дела и постройки погибнут, ибо небеса свернутся, как книжный свиток, и земля прейдет (Ис 34, 4). Где будет все преславное и великое мира, когда подступит пора его разрешения? Собери мне богатство, золото, серебро, имения и всю красивость и обеспеченность, какие дает богатство, и начни строить из них город; мудрость, славу, почести, власти воздвигни словно крепостную стену города и придай ему все благоустроение века сего – и когда завершишь город, не будет иметь город ни опоры, ни крепости. Ибо вот, прогнили основания стен и падают они, и все, что есть в городе, гибнет и пропадает. Настолько вся привлекательная пестрота века сего тленна и гибельна.
2. Но вы прекрасно делаете, строя строения нерушимые и никогда не истлевающие; ибо вы стараетесь положить основание ваше на камне (Лк 6, 48), а основание, воздвигнутое на камне, никогда не падет, как говорит писание: "Царство Небесное подобно мужу благоразумному, который копал, углубился и положил основание на камне; оттого, когда случилось наводнение и ударили ветры, он не упал; потому что основан был на камне" (Мф 7, 24-25; Лк 6, 48). Что же такое это нерукотворное строение? Души верные, любящие Господа; ибо их строит мудрый зодчий Иисус Христос на камне, на самом Господе, на Слове Его животворящем, на божественной силе, на Святом Духе. А что такое камни? Чистые и добрые помыслы природы Адамовой; ибо они подобны небесному Камню и соразмерно мере Его выстраиваются – как говорит Писание? – пока мы не придем "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4, 13). Но есть и другое строение, на песке, – души грешные, мирской ум, люди, впадающие в плотские страсти. Они строятся лукавыми помышлениями на духе диавольском. Что такое здесь камни? Злые помыслы, прикованные к греховным удовольствиям. Такое строение, на песке, истлело и распалось.
3. Стучащие уже теперь в двери (Лк 13, 25), обдумывающие будущие вещи, словно настоящие, намного более благоразумны. В самом деле, размышляя о тлене и распаде века сего, они презирают привязанность к плоти, поскольку знают, что за этим последует разрешение тел; сообразив опять же, что все кажущееся богатство обречено на гибель и исчезновение, они презирают все видимое; вспоминая же о совершившихся осуждениях грешников и о понесенных ими различных карах, они утверждаются в заботе и страхе и укрепляют свои души, чтобы не впасть в геенну и в муки. Думая затем о городе святых и о великих мужах, отцах наших, пророках, апостолах, мучениках, о небесной красоте и божественной славе, в которую оденутся святые в награду за свою прекрасную решимость, они хоть и в веке сем пребывают, но как бы уже вкушая нездешние блага. И, упражняясь в таком упражнении, они приближаются к своему Небесному Отцу. Поистине от одного и того же человека после преступления Адамова идет и доброе и злое, они же избрали и предприняли брань против зла, испросили оружие у Отца своего Небесного и с Его помощью бились и победили, угасив раскаленные стрелы греха (Еф 6, 16). Поэтому куда входят они, туда желают заглянуть ангелы (1 Петр 1, 12); ибо возлагаются венцы драгоценные на головы их (Апок 4, 4). Начинают тогда ангелы говорить один другому: кто они, удостоившиеся такой славы и таких венцов, что их ведут в место почетнейшее нашего? И Господь говорит им: справедливо предпочесть их вам; ведь они за имя Мое (Мф 24, 9) и заповедь Мою выходят из мира и пренебрегают веком тем, терпят нищету, насмешки и поношения в том мире, осаждаемы сатаной, борются и состязаются с ним и не побеждены им, труждаются и наполняют днем и ночью глаза свои слезами в служении Мне, несут обиду креста Моего на плечах своих и страсти Мои в теле своем. Приемлет такие души Господь и приводит их к Отцу со словами: смотри, вот чистые девственницы, слушавшиеся Твоей заповеди; прими их в лоно Духа Твоего и в благословенные объятия Света Твоего. Ради них ведь преклонил Я колена на земле и обливался слезами, говоря: "Отче Святый! Освяти их и сохрани их от зла, чтобы они были с Нами в единое тело и в единый дух" (Ин 17, 11-17; 22). Я не только ради них одних призывал Тебя тогда и молился, но и ради всего собора святых" (ибо Его долготерпение и служение в мире для того было, – ради хотящих сделаться служителями Его и быть Его угодниками и наполнить своим небесным собором мирное Его царство). И Отец веселится о них, говоря: "Наследуйте царство, уготованное вам; Я и Сын Мой будем с вами в единый дух и единое сообщество" (Мф 25, 34). И Он ведет такие души к успокоению, на престолы славы и к веселию. Свидетельствует о них и ангельское воинство, окружавшее их, когда они состязались, когда они упорствовали в борении и свои молитвы, посты и бдения приносили Господу.
4. Утверждаясь в нищете, через самую эту нищету вы приобретаете себе небесное богатство. Ибо упражняя тела ваши в ночлеге на голой земле, в коленопреклонении, в молитве, вы становитесь прекраснее одетых в порфиру. Ведь одетые в порфиру не служат Господу, вы же среди суровых лишений и в видимом голоде идете поклоняться Господу и славословить Его. Только, пребывая в такой нищете и наготе, не сделайтесь нерадивыми, имейте примером и целью Господа и пройденный Им трудный путь. Когда утомишь свое тело и изнуришься, вспомни о теле Господа, как бил его Пилат и как Он изнемогал на Своем пути. Когда не будет у тебя ночлега, вспомни, что Господь творений, ходя по земле, так сказал: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову" (Мф 8, 20; Лк 9, 58), – и успокоишься. Когда будешь странствовать, вспомни, что ноги Господа были в пыли все то время, какое Он пробыл на земле, разве только однажды, ради пророчества, Он сел на осла. Когда зальешься слезами, вспомни, что Господь оплакивал падение твое, молясь Отцу "с сильным воплем и со слезами многими", да спасешься от смерти (Евр 5, 7). Когда будут издеваться над тобой люди, представь пощечины Его и оплевание Его и укрепись в смирении своем. Да и твой ночлег на голой земле не жесточе тернового венца, увенчавшего Его голову. Все ангелы, все святое воинство радуются Жениху и невесте, играя на трубах и кифарах. Как при видимом браке богатого человека, на который стекается весь город и пригороды и каждый хочет быть дружкой, чтобы служить жениху и невесте, так стекается и вся небесная церковь, когда душа вступает в брак с небесным Женихом. Как во время жатвы каждый надеется пожать то, что в пору засеял, и принять от земли плоды, так и если кто сделал что в настоящее время (Рим 3, 26), то самое встречает его и в Царствии Небесном. Есть христиане на словах и есть христиане на деле. Взмолимся же, чтобы свершилось в деле и силе и в полной мере говорившееся среди нас. Ибо опыт много надежнее всего, что стоит на пустых словах. Слава состраданию Христову и беспредельной Его милости во веки веков. Аминь.
Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library