Новые духовные беседы преп. Макария Египетского   [Содержание]


III

1. Древо беззащитное, крест безоружный, мертвое тело победило и истребило диавола и ангелов его: Сильнейший победил и предал смерти сильного воина собственным его оружием (Мф 25, 41; Лк 11, 21-22). И ныне ко всякой ищущей Его душе Он воистину приходит и в единении с ней сокрушает и истребляет силу зла, которая подстерегает нашу душу и угнетает ее. Такая должна быть тоска и такая любовь души к обрученному ее жениху Христу, какова тоска и любовь добродетельной и преданной жены, которая, видя мужа под стражей, в цепях и иных мучениях, из-за своей любви к нему кажется вместе с ним связанной, вместе с ним страдающей и, истязуемая в сердце своем, больше мучится, чем сам гонимый. И как Мария, предстоя распинаемому Господу (Ин 19, 25), лила слезы, стонала под жалом тоски и казалась сама распинаемой, так и душа, любящая Господа, загоревшаяся огнем желания и рвущаяся воистину слиться со своим женихом Христом, должна страдать Его страданиями, всегда имея пред очами раны Его, за нее полученные, и вспоминая, сколько страдал за нее Бесстрастный, как за нее был наказан Неподлежащий никаким наказаниями и как, будучи образом Божиим, Он принял образ раба (Фил 2, 6-7), – должна во всем сострадать и соединяться с Ним, тогда она с Ним и сопрославится (Рим 8, 17). И как тогда силой Божьей был отвален камень гробницы и Мария увидела Господа (Мф 28, 2; Ин 20, 14), так силой и заботой Святого Духа камень, лежащий на душе, покрывало греха (2 Кор 3, 14-16), откатывается и уничтожается и душа, распрямившаяся и избавившаяся от тяжкого камня греха, удостаивается видеть лицо Христово и успокоиться в Духе Его. Всякая душа, любящая Господа, бывает терзаема злыми демонами, ополчающимися на нее и мешающими идти к жизнетворцу Иисусу. Но это случается с попущения и повеления Божьего: это Он испытует ее, истинно ли она любит Господа, хватит ли ей мужества перемочь мучительный гнет, не отречется ли оробев от Него, уклонившись от тягот пути и бежав с войны против духов злобы; а медлящая душа, долгие годы откладывающая испытание злом, осуждается перед лицом Господа, лишается его щедрот и не удостаивается никакой помощи.

2. Но видя мужество души, ее терпение среди испытаний и то, что она вышла окрепшей из огня, Господь открывается в благости Своей, является в озарении блистательного Своего света и, призывая ее к Себе, говорит: "Приди с миром, возлюбленная моя" (Песн 2, 10; 5,7). А она, прибежав к Нему, плачется Ему и говорит: почему, Господи, так надолго Ты покинул меня на злые страдания и на издевательства врагов? Встретили меня, когда я искала Тебя, стражи ночи, обходящие город, и мучили меня. Господь же, лучась несказанным светом, успокаивает, утешает ее и говорит ей в ответ: Хороши слова твои; приди же с миром, возлюбленная моя, голубка моя. И беседует с ней, показывая ей следы гвоздей и напоминая: Вот следы гвоздей, вот бичи, вот оплевания, вот раны; все это за тебя, многими ранами ранимую и многими врагами терзаемую в великом страдании, Я претерпел. Я в Своем человеколюбии пошел искать тебя и освободить тебя, потому что изначально по Моему образу Я сотворил тебя и Своей невестой сделал тебя; и за тебя пострадал, бесстрастный, и, не оскорбляющий, много перенес оскорблений ради твоего искупления. А ты ради самой себя, столько зла в себе имевшей и в такой мрак погруженной, не должна была пострадать и помучиться? И собеседуя мирно и отвечая душе, Он открывает ей, что Сам научил ее и переносить страдания и Сам тайно давал ей силу в испытаниях и подкреплял ее.

3. Услышав Его, душа соглашается, что ничего своего не имела, но все от Господа, прекрасного своего и цветущего Жениха (Песн 1, 15; 2, 9). Сознав же волю, и любовь, и желание, которые Он вложил в нее, она от полноты сердца отвечает и говорит: Вот, Господи, взгляни на это тело непорочное, взгляни на эту душу чистую, прими меня всю под Твою хранительную десницу, в Твое мирное лоно. Открывается ей Господь в двух видах, в Своих ранах и в сиянии Своего Света, и видит душа страдания, которые Он за нее перенес, видит блистательную славу Божественного Его света и преображается по Его подобию, восходя от славы к славе, словно силою Господня Духа (2 Кор 3,18); ив обоих видах усовершаясь, в виде страдания и в виде исполненного славы Света, она как-то забывает свою тварность, приемлемая Богом, соединяясь и сливаясь с небесным человеком и Духом Святым, сама становясь духом (1 Кор 15, 47-48). Как изголодавшийся нищий, который ходил от дома к дому в поисках дневного пропитания (Иак 2,15), но сделался вдруг царем, забывает прошлую нищету из-за попавшего ему в руки счастья, так и душа, обогатившаяся небесным богатством, уже не помнит о прежних бедах. Ведь если даже Христос, по природе будучи образом Божиим, как-то забыл Свою славу, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Фил 2, 6-7), то насколько легче душе, воспринявшей Божественную природу, сущность и силу, забыть прежний позор.

4. Призовем же Господа и будем ждать Его явления в любви и нашего отныне избавления от мрака, чтобы в воскресении и тело немощное озарилось сокровенным озаряющим душу светом, само сделавшись причастным Его славе. Господь близко (Фил 4,5), лишь бы только мы в истине сердца искали Его. Всякий, слушающий слово, пусть стремится расслышать сокровенное слово истины и от него научиться всей праведности. Смотри же, человек, надеющийся получить часть в Боге и сочетать душу с духом Господним, какое тебе надо принять гражданство, какой избрать образ жизни и в каком гражданствовании пребывать и совершенствоваться. Все это ты должен делать и являть, насколько есть в тебе силы. Аминь.

 

[Содержание]


Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library