Patrologiae graecae, t. 40, после Слов. 
  - Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему 
  стремление, мужество и безленостность. 
  
- Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что 
  достиг в бессмертие: рассуждение, тонко различающее страсти одну от 
  другой, - предувидение всего прежде времени, и несосложение ни с 
  каким чуждым помыслом. 
  
- Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы 
  никакого человека, сносить без смущения все случающееся и благотворить зло 
  творящим. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать 
  злобы человека рождает любовь; сносить без смущения все случающееся приносит 
  кротость; благотворить злотворящим приносит мир. 
  
- Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение 
  заповедей (послушание), самоутеснение и смиренномудрие. 
  
- Авва Исаия сказал: я смотрю на себя, как на лошадь блуждающую, у которой 
  нет хозяина; всякий, кто ни найдет ее, садится на нее и ездит: и когда этот 
  пустит ее, берет ее другой и тоже садится и ездит. 
  
- Храни себя, чтоб не услаждаться тем, чем прежде грешил, чтоб не 
  возобновились в тебе прежние грехи. Люби смирение, и оно покроет тебя от 
  грехов твоих. Дай сердце свое в послушание отцам твоим, и благодать Божия 
  вселится в тебя. Не будь мудр сам о себе, чтоб не впасть в руки врагов своих. 
  Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение. Сидя в келлии, 
  трем вещам прилежи: рукоделию, богомыслию и молитве. Каждодневно думай, что 
  ныне имеем мы потрудиться в мире сем, а завтра - не знаю; и не согрешишь пред 
  Богом. 
  
- Не будь чревоугодлив в принятии пищи, чтоб не возобновились в тебе прежние 
  грехи твои. Не унывай ни в каком труде, чтоб не подвергнуться нападкам со 
  стороны врага. Понудь себя на поучение (тайное), и скоро придет к тебе 
  упокоение в Боге (покой Божий). Заставляй себя долго молиться с плачем, и, 
  может быть, помилует тебя Бог и совлечешь с тебя ветхого человека, 
  грехолюбивого. 
  
- Труд, нищета, странничество, злострадание и молчание рождают смирение, а 
  за смирение прощаются все грехи. 
  
- Если борет тебя блуд, преутруждай себя непрестанно бдением, алчбою и 
  жаждою, и смиряйся пред всеми; если чья красота телесная начнет влечь сердце 
  твое или похотение жены, вспомни о зловонии (какое будет во гробе), - и 
  успокойся. 
  
- Брат! Пока находишься ты в жизни сей, не давай покоя телу своему; и не 
  верь ему, когда видишь, что оно покойно от страстей. Ибо демоны часто 
  притаиваются на время; и, если человек вознерадит о своем спасении, внезапно 
  нападают на бедную душу, и захватывают ее, как малую птицу; и если преодолеют 
  ее, то без милости смиряют ее всяким грехом. Будем же стоять в страхе Божием и 
  хранить себя, продолжая делать делания свои и соблюдать все добродетели, 
  которые полагают препону злобе врагов. Труды и подвиги настоящего краткого 
  времени не только сохраняют нас от злых дел, но и венцы приготовляют душе 
  прежде исхода ее из тела. Постараемся же мы, имеющие печать святого Крещения, 
  отстать от грехов своих, чтоб обрести милость в день суда. Подвизаемся, 
  возлюбленные: ибо время близ. Блажен, имеющий заботу сию день и ночь. 
  
- Если сердце твое расхищается и ты не знаешь, как управить его, знай, что в 
  такое расхищение влечет его какое-нибудь деяние твое, хотел ли ты того или не 
  хотел. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света 
  свечей (Суд.7:19-20); так, если человек не презрит тела своего, то не увидит 
  света Божества. 
  
- Если в городе, огражденном стенами, малая какая часть стены разгородилась, 
  то враги, если хотят войти в город, все внимание свое обращают на этот пролом, 
  чтоб чрез него войти. Стражи хоть и стоят у ворот, но противостоять врагам не 
  могут, если не восстановлена будет разоренная часть. Так невозможно монаху 
  противостоять врагам своим, когда им обладает какая-либо страсть; и не может 
  он достигнуть в меру совершенства. 
Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана 
Затворника. - М.: "Правило веры", 1998, сс. 341-345 
  
  
  
    | Copyright © 2001-2004, Pagez, 
      webmaster(a)pagez.ru 
 
 |