Patrologiae graecae, t. 40, после Слов.
- Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему
стремление, мужество и безленостность.
- Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что
достиг в бессмертие: рассуждение, тонко различающее страсти одну от
другой, - предувидение всего прежде времени, и несосложение ни с
каким чуждым помыслом.
- Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы
никакого человека, сносить без смущения все случающееся и благотворить зло
творящим. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать
злобы человека рождает любовь; сносить без смущения все случающееся приносит
кротость; благотворить злотворящим приносит мир.
- Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение
заповедей (послушание), самоутеснение и смиренномудрие.
- Авва Исаия сказал: я смотрю на себя, как на лошадь блуждающую, у которой
нет хозяина; всякий, кто ни найдет ее, садится на нее и ездит: и когда этот
пустит ее, берет ее другой и тоже садится и ездит.
- Храни себя, чтоб не услаждаться тем, чем прежде грешил, чтоб не
возобновились в тебе прежние грехи. Люби смирение, и оно покроет тебя от
грехов твоих. Дай сердце свое в послушание отцам твоим, и благодать Божия
вселится в тебя. Не будь мудр сам о себе, чтоб не впасть в руки врагов своих.
Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение. Сидя в келлии,
трем вещам прилежи: рукоделию, богомыслию и молитве. Каждодневно думай, что
ныне имеем мы потрудиться в мире сем, а завтра - не знаю; и не согрешишь пред
Богом.
- Не будь чревоугодлив в принятии пищи, чтоб не возобновились в тебе прежние
грехи твои. Не унывай ни в каком труде, чтоб не подвергнуться нападкам со
стороны врага. Понудь себя на поучение (тайное), и скоро придет к тебе
упокоение в Боге (покой Божий). Заставляй себя долго молиться с плачем, и,
может быть, помилует тебя Бог и совлечешь с тебя ветхого человека,
грехолюбивого.
- Труд, нищета, странничество, злострадание и молчание рождают смирение, а
за смирение прощаются все грехи.
- Если борет тебя блуд, преутруждай себя непрестанно бдением, алчбою и
жаждою, и смиряйся пред всеми; если чья красота телесная начнет влечь сердце
твое или похотение жены, вспомни о зловонии (какое будет во гробе), - и
успокойся.
- Брат! Пока находишься ты в жизни сей, не давай покоя телу своему; и не
верь ему, когда видишь, что оно покойно от страстей. Ибо демоны часто
притаиваются на время; и, если человек вознерадит о своем спасении, внезапно
нападают на бедную душу, и захватывают ее, как малую птицу; и если преодолеют
ее, то без милости смиряют ее всяким грехом. Будем же стоять в страхе Божием и
хранить себя, продолжая делать делания свои и соблюдать все добродетели,
которые полагают препону злобе врагов. Труды и подвиги настоящего краткого
времени не только сохраняют нас от злых дел, но и венцы приготовляют душе
прежде исхода ее из тела. Постараемся же мы, имеющие печать святого Крещения,
отстать от грехов своих, чтоб обрести милость в день суда. Подвизаемся,
возлюбленные: ибо время близ. Блажен, имеющий заботу сию день и ночь.
- Если сердце твое расхищается и ты не знаешь, как управить его, знай, что в
такое расхищение влечет его какое-нибудь деяние твое, хотел ли ты того или не
хотел. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света
свечей (Суд.7:19-20); так, если человек не презрит тела своего, то не увидит
света Божества.
- Если в городе, огражденном стенами, малая какая часть стены разгородилась,
то враги, если хотят войти в город, все внимание свое обращают на этот пролом,
чтоб чрез него войти. Стражи хоть и стоят у ворот, но противостоять врагам не
могут, если не восстановлена будет разоренная часть. Так невозможно монаху
противостоять врагам своим, когда им обладает какая-либо страсть; и не может
он достигнуть в меру совершенства.
Поучения Аввы Исаии отшельника в переводе Святителя Феофана
Затворника. - М.: "Правило веры", 1998, сс. 341-345
Copyright © 2001-2004, Pagez,
webmaster(a)pagez.ru
|